Водопьянова Т.М.
Имена Ромео и Джульетты давно стали символами верности и любви. Бродячие театральные группы разносили их печальную историю по всей Европе задолго до того, как ее поставил в Лондоне Вильям Шекспир.
Шекспир – портрет. Театр
« Глобус»
|
Скорее всего, в Вероне, на Севере Италии произошли события, которые легли в основу будущей трагедии, так как в этом городе до сих пор есть Балкон Джульетты. К нему приезжают люди из самых разных стран. А рядом – маленький магазинчик, где туристы покупают книги, картины, сувениры на память.
|
Балкон Джульетты
|
Там же можно купить диски с музыкой Петра Ильич Чайковского, его Увертюру – фантазию «Ромео и Джульетта».
|
Обложка нот Увертюры «Ромео и Джульетта»
|
Оперу с тем же названием уже написал французский композитор Шарль Гуно.
|
Сцена из оперы «Ромео и Джульетта» Гуно
|
Балет сочинит в XX веке Сергей Прокофьев.
|
Балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева.
|
Появится даже мюзикл.
|
Сцена мюзикла « Короли ночной Вероны»
|
Писать именно программную симфоническую Увертюру настойчиво советовал Чайковскому Милий Алексеевич Балакирев, который в том время был лидером русской музыкальной жизни.
|
Портрет Балакирева
|
В отличии от оперы и балета увертюра не следует за сюжетом, в ней нет музыкальных характеристик отдельных персонажей. Чайковский сконцентрировал их вокруг двух основных тем: Добра и Зла. Вражда семей Монтекки и Капулетти уровняла их, сделала похожими в их непримиримой злобе. Музыка Вражды по количеству времени звучания кажется, должна пересилить и убить все вокруг себя.
|
Монтекки и Капулетти. Сцена фильма после поединка
http://yandex.ru/images/search?p=4&text=монтекки%20и%20капулетти&img_url=http%3A%2F%2Fst.kinopoisk.ru%2Fimages%2Fkadr%2Fsm_745592.jpg&pos=132&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1404036401164
|
Но хрупкая и совершенно возвышенная, неземная музыка Любви, она живет Увертюре по своим собственным законам. Эту музыкальную тему считали одной из самых красивых мелодий XIX века. В ней нет отдельных музыкальных портретов пылкого Ромео, который пишет стихи и вступает в смертельный поединок за своего друга Меркуццио. Нет смешливой, озорной и решительной Джульетты, готовой на все ради своей любви. У Чайковского есть Любовь, и не просто, а с большой буквы. Такая, которая пережила смерть и время.
|
Ромео и Джульетта из фильма Дзефеллини
|
Но есть и третья сила. Это церковь. И не только пастор Лоренцо, который стал в этой трагедии двигателем событий. Он согласился обвенчать юных героев без согласия родителей, он дал Джульетте снотворное. Он привел семьи Монтекки и Капулетти в склеп с надеждой примирить семейства и помочь влюбленным.
|
Фото из фильма — пастор Лоренцо
|
Истинное значение темы Церкви понимаешь, слушая Вступление к Увертюре. Его иногда называют «Верона просыпается». Медленный и тягучий хорал слышится в звуках оркестра. Переборы арфы подчеркивают впечатление спящего города. Ощущение мрака и беспросветности. Именно законы католической церкви в то время душили стремление человека к свободе в жизни, науке, любви. И только после гибели Ромео и Джульетты Верона , наконец , проснется…
|
Католический собор в Италии
|
Вступления в сонатной форме всегда звучат медленно, и для того чтобы основной раздел Экспозиции прозвучал в традиционном темпе, Чайковский делает постепенное ускорение. Оно звучит настолько тревожно, что плохие предчувствия овладеют даже слушателем, незнакомым с сюжетом.
|
Оркестр
|
От того на какой высоте, в какой тональности звучит одна и та же мелодия зависит многое в ее психологическом осмыслении. Тема вражды у Чайковского написана в тональности си минор, которая еще со времен Иоганна Себастиана Баха воспринималась как тональности смерти.
|
Портрет Баха
|
В оркестре звучат литавры и тарелки, которые напоминают о сабельных поединках, бесконечных стычках между людьми Монтекки и Капулетти.
|
Поединок Тибальда и Меркуццио. Фото из фильма — балета
|
Для темы Любви композитор выбирает очень далекую тональность ре – бемоль мажор. Она относится к числу самых светлых и поэтических. Нежнейшую мелодию у струнных инструментов Чайковский как бы приподымает над всей земной злобой и суетой.
|
Фото дуэта Галины Улановой И Лавровского в балете «Ромео и Джульетта»
|
Средний раздел Увертюры – Разработка, начинается с очень взволнованного перехода. А затем в стремительном вихре закручиваются интонации темы Вражды. Они словно подстегивают сами себя, и готовы выплеснуться в Репризу, затопить ее своей агрессивностью
|
Оркестр, дирижер
|
В Репризе тема Любви звучит угнетенно, скомкано. Ход трагических событий (Смерть двоюродного брата Джульетты от руки Ромео, приказ Герцога о запрещении дуэлей, вынужденное бегство в Мантую), так или иначе, влияют на характер музыки.
|
Фото из фильма Дзефеллини
Бегство Ромео в Мантую на коне
|
В Увертюре Чайковского очень важна кода, послесловие. Сначала в музыке звучит траурный марш. Тяжелые удары, удары судьбы.
|
Ромео и Джульетта в склепе
|
Но потом вдруг. Как хрупкий цветок из под тяжелого камня, начинает прорастать тема Любви. И звучит все смелее, все упоительней.
|
Цветок среди камей или асфальта
|
Таким образом, у Чайковского Любовь даже после смерти оказывается сильнее поединков и распрей, она не сражается, а просто живет через века.
|
Ромео и Джульетта в современной театральной постановке
|
Поэт Андрей Вознесенский о другой , но очень похожей истории написал в соей «Юноне» и « Авось»:
…И качнутся бессмысленной высью
Пара фраз залетевших отсюда
Я тебя никогда не увижу
Я тебя никогда не забуду…
|
Сцена из «Юноны» и « Авось» с Н. Караченцевым
|
Сочиняя музыку, Чайковский пропускал её через свою нервную, впечатлительную и ранимую, как у подростка, душу, создавая возвышенные и грандиозные шедевры… «Чайковскому было суждено укрепить и возвысить позиции отечественной композиторской школы. Любовь как нравственная опора и символ силы, способной победить труднейшие препятствия, даже смерть, любовь — есть жизнь» ,писал Л. Н. Толстой.
|
Портрет Л. Толстого
|
Вопрос: Какие выводы можно сделать после знакомства с Увертюрой?
|
ПАУЗА
|
Ответ:
У Чайковского главной идеей становиться утверждение, что любовь побеждает смерть.
|
Портрет Чайкоского
|