Выпускная квалификационная работа «Современные тенденции использования проектной деятельности младших школьников в условиях технологического образования»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

«Владимирский Государственный Гуманитарный Университет»

Выпускная квалификационная работа

«Современные тенденции использования проектной деятельности младших школьников в условиях технологического образования»

Выполнила:

Парфенова Анастасия Николаевна.

Владимир 2010.

План

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Проектная деятельность младших школьников в условиях

технологического образования…………………………………………………5

    1. Проектная деятельность школьников: сущность понятия………………5

    2. Проектная деятельность как вид учебной деятельности………………9

    3. Проектная деятельность в системе технологического

образования………………………………………………………………..19

Глава II. Проектный метод в условиях личностно — ориентированного

обучения младших школьников……………………………………… 23

    1. . Развитие младших школьников в процессе проектной

деятельности………………………………………………………………23

    1. . Критерии и показатели эффективности технологического образования

школьников………………………………………………………………..39

2.3. Проектная деятельность — как подготовка к профессиональному самоопределению и самовыражению…………………………………………..43

Заключение……………………………………………………………………….45

Список литературы………………………………………………………………47

Приложение………………………………………………………………………48

Введение.

В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым возможно не стихийно, на бытовом, житейском уровне, а целенаправленно, в процессе специально организованного обучения. Но как показал анализ научно – методической литературы, обучение проектированию в настоящее время является прерогативой средних и высших профессиональных учебных заведений инженерной направленности. Остальные звенья образовательного процесса в этом не задействованы.

С 1993 года технологическое образование постепенно внедряется с 1 по 11 классы в Российских школах. Технология в школе — это образовательная область , цель которой – сформировать у школьников знания о способах преобразования материалов , сырья , энергии и информации в нужный для человека продукт , а также умения рационально использовать полученные знания. Преобразовывая, человек должен брать на себя ответственность за результаты своей деятельности перед нынешними и грядущими поколениями.

Ведущим методом обучения младших школьников технологии является метод творческих проектов. Этот метод обучения учащихся подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта ,результатом которого является изделие или услуга .Деятельность учащихся по выполнению творческих проектов от идеи до её полного воплощения в изделие или услугу является проектной деятельностью Применение метода проектов на уроках трудового обучения – сфера мало изученная и в педагогической литературе почти не освященная. Именно поэтому мы избрали тему ВКР: «Современные тенденции использования проектной деятельности младших школьников в условиях технологического образования»

Объект нашего исследования: «Современные тенденции использования проектной деятельности в современной школе».

Предмет исследования: возможности использования проектной деятельности на уроках трудового обучения в начальных классах.

Цель нашей ВКР – изучив современные тенденции использования проектной деятельности в педагогике, предложить возможности их внедрения на уроках трудового обучения в начальной школе.

Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить теорию вопроса, имеющиеся в периодике практические наработки учителей;

  2. Представить возможности использования проектной деятельности на уроках трудового обучения;

  3. Разработать схемы этапов и результатов процесса творчества учащихся, схемы компонентов структуры учебной деятельности;

  4. Предложить адаптированную к урокам трудового обучения схему прjектной деятельности младших школьников;

  5. Разработать критерии технологического образования для 1- 4 классов;

  6. Разработать дневник выполнения творческого проекта;

  7. Представить варианты творческих проектов в подробном виде ( как образец для учителя, а также детские пробы).

Исходя из поставленных целей и задач мы выдвинули следующую гепотизу: современные тенденции использования проектной деятельности приминимыв условиях технологического образования в начальной школе и применение проектной деятельности способствует повышению эффективности уроков.

Методы исследования которые мы использовали: эмпирические, а именно: беседа, наблюдение в ходе практической деятельности, анализ результатов практической деятельности учащихся.

Глава 1. Проектная деятельность младших школьников в условиях технологического образования.

1.1. Проектная деятельность школьников: сущность понятия

Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект — это прототип, идеальный образ предполагаемо­го или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях — план, замысел какого-либо действия. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» рассматривается как вид профессио­нальной деятельности. Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении. Как отмечает И.И. Ляхов, в настоящее время усилился процесс проектизации знания, культуры и произ­водства (имеются в виду проектные разработки научно-исследова­тельских программ, творческих планов, целевых программ и сис­тем управления хозяйственно-экономическими, производствен­ными, социокультурными и другими процессами). Таким образом, проектность (в личностном и социальном плане) — определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков со­временной культуры едва ли не во всех ее основных аспектах, свя­занных с творческой деятельностью человека. Проектностью про­низаны наука, искусство, психология человека: в его отношении к миру, к социальной и предметной среде, в формах потребления и творчестве присутствует проектное переживание мира (В.Ф. Сидоренко).

Степень овладения проектной деятельностью, ее качественными характеристиками является показателем проектной культуры человека. Культура — одна из систем управления социальной жизнью.

В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым возможно не стихийно, на бытовом, житейском уровне, а целенаправленно, в процессе специально организованного обучения. Но как показал анализ научно-методической литературы, обучение проектированию в на­стоящее время является прерогативой средних и высших професси­ональных учебных заведений инженерной направленности. Осталь­ные звенья образовательного процесса в этом не задействованы. В то же время, как отмечают известные современные ученые (И.А. Зимняя, В.В. Рубцов, В.Ф. Сидоренко и др.), обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром, снимающего противоре­чия технологического этапа современного общественного развития в целом и образования в частности.

Реформирование содержания школьного образования открыва­ет широкие горизонты для реализации вышеназванного подхода. Кроме того, обогащение учебного процесса образовательной облас­тью «Технология» предполагает освоение проектной деятельности уже с младшей школы в процессе выполнения учебных творческих проектов.

Слово проект в последнее время приходится слышать всё чаще: почти каждый день представляются новые проекты на телевидении, в образовании, медицине, организации разных сторон жизни и быта. Этот процесс отдельные исследователи склонны расценивать как проявление «общей проектизации знания, культуры и производства», как характерный признак современной культуры. Однако, при более внимательном рассмотрении можно заметить, что в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело лишь со словом, которое используется в описании самых привычных и давно известных видов деятельности. Например, еще совсем недавно сказали бы: «В этом году музей представляет зрителям одну из крупнейших коллекций картин», а сегодня о том же самом говорят: «Музей представляет один из крупнейших выставочных проектов года». Можно еще поспорить, какое речевое выражение точнее передаёт суть происходящего.

В словарях приводятся следующие значения слова проект: 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел.

Каждое из этих значений касается определённой стороны проектной деятельности. В дидактическом плане самым важным и существенным является последнее из всех приведённых значений. Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. [ Конышева]

С целью внесения большей ясности в рассмотрение проблемы проведем сравнительный анализ учебной проектной деятельности школьников и профессиональной проектной деятельности, осуществляемой специалистами в условиях реального производства, определим имеющиеся сходства и различия. Как отмечают исследователи, определённое сходство между ними есть, тем не менее – это два разных вида деятельности.

Сходство заключается в том, что в основе того и другоговида лежит одна и та же принципиальная модель («черный ящик») (Т.В.Кудрявцев использует выражение «проблемный ящик») эта модель определяет, что проектная деятельность субъекта будет в любом случае носить поисеовый характер. Она основывается на исследовательской работе, существенными чертами которой являются выдвижение гипотез и некоторые предварительные ответы на поставленную проблему. Гипотезы затем проверяются практическим путем. Исследование, проводимое в процессе разработки проекта, в любом случае будет одной из форм познавательной деятельности, а его результатом будет или новое знание, или новый способ действия. Что касается различий, то они начинаются уже с целей данных видов деятельности.

Основной целью профессиональной, трудовой проектной дея­тельности является производство общественно ценного продукта в виде какого-либо технического проекта, представленного чаще все­го в графической форме — чертежи, схемы, иногда в виде макета буду­щего изделия, объекта проектирования. Воплощение созданного проекта в жизнь от­носится к целям деятельности представителей других профессий. В отличие от этого, проектная деятельность школьников служит для развития разных сторон личности ребенка. Поэтому основным про­дуктом профессиональной проектной деятельности является техни­ческий проект, а для проектной деятельности школьников конечным продуктом является готовое изделие, то есть реальная закон­ченная вещь, имеющая субъективную ценность. В качестве средства обучения проектная деятельность школьников позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности и трудности для ученика. В проектной же деятельности профессионала извне за­дается в общем случае лишь тема проекта, а его содержание и уро­вень сложности определяются самим субъектом труда и зависят от многих внешних факторов. Таким образом, проектная деятельность школьников может рассматриваться как самостоятельная психо­лого-педагогическая категория.

Различие в целях проектной деятельности профессионала и школьника определяет и различие в мотивации самой проектной де­ятельности. Профессионалом руководит совокупность мотивов со­циального и личностного характера: профессиональный долг и от­ветственность за свой труд; получение вознаграждения за результа­ты труда, поддержание и достижение определенного социального статуса в своей профессиональной группе. В проектной деятельнос­ти школьников социальные мотивы также играют важную роль и, в сущности, схожи — желание получить положительные отметки за свои знания, соревновательные мотивы самоутверждения в группе сверстников. Но на первое место выходят учебно-познавательные мо­тивы: стремление к познанию нового, разрешения возникающих по ходу выполнения проекта проблемных ситуаций до познавательных мотивов самообразования и самосовершенствования.

Проектная деятельность школьников состоит из нескольких фаз: генерирование проектных идей и идеальное преобразование объекта (субъективация), материализация идеальных построений в знаковом материале проекта (объективация). Эти же этапы включа­ет и профессиональная проектная деятельность. Но профессио­нальная проектная деятельность этим ограничивается. Что же каса­ется проектной деятельности школьников, в ней представлен еще один этап — заключительный, выполняющий функцию развертыва­ния знаковой структуры проекта в экстериоризованном действии, материальное воплощение замысла (реализация) и его презента­ция. На заключительном этапе проектной деятельности происхо­дит корректировка объекта деятельности, его контроль и испыта­ние, проверяется на практике реальность замыслов, целесообразность проектных решений. Кроме того, на данном этапе проводит­ся по мере необходимости экономическое обоснование проекта и мини маркетинговое исследование. Важно изготовить проект, но не менее важно представить его, показать сильные стороны, обосновать рациональность, отстоять свою позицию и выгодно предста­вить ее аудитории в процессе защиты творческого проекта. Нали­чие третьего этапа позволяет говорить о проектной деятельности школьников как самостоятельном виде деятельности.

Таким образом, проектную деятельность школьников можно определить как форму их учебно-познавательной активности, заключающуюся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающую единство и преемствен­ность различных сторон процесса обучения и являющуюся средст­вом развития личности ребенка.

На основе анализа деятельности как психологической категории мы можем сказать, что проектная деятельность школьников несет в себе все свойства человеческой деятельности в целом, обладает ее основными признаками и структурой.

Свойство деятельности служить системообразующим фактором в отношении проектной деятельнос­ти школьников выступает как очень важное психологическое усло­вие, организующее процесс усвоения учебного материала, структу­рирующее учебный материал вокруг единой цели — реализации соб­ственного проекта.

Развитие форм и средств человеческой активности носит твор­ческий, преобразующий характер, поэтому анализ категории дея­тельности тесно смыкается с анализом проблем творчества.

Проектная деятельность школьников является творческой по своей сути.

Творчество в психологии понимается как деятельность, резуль­татом которой является создание субъективно или объективно но­вых материальных и духовных ценностей (А.В. Петровский, М.Г Ярошевский).

Творчество предполагает наличие у личности творческих способностей, а также возможность получения и применения на практике знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличаю­щийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Для обеспече­ния психологических условий творческой деятельности главное зна­чение имеет не объем знаний, а тип их усвоения, который, в свою очередь, предопределяет способы использования и широту переноса усвоенных знаний, Проектная деятельность школьников представля­ет как раз тот тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности использования знаний в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Педагогической наукой установлена разница между творчеством взрослых и творчеством школьников. В понятии творчества взрос­лых главными компонентами являются объективная новизна резуль­тата творчества и его социальная значимость.

Для учащихся результат творчества может иметь как объектив­ную (новизна для общества), так и субъективную (новизна для самой личности) новизну личной или общественной значимости. При этом необходимой составляющей творческой деятельности являет­ся поиск и применение оригинальных способов решения практиче­ских задач.

Как видно из всего вышеперечисленного сама проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности. Таким образом, научно-методическая задача сегодня заключается в том, чтобы очистить эту важную идею от всего случайного, надуманного и выявить истинную сущность проектной деятельности.

1.2. Проектная деятельность как вид учебной деятельности

Проектная деятельность школьников протекает внутри учебно­го процесса, что накладывает на нее значительный отпечаток, сооб­щает ей своеобразно качественные особенности.

Эти особенности проектной деятельности школьников (ПДШ) как деятельности, протекающей внутри учебного процес­са, заставляют нас обратиться к анализу, с одной стороны, ПДШ как самостоятельной учебной деятельности и, с другой стороны, как структурной единицы процесса обучения. Традиционно в пси­хологии учебная деятельность рассматривается как один из важ­нейших видов деятельности, способствующий становлению онто­генеза и филогенеза человека. Она совершается в рамках специ­ально организованного обучения и воспитания, значение которо­го В.В. Рубцов определяет как «трансляцию социального опыта во времени истории и воспроизводство устойчивых форм общест­венной жизни в пространстве культуры». Усвоение обобщенных по форме теоретических знаний является существенной характе­ристикой учебной деятельности, поскольку она является специ­ально организованной со стороны носителей этих знаний дея­тельностью. Учебная деятельность имеет огромное значение для формирования личности человека, т.к. выполняет функцию включения подрастающих поколений в систему общественных отношений.

Под учебной деятельностью, или учением, понимается один из основных видов деятельности человека, направленный на ов­ладение способами предметных и познавательных действий. В более широком смысле учение — это специфическая форма са­мостоятельной познавательной деятельности, направленной на овладение опытом предшествующих поколений. ПДШ в качестве одного из видов учебной деятельности также обладает всеми ее признаками. Внутри ПДШ учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладева­ют ее содержанием и по мере овладения в большей степени само­стоятельно организуют и реализуют собственную проектную дея­тельность.

Основные структурные связи этого процесса представлены на схеме.

( Приложение № 1. )

Освоение проектной деятельности школьниками как вида учебной деятель­ности.

Только в учебной деятельности усвоение знаний, умений и навы­ков выступает как основная цель и главный результат деятельности. В ПДШ приобретение научных знаний, умений и навыков происхо­дит на каждом этапе осуществления проектной деятельности. Но ос­новное ее преимущество по сравнению со многими другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная основная цель учеб­ной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме, неявно. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимает характер самостоятельно найденной и приня­той цели, т.е. цели, имеющей в силу этого значительную личностную ценность. Обоснование проблемы, заявленной в творческим проек­те, планирование технологических процессов, выполнение технологических операций, корректировка объекта деятельности и дру­гие элементы ПДШ заставляют ученика приобретать и усваивать но­вые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит школьниками без всякого нажима сверху и обретает лич­ностную значимость.

Основная функция учения как самостоятельной познаватель­ной активности личности состоит в следующем: учебная деятель­ность представляет собой один из основных источников психического раз­вития, внутри которого происходит интериоризация психических функ­ций, деятельностное усвоение социального опыта. Исходной формой учебной деятельности является внешняя практическая деятель­ность с объектами или их заместителями — знаками, символами, по­нятиями. Завершающая форма учебной деятельности — внутренняя умст­венная деятельность.

Исходной формой учебной дея­тельности может служить только теоретическая деятельность, без практической деятельности учащихся с объектом. От первоначаль­ного до конечного этапов учебной деятельности происходит интериоризация внешних действий и превращение их в умственные, внутренние действия. Данная функция учения в ПДШ проявляется наиболее ярко, поскольку в механизме реализации проектной дея­тельности учащихся заложено поэтапное и поэлементное усвоение ее содержания, обеспечивающее психологические условия процес­са интериоризации усваиваемых знаний и превращения их в систе­му умственных действий.

В качестве учебной деятельности ПДШ представляет собой не только форму усвоения знаний, умений и навыков, но и влияет на со­зревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.

Одной из важных проблем психологии учебной деятельности яв­ляется проблема ее обобщенного содержания, или структуры учеб­ной деятельности. Одной из наиболее плодотворных концепций структуры учебной деятельности является теория В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. В качестве компонентов структуры учебной дея­тельности в этой теории выделяются учебные ситуации, учебные действия, учебный контроль и оценка.

Мы представляем их в следующей схеме.( Приложение № 2.)

Учебные ситуации

Учебная проектная деятельность школьников

Учебные действия

Учебный контроль

Оценка

Компоненты структуры учебной проектной деятельности

Проводя анализ ПДШ, используя понятийный аппарат данной концепции, мы заметили, что в отличие от других видов учебной деятельности компоненты проектной деятельности учащихся фор­мируются целенаправленно в процессе выполнения заданий-проек­тов. Вследствие этого учитель имеет возможность тщательно кон­тролировать формирование каждого из компонентов структуры учебной деятельности.

В рамках учебных ситуаций (задач) школьники знакомятся с общи­ми способами усвоения знаний — выделение свойств объектов, реше­ние классов задач. Постановка перед школьником учебной задачи требует от него ориентации на общий способ ее разрешения (с учетом ва­риантов и частных и конкретных условий). Посредством учебных дей­ствий школьники усваивают общие способы решения задач внутри од­ного какого-то учебного предмета. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов отме­чают, что первоначально школьники не умеют ставить учебные задачи и самостоятельно их решать. И только овладение постановкой учебных задач ведет к формированию самостоятельной учебной деятельности.

Анализ ПДШ показывает, что на первом этапе проектной деятельности, когда вырабатывается стратегия создания проекта, информационная подготовка к его выполнению, формирование общего замысла, происходит одновременно и усвоение общих способов ана­лиза предмета проектной деятельности, аналогичное усвоению учебных ситуаций (задач) в психологической структуре учебной де­ятельности. На втором этапе реализации проектной деятельности происходит выработка решения, создание композиции: превраще­ние общего замысла в упорядоченную совокупность проектно-конструкторских действий, что соответствует выполнению учебных дей­ствий в составе учебной деятельности. Кроме того, учебные дейст­вия реализуются и на других этапах ПДШ, там, где осуществляются действия с моделью будущего проекта.

Учебный контроль позволяет проводить корректировку деятель­ности. Выделяются две основные формы контроля на основе анали­за конечного результата учебных действий и на основе анализа хода выполнения учебных действий. Контроль подразумевает, прежде всего, фиксацию правильности и полноты выполнения всех опера­ций, входящих в состав учебных действий. Функции учебного кон­троля в ПДШ реализует заключительный этап проектной деятель­ности, на котором происходит корректировка объекта деятельнос­ти, его непосредственный контроль и испытание.

Учебная оценка регистрирует соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной ситуации. Оценка поз­воляет постичь меру усвоения учебной ситуации в целом, — правиль­но ли ученик оценивает выполнение учебной задачи, какие положи­тельные и отрицательные стороны собственной учебной деятельно­сти ему удается выделить, какие учебные действия недостаточно осознаются учеником. В ПДШ учебная оценка осуществляется на всех этапах выполнения проекта. Оценочные критерии (определе­ние что «хорошо», что «плохо» для выполнения проекта) выраба­тываются на основе заданных учителем эталонов в групповом об­суждении проекта. Поэтому они становятся предметом непосредст­венного осознания ученика, легко им усваиваются.

Ю.А. Никитин обосновывает систему критериев уровней сформированности учебных действий, выделяя для каждого компонента учебной деятельности три градации этих уровней: высокий, сред­ний, низкий. В основе их выделения лежит степень осознанности компонентов структуры учебной деятельности, количество ошибок при их выполнении, степень контроля со стороны учителя, мотива­ция ученика.

Анализ ПДШ с точки зрения структуры учебной деятельности показывает, что проектная деятельность представляет собой такой вид учебной деятельности, качественное своеобразие которо­го состоит в легкости усвоения и осознания структурных элемен­тов учебной деятельности. В то время как традиционное обучение приводит лишь к стихийному формированию структуры учебной деятельности, ПДШ самим своим содержанием и качественными особенностями ставит ученика перед необходимостью полного ус­воения всех структурных компонентов учебной деятельности. Данное свойство ПДШ приводит к тому, что уже на первых этапах усвоения проектной деятельности школьниками приобретается полная структура учебной деятельности, что по данным В.В. Да­выдова и Д.Б. Эльконина характерно лишь для развитых форм учебной деятельности в условиях традиционного обучения. Наши исследования и наблюдения за протеканием выполнения творчес­ких проектов позволяют сделать предположение о том, что струк­тура проектной учебной деятельности, все более осознаваясь и приобретая черты системы умственных действий, начинает при­нимать обобщенный характер и переносится на другие учебные дисциплины, позволяя осуществлять объединение отдельных ак­тов учебной деятельности в целостные системы, развивать непол­ноценно сформированные компоненты структуры учебной дея­тельности.

Исследования А.К. Марковой показывают, что уровень сформированности структуры учебной деятельности определяет такую важ­ную характеристику субъекта учебной деятельности, как отношение к учению. Если полная структура учебной деятельности не сформи­рована, можно ожидать от ученика либо отрицательного, либо положительного аморфного отношения к учению. И только нали­чие всех компонентов структуры учебной деятельности приводит к появлению положительного осознанного и положительного лично­стного отношения к учению. Таким образом, ПДШ, формируя сис­тему компонентов учебной деятельности, влияет и на формирова­ние положительного отношения к учению. Важно отметить, что этот момент демонстрирует еще одно существенное направление формирования личности в ПДШ.

Одной из существенных характеристик учебной деятельности в целом является способ ее организации; в реальной жизненной ситу­ации процесс усвоения всегда происходит как деятельность, разде­ленная между ребенком и взрослым или сверстником. Совместная учебная деятельность является предметом интереса со стороны многих отечественных ученых (В.Я. Ляудис, В.В. Рубцов, и др.). В.В. Рубцов указывает, что организация совместных действий опре­деляет генезис учебно-познавательной деятельности ребенка и воз­никает «в условиях распределения и обмена способов действия меж­ду участниками деятельности». Основные составляющие совместно­го действия — распределение начальных операций, обмен способа­ми действия и взаимопонимание, позволяющее установить соответ­ствие действий всех участников взаимодействия. «Среди средств, обеспечивающих осуществление совместной деятельности, — указы­вает В.В. Рубцов, — наиболее важными с психологической точки зре­ния являются: коммуникация, без которой невозможны распределе­ние, обмен и взаимопонимание…; рефлексия, через которую уста­навливается отношение участника к собственному действию и обес­печивается преобразование этого действия…» Таким образом, ус­пешность учебной деятельности определяется параметрами ее орга­низации в качестве системы совместных действий. ПДШ как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделенной между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуще­ствами совместной деятельности, в процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как с взрослым, так и со сверстником.

Кроме того, ПДШ ведет к перестройке содержания познаватель­ной сферы личности, поскольку субъектом учения является целост­ная личность, а не отдельные искусственно вычлененные из нее познавательные процессы — память, мышление, внимание и т.п. Проектирование и создание изделия развивает наглядно-образную память, абстрактно-логическое мышление и другие познавательные процессы, формируя интеллект ребенка.

ПДШ является в целом субъектно-ориентированной деятельнос­тью. Психологическая сущность учебной деятельности в целом и со­стоит в развитии личности школьника, а не в изменении предметов,

которые лишь служат материалом для формирования и проявления личностных качеств в их широком понимании, включающем и формирование познавательных процессов, интеллекта школьника. Метод творческих проектов, в отличие от организации учебного ма­териала в традиционном обучении, позволяет выбирать каждому школьнику проекты в соответствии с его психофизиологическими и умственными способностями, с учетом личностных возможностей. ПДШ, предоставляя школьнику, широкое поле новой для него дея­тельности, тем самым способствует появлению широкого круга ин­тересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздей­ствие на формирование идеалов, убеждений и мировоззрения лич­ности.

Мы предлагаем далее схему, раскрывающую соотношение всех компонентов ПДШ как вида учебной деятельности.( Приложение № 3.)

Самостоятельное выделение и принятие цели учения – усвоение знаний

Интериоризация усваиваемых знаний и превращения их в систему умственных действий

Формирование регулярных компонентов самосознания

Проектная деятельность как вид учебной деятельности

формирование самостоятельной учебной деятельности

Формирование положительного отношения к учению

Усвоение учебных ситуаций

Выработка системы учебных действий

Формирование учебного контроля

Усвоение системы операций учебной оценки

Схема 3 . Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности

Схема соотношения компонентов проектной деятельности как деятельности учебной наглядно демонстрирует основные направле­ния формирования личностной сферы ученика как активного субъ­екта деятельности и представляет в целом возможности ее превра­щения в значимый источник психического развития ребенка. Отсю­да следует, что ПДШ, с одной стороны, опирается на наличный уровень развития самосознания учащегося, а с другой стороны, несо­мненно, должна оказывать значительное влияние на формирование регулятивных компонентов самосознания. Следовательно, опреде­ляя содержание ПДШ, мы можем задавать предметную область фор­мирования новых элементов структуры личности в учебном процес­се, рассматривая проектную деятельность как средство обучения и развития личности.

1.3. Проектная деятельность в системе технологического образования

Педагогический процесс как особое социальное явление обрета­ет свою жизнеспособность в результате развития и становления си­стемы деятельностей, в которых реализуются потенциальные воз­можности человека, происходит их совершенствование. Именно де­ятельность опосредствует отношения личности и среды, конструируя социальную ситуацию развития. Именно в деятельности реализует­ся потребность быть личностью (А.В. Петровский). Обучение про­ектной деятельности является составной частью технологического образования школьников.

Современный научно-технологический этап развития мировой цивилизации обусловливает необходимость осуществления технологического образования подрастающих поколений, под которым понимается процесс и результат активного овладения обучающими­ся проектно-технологической культурой (Симоненко В.Д.), со­держанием и формами преобразовательной деятельности в матери­альном и духовном производстве и сфере услуг.

Методологической основой технологического образования яв­ляется культурологический подход. Многоаспектное понятие «тех­нология» как философская, социально-культурологическая, гносео­логическая и психолого-педагогическая категория пронизывает все стороны жизни современного человека и общества. Под технологией мы понимаем процесс преобразования материалов, сырья и инфор­мации в нужный для человека продукт.

Технологическое образование осуществляется в рамках личностно ориентированной, развивающей концепции, являющейся следствием генезиса предшествующих парадигм образования: ре­лигиозно-догматической, информационно-репродуктивной, фор­мирующей.

Основная цель технологического образования — подготовка мо­лодежи к успешному и гармоничному функционированию в инфор­мационно и технологически насыщенном мире.

В современных условиях нужно готовить не просто профессио­нала, работника в определенной сфере производства, а ориентиро­ваться на подготовку субъекта собственной жизнедеятельности.

Технологическое образование ориентировано формировать вы­сокий уровень технологической культуры как составной части об­щей культуры, обеспечивать развитие технологической среды, преж­де всего за счет формирования системно и глобально мыслящей личности, обладающей инновационным стилем преобразующего мышления и деятельности. Технологическое образование отражает не только реалии сегодняшнего времени, но и дает ориентиры для будущего развития общества, техносферы и человека.

Технологическая подготовка — составная часть общей системы образования. Технологический компонент выполняет роль связую­щего звена между естественно — научным и общественно-гуманитар­ным образованием.

Технологическая подготовка является интегративной частью об­щего образования, синтезирующей различные области научного по­знания. Но в то же время она имеет собственное содержание, вклю­чающее инвариантный и вариативный компоненты.

Технологическое образование школьников осуществляется в процессе изучения образовательной области «Технология», а также дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.

Основной структурной единицей технологического образова­ния следует считать проектную деятельность учащихся, в ходе кото­рой происходит активное усвоение знаний, умений, навыков.

В основе технологической подготовки лежит преобразователь­ная проектная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности. Проектная деятельность сегодня пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности — от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагоги­ки, досуга и управления. Современному обществу и производству нужны не просто исполнители, а творческие технологи, преобразо­ватели.

Рассматривая проектирование как специфическую форму моделирования, направленную не столько на познание отображае­мых в модели фрагментов действительности, сколько на создание новых элементов действительности, Н.Н. Нечаев подчеркивает, что проектное моделирование необходимо понимать как разви­тие самой действительности. Проектирование, предполагающее создание технического, научного или социального проекта, за­мысла, идеи, с реализацией которых связывается жизнь обучающегося, является важнейшим элементом образовательного про­цесса. ГЛ. Ильин вводит понятие «проективное образование» и утверждает, что образование человека возможно в том случае, ес­ли субъектом образования становится сам человек. Он (человек) не только «образовывается», т.е. получает образование, но и сам образует мир — создает свое понимание, свое видение мира и свое место. Этому необходимо обучать подрастающие поколения. В со­временных условиях любая деятельность соотносима с проект­ной, поэтому человек должен уметь проектировать различные ви­ды деятельности.

Под обучением школьников проектной деятельности мы понимаем специально организованные процессы овладения учащимися на содержательно-процессуальном и функциональном уровне проектной деятельностью, проектно-технологической культурой и формирова­ния у них готовности к проектному взаимодействию с миром.

Проектная технология обучения соответствует целям и задачам современного образования, среди которых можно назвать подго­товку школьников к познанию объективных законов природы и об­щества через самостоятельное конструирование и решение про­блем в виде своеобразных проектов по различным направлениям на­учно-технологического развития, что в целом является элементом культуры, среды. В проектно-технологическом обучении ученик яв­ляется субъектом образовательного процесса, он сам отбирает необ­ходимую информацию, определяет ее значимость и необходимость, исходя из смысла проекта. Специфика данной технологии обучения состоит в том, что готовые систематизированные знания по проек­ту фактически отсутствуют. Их систематизация, установление ис­тинности и непротиворечивости — дело и забота самого ученика. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множе­ства впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое пред­ставление о мире.

Творческий характер проектной деятельности школьников оп­ределяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем чело­веческого фактора через усиление творческих, нравственных, соци­альных основ, становление субъектной позиции, что обусловливает развитие личности школьника.

Овладение школьниками проектной деятельностью происхо­дит в процессе изучения образовательной области «Технология», ведущим методом обучения которой является метод творческих проектов.

Глава 2. Проектный метод в условиях личностно-ориентированного обучения младших школьников

Развитие 2.1.младших школьников в процессе проектной деятельности.

Особую ценность нашего исследования представляет глава 2.Во второй главе мы раскрываем цель нашей работы :как, используя вышеописанные теоретические положения, можно применять проектную деятельность в начальной школе на уроках трудового обучения.

Опытно – практическая работа осуществлялась в начальной школе Владимирского педколледжа в 4 классе и в 1 классе СШ № 34 города Владимира.

В результате исследования были проведены серии уроков. В ходе наблюдений, анализа детских работ, изучения авторских детских проектов, нами были разработаны схемы, таблицы, предложенные далее во второй главе, а именно :

1)Варианты звёздочек – обдумывания.

2)Этапы и результаты процесса творчества учащихся.

3)Критерии и показатели эффективности технологического

образования.

4)Профориентационное содержание программы образовательной области «Технология».

5)Дневники осуществления творческого проекта.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Программа технологического обучения младших школьников предполагает непосредственную проектную деятельность, начиная со второго класса. Содержание проектной деятельности младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир технологий. Поэтому этот первоначальный этап проектного образования школьников может быть назван «Введение в проектную деятельность».

По нашему мнению в первом классе происходит подготовка к ее осуществлению. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

Проектная деятельность в младшем школьном возрасте обладает рядом качественных особенностей. Нигде больше, как в младшей школе, образовательная область «Технология» не интегрирует в се­бе возможности совершенствования знаний и по другим учебным предметам и соответствует ориентирам развития личности на дан­ном возрастном этапе. Этот учебный предмет способствует форми­рованию трудолюбия и осознанию труда как ценности, активизиру­ет развитие основных личностных новообразований возраста: про­извольности, внутреннего плана деятельности, рефлексии.

Поэтому нами были обозначены основные задачи проектного образования младших школьников :

по содержанию: формирование наглядно-образного представле­ния о технологическом мире и развитие манипулятивных навыков с помощью ручных технологий: прикладная художественная обработ­ка бумаги, картона, древесины и древесных материалов, мягкого ли­стового металла, тонкой проволоки, тканей, шнура и нитей, глины; выращивание комнатных и огородных растений; уход за домашни­ми животными, птицами, рыбами;

по влиянию на формирование личности, развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навы­ков, обобщенных способов учебной деятельности.

Включение школьников в проектную деятельность и для учителей , и для учащихся явление новое , а внедрение нового всегда сопровождается трудностями .Быть может , впервые в проектной деятельности многие школьники при проектировании должны будут выйти из привычной образовательной среды , в которой обычно следуют объяснение – инструкция , потом – предъявление образца действия , затем – действие по образцу на уровне простого воспроизведения .

В начале овладения опытом творческой проектной деятельнос­ти школьники постоянно обращаются к алгоритму обдумывания («звездочке обдумывания»). С использованием этого символа млад­шим школьникам легче систематизировать и структурировать свои мыслительные процессы: формулировать ограничения и критерии для принятия решения. Как показывает опыт нашей экспериментальной работы, практически все школьники с интересом овладевают умениями принятия алгоритмизированных реше­ний в рамках творческой проектной деятельности, отмечены спо­собности принятия неалгоритмизированных решений и перенос этих умений на другие виды деятельности и ситуации. Нами предложены варианты таких звёздочек – обдумывания.( Приложение № 4 )

Обсуждение предстоящей проектной деятельности (выбор те­мы, обоснование принятого решения) также вызывает затруднения. Привыкшие к репродуктивной деятельности, школьники с неуве­ренностью вступают в дискуссии. Но этот барьер снимается включе­нием методов свободной дискуссии, «мозгового штурма», имитаци­онных деятельностных игр, что было подтверждено в ходе исследования.

Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует разви­тию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовест­ного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает вли­яние на познавательную сферу.

Именно в младших классах актуальность технологии как учебно­го предмета чрезвычайна и в плане овладения основами проектной деятельности, трудовыми операциями, и в плане возможностей раз­вития возрастных особенностей личности, что способствует увели­чению качества знаний, формирует цельность восприятия действи­тельности.

Как отмечалось нами в главе первой, основными новообразованиями личности младшего школьника являются произвольность психических функций, рефлексия, внут­ренний план деятельности. Эти психологические новообразования относятся к механизмам произвольной саморегуляции поведения и выражаются в возрастающей целенаправленности поведения. В развитии ребенка целенаправленность деятельности формируется постепенно. Как показывает практика, к концу младшего школьно­го возраста у большинства учащихся формируется умение произ­вольно устанавливать отношения между целью и задачами в проектной деятельности: с изменением общего смысла выполнения деятельности дети могут изменить конкретную цель, перестроить свои действия.

Особенность содержания проектной деятельности младших школьников в качестве средства формирования новообразований личности состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер (поздравительная открытка, флюгер для дачного уча­стка и т.д.), объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят цели, недалеко отстоящие во времени и важные для ребенка (подготовка к ближайшему празднику, подарок подшефным из детского сада и т.п.).

Мы рассмотрели специфику проектной деятельности и пришли к выводу, что технология выполнения твор­ческих проектов предполагает целый ряд последовательных опера­ций: обоснование и выбор проекта, выбор конструкции и материалов для изготовления, экологическое обоснование, экономический расчет, технология изготовления (продумывание последовательнос­ти проведения работ). Это организует деятельность детей, придает ей самостоятельный характер. Возможность влиять на ход выполнения проекта, изменять его по собственному замыслу активизирует личностную позицию школьника, формирует представление о чело­веке как субъекте труда.

В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Как отмечает А.В. Петровский, важно так формировать учебную деятельность, чтобы она включала направленность на учение, умение контролировать себя (свое зна­ние, свое умение), оценивать собственные достижения. В процессе учебы для ребенка должно быть значимо, интересно знание нового. При этом следует давать возможность активно исследовать понятия и связи и решать задачи, относящиеся к реальной жизни.

Для методики творчества учащихся важно также определение этапов творческой деятельности. Мы предлагаем четыре этапа творческого процесса школьников, каждый из которых имеет отчетливо выраженный промежуточный результат.

Содержание этих этапов представлено в таблице.( Приложение № 5. )

Схема №5 Этапы и результаты процесса творчества учащихся.

Этапы

РРезультаты

1 . Обоснование, осознание и принятие идеи

Осмысленная и принятая идея-задача

2. Технологическая разработка

идеи

Доведение идеи до возможности ее практической реализации

3 . Практическая работа над идеей

Практическая реализация идеи

4. Опробование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи

Анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества

К творческой деятельности учащихся надо готовить.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого ранне­го возраста, и этому можно научиться» (Б.А. Моляко).

Проектная деятельность межпредметна и полифункциональна. Интеграция знаний других наук, необходимых для обоснования проекта, переводит учебный предмет технологию в разряд интел­лектуально насыщенных и повышает ее значимость. Это отражается на сфере познавательных интересов, происходят изменения в сис­теме отношений школьников к учебным предметам. Ранжирование отношения школьников к учебным предметам в технологических классах позволяет констатировать, что технология как учебный предмет занимает лидирующее положение наряду с такими предме­тами, как математика и русский язык. Эти данные имеют огромный психологический смысл, т.к. при переходе к школьному обучению дети предпочитают предметы «интеллектуального» цикла, отличающиеся новизной, в сравнении с де­ятельностью в детском саду, в связи с тем, что именно они обеспечи­вают насыщение познавательных мотивов, характерных для веду­щей деятельности младшего школьного возраста. Таким образом, уроки технологии с элементами проектной деятельности обеспечи­вают интеллектуализацию технологического обучения, привлекают детей не только возможностью овладеть новыми для них трудовыми операциями, но и возможностью рассуждать, принимать решения, осуществлять интеллектуальный поиск, т.е. соответствуют стандар­там развивающего обучения. Это подтверждает функцию положи­тельной учебной мотивации проектной деятельности. Следователь­но, включение в содержание обучения младших школьников образо­вательной области технология изменяет структуру отношения де­тей к учебным предметам и, соответственно, влияет на содержание познавательных интересов. Поэтому мы считаем, что метод творческих проектов можно использовать не только на занятиях по технологии, но и в процессе преподавания других учебных дисциплин, да и сами проекты могут носить междисциплинарный характер, что делает ус­воение знаний более прочным, осознанным.Так наши проекты в ходе исследования подтвердили связь уроков трудового обучения с математикой( измерения, расчёты ), уроками природоведения( сведения о птицах и т.д. ), русского языка(оформление дневников проектов ) и т.д.

К возрастным особенностям личности младшего школьника от­носят такие личностные качества, как трудолюбие и добросовест­ность, развитие которых требует специального внимания со сторо­ны взрослых.

Проблема развития трудолюбия и усиления мотивации трудовой деятельности является чрезвычайно актуальной в настоящее время: во-первых, трудовая деятельность необходима для полноценного физического и психического развития человека; во-вторых, лишен­ный трудолюбия школьник оказывается не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни; в-третьих, отсутствие у ребен­ка потребности в посильном, систематическом труде лишает его ра­дости жизни и нередко приводит к деградации личности.

Младший школьный возраст характеризуется возрастающими способностями к логическому мышлению и самодисциплине, а так­же способностью взаимодействовать со сверстниками в соответст­вии с предписанными правилами. В каждой культуре детей обучают по-разному (в зависимости от уровня развития общества, увеличе­ния числа профессий, требующих специальной подготовки), но по­вышенная восприимчивость отмечается к усвоению технологичес­кого компонента своей культуры и своему тождеству с ним.

По Э. Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Термин «трудолюбие» отражает в себе основную тему данно­го периода развития, поскольку дети стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удов­летворяется окружающими людьми и школой, где им дают первона­чальные знания о «технологических элементах» социального мира, обучая их и трудясь вместе с ними. Но, как показывает практика, не все учителя осознают важность формирования ценностного отно­шения к труду на этом возрастном этапе, отождествляя его с учеб­ным трудом. По своей структуре учебная и трудовая деятельности имеют много общего: наличие сознательной цели, требуют волевых усилий, произвольности. Поэтому и младшие школьники вслед за учителями очень часто их отождествляют, называя учебу своим «главным трудом».

Действительно, ведущим видом деятельности младшего школь­ника является учебная деятельность, под определяющим влиянием которой происходит формирование основных личностных новооб­разований возраста- рефлексии, произвольности, внутреннего плана деятельности. Ребенок не только приобретает знания, но и учится тому, как осуществлять усвоение этих знаний, как применять на практике. Поэтому участие детей в различных формах трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоения знаний. Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе — формализм. Ребенок как будто бы усваивает знания, знает научные формулировки, может проиллюстрировать их примерами. Однако это знание не применяется на практике. Когда ребенок сталкивает­ся с жизненной задачей, то прибегает обычно к житейским пред­ставлениям. Это происходит потому, что школа не организует дея­тельности применения этих знаний на практике, учителя младшей школы иногда даже подменяют уроки трудового обучения «более, на их взгляд, важными» (математикой, чтением и др.). Кроме того, сильным отрицательным фактором может оказаться «беспер­спективность» обучения. Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрос­лой жизни. Они хотят получить практический результат от учебы сейчас, а не через далекие годы. В противном случае многих из них перестает интересовать учебная деятельность, страдает мотивация учения. Поэтому проблема формирования трудолюбия у младших школьников является особо актуальной.

Благоприятные условия для развития у школьников трудолюбия создает то обстоятельство, что вначале учебная деятельность пред­ставляет для них большие трудности, которые приходится преодолевать. Это и адаптация к новым условиям жизни, к проблемам, свя­занным с обучением счету, письму, чтению. В становлении данного важного качества большую роль играет разумная, продуманная сис­тема поощрений ребенка за успехи. Она должна быть ориентиро­ванной не на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребенка способностей, а на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Большое значе­ние для развития личности приобретает вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должен вселять и поддерживать учитель, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны тех, кто зани­мается воспитанием детей.

Трудолюбие воспитывается тогда, когда ребенок получает удовлетворение от труда как результат неоднократно повторяющихся ус­пехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость в достижении цели. Трудолюбие в начальной школе формируется и развивается в учении и труде. Оно, в свою очередь, зависит от того, насколько учебная деятельность и труд младшего школьника способ­ны своими результатами удовлетворить потребности, характерные для детей данного возраста. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в этих видах деятельности, должны выступать те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции.

Включение младших школьников в проектную деятельность ме­няет их отношение к трудовой деятельности, формирует ценност­ное отношение к ней. Построение образа труда начинается с пред­ставления о субъекте труда, активном деятеле.

Наши исследования позволяют выявить основные различия в представлении объективных характеристик труда младших школь­ников, формирующихся на уроках трудового и технологического обучения. Технологический компонент учебной деятельности в пер­вую очередь оказывает влияние на формирование представлений о субъекте труда, инструментальные характеристики труда дети выде­ляют во вторую очередь. Этот факт свидетельствует о качественном отличии развивающего эффекта технологии и, соответственно, проектной деятельности школьников от традиционного обучения, представленного уроками труда. В то время как на уроках труда дети усваивают представления об инструментальной, внешней стороне трудовой деятельности, проектная деятельность создает условия для выделения личности в качестве главного деятеля труда. Непо­средственно технологические умения и навыки также играют большую роль в содержании уроков технологии, однако их отработка не является самоцелью на всех этапах школьного обучения.

Технологическое обучение в целом и проектная деятельность в частности оказывают значительное влияние на формирование и развитие практически всех.

Интеллектуальное развитие как конструкт развертывания и проявления проектной деятельности предполагает формирование интеллектуальной инициативы, выражающейся в самостоятельном определении и формулировке конкретной задачи проекта. В про­цессе проектной деятельности происходит развитие практическо­го мышления, обладающего такими важными характеристиками, как способность принимать ответственные решения в ограничен­ный период времени, выделять главные и второстепенные цели те­кущей деятельности, соизмерять цели деятельности и средства их достижения, что в целом ведет к умению видеть «целое и детали» (по Б.М. Теплову) — важная интегративная характеристика интел­лекта, перерастающая рамки проектной деятельности и являющая­ся важной составляющей социальной мобильности и адаптивности

личности.

Креативность психических функций формируется в проектной деятельности в связи с ее творческой сущностью. Необходимость выработки идей, вариантов, альтернатив проекта, анализ и синтез идей, моделирование на их основе прототипа объекта, обладающего объективной новизной, приводят к формированию таких качеств творческого мышления, как гибкость, интуитивность, мобильность, критичность, глубина, широта, оригинальность, продуктивность.

Эмоционально-волевой конструкт функционирования проект­ной деятельности выражается, прежде всего, через переживание от­ношения школьника к ее содержанию. Это приводит к удовлетворе­нию познавательных потребностей, в отличие от традиционного способа подачи академических знаний, где предметом осознания яв­ляется получение оценки, а не сам процесс приобретения знаний. Вследствие этого в процессе традиционного способа, обучения дети рефлексируют успеваемость, а не степень продвижения в усвоении знаний. В проектной деятельности, напротив, предметом эмоцио­нальной регуляции служит разработка собственных идей и их объек­тивация.

В проектной деятельности формируется положительная мотива­ция ее как деятельности учебной, и тем самым порождается отноше­ние учебных мотивов к учебным целям, то есть «личностный смысл» (по А.Н. Леонтьеву) проектной деятельности. Проектная деятель­ность приобретает личностную значимость, проявляются умения учитывать и преодолевать препятствия для достижения целей про­екта, формируется устойчивое соподчинение мотивов. цели, зада­ваемые извне, интериоризируются и становятся личными целями деятельности, то есть приобретают личностный смысл. На уровне конкретных эмоций это выражается в переживании эмоционально­го подъема, радости, хорошего настроения в процессе работы над проектом.

Формирование волевой сферы является признаком бурного развития личности в школьном возрасте. Особенно это характер­но для подросткового возраста, когда проектную деятельность можно рассматривать как средство развития волевых черт ха­рактера.

Произвольность психических процессов, тесно связанная с функцией целеобразования, должна обеспечить усиление мотива­ции любой деятельности. Проектная деятельность несет большой потенциал непосредственной мотивации системы учебных дейст­вий, обеспечивая тем самым благоприятную почву для формирова­ния волевых качеств.

На технологическом этапе проектной деятельности волевые ка­чества формируются наиболее продуктивно, поскольку данный этап требует преодоления определенных препятствий в реализа­ции проекта, однако эти препятствия носят локальный характер, поэтому, субъективно выступая в качестве барьера, сдерживающего фактора, они служат полигоном для выработки волевых свойств личности.

Кроме того, в проектной деятельности наиболее ярко прояв­ляется сущность волевых действий как действий с двумя смысла­ми (по В.А. Иванникову), первый из которых задается ситуацион­ным «жизненным» мотивом, а второй смысл — «воображаемым» мотивом.

Проектная деятельность обеспечивает полноту всех психологи­ческих условий формирования волевых качеств личности.

Проектная деятельность как проявление всеобщей категории деятельности способствует воплощению полученных знаний в кон­кретном творческом проекте. Проанализированная нами общепси­хологическая структура деятельности показывает путь интериоризации приобретаемых знаний и превращения их в способы пре­образования внешней цели в конкретный результат (изделие, услугу и т. п.).

Согласно положениям отечественной психолого-педагогичес­кой науки всеобщая категория деятельности воплощается на каж­дом возрастном этапе в конкретной ведущей деятельности, которая определяет развитие психических процессов, свойств личности и образование новых видов деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Вслед­ствие этого проектная деятельность привносит все свои преимуще­ства в каждый конкретный вид ведущей деятельности, обогащая их. Так, в младшем школьном возрасте проектная деятельность способ­ствует становлению и углублению мотивации учебной деятельнос­ти, ее структуры, появлению обобщенных учебных действий, со­ставляющих «умение учиться» (Д.Б. Эльконин).

Проектная деятельность обеспечивает мысленные представле­ния временной и пространственной последовательности действий выполнения проекта, создание «хронотопа» (по М.М. Бахтину), то есть соотнесение необходимого для каждого этапа времени со слож­ностью и творческой новизной проекта.

С практической точки зрения личность преимущественно рас­сматривается как объект психолого-педагогических воздействий, что обеспечивает единство обучения, воспитания и развития лично­сти в педагогическом процессе.

Сформированность основ проектно-технологической культуры предполагает наличие проектно-технологического мировоззрения и мышления, графической, дизайнерской, экономической грамот­ности, элементов культуры труда, потребности в проектной деятель­ности.

Практическая подготовленность к творческой проектной деятельности состоит в наличии проектно-технологических знаний, умений и навыков, опыта творческой проектной деятельности.

Развивающий характер проектной деятельности, интенсивное овладение которой начинается со второго класса (в первом учащие­ся осваивают ее элементы), отражается, несомненно, и на познава­тельной сфере школьников, прежде всего, развивая такие характе­ристики, как произвольность психических процессов, гибкость, бы­строту мышления, творческое воображение.

Развитие произвольного внимания связано с преимуществен­ным влиянием проектной деятельности на развитие системы само­регуляции личности, как было отмечено выше. Проектная деятель­ность — деятельность творческая, способствующая развитию твор­ческих черт личности. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются гибкость мышле­ния, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения хода деятельности, способность к глубокому понима­нию причинно-следственных связей и другие качества, характер­ные для творческой личности.

Впервые в проектной деятельности школьники сталкиваются с задачами, у которых, нет единственно правильного решения. Овладение основами проектирования пугает многих новичков своей неопределенностью и противоречивостью. Школьники впервые сталкиваются с возможностью принятия веро­ятностного решения задачи, когда критерий правильности не свя­зан с соответствием известному эталону. Процесс принятия систе­матизированного, а не случайного решения для младших школьни­ков сопряжен со сложной мыслительной деятельностью: необходи­мостью удержания в оперативной памяти большого объема инфор­мации, его анализа, установления логических взаимосвязей между разноуровневыми и разноотраслевыми знаниями и опытом. Алго­ритм проектной деятельности способствует поэтапному формиро­ванию мыслительных операций.

В целом проектная деятельность формирует как эмпирическое, так и теоретическое обобщения в мыслительной деятельности де­тей (по В.В. Давыдову), поскольку соединяет в себе применение но­вых знаний и житейского опыта ребенка, тем самым формирует бо­лее широкие познавательные возможности младшего школьника.

Наряду с мышлением в проектной деятельности активно форми­руются и другие познавательные процессы. Большая доля самостоя­тельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к появлению произвольности высших психических функций, таких, как произвольность внимания, произвольность памяти, произволь­ное целенаправленное восприятие. В то время как в традиционном обучении учитель использует специальные приемы внешнего кон­троля для поддержания произвольности познавательных процессов (призывы-указания типа «не отвлекайтесь», «внимание», «тишина» и т. п.), сама сущность проектной деятельности побуждает познава­тельные процессы актуализировать и развивать элементы произ­вольности. В этом смысле проектную деятельность можно рассмат­ривать как зону ближайшего развития познавательной сферы млад­ших школьников.

Этот период характеризуется также развитостью эмоционально-образного восприятия, его тесной связью с действием. Но в млад­шем школьном возрасте уже начинается переход от образного к ло­гическому мышлению на основе усвоения определенных понятий и правил, формирования представлений об объеме и пространстве.

Как отмечалось выше, ведущей деятельностью в младшем школь­ном возрасте является учебная деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Сущность овладения учебной деятельностью в этом возрасте, по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову, состоит в усвоении ее структуры (учебные ситуации, учебные действия, действия контро­ля и оценки). В традиционном обучении, как показывают многочис­ленные исследования, структура учебной деятельности формирует­ся стихийно. Все внимание и учителя, и учащихся направлено на ус­воение знаний, умений, навыков, которые с психологической точки зрения должны служить лишь материалом для формирования от­дельных учебных операций. В проектной деятельности структурные компоненты формируются не стихийно, а открыто, в процессе вы­полнения заданий проекта. В то время как в концепции развивающе­го обучения вводятся специальные задания по отработке каждого компонента в структуре учебной деятельности, проектная деятель­ность полностью представляет собой развернутую структуру учеб­ной деятельности.

Мы попытались проанализировать непосредственное овладение содержанием и функциями проектной деятельности младшими школьниками. Раз­рабатывая обоснование проекта, ученики не только привлекают все свои знания и жизненный опыт, но и учатся четко, красиво и пра­вильно выражать свои мысли (работа по развитию речи); проводя, пусть элементарный, расчет количества необходи­мого материала, ученики не только осваивают основы экономичес­ких знаний, но и учатся правильно считать (закрепляют изученные математические действия). Обдумывая использование, необходимых для выполнения творческого проекта материалов и экологически, обосновывая свой замысел, дети углубляют свои знания о богатствах родного края, задумываются об экологических проблемах. Успешное выполнение, защита своего изделия формируют самоува­жение, учат видеть себя человеком, обладающим положительными качествами, что очень значимо для младших школьников, которые стремятся к освоению взрослых социальных ролей.

В ходе разработки своих проектов, как показал наш опыт, дети осведомлены о содержании этапов проектной деятельности, знают, что необходимо делать на том или ином этапе выполнения творческого проекта. Конкретно это озна­чает, что на исследовательском этапе они выбирают тему для своего проекта, осуществляют подбор необходимых материалов; на вто­ром, технологическом, этапе, происходит непосредственное изго­товление изделия и на третьем этапе — корректировка объекта дея­тельности, его контроль и испытание, оформление проекта. Дети понимают смысл и очередность этапов проектной деятельности. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне обученности проектной деятельности и об усвоении учащимися основных спосо­бов ее осуществления.

Наши наблюдения показали, что у большинства учащихся выполне­ние творческого проекта вообще не вызывает какой-либо сложно­сти. Но у некоторых детей именно третий этап работы вызывает сложность. Это может быть связано с недостаточной сформированностью механизмов самовыражения, а также со слабостью ло­гического мышления, что вызывает затруднения в построении ло­гической схемы доказательств. Не каждый учащийся в силах закончить свой творческий проект, исправить недочеты, это являет­ся следствием психофизических особенностей школьников данного возраста: быстрой утомляемости, слабой концентрации внима­ния, недостаточной волевой регуляции деятельности. Но правиль­ная организация и методика построения уроков позволят сгладить эти недостатки и активно включить всех учащихся в работу над проектами.

Можно сказать, что у большинства школьников в ходе исследования сформировалась положительная мотивация по отношению к творческим проектам. Вся проектная деятельность связана у них, прежде всего, с положительным отношением. Младшие школь­ники считают творческий проект трудным, но это лишь создает благоприятные условия для развития трудолюбия и адаптации к новым условиям жизни. Но вместе с этим учащиеся называют его простым, это можно объяснить лишь тем, что они хорошо усвои­ли минимум знаний, необходимый им для выполнения проекта. Это также подтверждает соответствие проектной деятельности повышенной познавательной активности младшего школьного возраста.

Мы полагаем, что учитель может влиять на отношение учащихся к проектной деятельности посредством методических приемов. Мно­гие школьники считают первый и последний этапы проектной дея­тельности более трудными по сравнению с технологическим эта­пом. Технологический этап освоен лучше других, поэтому он пред­ставляется детям более легким. Однако, несмотря на субъективные трудности, исследовательский и заключительный этапы в глазах младших школьников выступают как более важные и более интерес­ные. Данные факты указывают на положительный развивающий эффект проектной деятельности, которая вызывает повышенную познавательную активность детей, широкий спектр интересов к содер­жанию учебной деятельности, несмотря на субъективную трудность тех или иных учебных задач.

2.2. Критерии и показатели эффективности технологического образования школьников.

В ходе работы над ВКР мы столкнулись с проблемой оценки эффективности проектной деятельности.

Как известно, образование можно рассматривать как ценность, как систему, как процесс и как результат.

Образовательный процесс приводит к тем или иным результа­там, по которым можно судить об эффективности этого процесса.

Обычно под эффективностью понимается степень достижения поставленных целей и задач за определенный промежуток времени.

Поэтому закономерно встает вопрос о критериях и показателях эффективности технологического образования школьников. Крите­рий — это существенный, отличительный признак, на основании ко­торого производится оценка. Далее мы попытались разработать критерии эффективности технологического образования, их 4.

1)Основной целью технологического образования является формирование технологической культуры, в структуру которой входят технологическое мировоззрение и мышление, этические и эстети­ческие (дизайнерские) качества личности. Поэтому сформированность у учащихся технологической культуры можно считать основным профессиональным критерием эффективности технологического образования.

Сформированность технологической культуры проявляется в го­товности учащихся к творческой преобразовательной деятельнос­ти, под которой следует понимать интегральное свойство личности, позволяющее эффективно участвовать в технологических процес­сах по преобразованию вещества, материалов, энергии, информа­ции, живых существ и самого человека на научной основе.

2)Готовность к творческой преобразовательной деятельности является результативным критерием эффективности технологического обра­зования школьников. Эта готовность характеризуется наличием технологических знаний, умений и навыков.

3)Образовательная школа призвана готовить своих выпускников к социальному и профессиональному самоопределению.

Под профессиональным самоопределением понимается процесс и результат развития личности как субъекта будущей профессио­нальной деятельности.

Поэтому технологическое образование школьников должно но­сить профориентационную направленность, а сформированность профессионального самоопределения следует считать критерием его эффективности.

4)Основной дидактической единицей технологического обучения является проектная деятельность, призванная сформировать у уча­щихся «проектное переживание мира», умения проектировать свою жизнедеятельность. Овладение учащимися проектной деятельнос­тью на содержательном и процессуальном уровнях является показа­телем технологически образованной личности.

Все перечисленные критерии мы вынесли в таблицу.( Приложение № 6 )

Далее мы перечислим основные показатели по каждому критерию.

1-4 классы

I. Сформированность основ технологической культуры

1. Трудолюбие, добросовестное отношение к различным видам труда.

  1. Знание общего смысла понятий «Технология», «Рынок», «Товар», «Деньги», «Цена».

  2. Гибкость мышления, умение быстро находить ответы на во­просы.

  3. Развитость логического и пространственного мышления и воображения.

  1. Наглядно-образное представление о технологическом мире.

  2. Культура труда, аккуратность, организованность.

II. Сформированностъ готовности к творческой

преобразовательной деятельности

  1. Знание технологических и эстетических свойств бумаги, кар­тона, пластилина, ниток, тканей, природных материалов.

  2. Знание способов и инструментов для обработки этих материа­лов.

  3. Умение с помощью линейки, циркуля, лекала, карандаша выполнять чертежи или технические рисунки плоских деталей.

  4. Умение шить иголкой, резать ножницами, ножовкой, лобзиком, забивать в древесину гвозди молотком, скручивать проволоку в
    жгут с помощью плоскогубцев, склеивать детали.

  5. Умение конструировать с помощью конструктора.

  6. Умение ремонтировать свою одежду, убирать квартиру, сти­рать мелкие вещи.

  7. Иметь представление о ПЭВМ, элементах пользования.

8, Умение высевать семена растений на заданную глубину и с заданным расстоянием, пересаживать рассаду и комнатные растения.

9. Умение составлять рацион и кормить домашних животных (птицу, рыбу).

III. Сформированностъ пропедевтических основ

профессионального самоопределения

1 . Интерес к проблеме выбора профессии.

  1. Первоначальное представление о наиболее доступных профессиях.

  2. Умение назвать профессии родителей, людей ближайшего ок­ружения и их трудовые функции.

  1. Сформированность мечты о профессии.

IV. Сформированность основ проектной деятельности

1. Первоначальное целостное представление об алгоритме проектной деятельности.

  1. 2. Осознание субъективной значимости этапов проектирования.

3.Овладение элементарными технологическими навыками, соответствующими каждому этапу проектной деятельности.

4.Качественное выполнение творческих проектов.

2.3.Проектная деятельность – как подготовка к профессиональному самоопределению и самовыражению.

Одна из задач общеобразовательной школы — подготовка уча­щихся к профессиональному самоопределению и проектированию жизненной карьеры. Начинается этот процесс в семье, детских до­школьных учреждениях, младшей, средней, старшей школе, продол­жается в профессиональных учебных заведениях.

Проектная деятельность школьников — действенное средство подготовки их к профессиональному самоопределению уже в на­чальной школе. Известно, что программа образовательной области «Технология» в 1-4 классах состоит из 14 модулей, изучение кото­рых позволит ознакомить школьников с основными типами профес­сий: человек-человек (Ч-Ч), человек-техника (Ч-Т), человек — ху­дожественный образ (Ч-О), человек- знаковая система (Ч-3), че­ловек-природа (Ч-П).(Приложение № 7)

В процессе обучения в младшем звене у школьников складывают­ся первые четкие, осознанные представления о сферах профессио­нальной деятельности, закладывается фундамент профессионального самоопределения. Цель этого периода обучения — сформировать первоначальные представления о мире труда, познакомить с наибо­лее доступными профессиями и специальностями. Педагогические задачи:

— развитие потребности в творческой трудовой деятельности;

— первоначальное знакомство с миром профессий и специальностей;

— овладение элементарными трудовыми навыками, в том числе и
через выполнение творческих проектов;

— формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности.

Алгоритм профессионального самоопределения, известная триада «хочу-могу-надо», созвучна алгоритму проектной деятель­ности, согласно которому, обосновывая и изготавливая проект, учащиеся согласовывают свои желания, потребности и возможно­сти. Проектная деятельность расширяет сферу познания школьни­ков в плане постижения технологической картины мира, овладе­ния новыми технологиями, а также возможностями их примене­ния, преломления в профессиональной деятельности. Этим мо­ментам учителю необходимо уделять особое внимание, включать в процессе обсуждения, защиты проекта школьников в дискуссии на профессиональные темы, в ходе которых непосредственно знако­мить с терминологией, содержанием различных сфер профессио­нальной деятельности. Самовыражение в проектной деятельнос­ти, осуществляемое через реальные достижения, как практичес­кие, так и интеллектуальные, личностные, приближает ученика к адекватному восприятию себя в различных связях и отношениях. Активно формирующаяся рефлексия как личностное новообразо­вание возраста способствует самопознанию, оценке своих возмож­ностей и способностей. Проектное обучение является таким ти­пом обучения, при котором дети входят в область научных поня­тий посредством специально организованной, стимулирующей развитие рефлексивных навыков учебной деятельности. В широ­ком смысле выполнение учащимися творческих проектов можно рассматривать как своеобразные профессиональные пробы, кото­рые способствуют профессиональному просвещению, профессио­нальному воспитанию.

Нами был разработан вариант творческого проекта по теме : «Подарочное панно «Прилёт птиц»3 класс».

Это своеобразная модель проекта, демонстрирующая образец его оформления, подготовки и осуществление его с учащимися.Представлены в нём также сопутствующие его реализации таблицы, схемы, алгоритмы, техническое оснащение уроков.

Это самый продолжительный по времени проект, разработанный нами и выполняемый всем классом.(Приложение № 8)

Полагаем, что имеют место, — и в ходе исследования это было подтверждено, — такие проекты, где их авторами и разработчиками выступают сами дети. В таких случаях дети сами разрабатывали «звёздочки обдумывания», весь ход осуществления проекта в виде собственного «дневника».Предлагаем несколько таких проектов.(Приложение № 9)

Заключение.

Подводя итоги нашего исследования мы пришли к выводам, что проектная деятельность младших школьников на уроках трудового обучения сфера малоизученная, непривычная, но чрезвычайно интересная и перспективная. Свидетельство этому – огромный интерес детей, выросшая мотивация к нашим предложениям на уроках, результаты проектной деятельности учащихся.

Считаем, что даже краткий по продолжительности период исследования показал правильность наших предположений о влиянии проектной деятельности на развитие учащихся:

  • развивается трудолюбие, добросовестное отношение к труду, мотивация трудовой деятельности;

  • возрастает самодисциплина, способность взаимодействовать со сверстниками;

  • развивается память, способность к оценке, способность предвидеть ход деятельности, понимание причинно – следственных связей и другие качества творческой личности;

  • формируется интеллектуальная инициатива, практическое мышление, способности принимать самостоятельно ответственное решение в ограниченный период времени;

  • формируется волевая сфера;

  • уроки с применением проектной деятельности готовят не только профессионала, работника в определённой сфере, а ориентирует на подготовку субъекта собственной жизнедеятельности;

  • на уроках обеспечивается развитие технологической среды;

Но выявлены и затруднения:

1)привыкшие к репродуктивной деятельности, школьники с неуверенностью вступают в дискуссии;

2)в развитии ребёнка целенаправленность деятельности формируется постепенно. Как показывает практика, к концу младшего школьного возраста у большинства учащихся формируется умение произвольно устанавливать отношения между целью и задачами в проектной деятельности.

Это далеко не весь перечень положительного воздействия проектной деятельности на ребенка.

В работе представлены, на наш взгляд, ценные и «дефицитные» материалы. Возможно, их нет в методической литературе, возможно, они спорны, методически шероховаты, но то что они будут интересны любому учителю, сомнений нет.

Наша тема требует дальнейшего изучения и разработки.

Список литературы.

1.Андрианов П.Н. Развитие технологического творчества в трудовом обучениии учащихся образовательных школ. – М., 1985.

2.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 1997.

3.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития.- М., 1985.

4.Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе. – М., 1989.

5.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

6.Джонс Дж.К. Методы проектирования. – М., 1986.

7.Долгий В.М., Левинсон А.Г. Архаическая культура и город. //Вопросы философии, 1977, № 7.

8.Зимняя И.А.Педагогическая психология. – М., 1999.

9.Ильясов И.И.Структура процесса учения. – М.,1986

10.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000

11.Ляудисов В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе.//Инновационное обучение: стратегия и практика. – М., 1994.

12.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1994.

13.Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. – Киев, 1983.

14.Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность. Т1. – М., 1987.

15.Павлова М.Б. О проектном подходе к разработке содержания нового учебного предмета «Технология»//Школа и производство, – 1993, № 5.

16.Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. – М., 1982.

17.Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. – М., 1967.

18.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – СПб., 1998.

19.Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М., 1987.

20.Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. – М., 1985.

21.Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности.//Вопросы психологии, 1992, № 1-2.

22.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний – М., 1984.

23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

24. Юров А.К. Психология учения как специфической формы познавательной деятельности человека. Практикум по возрастной и педагогической психологии./Под ред. А.И.Щербакова. – М., 1987.

25. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

26. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.

27. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

28. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ,2003. – 110с.

29. Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом : учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2004. — 418 с.

30. Зуева, О. Л. Уроки труда в начальной школе : пособие для учителя / О. Л. Зуева ; под ред. В. Н. Даванова. — М: Илекса, 2006. — 120 с.

4. Л.Ю.Бритвина. Метод творческих проектов на уроках технологии. 4 класс. Журнал Начальная школа 2005 год, №6.

1. Е.Н.Зеленская. Учебные проекты младших школьников. Журнал Начальная школа, 2005год, №9.

  1. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. М., 1999.

  2. Николаенко В.И. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. Ставрополь. 2001.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2005.

  4. Сергеева В. П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М., 2005.

  5. Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно – исследовательской деятельности // Начальная школа плюс До и После.2004. №11

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *