Урок для 7 класса по теме: «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 Белоглинского района»

Урок изобразительного искусства. 7 класс.

Зинченко Галина Ивановна,

учитель изобразительного

искусства

с. Новопавловка, 2009 год

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 7

Тема: «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре».

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Использование УМК: программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. Москва. «Просвещение». 2005 год.

Цели урока:

обучающая – систематизация и обобщение знаний о крупнейших музеях изобразительного искусства и их роли в национальной и мировой культуре;

развивающая — развитие познавательного интереса обучающихся к великим произведениям отечественного и зарубежного изобразительного искусства;

воспитывающая – воспитание художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

  • Систематизировать и обобщить знания о крупнейших отечественных и зарубежных музеях изобразительного искусства.

  • Запомнить самые выдающиеся произведения, хранящиеся в залах этих музеев и их авторов.

  • Определить роль художественного музея в национальной и мировой художественной культуре.

  • Понять высочайшую ценность музейных собраний и естественную потребность людей в общении с искусством.

Вид урока: урок – путешествие с применением мультимедийной презентации.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, листы с заданиями для чайнворда, репродукции произведений русских и зарубежных художников.

План урока:

1. Организация учащихся (1мин.).

2. Актуализация опорных знаний (6 мин.).

3. Систематизация знаний (20 мин.).

4. Закрепление материала (10 мин.).

5. Домашнее задание (1 мин.).

6. Подведение итогов урока (2мин.).

Ход урока:

  1. Организация учащихся. Приветствие, объявление темы урока, цели.

(слайды 1,2,3,4)

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Художественные музеи – сокровища мировой художественной культуры, бесценное наследие наших предков. Знание культурного наследия особенно актуально в наше время, так как оно делает человека гармонично развитой личностью.

Для того чтобы мы чувствовали себя уверенно во время нашего путешествия, нам необходимо вспомнить некоторые художественные термины. Они будут нашими путеводителями в мире искусства.

Теоретическая разминка «Что мы знаем об искусстве?» (cлайды 5,6,7)

  1. Что такое художественный музей?

  • Художественный музей – учреждение, где хранятся, изучаются и экспонируются произведения изобразительного искусства.

  1. Что такое картинная галерея?

  • Картинная галерея – художественный музей, в котором экспонируются преимущественно произведения живописи.

  1. Что такое картина?

  • Картина – произведение искусства, написанное красками.

  1. Что такое холст (полотно)?

  • Холст – основа из прочной ткани для живописи. Словами «холст», «полотно» называют так же само произведение живописи.

  1. Что называют щедевром?

  • Шедевр – выдающееся произведение знаменитого мастера.

  1. Какие вы знаете виды изобразительного искусства?

  • Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

  1. Что такое живопись?

  • Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого выполнены любыми красками.

  1. Что такое графика?

  • Графика – вид изобразительного искусства, произведения которого выполнены любыми графическими материалами.

  1. Что такое скульптура?

  • Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объем и выполнены из твердых материалов.

  1. Какие вы знаете жанры живописи?

  • Жанры живописи — пейзаж, натюрморт, портрет, исторический жанр, бытовой.

  1. Что такое пейзаж?

  • Пейзаж – это картина, изображающая природу.

  1. Что такое натюрморт?

  • Натюрморт – это картина, на которой изображены неживые предметы.

  1. Что называют портретом?

  • Портрет – это картина, на которой изображен человек. (слайды 6,7)

Учитель: теперь, когда мы повторили основные художественные термины, можем смело отправляться в путешествие по самым известным отечественным и зарубежным музеям искусства. Какие музеи изобразительного искусства вы знаете? (Третьяковка, Эрмитаж, Русский музей)

  1. Систематизация знаний.

Учитель. В нашей стране самыми известными музеями изобразительного искусства являются: Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, которые находятся в Москве; Государственный Русский музей, Эрмитаж – в Санкт-Петербурге. Из зарубежных музеев наиболее знамениты: Лувр в Париже (Франция), Картинная галерея старых мастеров в Дрездене (Германия), Прадо в Мадриде (Испания), Метрополитен в Нью-Йорке (США), Уффици во Флоренции (Италия). (слайды 8,9,10,11)

Самым известным и самым крупным художественным музеем в нашем крае является художественный музей имени Федора Акимовича Коваленко (Краснодар). (слайд 12)

Первое путешествие мы совершим в столицу нашей Родины – Москву. Здесь, в Лаврушенском переулке, находится музей, который знает весь мир — Государственная Третьяковская галерея. Люди ласково называют ее «Третьяковкой». Это лучшее собрание русских картин. Предоставим слово нашим экскурсоводам. (слайд 13 )

(экскурсоводами являются представители поисковых групп заранее получившие задание собрать материал об одном из музеев)

Экскурсовод 1: основателем этой богатейшей коллекции был видный деятель русской культуры московский коллекционер Павел Михайлович Третьяков (слайд 14). С юных лет он страстно увлекался живописью, начал собирать гравюры западноевропейских художников, небольшие картины голландских живописцев 17 века. Но с 1856 года Третьяков твердо решил собирать работы своих современников. Так началась история Третьяковской галереи.

Третьякова на протяжении всей его жизни вдохновляла цель – создать в Москве национальный общедоступный художественный музей. И вот в 1892 году Третьяков осуществил свое давнее намерение – подарил собрание картин городу Москве вместе со зданием, где оно размещалось.

В начале 1900-х годов по рисунку художника В.М.Васнецова был построен нынешний каменный фасад (слайд 15) Создавая проект, художник вдохновлялся красотой теремов Древней Руси.

В числе 5000 икон, хранящихся в галерее, находится

  • «Троица» Андрея Рублева (слайд 16)

К числу шедевров относятся портреты:

  • О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина (слайд 17)

  • В.А.Серов. Девочка с персиками (слайд 18)

Пейзажи:

  • А.К.Саврасов. Грачи прилетели (слайд 19)

  • И.И.Левитан. Золотая осень (слайд 20)

Натюрморт:

  • И.И.Машков. Снедь московская . Хлебы. (слайд 21)

Историческая картина

  • В.И.Суриков. Боярыня Морозова (слайд 22)

Бытовая картина

  • .А.Федотов. Сватовство майора (слайд 23)

Галерея постоянно посылает свои произведения на выставки как в города нашей страны, так и за рубеж. Музей показал шедевры живописи из своего собрания в Англии, Италии, США, Японии, Испании и других странах. Третьяковская галерея делает ценнейшие достижения художественного творчества прошлого и современности достоянием миллионов людей.

Учитель. В музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (слайд 24 ) можно увидеть искусство разных народов. Залы музея — чудесное путешествие в древность. Здесь хранятся не только картины, но и скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства

  • В. Кальф «Натюрморт» (слайд 25)

Учитель. А теперь мы отправимся в Санкт-Петербург. Здесь в бывшем Михайловском дворце, построенном выдающимся архитектором К.И.Росси, располагается Государственный Русский музей. ( слайд26)

Экскурсовод 2. Русский музей открыт для посетителей в 1898 году. Основой его собрания послужили произведения русских живописцев и скульпторов, поступившие из Эрмитажа, Академии художеств, царскосельского Александровского дворца, а так же из частных собраний.

Русский музей — одно из крупнейших в мире хранилищ шедевров национального искусства. В нем хранятся экспонаты, отражающие историю отечественного искусства с глубокой древности до наших дней.

Государственный Русский музей – крупный научно-исследовательский и просветительский центр. В его задачу входит не только собирание и хранение художественных ценностей, но и их изучение, реставрация и пропаганда.

В Русском музее хранятся полотна выдающихся русских живописцев.

  • К.П. Брюллов «Последний день Помпеи» (слайд 27)

  • И.К.Айвазовский «Девятый вал». (слайд 28)

  • И.И.Шишкин «Корабельная роща». (слайд 29)

  • И.Е. Репин «Запорожцы, пишут письмо турецкому султану» (слайд 30)

  • А.А.Дейнека «Оборона Севастополя» (слайд 31)

Кроме произведений живописи в музее есть коллекции скульптур, предметов декоративно-прикладного и народного искусства, книжной и станковой графики .

Учитель. Петербургский Эрмитаж – один из величайших музеев мира. Здесь в роскошных залах бывшего царского Зимнего дворца собраны произведения разных стран и эпох. Именно здесь находится холст

  • Леонардо да Винчи. Мадонна Литта (слайд32)

Интеллектуальная игра «Искусствоведы»

(Класс делится на группы. Каждой группе раздаются репродукции картин из разных музеев и конверты с названием музея. Учащиеся должны определить, какая картина в каком музее находится и положить репродукцию в соответствующий пакет. Правильные варианты появляются на слайде «Проверь себя»). (слайд 33)

Учитель. Многие страны могут гордиться тем, что у них есть художественный музей или картинная галерея известные всему миру. Во Франции это Лувр, в Германии – Дрезденская картинная галерея, в Испании – Прадо, в США – Метрополитен, в Италии – галерея Уффицы (слайд 34)

Экскурсовод 3. Под именем Лувра известны как обширный дворец 16-17 веков, так и находящийся в нем музей, пользующийся мировой славой. Музей Лувра был основан в эпоху Великой французской революции, которая национализировала королевские собрания. В настоящее время его коллекции насчитывают более 20 000 памятников. В музее есть отделы: египетских древностей, восточных древностей, античный отдел, отдел скульптуры, декоративно-прикладного искусства, картинная галерея.

Особую гордость Лувра составляют картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, Дюрера, Гойи.

  • Леонардо да Винчи портрет Монны Лизы «Джоконда» (слайд 35)

Дрезденская картинная галерея (слайд 41) – одно из ценнейших собраний европейской классической живописи. Славу галереи в Дрездене составляют коллекции итальянских картин, произведений голландских мастеров 17 века.

Здесь можно увидеть картины Рафаэля. Джорджоне, Тициана, Рембрандта.

  • Рафаэль «Сикстинская мадонна» (слайд 36)

Экскурсовод 4. Мы, кубанцы, можем гордиться, что у нас в крае есть свой музей искусства. Это Краснодарский краевой художественный музей имени

Ф А.Коваленко. (слайды 37,38)

Картинная галерея в Екатеринодаре открыта 11 апреля 1904 года. Она была основана и подарена Федором Акимовичем Коваленко – бессребреником-энтузиастом и страстным собирателем художественных ценностей. Открытие галереи стало вехой в становлении «художественного вкуса» кубанцев и большим событием в истории молодого русского города.

Здесь устраивались периодические выставки, в которых принимали участие как маститые художники, так и начинающие мастера Российской Империи. Многие студенты Императорской Академии художеств именно здесь получили «путевку в жизнь»: их картины покупал Ф.А.Коваленко, материально помогал нуждающимся талантливым людям. О картинной галерее писали в то время, как о «редком даре неба, которого нет во многих очень крупных городах России».

После смерти Ф.А.Коваленко в 1819 году галерея стала носить его имя – Екатеринодарская картинная галерея имени Ф.А.Коваленко. С 1993 года он называется Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А.Коваленко.

В 2009 году музею исполнится 105 лет. За свою историю он стал одним из крупнейших художественных центров на Северном Кавказе.

  • И.П.Похитонов «Ольха зацвела»

  • Г.А.Аветисьян. « Мальвы». (слайд 39)

Коррекция зрения. (Здоровьесберегающие технологии) (слайды 40,41,42)

4. Закрепление изученного материала.

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в мир искусства. Проверим, как хорошо вы запомнили названия музеев, картин, имена художников.

Задание №1 ( слайд 43,44)

Какие из отечественных художественных музеев и картинных галерей находятся в Москве, а какие в Санкт-Петербурге?

(Третьяковская галерея – Москва; Музей имени А.С.Пушкина. — Москва ;

Русский музейСанкт-Петербург; Эрмитаж – Санкт-Петербург)

Задание №2 (слайд 45,46)

Соотнесите зарубежные художественные музеи и галереи с городами и странами.

  • Лувр. Милан (Испания)

  • Прадо. Флоренция (Италия)

  • Уффици. Париж (Франция)

  • Метрополитен. Нью-Йорк (США)

Задание №3 Тест.

1.Как называется эта картина? ( «Золотая осень». И.И. Левитна.) (слайд47)

А «Осенний день» Б «Золотая осень» В «Березовая роща»

2. Картина «Золотая осень» принадлежит кисти художника: (слайд 48)

А) К.П.Брюллова Б) В.И.Сурикова В) И.И.Левитан

3. «Девочка с персиками» В.Серова находится в (слайд 49)

А) Русском музее Б) музее имени А.С.Пушкина В) Третьяковской галерее

4. К какому жанру относится это произведение ? (слайд 50)

(А.К.Саврасов «Грачи прилетели» А) историческая картина; Б) бытовая картина; В) пейзаж)

5. Какая картина относится к бытовому жанру? (слайд 51)

(А) В.И.Суриков «Боярыня Морозова»; Б) «Сватовство майора»)

Чайнворд «Музеи искусства» (самостоятельная творческая работа)

(Каждый ученик получает лист с заданиями чайнворда. За определенное время он отвечает на вопросы и заполняет его.)

1. Этот музей находится в Санкт–Петербурге, располагается в прекрасном старинном здании, бывшем Зимнем дворце, построенном архитектором Растрелли.

2. Это самый известный музей не только во Франции, но и во всем мире. Здесь находится одно из самых знаменитых полотен Леонардо да Винчи «Джоконда».

3. Эта картинная галерея в Германии – одно из ценнейших собраний европейской классической живописи. Самое известное полотно «Сикстинская Мадонна» кисти великого Рафаэля.

4. Эта картинная галерея находится в Москве, имеет мировую известность, а так ее ласково называют люди.

5. Этот музей находится в Санкт–Петербурге и является одним из крупнейших в мире хранилищ шедевров национального искусства.

Э

р

м

и

т

а

ж

Л

у

в

р

Д

р

е

з

д

е

н

с

к

а

я

Т

р

е

т

ь

я

к

о

в

к

а

Р

у

с

с

к

и

й

(Ученики проверяют свои ответы) ( слайд 52)

5.Домашнее задание. На летних каникулах посетить по возможности художественный музей в том городе, где будете отдыхать. Посетить библиотеку, найти материалы о художниках, музеях, картинных галереях. Посмотреть художественные журналы, альбомы, репродукции.

6. Итог урока. Оценки.

Учитель. Какую тему сегодня мы изучили на уроке? ( Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре).

Какова роль художественного музея в культуре? (Музеи хранят, изучают и показывают произведения искусства зрителям).

Художественный музей играет важную роль в национальной и мировой художественной культуре. Он бережно хранит художественное наследие, изучает, реставрирует и делает его доступным нам, зрителям. Каждый год музеи посещают тысячи человек. Это говорит о том, что у людей существует естественная потребность в общении с искусством. Прикосновение к прекрасному делает душу человека чище, помыслы возвышеннее, чувства глубже.

Список используемой литературы:

  1. Алленов М.М. и др. «Русское искусство X – начала XX века». Москва.

«Искусство». 1989 г

  1. Альбом. «Государственная Третьяковская галерея». Ленинград.

«Аврора». 1989 г.

  1. Бардадым В. «Кисть и резец. Художники на Кубани.»- Краснодар:

«Сов. Кубань», 2003 г.

  1. Беда Г.В. «Живопись» Ростов на Дону, 1990 г.

  2. Дмитриева Н.А. «Краткая история искусств». Москва. «Искусство»

  3. Каменева Е. «Какого цвета радуга». Москва. «Детская литература».

1984 г.

  1. Порудоминский В. «Счастливые встречи»- изд. «Малыш», М.- 1989

  2. Порудоминский В. «Первая третьяковка» — изд. «Малыш», М.- 1989

  3. Сокольникова Н.М. «Основы рисунка» — Обнинск: Титул, 1994, — 75 с.

  4. Сокольникова Н.М. «Основы живописи» — Обнинск: Титул, 1995, —

90 с.: цв.ил.

  1. Сокольникова Н.М. «Основы композиции» — Обнинск: Титул, 1996, —

  1. .: цв. ил.

  1. Сокольникова Н.М. «Словарь художественных терминов» — Обнинск:

Титул, 1996, — 80 с.: цв.ил.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *