ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ПИЩЕВЫЕ РАСТЕНИЯ» для 5-6 классов

1001 идея интересного занятия с детьми

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ПИЩЕВЫЕ РАСТЕНИЯ»


Евченко Наталья Алексеевна, МБОУ СОШ № 4, учитель химии и биологии, Краснодарский край


Предмет (направленность): биология и экология


Возраст детей: 5-6 классы.


Место проведения: вне класса.


Цель: познакомить учащихся с произведением Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» и, основываясь на содержании произведения, рассказать ребятам о роли необычных, на наш взгляд, пищевых растений.

Образовательные задачи:

закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках экологии и биологии.

Развивающие задачи:

развитие творческих способностей ребят.

Воспитательные задачи:

дать рекомендации, как правильно вести себя в лесу, какие растения, произрастающие в нашем районе, съедобные, их использование человеком.

Оборудование: рисунки, гербарный материал растений.

Действующие лица: сказочник, сказочница, ромашка, мать-и-мачеха, подорожник, шиповник, спорыш, герань, пион, чтецы.

Ход мероприятия

Мероприятие проводится в форме театрализованного представления, заранее готовится для выступления инициативная группа ребят. Ребята выступают в костюмах.

Учитель: 25 апреля 1819 года в Англии вышла книга, которой суждено было пережить века и стать одной из самых популярных и читаемых. Эта книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Герой ее стал любимым для многих поколений ребят. Они видят в нем человека мужественного, изобретательного, человека, нашедшего в себе силы не пасть духом в трудных обстоятельствах.

Робинзон: Вот уже около 300 лет живу на свете! Кто бы мог подумать, что судьба сыграет со мной такую шутку. Выбросив меня на берег и едва не лишив жизни, она впоследствии сделала меня долгожителем. Видно, не суждено мне было погибнуть в морской пучине! 28 с лишним долгих лет пробыл я на необитаемом острове почти в полном одиночестве. Правда, с самого начала мне повезло. Остров, на который меня выбросило, был поистине райским уголком. Круглый год лето. С корабля мне удалось взять все, что смогли унести крепкие мужские руки: оружие, одежду, инструменты…Единственная беда - не знал окружающих дикорастущих растений. Мне очень хотелось постигнуть свойства этих растений. Но, увы! Я так и не открыл их секретов. На мое счастье, на острове росли знакомые мне виноград и апельсиновые деревья. А если бы судьба забросила меня в тайгу или, к примеру, в леса средней полосы России? Плохо бы мне пришлось. Так что, друзья мои, будьте любознательны, изучайте окружающий мир, чтобы во всеоружии знаний встретить удары судьбы, если они выпадут на вашу долю! Искренне ваш - Робинзон Крузо!

(Уходит, выходят на сцену два ведущих.)

Ведущая: Имя Робинзона Крузо стало нарицательным. Так называют людей, оказавшихся с природой один на один. Казалось бы, развитие техники избавит людей от слепых сил природы. Терпит аварию сверхзвуковой самолет, и пилот, приземлившийся на парашюте, оказывается один на один с тайгой. Человек, отправившийся на выходные дни порыбачить на уединенном острове в Каспийском море, остается без лодки, целый месяц проводит в положении Робинзона, только на этом острове нет пальм и апельсиновых деревьев, а температура воды всего +7 градусов. И таких примеров множество. Робинзонами поневоле часто становились во время войны. Так, блокадный Ленинград представлял собой как бы остров. Ведь он был отрезан фашистами от остальной территории России. Продовольственные склады разбиты. Люди пережили страшную, голодную зиму. Весной, когда на бульварах и скверах зазеленела молодая трава, люди кинулись искать съедобные растения. В этом было спасение. Но не все знали, какие растения можно употреблять в пищу. Ученые рассказывали о полезных свойствах растений, их образцы выставляли в школьных коридорах, столовых и продуктовых магазина. Надо сказать, что этот «подножный» корм спас жизнь многим ленинградцам.

Ведущий: В условиях войны в положении Робинзона часто оказывались партизаны, и знание родной природы во многом помогало им выходить победителями. Так уж устроен человек, что стремится проверить себя в самых сложных испытаниях. И сегодня совершаются наитруднейшие переходы через пустыни, смельчаки в одиночку на шлюпке пересекают океаны, высаживаются на необитаемые острова и пытаются там найти средства к существованию, идут в тайгу, не имея продовольствия, и питаются, в прямом смысле, подножным кормом…

Выйти победителями из всех этих ситуаций людям помогают сила духа, хорошая физическая подготовка и, конечно, знания родной природы. Сегодня такими Робинзонами станем мы с вами. Будем учиться распознавать растения, проявим ловкость и сноровку, проверим умение ориентироваться на местности.

Итак, начинаем!

ПАНТОМИМА. (Отряд заблудился в лесу).

Под музыку через весь зал бодро шагает отряд Робинзонов. Они собрались в поход и экипированы соответственно. Отряд поднимается на сцену. Характер музыки меняется. Ребята заблудились. Робинзоны пытаются ориентироваться по пням, веткам, мхам на деревьях. Один из них вспоминает, что у него есть компас и карта. Все радостно собираются вокруг карты, неумело ее крутят, рассматривают компас и дружно показывают в разные стороны!

Очень хочется кушать! Один из Робинзонов вытряхивает крошки из кармана и отправляет их в рот, другой выкапывает корешки и пробует их - не съедобны, кто-то находит листья и ягоды и начинает их жевать - очень горько! Двое Робинзонов пытаются развести костер под кронами деревьев - их останавливают. В довершении всех бед один из Робинзонов повреждает ногу; ему пытаются помочь, прикладывая к ране первое попавшееся растение, от чего страдания больного еще больше усиливаются. Спасают Робинзонов старичок и старушка, которые указывают им дорогу. Под бодрую музыку ребята спускаются в зал и хором произносят: «Ура! Наконец-то мы вышли к людям!».

Учитель: Ребята, что случилось с отрядом, как вы думаете? (Ребята из зала отвечают).

(Стихотворение Р. Рождественского)

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос.

А сумрачный навес широколапых елок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.


То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,

То запахом грибным у срубленного пня.

Зальется пеночка короткой, четкой трелью,

И ветер прошумит в сухой истоме дня.


Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и все в себе живое,

Ты испокон веков сдружился с человеком.

Берет он для себя от щедрости твоей

Грибы и ягоды по солнечным просекам,

И пищу, и жильё, и мачты кораблей.


Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила

Для всех, умеющих их тайны разгадать!

Ведущий: Сейчас наши лесовички расскажут вам о тайнах леса.

Лесовичок 1. Как испечь хлеб в лесу.

У топкого берега реки видна стройная заросль тонких растений с черными, бархатными шишками и длинными, линейными, как у злаков, листьями. (Показывает растение). Часто это растение называют камышом, хотя правильное его название – рогоз и относится оно к семейству рогозовых. Черный початок – это соцветие пестичных цветов. Семян образуется великое множество, все они с пушинками, и поэтому ветер их переносит из одного водоема в другой. Поплавав два – три дня, семена тонут и на следующий год прорастают. Растение это очень полезное! Стебли и листья можно использовать на корм скоту, из них плетут циновки и корзины, покрывают в селах крыши сараев. Но самое ценное у рогоза – корневище. В нем содержится сахар, крахмал, мука. Для этого корневище разрезают на кусочки длиной примерно в один сантиметр и высушивают над огнем до тех пор, пока они не будут разламываться с сухим треском. Затем их измельчают. Из муки, приготовленной таким образом, в Астрахани еще в прошлом веке пекли хлебцы, бисквиты и пряники!

Лесовичок 2. Съедобное растение Кубанских плавней.

А еще можно приготовить муку и испечь хлеб из корневищ тростника. Растет он вместе с рогозом по берегам рек, болот и озер. Тростник такой же высокий, как и рогоз, но стебель его - соломина, листья тонкие и длинные, сине-зеленого цвета, на верху стебля густая метелка темно-фиолетового колоска. Над рекой часто бывает ветер, но стебель тростника не ломается. Это потому, что листья растений поворачиваются ребром к ветру, а гибкая соломина не ломается, а гнется. Корневища тростника опутывают влажную почву. Они нежны и сладки, раньше их ели сырыми, вареными и печеными. В них содержится до 50% сахара. И не мудрено. Ведь наш тростник - родственник знаменитого сахарного тростника!

Лесовичок 3.

О полезных свойствах лопуха.

«Лопух» - говорят о человеке простодушном, доверчивом. «Пристал, как репей» - это тоже о лопухе. Словом, сорное, никому не нужное растение, символ навязчивости. Выйдешь на улицу летом в станице, а он тут как тут - у крыльца, у помойки, у дороги в канаве. Всюду. Так и просится к человеку, словно говорит: «Приглядись ко мне внимательнее, уж не так я и плох». И на самом деле, лопух очень полезен. Чтобы оценить лопух, надо докопаться до его корней. Корень у однолетнего лопуха просто замечательный. На хороших почвах он достигает толщины крупной моркови, только длиннее. Его можно есть сырым, варёным, жареным, печёным. Его можно класть в суп вместо картофеля и петрушки. В нём содержится 12% белка и 45% сахара. Поэтому из корней лопуха можно получить сладкое повидло. А ещё лопух используют как наружное лечебное средство. Из корней лопуха, если их настоять на оливковом масле, можно получить репейное масло для укрепления волос. Вот так полезен лопух, всем нам знакомое растение, живущее возле нашего дома! Это растение вы можете использовать, заблудившись в лесу.

Учитель: Ребята, а сейчас давайте сделаем вывод. Что мы сегодня с вами узнали?



ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Ю. Школьник. Растения. Полная энциклопедия. Москва: ЭКСМО, 2007.

2 Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». http://www.tonebooks.com/children/104-daniel-defo-robinzon-kruzo.html. 2010.

3. В.А. Рождественский. Стихотворение «Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный» http://chelgorlesopark.ucoz.ru/forum/4-7-1, 2009.
















5

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.