Урок-исследование поэмы Ахматовой «Реквием» 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28 ст. Еремизино-

Борисовской Тихорецкого района Краснодарского края




на Всероссийский конкурс

«Современный урок»



































2007 год

Цели:

  1. Выработка навыков комментированного художественного текста.

  2. Обеспечение усвоения учащимися текста поэмы.

  3. Выработка навыков выразительного чтения поэтического текста.

  4. Развитие воображения, мышления, познавательных интересов учащихся.

  5. Формирование в учащихся гражданской позиции, воспитание гуманизма.

  6. Развитие речи учащихся.


Оборудование:

  • иллюстрации учащихся к поэме;

  • портреты поэтессы;

  • журнал «Литература в школе» № 3 за 1989 год;

  • журнал «Звезда» № 1 за 1989 год;

  • журнал «Новый мир» № 1 за 1989 год;

  • сб. «Новое в школьных программах. Русская поэзия 20 века». Изд-во Московского университета, 1999.


Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.


Учитель предлагает ученикам записать в рабочих

тетрадях дату, тему и эпиграф урока.

Нет, это не я, это кто-то другой

страдает.

Я бы так не могла, а то,

что случилось,

Пусть чёрные сукна покроют,

И пусть унесут фонари…


«Ночь». А. Ахматова.

Учитель: Один великий поэт однажды сказал, что «поэт в России больше, чем поэт». Это особенно касается женщины-поэтессы, стремящейся передать в своих стихах не только боль, но и страдания «стомильонного народа», трагизм современной ей эпохи. Я имею в виду Анну Ахматову и её поэму «Реквием», которую мы сегодня будем читать, исследовать и комментировать. Главная наша задача – почувствовать выражение народного горя, горя беспредельного, которым пронизана вся поэма.

На доске эпиграф к уроку. Попытайтесь его прокомментировать.

План, записанный на доске, поможет нам исследовать и проанализировать поэму «Реквием». Итак, приступаем к работе:

План:

  1. Исторический и жизненный контекст поэмы.

  2. Особенности композиции поэмы «Реквием».

  3. Идейно-тематический анализ, смысл названия и эпиграфа поэмы.

  4. Комментированный анализ поэмы.

  5. Эпилог – смысл жизни А. Ахматовой.

  6. А. Ахматова – «целая эпоха в жизни нашей страны».


2. Работа по новой теме.

Учитель: Познакомьте с историческим и жизненным контекстом поэмы.

Ответ: Расстрел мужа – Николая Гумилёва – в 30-х годах; арест сына Льва, обвинение – враг народа в 1935Ю 1938, 1989 годах; тюремные очереди – 17 месяцев. Всё это предшествовало написанию поэмы «Реквием». К тому же сталинская политика, основанная на «культе личности» и репрессиях, народные страдания также послужили поводом к написанию произведения.

Учитель: Как вы можете охарактеризовать ежовскую политику в России 30-х годов?

Ответ: Для того чтобы представить политику Ежова, я прочту предисловие к поэме. Вывод: поэма «Реквием» - плод страдания и боли всех русских женщин – жён, матерей, сестёр, дочерей, невест.

Учитель: Как построена поэма, в чём особенность её композиции? Каковы тема и идея произведения?

Ответ: В поэме 10 главок, начинается она с Посвящения, затем идёт вступление. Потом главы «Приговор», «К смерти», «Распятие», «Эпилог». Все главки имеют конкретные даты, так как писались она в разные годы, в течение 5 лет, с 1935 по 1930 годы.

Учитель предлагает учащимся изобразить опорную схему.


Композиция Посвящение – пушкинские мотивы «невольным подругам»

Посвящение Вступление – тюремный Ленинград

арест сына

вступление одиночество матери

очередь в Кресты на 17 мес.

приговор


к смерти распятие Приговор - призыв помнить


эпилог К смерти - желание умереть

Я МЫ безумие

(лирический (народ) Распятие - Богоматерь-защитница

герой) горе матери


Ученик: Основная тема поэмы – тема памяти. Это объясняют строки поэмы.

Эпилог – предназначение поэта и поэзии, идея заступничества, пушкинские мотивы памятника. Кроме этого в поэме возникают темы смерти и безумия, народного страдания и скорби, тема поэта и долга, тема любви к сыну.

Основная идея поэмы – стремление донести скорбь и страдание «100 мильонного народа» до потомков. Именно поэтому «Я» лирической героини сливается с «МЫ» всего русского народа. Это отражено в эпиграфе поэмы:


Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.


Учитель: ребята, поэма не случайно названа «реквием». Кто из вас попытается объяснить смысл названия?

Ответ: Реквием – богослужение по умершим у католиков и траурное музыкальное произведение. «Реквием» Ахматовой – песнь по погибшим в 30-е годы. К тому же многие строчки поэмы музыкальные, несмотря на свой трагизм.

Учитель: В чём смысл посвящения к поэме?

Ответ (с опорой на текст): Поэма посвящается «невольным подругам» - матерям, жёнам, дочерям, невестам и сёстрам, простоявшим в тюремных очередях и находящимся теперь неизвестно где.


Затем учитель предлагает ученикам провести исследование

с комментированным чтением по главам.

4. Обобщение. Вывод.

Ученик: Ахматова –заступница всего в 2 страницах поэмы смогла передать трагизм тоталитарной эпохи 30-хгодов 20 века. Её поэма – выражение народного горя. Личной трагедии как части общего страдания. Недаром Константин Паустовский говорил, что «Анна Ахматова – целая эпоха в поэзии нашей страны».


5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

1 гр. – сравнительный анализ стихотворений Ахматовой и Цветаевой.

2,3 гр. – письменный ответ на вопрос «О чём заставила задуматься вас поэма Ахматовой «Реквием»?






















Добавить комментарий