Урок информатики в 7 классе «Программное обеспечение компьютера»

УРОК ИНФОРМАТИКИ в 7 классе

Обсерваторской средней школы Зеленодольского района РТ

Тевелевой Елены Львовны

Тема урока: «Программное обеспечение компьютера»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Знакомство с программным обеспечением (ПО) современного компьютера.

Задачи урока:

  • Образовательные – введение понятия ПО, знакомство с классификацией ПО, формирование представления о взаимодействии аппаратных и программных средств компьютера;

  • Развивающие – демонстрация возможностей табличного процессора Excel;

  • Воспитательные – формирование осмысленного подхода к выбору ПО для решения практических задач;

Оборудование урока:

  • Компьютеры. Табличный процессор Microsoft Exсel;

  • Мультимедийный проектор;

  • Коробка, набор сладостей и фруктов для новогоднего подарка;

Ход урока.

Организационный этап урока (1 минут).

Приветствие. Выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Готовность наглядных пособий, доски, мела.

Раскрытие общей цели урока.

Сегодня на уроке мы ознакомимся, каким образом аппаратные средства или ресурсы компьютера позволяют решать практические задачи по взаимодействию человека и компьютера.

Запишем в тетрадях тему урока «Программное обеспечение компьютера»

Актуализация опорных знаний и умений (4 — 5 минут).

Для начала давайте проведем логическую разминку: игру «Анаграмма». Необходимо в слове переставить буквы и получить новое слово, связанное с информатикой и компьютерами.

Проецирование через проектор презентации «Анаграмма».

Слайд 1:из слова “док” можно получить слово “код”, а из слова “иголка” – “логика”.

Слова для анаграмм:

Слайд 2: Ниша (Шина)? Что такое шина? Какие бывают шины?

Варианты ответов детей: Это кабель, состоящий из множества проводов, служащий для передачи сигналов от процессора к устройствам и обратно. Шина включает три основные части: Шина данных – передача обрабатываемой информации;

Шина адреса – передаются адреса памяти или внешних устройств, к которым

обращался процессор;

Шина управления – по ней передаются управляющие сигналы ( например – проверки

готовности устройств к работе);

Слайд 3: Среда (Адрес)? Для чего компьютеру нужны адреса?

Варианты ответов детей: Чтение и запись информации происходит по адресам. Адресом служит порядковый номер байта памяти.

Каждое внешнее устройство имеет свой адрес. Данные передаваемые через шину данных сопровождаются адресом устройства, предаваемому по адресной шине.

Слайд 4: Накал (Канал)? При каких процессах обработки информации используются каналы?

Варианты ответов детей: При процессе передачи данных от источника к приемнику, например при передаче данных с одного компьютера на другой используется телефонный канал или спутниковый канал связи.

Слайд 5: Реверс (Сервер)? Что такое сервер?

Варианты ответов детей: Мощный компьютер с большим объемом памяти и специальным программным обеспечением, который обеспечивает обслуживание подключенных к нему компьютеров и выход в другие сети.

Комментарий учителя: в нашем классе сервером служит учительский компьютер с объемом памяти 128 Мб, в то время как на ученических ОЗУ составляет всего 32 Мб.

Итак, с анаграммами вы справились, молодцы!

Объяснение новой темы (6 – 8 минут).

Сейчас при обсуждении слова СЕРВЕР мы упомянули термин программное обеспечение.

Давайте подумаем, что подразумевается под ним.

Будем отталкиваться в наших размышлениях от практического опыта. Итак, что происходит при включении компьютера?

Ответ детей: ЗАГРУЗКА ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ: перед загрузкой ОС загружается небольшая системная программа, хранящаяся в ПЗУ, контролирующая наличие и готовность к работе устройств компьютера. Если проверка прошла успешно, то подается сигнал к загрузке ОС. Название этой небольшой, но очень важной программы BIOSбазовая система ввода-вывода.

Демонстрация результата работы BIOS-а, включить компьютер в дисководе которого оставлена дискета.

Что это программа или устройство? Ответ детей: ПРОГРАММА.

Что делает эта программа? Ответ детей: УПРАВЛЯЕТ РАБОТОЙ КОМПЬЮТЕРА.

Предположим, вы купили домой принтер и модем, что еще обязательно вы должны иметь, для того чтобы принтер и модем работал с вашим компьютером? ДРАЙВЕР – программа, позволяющая ОС «опознать» новое устройство и правильно с ним работать.

Если вам задали написать реферат по истории или географии, то с какой программой вы будете работать? Ответ детей: WORD – ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ для работы с текстом.

Если вам захотелось поздравить друга с днем рождения красивой открыткой, то вы воспользуетесь программой … PAINT — ГРАФИЧЕСКИМ РЕДАКТОРОМ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫМ для создания и обработки изображения.

Если же вас попросят подготовить выступление перед какой-либо аудиторией, то многие из вас воспользуются программой … POWERPOINT –ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ создания презентаций.

Обратите внимание, что мы постоянно упоминаем слово ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ. Можно сказать, что каждая программа отвечает за определенный вид работы и поэтому можно классифицировать программное обеспечение компьютера ПО НАЗНАЧЕНИЮ.

Так на какие две большие группы можно разделить все вышеперечисленные программы: системные и пользовательские (или прикладные).

Существует еще одна разновидность программ по назначению – это системы программирования, предназначенные для создания новых системных и пользовательских программ, и используют их программисты-профессионалы.

Выработка умений переноса знаний (4 – 5 минут).

Давайте составим классификационную схему (одного ученика пригласить к доске, мы ему будем помогать, остальные работают в тетрадях).

Итак, мы говорили о программном обеспечении с него и начинаем. В итоге должна получиться примерно следующая схема.

Программное обеспечение

Прикладное

Системы программирования

Системное

ОС — Windows

Офисные программы

Специальные программы для профессиональной деятельности: бухгалтерские, системы проектирования, математических расчетов.

Игры

Практические занятия (15 — 20 минут).

Познакомимся поближе с одним из представителей семейства прикладных программ общего назначения – табличным процессором Excel. Основное назначение таблиц – создание расчетных документов и бланков. Скоро праздник Новый год и все малыши ждут от Деда Мороза подарков. Детвора, как известно, любит всякие сладости, поэтому большинство подарков Дед Мороз готовит сладких. Сегодня я предлагаю вам поработать Дедами Морозами и собрать новогодний подарок.

Займите места за своими компьютерами. Объяснения учителя сопровождаются демонстрацией с помощью проектора.

Откройте приложение Excel, последовательно выполнив следующие команды:«Пуск» → «Программы» → «Microsoft Excel» пиктограмма.

Перед вами документ, имеющий название Книга1 – отражается в заголовке окна (сверху). Документ состоит из Листов, размеченных на клетки – название листов отображается на ярлычках в левом нижнем углу – Лист1, Лист2, Лист3.

Каждая клетка называется Ячейкой, которая имеет уникальное имя или адрес, состоящий из букв латинского алфавита и цифр. Буквами обозначены столбцы таблицы, цифрами – строчки. Указатель мыши имеет форму крестика.

Упражнение:

Щелкните мышкой на ячейке с адресом – А10, Е20, F5, I18, переведите курсор управляющими клавишами (со стрелками) на ячейку C15, G3, D21.

В ячейки можно вносить числа, буквы, слова, с которыми можно производить различные операции – вычисления, сравнение, упорядочивание.

Упражнение:

Занесите в ячейку D7 число 15.

В ячейку H4 букву «А».

В ячейку B20 слово «информатика».

Посмотрите, что произошло со словом, когда мы перевели курсор на другую ячейку.

Часть слова «спряталось» за границу ячейки. Чтобы увидеть слово полностью можно раздвинуть границы несколькими способами, мы поступим следующим образом:

навести указатель мышки в заголовке нужного столбца на границу между ячейками;

при правильном наведении указатель мыши изменит форму на обоюдно направленную стрелку;

затем, нажав левую клавишу мышки и держа ее нажатой, растянуть границу ячейки до нужного размера;

Упражнение:

Измените таким же образом размер любого столбца.

Остался последний вопрос: как изменить содержимое ячейки? Например, вместо числа 15 в ячейке D7 записать 82. Самый простой способ — необходимо навести курсор на ячейку и записать туда новое значение, старое автоматически сотрется.

Упражнение:

Очистите все заполненные ячейки.

Ну а теперь будем собирать подарки:

В столбце А перечислим, что мы положим в Новогодний подарок – запишем 10-15 наименований конфет, шоколада, укажем фрукты;

В столбце В, напротив каждого названия запишем примерную цену;

Выполнение задания

Теперь вычислим общую стоимость нашего подарка. Выделим ячейки с числами, следующим образом:

щелкните мышкой в ячейке В1, где у вас записано первое число;

нажав левую клавишу мышки и держа ее нажатой, протяните указатель мышки до ячейки, в которой записано последнее число;

при правильном выделении цвет заливки всех ячеек, кроме первой изменится на голубой;

на панели инструментов найдите кнопку со знаком , при наведении на который появится всплывающая подсказка «Автосумма», нажмите на нее;

в следующей за последней цифрой ячейке появится результат суммирования – стоимость вашего подарка;

Вывод по упражнениям (3 минуты)

Давайте подведем итоги нашего первого знакомства с табличным процессором Excel.

Я буду задавать вопросы, вы отвечаете, и после обсуждения выводы записываем в тетради:

К какому типу программного обеспечения относится табличный процессор Excel?

Как открыть его на компьютере?

Как называется клетка таблицы? Какие свойства она имеет?

Что можно записывать (хранить) в ячейки?

Как произвести вычисление с помощью авто суммирования?

Обратить внимание – ячейки для суммирования должны быть выделены.

Если останется время: выделить цветом итоговую сумму.

Подведение итогов урока и оценивание работы учащихся на уроке (2 минуты).

Сегодня на уроке мы познакомились с классификацией программного обеспечения компьютера, научились создавать простейший расчетный документ с помощью табличного процессора Excel.

Все получают за урок хорошие и отличные оценки.

Домашнее задание(1 минута).

  1. § 10 — 11 читать, пересказывать.

  2. Дополнить классификационную схему ПО примерами.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *