Урок музыки 3 класс Тема урока «Кантата Александр Невский»

Урок музыки 3 класс

Тема урока «Кантата Александр Невский»

учитель Михтеева Е.Ю.

Цели урока:

Образовательные:

o ввести и усвоить новые термины: «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «живописная музыка», «выразительность и изобразительность»;

o оценить значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;

провести анализ музыкальной формы, используя выразительные средства музыки: темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.

Развивающие:

o формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

o прививать бережное отношение к истории своего народа;

o показать многомерность и гармоничность различных видов искусства для создания образа Александра Невского.

Воспитательные:

o пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

Тип урока: интегрированный урок

Сценарий урока

На фоне колокольного звона читаю строки:

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.

Ребята, вы раньше слышали колокольный звон?

Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники — благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали  его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата.

Каких национальных героев-защитников вы знаете?

Слайд 1-2 (А. Невский) Звучит «Песня об А. Невском»

Вам знакома эта музыка? О ком она?

Кто изображен на экране?

Славный сын земли русской – великий полководец Александр Невский. Что Вы знаете об этом человеке?

Слайд 3

Как вы думаете, о ком мы будем с вами сегодня говорить?

Конечно же, о нем и еще познакомимся с новым музыкальными номерами из кантаты «Александр Невский»

Давайте прочитаем на слайде тему урока «Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский»»

Слайд 4

Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский?

Великий князь Александр, на что он опирается?

Готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю. Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет.
     А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонцев на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».
— Посмотрите на репродукцию картины художника, изобразившего фрагмент этой битвы.

Слайд 5

Недаром Александр Невский выбрал поле боя, замерзшее озеро.

Почему?

Александр правильно рассчитал, что лед просто не выдержит тяжелых доспехов противника.

Посмотрим фрагмент из фильма «Александр Невский».

Слайд 6

Отпуская пленных солдат, Александр Невский сказал: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет Русская земля».  Посмотрим и послушаем его речь.

Слайд 7

     В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский», отрывки из которого мы с вами видели. К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году — кантата «Александр Невский».
    
Новое слово
«кантата».   Кант – хвалебная песнь.

Слайд 8

Прочитайте в учебнике на стр.16 что обозначает слово кантата.

Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром.


Звучит хор «Вставайте, люди русские»

  1. Кто исполнил эту музыку?

  2. Какая песня по характеру?

  3. Что звучало в самом начале песни? (вступление)

  4. На что оно похоже (набат)

  5. Что такое набат?

Разучить основные темы хора.

Давайте послушаем еще раз вступление, а вы движением рук изобразите звон колоколов.

6.Сколько частей вы услышали в этом произведении? (3 части).

7.Почему композитор выбрал 3х частную форму? (благодаря такой композиции композитор подчеркивает главную мысль кантаты «На Руси большой не бывать врагу!»)

8.Какие интонации вы услышали в этой музыке?

Кант и кантата – что общего между этими музыкальными жанрами и что их отличает? (кант – поется одна песня, а в кантате несколько разных частей с единым содержанием. Песенность присутствует и в канте, и в кантате).

Имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.

Слайд 9

    За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.

Слайд 10

Звучит «Величание Александру Невскому.

    А в 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список  великих людей России.

Слайд 11-12

Памятники А. Невскому
     

С каким героем вы познакомились на уроке?
Какой композитор посвятил  этому герою свое произведение?

Какое произведение мы слушали?

Какой новый музыкальный термин мы узнали?


Итог.

Почему в России помнят и чтят память Александра Невского?

Поэтому Прокофьев и посвятил свою хвалебную песнь — кантату.

Разрешите закончить урок такими строчками:

Я вечно преклоняюсь перед теми,

Кто долг храня Отчизну защищал,

Не встал перед врагами на колени,

Кто мира нарушителей карал.

6

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *