Урок по теме «Роль мультимедийной презентации в повышении познавательной активности учащихся на уроках литературы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №70 г. о. Тольятти, Самарской области

Тема: «Роль мультимедийной презентации в повышении познавательной активности учащихся на уроках литературы»

Выполнила: Мусихина Нина Николаевна

МБУ СОШ № 70 учитель

русского языка и литературы

Тольятти, 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………….

3

Понятие о мультимедийных средствах обучения……………………..

4

Познавательная активность учащихся на уроках литературы…………………………………………………………………..

6

Современный урок литературы с применением мультимедийной презентации ……………………………………..

9

Список используемой литературы

14

Введение

Актуальность. Новые информационные технологии имеют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.

Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Для нас является актуальным вопрос определения роли мультимедийной презентации на уроках литературы в повышении познавательной активности учащихся.

Тема исследования: роль мультимедийной презентации в повышении познавательной активности учащихся на уроках литературы.

Цель — выявление условий повышения познавательной активности учащихся при использовании мультимедийной презентации на уроке литературы.

Объектом нашего исследования является познавательная активность учащихся на уроках литературы.

Предметом нашего исследования является мультимедийная презентация, как средство повышения познавательной активности учащихся.

Таким образом, можно обозначить профессиональную проблему: какова роль мультимейдиной презентации в повышении познавательной активности учащихся на уроках литературы?

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  1. изучить понятие «Мультимедийная технология», «Мультимедийная презентация», «Познавательная активность»;

  2. изучить технологию разработки мультимедийной презентации с помощью программы Power Point и методические пособия по их созданию;

  3. изучить характеристику особенностей познавательных процессов учащихся на уроках литературы.

  4. разработать мультимедийную презентацию к уроку литературы и описать ее роль;

  5. сделать выводы о проделанной работе.

1. Понятие о мультимедийных средствах обучения

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа.

В переводе с английского multimedia — многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает ученику целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком. Некоторые из этих языков пространственно — ориентированы (текст, графика), в то время как другие ориентированы на время (звук, анимация и видео).

На основе выявленных технико-педагогических и дидактических возможностей мультимедиа Н.В. Клемешова выделяет его потенциальные функции, которые могут быть реализованы в учебном процессе школы. К таким функциям исследователь относит разъясняющую, информационную, эвристическую, систематизирующую, мотивирующую и развивающую.

Кроме того, выделяются условия эффективного применения мультимедиа в учебном процессе. К таким условиям относятся следующие:

построение занятий в соответствии с дидактическими возможностями мультимедиа;

оптимальный подбор педагогических мультимедийных программ и их сочетаний в соответствии с целями занятия, уровнем подготовки учеников, особенностями подлежащего освоению учебного материала;

соблюдение общенаучных и дидактических правил применения мультимедиа.

Мультимедиа как дидактическое средство, способствующее освоению обучающимися учебной деятельности, влияет на развитие основных сфер индивидуальности учащегося. Стимулирующий этап модели освоения учебной деятельности предполагает воздействие на мотивационную сферу; на этапе целеполагания происходит влияние на волевую сферу; обучающий этап охватывает интеллектуальную и предметно-практическую сферы индивидуальности обучающегося; этап самореализации предполагает формирующее влияние на эмоциональную сферу индивидуальности обучающегося.

Таким образом, в настоящее время активно исследуются различные аспекты использования мультимедиа в образовании, выделяются технические и психолого-педагогические особенности мультимедийных технологий, подчеркивается необходимость их целенаправленного и продуктивного применения в учебно-воспитательном процессе средней и высшей школы. Большинство педагогов и психологов отмечают, что современные информационные технологии, в том числе и мультимедиа, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения.

2. ПознавательнАЯ активность учащихся на уроках литературы.

Познавательная, умственная активность лежит в основе любой учебной деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития. Без достаточно высокого уровня данной активности невозможна эффективная организация образовательного процесса.

С психологической точки зрения познавательная активность — это мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательного интереса, она отражает такую составляющую мотивационной сферы личности школьника, как направленность. Уровень познавательной активности характеризует потребностно-мотивационную сторону жизнедеятельности индивида, направленную на конструирование и активное использование когнитивной модели реальности. Чем более высокий уровень познавательной активности субъекта, тем в большей мере в его когнитивных моделях (репрезентациях) воспроизводятся объективные аспекты происходящего и строится адекватный образ окружающего мира.

Познавательная активность включает в себя следующие компоненты: познавательный интерес, «общую» психическую активность и волевое усилие. Познавательный интерес указывает на эмоциональное предпочтение познавательной деятельности перед другими видами деятельности. Психическая активность обеспечивает на нейрофизиологическом уровне энергетическое, скоростное, вариационное сопровождение умственной деятельности, а волевое усилие — это сознательный, произвольный аспект мобилизации возможностей личности.

Выделяются следующие признаки познавательного интереса у учащихся: активное включение в учебную деятельность, в восприятие познавательного материала, сосредоточенность на нем, отсутствие отвлечений; преобладание непроизвольного внимания; возникновение вопросов в процессе учебной деятельности; желание самостоятельно выполнять задания; поиск дополнительной информации по заинтересовавшей теме; сохранение интереса в свободное от занятий время и т.д.

Виды деятельности, которые способствуют развитию познавательной сферы — это внимание, память, мышление, воображение, речь.

Таким образом, в центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет учащимся производить мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания.

.

3. Современный урок литературы с применением мультимедийной презентации

В настоящее время проблема мультимедиа в преподавании литературы в школе является актуальной. Перед словесниками стоит задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, способное участвовать в межкультурной коммуникации. Сегодня одной из главных задач учителя является не просто получение учащимися определённой суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации. Важно формировать коммуникативную компетенцию, включающую в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию.

Учителю необходимо формировать именно положительные мотивации, необходимо связать их с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, умениями, навыками.

Использование мультимедиа на уроках литературы активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

Урок — это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение общих психолого-педагогических задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение литературе преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная, задача «нацелена» на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности.

На уроках литературы учителя широко применяют компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Важным аспектом использования ИКТ на уроках литературы является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения.

Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок литературы в компьютерном классе, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию учитель может подготовить сам или поручить создание презентации учащимся. Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.

Мультимедийные презентации можно использовать на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. В основном применяются такие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий, как информационно-обучающие программы, тесты, проекты, наглядные пособия, слайдовые презентации, видеоуроки. Возможности мультимедиа делают уроки литературы яркими и интересными. Конкретно-наглядная основа урока позволяет сделать обычные учебные занятия легко запоминающимися.

Компьютерные информационные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала (набор слайдов-иллюстраций, репродукций, портретов, фотографий, раздаточного и справочного материала, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, побывать на экскурсии в музеях, театрах, на концертах.

Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность, может проявить свое творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, отражением самых интересных моментов темы.

Компьютерные технологии представляют широкие возможности как для учителя в процессе подготовки и проведения уроков, так и для развития творческого потенциала школьников, организации их самостоятельной познавательной деятельности. Например, к уроку литературы в 6 классе на тему «История жанра басни» ученики могут приготовить групповые домашние задания – презентации: «Великие баснописцы», «И.А.Крылов и его басни», «Викторина по басням И.А.Крылова», аудио-сборник «Басни И.А.Крылова».

Групповая творческая деятельность захватывает детей, объединяет их интересы, учит толерантности. Они получают навыки общения, сотрудничества. Работа в микрогруппах раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, помогает преодолевать неуверенность, вселяет чувство взаимной заинтересованности, учит свободно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию, слушать мнение других. Они учатся ставить пред собой цели, определять способы их достижения, прогнозировать результат и самостоятельно действовать по намеченной программе.

Использование презентаций — это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Компьютерная программа PowerPoint является самым эффективным средством. Образовательный потенциал этого нового технического средства обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения на уроке.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Урок литературы требует особенно тщательной подготовки. На нем формируются и развиваются речевые навыки и умения. Глубокое понимание учителем того, что от него ожидают дети, следует рассматривать как еще одну возможность повышения действенности урока литературы.

Для достижения поставленной цели и ряда задач, нами была разработана мультимедийная презентация для урока литературы в 5 классе по теме «Русские народные сказки»». Цель урока: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов и мультимедийной презентации по теме «Особенности народных сказок»». Ниже предоставляем несколько слайдов из презентации к данному уроку.

Данный слайд используется для организационного момента для определения настроения учащихся в начале урока. Картинки помогают наглядно выбрать вариант ответа.

Используя этот слайд, мы с учащимися определяем тему урока.

Используя слайд, беседуем о русских художниках, которые рисовали иллюстрации к русским народным сказкам.

Данный слайд используется при проверке знаний учащихся.

При помощи этого слайда учащиеся выбирают домашнее задание

Данный слайд используется для определения настроения учащихся в конце урока. Картинки помогают наглядно выбрать вариант ответа.

Подводя итоги, мы можем сделать вывод, что роль использования мультимедийных презентаций на уроках литературы является одним из наиболее эффективных способов достижения главной цели изучения предмета и повышению познавательной активности учащихся на уроках литературы.

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд. пед. наук — Калининград, 1999.

  2. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Проблемы информатизации высшей школы. — М., 1998.

  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  4. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. наук — Чебоксары, 2000.

  5. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно — практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999 г.

  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. — М.: Изд-во УРАО, 1997.

  7. Маслюк Ю.А. Проблемы использования информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности // Инновации в образовании. — 2006. — №1.

  8. Методика обучения ИЯ в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова.- М.: Просвещение, 1991.

  9. Ширшов Е.В. Применение технологий искусственного интеллекта в учебном процессе вуза. Образовательные технологии для новой экономики: Сб. материалов международной конференции — М.: Изд-во МЭСИ, 2002.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *