Урок по окружающему миру "Для чего нужна экономика?" 3 класс

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черепанова

Черепановского района Новосибирской области

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

Леус Наталья Викторовна


Урок по окружающему миру

Предмет: окружающий мир

Уровень образования: начальное общее образование

Тема: Для чего нужна экономика?

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Время проведения: 05 февраля 2013 г

Участники: ученики 3 класса

Цель: Формирование понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

РегулятивныеУУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Основные понятия: экономика, потребность, услуга, товар

Межпредметные связи: литературное чтение

Ресурсы «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, А.А. Плешаков; мультимедийное оборудование, тексты для чтения, карточка с таблицей для индивидуальной работы, карточки для групповой работы; ватман А-1, маркеры, фломастеры, магниты.







Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

I этап.

Организационный момент.

Цель:

мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;


-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Викторовна.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Сегодня необычный урок окружающего мира для вас и для меня, постараемся помочь друг - другу. Я желаю вам успехов.

Улыбнитесь друг другу. Тихонько сели.



Приветствуют учителя, гостей;

Настраиваются на урок.


Личностные УУД

Формирование эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

II этап.

Стадия

вызова.

Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;



Актуализация знаний.

Цель - организовать постановку цели урока;


- Сейчас я прочитаю вам стихотворение и мне кажется, что вы найдёте в нём много новых и интересных слов.

Экономику - науку –

Не придумаешь от скуки.

Чтобы лучше понимать,

Как хозяйством управлять,

Нам нужны ее ученья

Для дальнейшего уменья.

А потребности у нас

Всё растут из класса в класс.

И товарооборот

Всё растет из года в год.

Но ресурсы иногда

Ограниченны бывают

И возможности не все

Перед нами открывают.

Мы настроились серьезно

С экономикой дружить,

Чтобы в будущем достойно

Нашей Родине служить.

Ярослав Ромашев

- Какие новые слова вы услышали? Что вас заинтересовало?

- О какой науке идёт речь в этом стихотворении?

- А вы знаете о ней?

- Значит о чём сегодня нам бы поговорить?

- Так и обозначим тему нашего урока.


- Вы любите играть?

- В игре можно узнать много нового. Вот и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Верите ли вы, что…».

У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в розовой строке плюс, если согласны с утверждением или минус, если не согласны. Белая строка у вас пока останется пустой.

1

2

3

4

5












Вопросы:

1. потребности у всех разные?

2. труд не всегда нужен экономике?

3. на потребности влияет то, чем мы интересуемся или увлекаемся?

4. экономика и услуга – родственники?

5. экономика нужна для удовлетворения потребностей человека?

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице, и видеть, насколько вы были правы.

- Мы говорим экономика. А для чего она нужна?

- Посоветуйтесь и расскажите друг другу, что вы знаете. Обсудите в своих группах, сделайте предположения.

Приём «Корзина идей» (групповая работа)

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения.

- Посмотрите какая полная получилась корзина.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы простой вопрос. Нужно ли нам искать ответ на этот вопрос?

-Ну, так давайте искать!

Работают с информацией, стихотворением, с целью поиска и выделения необходимой информации;

















Выход на тему урока.













Вспоминают и анализируют имеющиеся знания.
















Систематизируют информацию до её изучения.



Регулятивные УУД

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.






























Коммуникативные УУД

Договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.











Регулятивные УУД

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.



III этап.

Стадия осмысления.

1.Постановка учебной проблемы.








2. Поиск информации.

Цель: Получить новую информацию и осмыслить её.




физминутка




















3. Самостоятельная работа


- На уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.

- Где можно узнать значение незнакомого слова?

- Куда обратитесь за помощью?

- Сколько много вариантов.

- Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство».

А «номос» - означает «правило», «закон». Получается, что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства.

- А теперь давайте узнаем, как трактует это понятие толковый словарь.

Работа с толковыми словарями.


Приём «Инсерт»

А теперь обратимся к тексту. Во время чтения вы делаете на полях пометки:

+ если то, что вы читаете, знаете, или думаете, что знаете

- если вы, не согласны с тем, что вы читаете

! если то, что вы читаете, является для вас новым

? если то, что вы читаете, вам не понятно или вы хотели бы получить подробные сведения об этом

- Чтение текста с пометками.

- Обсуждение



- Прочитайте слова:

Экономика

Товар

Услуга

Потребность


- Встретились ли вам эти слова в тексте, подчеркните их. Что вы про них узнали?


- Скажите, а какие ваши потребности?

- Это совершенно одинаковые потребности? А что их объединяет?

Все потребности можно разбить на три группы:

* естественные – это потребности природные, то что даёт нам природа.

* общественные – это отношения между людьми.

* экономические – это потребности материальные.

- В какую группу входят ваши потребности?




Работа в группах.

Игра «Найди своё место».

Какие товары и услуги нужны для удовлетворения данной потребности.

Потребность: чтение книги, игра в футбол, красиво выглядеть, путешествие.





Публично демонстрируют свои знания с помощью устной речи.





Работают с информационными справочниками.









Читают и делают пометки на полях по мере осмысления информации.









Анализируют собственные мыслительные операции и чувства.











Обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения.












Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников















Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение и позицию.











Познавательные УУД

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


IV этап.

Стадия рефлексии.

Перестроили свои представления, включив в них новые понятия

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели: - зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


- Вернёмся к нашей таблице (работа по второй строчке).


- Смогли мы ответить на вопрос, который возник в начале урока?

- Где сможем применить знания, полученные на уроке?


- Обсудите в группе, что вы ещё хотите узнать об экономике.

Запишите на листочке вопрос, на который вы сможете ответить или найти информацию.

- Подумайте дома, обсуди те с родителями Ответ на вопрос «Почему не всё можно купить и продать?».


- В интернете на детском портале «Солнышко» для вас есть раздел «Экономика для детей». Тем ребятам, которые заинтересовались экономикой, я советую почитать экономические сказки.

Вот этот сайт:

Детский портал «Солнышко»-http:www.solnyshko.ee


Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Отвечают на вопросы учителя.

Формируют конечный результат своей работы.

Самооценка и самоопределение.

Регулятивные УУД

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.