Урок по окружающему миру «Для чего нужна экономика?» 3 класс

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черепанова

Черепановского района Новосибирской области

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

Леус Наталья Викторовна

Урок по окружающему миру

Предмет: окружающий мир

Уровень образования: начальное общее образование

Тема: Для чего нужна экономика?

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Время проведения: 05 февраля 2013 г

Участники: ученики 3 класса

Цель: Формирование понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

РегулятивныеУУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Основные понятия: экономика, потребность, услуга, товар

Межпредметные связи: литературное чтение

Ресурсы «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, А.А. Плешаков; мультимедийное оборудование, тексты для чтения, карточка с таблицей для индивидуальной работы, карточки для групповой работы; ватман А-1, маркеры, фломастеры, магниты.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

I этап.

Организационный момент.

Цель:

мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Викторовна.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Сегодня необычный урок окружающего мира для вас и для меня, постараемся помочь друг — другу. Я желаю вам успехов.

Улыбнитесь друг другу. Тихонько сели.

Приветствуют учителя, гостей;

Настраиваются на урок.

Личностные УУД

Формирование эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

II этап.

Стадия

вызова.

Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

Актуализация знаний.

Цель — организовать постановку цели урока;

— Сейчас я прочитаю вам стихотворение и мне кажется, что вы найдёте в нём много новых и интересных слов.

Экономику — науку –

Не придумаешь от скуки.

Чтобы лучше понимать,

Как хозяйством управлять,

Нам нужны ее ученья

Для дальнейшего уменья.

А потребности у нас

Всё растут из класса в класс.

И товарооборот

Всё растет из года в год.

Но ресурсы иногда

Ограниченны бывают

И возможности не все

Перед нами открывают.

Мы настроились серьезно

С экономикой дружить,

Чтобы в будущем достойно

Нашей Родине служить.

Ярослав Ромашев

— Какие новые слова вы услышали? Что вас заинтересовало?

— О какой науке идёт речь в этом стихотворении?

— А вы знаете о ней?

— Значит о чём сегодня нам бы поговорить?

— Так и обозначим тему нашего урока.

— Вы любите играть?

— В игре можно узнать много нового. Вот и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Верите ли вы, что…».

У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в розовой строке плюс, если согласны с утверждением или минус, если не согласны. Белая строка у вас пока останется пустой.

1

2

3

4

5

Вопросы:

1. потребности у всех разные?

2. труд не всегда нужен экономике?

3. на потребности влияет то, чем мы интересуемся или увлекаемся?

4. экономика и услуга – родственники?

5. экономика нужна для удовлетворения потребностей человека?

— Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице, и видеть, насколько вы были правы.

— Мы говорим экономика. А для чего она нужна?

— Посоветуйтесь и расскажите друг другу, что вы знаете. Обсудите в своих группах, сделайте предположения.

Приём «Корзина идей» (групповая работа)

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения.

— Посмотрите какая полная получилась корзина.

— Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы простой вопрос. Нужно ли нам искать ответ на этот вопрос?

-Ну, так давайте искать!

Работают с информацией, стихотворением, с целью поиска и выделения необходимой информации;

Выход на тему урока.

Вспоминают и анализируют имеющиеся знания.

Систематизируют информацию до её изучения.

Регулятивные УУД

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД

Договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные УУД

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

III этап.

Стадия осмысления.

1.Постановка учебной проблемы.

2. Поиск информации.

Цель: Получить новую информацию и осмыслить её.

физминутка

3. Самостоятельная работа

— На уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.

— Где можно узнать значение незнакомого слова?

— Куда обратитесь за помощью?

— Сколько много вариантов.

— Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство».

А «номос» — означает «правило», «закон». Получается, что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства.

— А теперь давайте узнаем, как трактует это понятие толковый словарь.

Работа с толковыми словарями.

Приём «Инсерт»

А теперь обратимся к тексту. Во время чтения вы делаете на полях пометки:

+ если то, что вы читаете, знаете, или думаете, что знаете

если вы, не согласны с тем, что вы читаете

! если то, что вы читаете, является для вас новым

? если то, что вы читаете, вам не понятно или вы хотели бы получить подробные сведения об этом

— Чтение текста с пометками.

— Обсуждение

— Прочитайте слова:

Экономика

Товар

Услуга

Потребность

— Встретились ли вам эти слова в тексте, подчеркните их. Что вы про них узнали?

— Скажите, а какие ваши потребности?

— Это совершенно одинаковые потребности? А что их объединяет?

Все потребности можно разбить на три группы:

* естественные – это потребности природные, то что даёт нам природа.

* общественные – это отношения между людьми.

* экономические – это потребности материальные.

— В какую группу входят ваши потребности?

Работа в группах.

Игра «Найди своё место».

Какие товары и услуги нужны для удовлетворения данной потребности.

Потребность: чтение книги, игра в футбол, красиво выглядеть, путешествие.

Публично демонстрируют свои знания с помощью устной речи.

Работают с информационными справочниками.

Читают и делают пометки на полях по мере осмысления информации.

Анализируют собственные мыслительные операции и чувства.

Обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

IV этап.

Стадия рефлексии.

Перестроили свои представления, включив в них новые понятия

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели: — зафиксировать новое содержание урока;

— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

— Вернёмся к нашей таблице (работа по второй строчке).

— Смогли мы ответить на вопрос, который возник в начале урока?

Где сможем применить знания, полученные на уроке?

— Обсудите в группе, что вы ещё хотите узнать об экономике.

Запишите на листочке вопрос, на который вы сможете ответить или найти информацию.

— Подумайте дома, обсуди те с родителями Ответ на вопрос «Почему не всё можно купить и продать?».

— В интернете на детском портале «Солнышко» для вас есть раздел «Экономика для детей». Тем ребятам, которые заинтересовались экономикой, я советую почитать экономические сказки.

Вот этот сайт:

Детский портал «Солнышко»-http:www.solnyshko.ee

Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Отвечают на вопросы учителя.

Формируют конечный результат своей работы.

Самооценка и самоопределение.

Регулятивные УУД

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *