Урок обществознания «Мы идем на выборы» 9 класс



Урок обществознания в 9 классе «Мы идем на выборы»

Актуальность темы.

В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно участвует в выборах. Одна из причин такой ситуации - низкая правовая культура. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня.

Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодёжных организациях, а также о том, кто может выражать её интересы, представлять во власти и каковы её обязанности.  Поэтому, вопрос вовлечения молодёжи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня.

Данный урок рассчитан на тех, кому сегодня 15 - 16 лет, будущих избирателей. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социопространстве. Подобные компетенции можно развить на уроках правоведения, обществознания и истории, а также различных внеклассных мероприятиях, классных часах. Одним из таких необходимых знаний для развития вышеуказанных компетенций является «Избирательное право».  

Тема урока: «Мы идем на выборы»

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

Цель урока: способствовать приобретению учащимися первичных знаний основ избирательного права в условиях проблемно-групповой работы

Решение образовательных, развивающих, воспитательных задач осуществляется через формирование ключевых компетенций:

Образовательные задачи:

Социальные компетенции: умение получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства; приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; приобретение опыта совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата; умение делать ответственный выбор на основе анализа ситуации.

Коммуникативные компетенции: умение владеть монологической и диалогической речью, навыками беглого чтения текстов.

Информационные компетенции: умение владеть информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением.

Развивающие задачи:

Когнитивные компетенции: готовность к непрерывности образования и самообразования на протяжении всей жизни.

Воспитательные задачи:

Поликультурные компетенции: формирование правовой культуры, гражданственности, социальной активности, гражданского самосознания.

Методы обучения и методические приёмы:

В ходе проведения данного урока применяются активные методы обучения, которые строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе, рефлексии. Данная система методов обеспечивает активность  и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников с использованием накопленных знаний.

Применяемые методические приемы:

  • метод структурированной дискуссии;

  • обозначение проблемы и нахождение путей ее решения;

  • организованный диалог;

  • интеллектуальный штурм;

  • самостоятельная работа с неадаптированными источниками;

  • анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, обобщение.

Используемые  методы, приемы организации учебной деятельности позволяют создать атмосферу «включенности» каждого ученика в работу, проявить активность, самостоятельность, побуждают обучающихся к выполнению проблемных заданий, обобщению и самореализации их субъективного опыта, способствуют развитию организационно-познавательных учебных умений: ведение познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество при решении учебных задач, организация себя на выполнение поставленных целей.

Предполагаемые результаты:

В результате проведения урока участники смогут:

  • расширить и углубить знания в области избирательного права;

  • повысить уровень правовой грамотности и политической культуры; понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами;

  • повысить интерес к институту выборов, позитивно относиться к процессу избирательной кампании; активному участию в жизни общества, страны.

Оборудование: компьютерная презентация, бумага , маркеры, листы с задачами, кнопки, липкая лента.


Ход урока

Приветствие. Видеоролик.

О каком демократическом процессе идет речь в этой ролике?

Речь идет о выборах.

Выборам, важнейшему инструменту демократического общества, посвящен наш урок.

Я открываю вам одно слово в названии темы урока. (Учитель открывает слово "выборы” на доске, либо на слайде презентации).

Опираясь на это понятие, поработайте с заданием №1 рабочего листа А и сформулируйте цели урока.

Вывод по целям. Выработали план действий.

Выборы – это важнейший атрибут демократии, именно выборы обеспечивают участие граждан в управлении государством.

Ходят ли ваши родители на выборы?

Ответы разные.

А нужно ли участвовать в выборах? Зачем?

Потому что необходимо избрать кандидатов не высокие государственные посты, например, президента, которые управляют нашим государством.

История показывает трудный путь всего человечества к признанию важности выборного процесса, к получению избирательного права всеми категориями населения.

Вспомните из истории России, в какой земле все свободное мужское население совместно принимало участие в управлении?

Ш – В Новгороде, Пскове

У – Со временем демократические традиции этих городов были преданы забвению ради централизации государства в XV веке. Вновь граждане России стали принимать участие в выборах лишь в 20 веке с введением Государственной Думы императором Николаем II. Сегодня мы говорим о сформированной системе избирательного права. Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” 2002 г. – главные документы, подтверждающие право граждан страны на участие в управлении государством посредством выборов Президента, Гос.Думы, муниципальных органов управления.

Вернемся к рабочим листам задание №2.

Текст задачи №1. «На выборы Президента РФ пришло 65% избирателей, на выборы депутатов Государственной Думы – 60%. На сколько меньше граждан пришло на избирательные участки в период выборов депутатов Государственной Думы, по сравнению с президентскими, если известно, что всего избирателей в России 109 860 000 человек”?


Текст задачи №2. "По результатам выборов Президента РФ: за победившего кандидата проголосовало 63% избирателей, за второго-17%. Приняли участие в выборах 65% избирателей. Сколько человек проголосовали за первого кандидата, если количество избирателей известно – 109 860 000 человек?

Школьники называют ответы. Учитель проверяет и задает вопрос.

Почему не все пришли на избирательный участок?”

Абсентеизм (от лат. absentia - отсутствие) неучастие в голосовании на выборах или референдуме граждан, обладающих активным избирательным правом; уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов, главы государства. 

АБСОЛЮТИЗМ – форма западноевропейских монархий в XVI – XVIII вв. В централизованных королевствах (таких, например, как Франция) власть короля считалась абсолютной, но на деле ограничивалась законами и традициями свобод различных сословий западноевропейского общества.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnōstos – непознаваемый) – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare – приспособлять) - приспособление к физической или социальной среде

IV этап. Поиск решения проблемы: Что делать, чтобы поднять активность избирателей на выборах?

Учитель: Проблема абсентеизма – это не только Российская проблема. Разные страны по-разному пытаются решить ее. Например, в ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф.

Как вы думаете, поможет ли ужесточение избирательного права решить проблему неявки избирателей на голосование?

А быть может, стоит попытаться решить проблему, разобравшись с причинами, которые ее вызывают?

Ковер идей”. Найдите ЛИСТ С.

Каждая малая группа получает листочки трех цветов: красные, желтые, зеленые, клей, большой лист бумаги, фломастеры, маркеры.

Задание группам: решить проблему.

1 группа: Отсутствие интереса к политической жизни.
2 группа: Низкая политическая и правовая культура.
3 группа: Отсутствие доверия к политикам.
4 группа: Неверие в возможность проведения честных и справедливых выборов.

Работа проводится в несколько приемов:

1. Понимание проблемы.

Почему такая проблема существует?

Все члены малых групп пишут ответы на листках красного цвета и приклеивают их на большой лист.

2. Поиск решений.

Что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?

Каждый ученик записывает свой ответ на желтый листок и наклеивает на общий “ковер”.

3. Индивидуализация деятельности.

Что я лично сделаю?

На “ковер” приклеивают листочки зеленого цвета с мнениями каждого участника группы.

4. Обсуждение обобщение, выделение главного, подготовка к презентации своего “ковра идей”.

5. Представление результатов, работы каждой группы. Обсуждение, анализ работы.

Мы граждане России и от нас зависит, какие люди будут стоять у руля будущей страны. Святое право и святая обязанность каждого гражданина принимать участие в выборах, делать грамотный, осознанный выбор в пользу процветания России!

Скажите, ваш выбор в пользу участия в выборах или в пользу их игнорирования?

(открывает слова "мы идем”)

Посмотрите, тема урока открыта полностью. "Мы идем на выборы”. У меня есть сомнения, какой знак ставить в конце предложения, восклицательный или вопросительный. Выскажите свое отношение к проблеме с помощью синквейна, опираясь на готовые примеры в рабочих листах.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Синквейн является быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации.

Примеры

Демократические выборы

Сложные, необходимые.

Определяет, устанавливает, участвуем

Выборы важны для демократии.

Государство.

Демократические выборы.

Прямые, равные

Решают, устанавливают, назначают

Выборы – свобода человека.

Борьба.

Школьники зачитывают получившиеся синквейны.

Вы в своих работах отметили важность выборов для демократического государства, для подлинной свободы граждан.

А сейчас проведите анализ результатов вашей работы на уроке. Найдите ЛИСТ В. Для заполнения таблицы «Уровень успешности», каждый участник группы может использовать только 3 жетона которые необходимо прикрепить напротив того вида деятельности, который помог вам успешно поработать на уроке.

Прикрепляют к доске результаты работы и анализируют их.

Я рада, что вы теперь сможете объяснить основы избирательного права и т.д. Вы успешно справились со всеми заданиями. Надеюсь, что вы будете активными избирателями и поможете стране справиться со всеми трудностями. Спасибо вам за урок.



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.