Урок по русскому языку на тему: Обобщение о глаголе

Урок по русскому языку на тему: Обобщение о глаголе.



Тип урока: обобщение и систематизация изученного.



Цель урока: систематизировать знания учащихся о глаголе.



Задачи:



1) обобщить знания учащихся о глаголе, закрепить умения учащихся в правописании основных орфографических правил по теме урока;

2) развивать познавательный интерес, внимание, восприятие, память;

3) Углубить знания учащихся о данной части речи.



Оборудование:



  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык. 4 класс. 2 часть. М.,-БАЛАСС, 2009.

  2. В.Волина Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО «Издательство АРГО», 1996.

  3. Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин. Конкурс грамотеев. М., Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.



План урока:

  1. Организационный момент

  2. Орфографическая минутка

  3. Подготовительный этап

  4. Основной этап

  5. Физкультминутка

  6. Закрепление

  7. Самостоятельная работа

  8. Итог урока

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент






- Здравствуйте ребята.

- Садитесь. Посмотрите, у всех есть книги, тетради, ручка, карандаш.

- Здравствуйте.

- У всех.

2.Орфографическая

минутка

- Запишем следующее предложение с объяснением всех орфограмм.

По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек.

- Сделайте морфологический разбор слов: белеют и одуванчики.










Дети записывают предложение с объяснением всех орфограмм.





- белеют – н.ф.- белеть, глагол, 1 спр., н.в., 3 лицо, мн.ч., сказуемое.

- одуванчики – нач.форма – одуванчик, сущ., ж.р., мн.ч., 2 скл., И.п., подлежащее.

3.Подготовительный этап

- Давайте вспомним, что такое глагол?











- Что такое спряжение глагола?



- Назовите глаголы исключения?















- Как определить безударное окончание глагола?

- Часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающее на вопрос что делать? Что сделать?

- Изменение глагола по лицам и числам.

- Гнать, держать,

Смотреть и видеть.

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Это гл.1 спр., брить, стелить – это гл.2 спр.

- поставить в неопределенную форму.


4.Основной этап.




























- На доске записаны группы слов. Есть ли среди них лишнее? Докажите. (Работают устно, по одному человеку к доске.)

Пою, говорим, агроном,

Дремлешь, аппетит, долбишь,

Ветер, сядете, плавает,

Играет, роют, ныряю.

- Правильно. Сделайте морфологический разбор глаголов.

- Молодцы. Давайте вспомним, сколько времен есть у глагола?

- Правильно.

Я записала на доске глаголы:

ЧИТАЮ

ЧИТАЛ

ПРОЧИТАЮ

Прочитайте. Почему их именно три?

1 ряд – выпишите глагол настоящего времени,

2 ряд – глагол будущего простого времени,

3 ряд – глагол прошедшего времени.

- Чем они отличаются?

- Молодцы.

- Откройте учебник на стр. 84, упр. 1. Прочитайте задания.

Мама сказала, что скоро к нам в гости приедет ее сестра с дочкой из Петербурга. Свою тетю я видел три года назад, а ее дочку Ксюшу еще никогда не видел. Зато я много слышал о ней. Я знаю, что ей идет четвертый год, что она уже знает двенадцать букв. Умеет считать от одного до пятнадцати, знает, сколько будет, если к двум прибавить пять. Уже через шесть дней я увижу свою сестренку Ксюшу.

- Молодцы.

- Лишние слова – агроном, аппетит, ветер, так как это существительное.







Дети делают морфологический разбор у доски.

- Три. Прошедшее. Настоящее. Будущее.









- потому что 3 время у глагола.

Дети выписывают глаголы и объясняют свой выбор.

- ответы детей.



- Выпишите глаголы. Определите время и вид глагола. Выделите окончания



Дети выписывают глаголы с объяснением.

5.Физкульт-

минутка

-В небе плавает луна.

В облака зашла она.

1, 2, 3, 4, 5 –

Мы должны луну достать.

6, 7, 8, 9, 10 –

И пониже перевесить.

10, 9, 8, 7 –

Чтоб луна светила всем


6.Закрепление.












- Вставьте окончание глаголов.

Зябн…т осинка

Дрож…т на ветру

Стын…т на солнышке

Мёрзн…т в жару.





- Перед вами 2 группы слов. Выпишите в первый столбик слова с ударными окончаниями, а во второй с безударным.

летит режешь

идут готовят

молчишь скачут

ведёшь ходишь

стоят роет

ждёт точишь





- Придумайте, предложения используя данные слова.










Дети вставляют окончание











Дети выполняют задания.



















Дети придумывают слова.

7.Самостоятельная

работа

Тестирование.

1. Что обозначает глагол?

а) Предмет.

б) Признак предмета.

в) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

а) Кто? что?

б) Какой? какая? какое? какие?

в) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

а) Главным членом.

б) Второстепенным членом.

4. Какое утверждение наиболее полное и верное? «Спряжение– это…»

а) изменение глагола по лицам

б) изменение глагола по числам

в) изменение глагола по временам

г) изменение глагола по лицам и числам

5. Сколько спряжений у глагола?

а) одно

б) два

в) три

6. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:

а) к I спряжению;

б) ко II спряжению.

7. Запиши ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?

Чтобы____________________________________________________________________________




Дети

выпол-

няют

Тестиро- вание

8.Итог урока

1. Что обозначает глагол?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что вы знаете о начальной форме глагола?

4. Как пишется не с глаголами?

5. Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени?

6. Как изменяется глагол в прошедшем времени?

7. Как определить спряжение глагола?


Дети отвечают на вопросы.



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.