Урок литературы для 9 класса «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка»

Горовая Татьяна Петровна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «СОШ №14»,

г. Новокузнецк

Урок литературы, 9 класс

Тема:

«Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка»

Цели урока:

Образовательная:

  • приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 века

  • рассмотреть художественный мир «весенней сказки»

  • проанализировать связь сказки с фольклорными источниками

  • формировать умения и навыки активного поиска информации в сети Интернет, ее отбора и организации, оценки собственной деятельности и деятельности «сотрудников» в своей и в других группах

Развивающая:

  • отработать технологию критического мышления при анализе источниковедческого материала

  • формировать интерес к учебно-исследовательской деятельности с использованием Интернет-источников

  • развивать умения и навыки работы в группе: создание коллективных интеллект-карт, презентаций

Воспитательная:

  • воспитывать патриотические чувства, гордость за причастность к созиданию, сотворчеству с великим мастером искусства отечественного слова , а также чувство ответственности за порученное дело, терпимое отношение и уважение друг к другу во время совместной творческой работы, соблюдение дисциплины

  • воспитывать эстетическое чувство прекрасного при соприкосновении с живописью известных художников, музыкой П.И. Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова, современной поэзией

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: работа в группах

Ожидаемый результат:

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

понимать язык художественного произведения.
• самостоятельно работать с Интернет-источниками
• создавать собственный текст (высказывание), презентации
• характеризовать литературного героя.

Деятельность учителя на уроке:

Организовать и настроить обучающихся на:

  • работу в группе

  • подготовку публичного выступления

  • подготовку презентации

Деятельность обучающихся:

  • работа в группах

  • подготовка публичного выступления

  • подготовка презентаций

Технические средства:
Компьютеры, принтер, проекционная аппаратура.

Ход урока:

1.Погружение в сказку. Вступительное слово учителя:

А. Н. Островский — удивительный человек: добрый, внимательный к людям и окружающему миру. Он горячо любил свою родину. Умел видеть прекрасное во всё, что его окружало. Мечтал о счастье народа, о честной, бескорыстной любви, дарящей человеку жизненную силу. Его духовный мир теплый, яркий, пестрый. Кажется, он соткан из многообразия разноцветных нитей. Приближаясь к Островскому, понимаешь, как прекрасна жизнь. Итак, отправимся в художественный мир «весенней сказки», в царство Берендея и познакомимся с духовным миром художника, нарисовавшего это царство.

Вы уже имели возможность познакомиться с содержанием удивительной сказки А.Н.Островского «Снегурочка». Прочитайте цитаты, которые произвели на вас особое впечатление и прокомментируйте их:

  • Меня поразила красота природы

  • У меня вызывает восторг

  • А мне понравилась архитектура царства

  • Мне особенно интересно было читать описание обрядов

  • Меня потрясли законы страны

  • А меня удивило

Таким образом, «Весенняя сказка «Снегурочка» производит впечатление чуда, так как автор

  • затрагивает душу, рассказывает о великой силе любви, а это всегда интересно

  • ярко описывает события, происходящие в Берендеевом царстве

  • язык Островского красивый и легкий

  • в пьесе присутствуют фантастические  элементы, а это бывает лишь в волшебных сказках

  • добро побеждает зло, любовь воцаряется на земле берендеев.

Один из современников А.Н. Островского А.Р. Кугель говорил: «Если вы хотите знать, что такое А.Н.Островский, читайте внимательно «Снегурочку». В словах Кугеля есть неоспоримая правда: А.Н. Островский вложил в пьесу «Снегурочка» свою поэтическую душу, свои философские мысли, свои политические взгляды, свою любовь к России и русскому народу. Сегодня на уроке мы должны доказать справедливость этих слов. Каждая группа будет работать в определенной области: литературной, музыкальной, искусствоведческой, фольклорной, поэтической.

Учебная ситуация №1. Задание для группы «Биографы»:

Используя сайт: ostrovskiy.litinfo.ru/review/ostrovskiy, подготовить публичное выступление по теме «История создания сказки «Снегурочка»

Учебная ситуация №2. Задания для группы «Знатоки фольклора»:

Используя сайты:

  • ostrovskiy.lit-info.ru/review/ostrovskiy

  • folkler.ru/skazki/ded_moroz_i_snegurochka

  • www.maslenisa.ru/traditions/

  • pandoraopen.ru/2010-06-06/festival-kupalskie-ogni/

  • www.Forum-Grad.ru/obryadi

  • festival.1september.ru/articles

подготовить:

  • публичное выступление по теме « Источники сказки «Снегурочка»

  • презентацию «Народные обряды в пьесе А.Н.Островского»

Учебная ситуация №3. Задания для группы «Литературоведы»:

Используя сайты:

ответить на вопросы:

    • Какой вы представляете себе страну берендеев?

    • Чем занимались берендеи? По каким законам живут?

    • Почему царя Берендея все считали мудрым и справедливым?

    • Все ли благополучно в стране берендеев? (остуда)

    • А в чем, по-вашему, проявляется эта «остуда сердца» в берендеях?

    • Как Берендей объясняет причину этих невзгод и в чем он видит спасение людей?

    • В какую страну попадает Снегурочка?

    • Какой вы представляете Снегурочку?

    • В чем состоит конфликт между Снегурочкой и берендеями?

    • Что значит для Снегурочки любовь?

    • Испытала ли она счастье любви?

    • Чем поплатилась за любовь?

    • Что принесла любовь Снегурочки всем берендеям

Учебная ситуация №4. Задание для группы «Знатоки живописи»:

Используя сайты:

подготовить:

  • выступление на тему «Кто из современников иллюстрировал сказку А.Н. Островского»

  • презентацию «Образ Снегурочки в живописи»

Учебная ситуация №5. Задание для группы «Искусствоведы»:

Используя сайты:

подготовить выступление на тему «Образ Снегурочки в музыке, театре и кино»

Учебная ситуация №6. Задания для группы «Знатоки поэзии»:

Используя сайты:

подготовить выразительное чтение стихотворений современных поэтов о Снегурочку.

Учебная ситуация №7. Задание для группы «Интеллектуалы»:

подготовить для обучающихся интерактивную игру по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»

Учитель:

Соединив ваши исследования, в конце урока мы должны получить общее представление о мировоззрении А.Н.Островского, доказать, что весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» — его духовное завещание, мечта, размышление о будущем России, об эпохе и ее лучших представителях. А сейчас я предлагаю вам вместе с группой «Биографы» совершить заочную экскурсию в имение А.Н. Островского Щелыково, что неподалеку от Костромы. 

Слово группе «Биографы» (приложение №1)

Учитель:

Таким образом, мы увидели, что А.Н.Островский, кроме драматургического таланта,   обладал еще талантом художника, пейзажиста, ценителя красоты природы.

Безусловно, весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» не родилась на пустом месте, мы отчетливо наблюдаем в сказке влияние устного народного творчества, которое драматург блестящее знал. А. Н. Островский  во время путешествия по старинным русским городам вел наблюдения за жизнью крестьян, собирал материалы экспедиций, беседовал со знатоками старинного быта, ямщиками. Он литературно обработал и ввел в свою сказку обрядовую поэзию и волшебную сказку,  легенду и пословицы, плачи и заговоры, причитания и народные песни — целый жанровый  арсенал  русского народного творчества. Над истоками сказки А.Н.Островского работала группа «Знатоки фольклора». Им слово.

Слово группе «Знатоки фольклора» ( приложение №2,3)

Учитель:

Произведение А.Н.Островского не слепое подражание фольклору, оно проникнуто и согрето мыслями, чувствами и талантом великого драматурга. Задуманная как веселое представление с песнями и танцами, сказка в процессе работы превратилась в драму-сказку с достаточно сложными человеческими переживаниями и даже трагическими ситуациями, а главное – с размышлениями автора о возможности человеческого счастья и путях к нему, о любви, добре и нравственных законах, по которым следует жить людям. Поэтому наша задача на уроке – не только показать, как решался основной конфликт этого произведения, но и выяснить, почему же в простом и веселом царстве берендеев погибает девушка Снегурочка, ответить на главный вопрос: «В чем же все-таки счастье?», попытаться растопить льдинки холода в ваших сердцах, сделать вас добрее, искреннее. Слово литературоведам, которые помогут нам погрузиться в волшебный мир сказки.

Слово группе «Литературоведы» (приложение №4,5)

Учитель:

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников, вдохновлял их на создание уникальных шедевров.

Слово предоставляется знатокам живописи (приложение №6,7)

Учитель:

Образ Снегурочки широко используется в искусстве: в кино, в музыкальном и драматическом театре.

Слово группе «Искусствоведы» (приложение № 8)

Учитель: Образ Снегурочки создан в творчестве замечательных поэтов. Слово группе «Знатоки поэзии» ( приложение №9)

Заключительное слово учителя:

Сегодня на уроке с помощью сети Интернет мы обратились к великому чуду сказки, созданной великим мастером А. Н. Островским. Мы были свидетелями того, что драматург видит красоту и величие человека в тесной связи с природой, в слиянии со своими корнями, в гармонии личностных отношений, в личной духовной свободе, в признании за ним права стремится к творчеству, к красоте, к наслаждениям земной жизни. Прекрасные картины замечательных художников, великая музыка известных композиторов, удивительные стихотворения современных поэтов помогли нам открыть что-то новое так давно знакомом нам образе Снегурочки.

Выразите свои чувства в связи с этим, подобрав наиболее яркий эпиграф к уроку их сказки А.Н.Островского:

1. Веселы грады в стране берендеев,

Радостны песни по рощам и долам,

Миром красна Берендея держава. 

2. Какой простор, как чисто всё, богато! 

3. Великий царь счастливых берендеев

В твоем обширном царстве всё благополучно

4. Чем же и свет стоит?

Правдой и совестью

Только и держится 

5. Не было лучше царства, чем царство Берендея.

Римский — Корсаков.

Ответить на вопросы:

  • Понятна ли вам теперь основная мысль сказки-драмы?

  • Какие нравственные ценности она отстаивает?

Смысл жизни людей — в любви и согласии со всем земным. И это свойства русской души: исконное стремление к любви, доброте, согласию. „Изгоним же последний стужи след из наших душ“ Мы, люди, будем совершать ошибки, делать роковые шаги. В наших сердцах существует особый ледяной уголок, мало что может его растопить. В этом смысле Снегурочка всегда будет с нами, будет в нас. Нам не избежать наводнений и ураганов, террористических актов и засух. Тем не менее с этими силами можно справляться, их можно обуздывать, если… Островский называет это «если» Солнцем. Можно назвать это всеобщим законом, перед которым равно все в подлунном мире: истина, милосердие, справедливость, терпимость, любовь. Только соблюдение этих нравственных законов позволит всем людям достойно жить. Слово группе «Интеллектуалы»

Рефлексия на интернет-урок:

  • Какие впечатления остались у Вас после урока? (Главное впечатление – необычный урок)

  • Что, на Ваш взгляд, было удачным? (Единовременный доступ к большому количеству информации; продуманность урока учителем)

  • Что бы Вы хотели изменить в построении урока, его содержании? (Ничего)

  • Является ли, на Ваш взгляд, такая форма урока полезной и чем? (Действительно, такая форма урока является полезной. После него получаешь доступ к тщательно подобранной нужной информации)

  • Считаете ли Вы, что таких уроков должно быть больше в учебном процессе? (Хотелось бы таких уроков побольше)

Ресурсы сети Интернет:


Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *