Урок "Введение понятия степень числа"

Плешкова Оксана Николаевна, учитель математики МАОУ «СОШ №1 г. Белоярский», г. Белоярский, ХМАО-Югра,

oks200803@mail.ru

Тема урока: «Введение понятия «Степень числа»

Цели урока:

Знание и воспроизведение понятия степени.

Практическое умение использовать изученный материал в конкретных условиях: умение находить значение степени, вычислять площадь квадрата.

Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: Изучение нового материала

Методы:

- по источникам знаний: словесные и наглядные;

- по степени взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик;

- по характеру познавательной деятельности: проблемно- поисковый.

Оборудование:

- Учебник: Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2009.

- Мультимедийное оборудование.

Этапы урока:

1. Организационный момент. Приветствие, проверка подготовленности к учебному процессу, организация внимания детей.

2. Актуализация опорных знаний и способа действия.

Устный счет (слайды):

1. Найти значение суммы одинаковых слагаемых.

3 + 3 + 3 + 3 + 3 =

7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 =

5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 =

- Как вычисляли? Как короче записать и вычислить?

3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3 5

7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 6

5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 5 8

3. Целеполагание и мотивация.

Постановка проблемы:

- Как записать короче произведение одинаковых множителей?

3 3 3 3 3 = 35

7 7 7 7 7 7 = 76

5 5 5 5 5 5 5 5 = 58

Введение понятия степени (слайд), понятия показатель и основание степени.

- Какая цель нашего урока?

- Что называется степенью числа?

4. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Прочитать выражение, назвать компоненты степени (слайды)

58, 76, 161, 05

5. Первичное закрепление.

5.1. Решение упражнений в парах, на местах:

305. Записать произведение одинаковых множителей в виде степени

а) 3 3; б) 10 10; в) 2 2 2 2 2; г) 4 4 4 4; д) 10 10 10 10 10 10 10; е) 1 1 1 1 1 1 1 1.

Записать степень в виде произведения одинаковых множителей (слайд):

53, 106, 133, 66, 19, 46.


5.2. У доски:

307. Найти значение степени:

а) 172; б) 63; в) 222; г) 104; д) 105; е) 1102; ж) 153; з) 422.

Как можно найти площадь квадрата, используя понятие степени?

310. Сторона квадрата равна 5 см (рисунок). Его площадь можно найти так: 5 5 = 52 = 25 (см2). Найдите площадь квадрата, сторона которго равна 1 см, 2 см, 10 см, 12 см.

313. Вычислите: а) 25; б) 34; в) 74; г)55.

314. Найдите число, квадрат которого равен: а) 16; б) 64; в) 36; г) 400.

318. Вычислите: а) 2 × 103; б) (2 × 10)3; в) 3 × 22; г) (3 × 2)2; д) 2 × 53; е) (2 × 5)3; ж) 12 : 22; з) (12 : 2)2.

320. Найдите значение выражения: а) 3 × 12 × 52; б) (2 × 8 × 7)2; в) 704 : 82; г) (96 : 24)3; д) 22 × 72; е) 32 × 53.


6. Физминутка (проводится через 20-25 минут после начала урока).

Мы устали не на шутку: встали все на физминутку.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо встать...


7. Организация первичного контроля.

Организация обучающей самостоятельной работы и взаимопроверки в парах.

Вариант 1.

1. Запишите в виде степени:

а) 5 × 5 × 5 × 5 × 5; б) 16 × 16 × 16 × 16; в) 3 × 3 × 3 × 3 × 3 × 3 × 3.

2. Записать степень в виде произведения одинаковых множителей:

а) 64; б) 115; в) 19.

3. Вычислить:

а) 43; б) 104; в) 152.

Вариант 2.

1. Запишите в виде степени:

а) 8 × 8 × 8 × 8 × 8; б) 23 × 23 × 23 × 23; в) 7 × 7 × 7 × 7 × 7 × 7 × 7.

2. Записать степень в виде произведения одинаковых множителей:

а) 54; б) 135; в) 29.

3. Вычислить:

а) 63; б) 105; в) 142.


8. Рефлексия.

Заполнить таблицу рефлексии (слайд):


Понимаю

Знаю

Умею

Что такое степень? Компоненты степени.




Вычисление значения степени




Вычисление площади квадрата с помощью степени






9. Домашнее задание (результаты этого домашнего задания используются для вычисления выражений на следующем уроке).

311. Начертите в тетради приведенную ниже таблицу и заполните её.

х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

х2











х3












312. Начертите в тетради приведенную ниже таблицу и заполните её.

х

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

х2