виды предложений

Русский язык

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ

ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ

Урок 128 (110).

Тема: Виды предложений по цели высказывания

Развитие умений определять предложения по цели высказывания, ставить знаки в конце предложений.

Выразительное чтение повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Напишите «Классная работа».

3 4

1. Повторение изученного во 2–3-м классах.

Беседа:

Что такое предложение?

Из чего оно состоит?

Нарисуйте схему предложения.

Какие знаки препинания ставятся в конце предложений? От чего это зависит?


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.











1 3 3

Игра «Каждому свой домик».

На доске нарисованы два домика.




Ниже даны предложения и словосочетания.

Мы плыли на лодке.

сильный человек

Где река?

рыбные места

Не ходите туда!


Задание:

Назовите домики и расселите «жильцов» в них (запишите их под домиком).

Как назвали домики? (Словосочетание и предложение.)

Как вы различаете словосочетание и предложение?

Прочитайте предложения. Какие знаки поставили в конце? Почему?

Сформулируйте тему урока.

Составим план урока.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую

работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

3 4 4

1. Наблюдение.

Работа по учебнику.

Упр. 390. Работа по рисункам, с. 137.

Кто изображён на картинках? (Афанасий и дедушка Фёдор.)

О чём они разговаривают?

Кто говорит на 1-й картинке? Прочитайте это предложение.

С какой целью говорит Афанасий? (Он сообщает дедушке, что прочитал интересную книгу.)

Затем рассматриваются остальные картинки, прочитываются предложения, определяется цель каждого высказывания.

Какие цели ставят перед собой люди, общаясь? (Что-либо сообщить, о чём-либо спросить, что-то посоветовать и т.д.)

2. Работа с текстом определения (с. 138).

а) Чтение текста про себя, затем вслух.

б) Беседа по вопросам.

Как вы понимаете 1-е предложение?

Какие предложения бывают по цели высказывания?

Затем дети отвечают на вопросы в учебнике (после текста).

в) – Составьте схему-опору правила.





IV. Развитие умений.

3 4 6 1 3

Работа в учебнике.

1. Упр. 391 – развивается умение определять вид предложения по цели высказывания.

Важно при определении вида предложения давать объяснения с опорой на правило. Начинайте так: «Это предложение по цели высказывания повествовательное, так как … (в нём сообщается (рассказывается) о ёжике»).

Дети устно определяют вид каждого предложения по цели высказывания, читают предложения с соответствующей интонацией.

Возможна запись (по выбору, по вариантам).

Методическая рекомендация: при работе над разными видами предложений необходимо обращать внимание на интонацию.

В повествовательном предложении голос понижается на слове, которое является главным по смыслу. В вопросительном предложении голос повышается на том слове, в котором содержится вопрос.

В побудительном предложении голос повышается на слове, выражающем совет, призыв, просьбу или приказ.

Словарная работа.

Слово дельфин.

Работа над значением слова.

Дельфины – морские животные, разновидность зубатых китов.

Как называются специальные водные комплексы, в которых разводят и содержат дельфинов? (Дельфинарии.)

Запишите с одним из слов предложение. Подчеркните орфограмму-непроверяемую букву безударного гласного.

2. Упр. 392 – развивается умение отличать повествовательные и побудительные предложения. Выполняют по заданию самостоятельно.

Проверка коллективная.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


3. Упр. 393 – развиваются умения выразительной устной речи (чтение предложений в парах с разной интонацией).

Последовательность выполнения:

1) Чтение и определение вида предложений по цели высказывания. Подготовка к выразительному чтению.

2) Выразительное чтение.

3) Выполнение задания после стихотворения. На доске одновременно работают 3 ученика: каждый над определённой орфограммой.

а) Распевает (петь), на сосне (сосны), на полянке (поле), весне (вёсны) и т.д.

б) Снег (снега), зябкий (озябли), лапки (лапа), чуб (нет чуба).

в) У певуньи, взъерошен.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?


Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.



Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии

с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению

и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


V. Итог урока.


4 4

Что нового для себя каждый из вас узнал на уроке?


Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

За что?







VI. Домашнее задание.



1. Упр. 1, с. 156, выучить определение на с. 138.

2. Письменный звуко-буквенный анализ слова съем.





© ООО «Баласс», 2014 6

Добавить комментарий