Урок «Взаимосвязи животных и растений»
Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления нового материала
Цели урока:
Образовательные:
-
Изучить особенности взаимодействия живых организмов со средой обитания на примере растительноядных животных
-
Сформулировать основные виды воздействия животных на растения
Воспитывающие:
-
Сформировать навыки работы в коллективе, умение слушать товарищей
-
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие:
-
Развивать воображение, память, наблюдательность;
-
Расширять кругозор учащихся;
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация Power Point
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы урока.
Ребята, что изучает экология? Сформулируйте определение. В этом вам поможет подсказка (слайд 2) В зашифрованной надписи необходимо удалить «лишние» буквы и вы сможете прочитать определение термина «экология».
Что нужно сделать |
Результат |
|
2 |
Прочитать зашифрованную надпись, не обращая внимание на «лишние» буквы |
Записать получившееся определение в тетрадь. |
А теперь давайте составим синквейн на слово «экология». Для тех, кто забыл, как это делать — правила на экране.
Что нужно сделать |
Результат |
|
3 |
Следуя правилам построения синквейна, составить его на заданное слово. |
Каждый ученик составляет синквейн в тетради. Учитель выборочно заслушивает несколько. |
Изучение нового материала.
Животные находятся в тесной связи с окружающими их растениями.
Ребята, какое влияние могут оказывать животные на растения? (техника «мозговой штурм»)
Что нужно сделать |
Результат |
|
— |
Объединиться в группы по 4 человека (по 2 парты). В течение 1 минуты записывать в тетрадь ВСЕ ответы, приходящие в голову. |
Учитель выписывает на доску правильные ответы групп |
1. Использование растений в пищу.
Перечислите части растений, которые служат пищей для животных? Вставьте пропущенные термины в схему (слайд 4)
Что нужно сделать |
Результат |
|
4 |
Перерисовать схему в тетрадь, вставить пропущенные слова |
Схема заполнена и проверена (при клике на вопрос — появляется слово) |
Соотнесите названия животных с их пищей. Результат запишите в виде таблицы:
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
А. вегетативные органы
Б. генеративные органы
1. попугай
2. лошадь
3. белка
4. тля
5. заяц
6. коза
Что нужно сделать |
Результат |
|
5 |
Выполнить задание |
Обсудить результат. |
Поедание грубой растительной пищи требует особого строения некоторых систем и органов. Как вы думаете, каких?
Что нужно сделать |
Результат |
|
6 |
Рассмотреть примеры, выявить связь между пищей и строением органов и систем |
Ученики могут привести примеры известных им животных с подобными приспособлениями. |
Растения в свою очередь выработали защитные приспособления против поедания. Если бы вы были растением, какими бы способами защиты от животных воспользовались?
Что нужно сделать |
Результат |
|
7 |
Предложить как можно больше примеров защиты растений |
Актуализация знаний курса «Экология растений» 6 класс |
Передвигаясь, животные наносят растения механические повреждения. Особенно сильно воздействуют на растительность копытные.
Вытаптывание – повреждение растительного покрова растительноядными животными в процессе пастьбы.
Работа с учебником: прочитайте 2-4 абзац на странице 5 и выпишите в правый столбик положительные последствия вытаптывания, а в левый — отрицательные.
Что нужно сделать |
Результат |
||
8 |
Выполнить задание |
Сформулировать вывод, записать его в тетрадь. |
|
— |
+ |
||
Появление троп, уничтожение лесов |
Улучшение перегнивания, прорастания семян, образование устойчивого травяного покрова |
Давайте сформулируем вывод.
Т.О., естественное вытаптывание …………(необходимое условие существования травянистых растений.)
3. Вызывают болезни и гибель растений.
Растительноядные паразиты питаются тканями и соками растений.
Давайте немного поиграем. Мини-викторина.
Необходимо совместить с элементами физкультминутки. Например, играют стоя. К экрану выбегают, что бы проверить правильность ответа. После правильного ответа – все подпрыгивают, неправильного — приседают.
Что нужно сделать |
Результат |
|
9 |
Мини-викторина «Узнай вредителя!»
|
Расширение кругозора, возможность подвигаться. |
4.Служат пищей для растений.
Перед вами зашифрованные названия растений-хищников, встречающихся на территории нашей страны. Разгадайте ребусы.
Что нужно сделать |
Результат |
|
10, 11 |
Разгадать ребусы, записать названия в тетрадь |
Выявили причину «странного» поведения растений. |
Такая кровожадность растений объясняется просто: они растут в среде, бедной минеральной веществами и вынуждены их добывать из других источников.
5. Являются опылителями растений.
Питаясь нектаром и пыльцой, некоторые животные участвуют в опылении растений.
Рассказ о колибри, листоносе.
Что нужно сделать |
Результат |
|
12, 13 |
Вспомнить и перечислить животных-опылителей. Ответить на вопрос: Что произойдет на планете, если не станет животных-опылителей? |
Записать в тетрадь основные группы опылителей. Нашли ответ на проблемный вопрос |
6. Распространяют семена.
Рассказ учителя о сойке, белке, кедровке, бурундуке как о животных распространителях растений.
Что нужно сделать |
Результат |
|
14 |
Слушать рассказ учителя, вести запись в тетради |
Записать в тетрадь примеры животных, расселяющих растения.. |
Сформулируйте вывод урока. Для этого ответьте на вопрос:
-
Насколько тесна взаимосвязь растений и животных?
-
Возможно ли существование одних без других?
Т.О. растения и животные взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.
Закрепление .
«Да-нетка».
-
Генеративные части растений — грубая растительная пища.
-
Наличие развитых резцов характерно для растительноядных животных.
-
Вытаптывание — отрицательный процесс.
-
Тля – паразит растений.
-
Листонос — нектароядная птица.
-
Хищные растения нуждаются в дополнительных органических веществах.
Домашнее задание.
§1, 2 подготовиться к тестированию
По желанию — сообщение или презентацию «Животные – опылители Ростовской области», «Паразиты растений Ростовской области»
Литература:
В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов (под редакцией Н.М.Черновой). Экология животных: Пособие для учащихся 7 класса – М: Вентана-Граф, 2006
Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. — М.: «5 за знания», 2006