Урок для 6 класса на тему «Картинки осени»

Урок внеклассного чтения и развития речи

6 класс

Учитель: Савельева Елена Ивановна

Тема: Картинки осени

Цель: — учить составлять акростих на осеннюю тему через анализ стихотворения А. С. Пушкина «Осень» (отрывок);

— расширять словарный запас детей;

— совершенствовать навык работы в группах;

— способствовать развитию творческих способностей учащихся;

— воспитывать чувство коллективизма, доброте, бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация «Картины природы», карточки со стихами, таблички с названиями времен года – Зима, Весна, Лето, Осень; опорные слова, портрет А. С. Пушкина, аудиозаписи: «Крик журавлей», П. И. Чайковский «Времена года. Осень», словарные слова: акростих, акротекст.

Ход урока

1.Организационный момент (дети сидят группами).

Я вижу, что дети готовы к уроку,

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Сегодня урок чтения и развития речи. Сегодня я не просто ваш учитель. Сегодня я — ваше солнышко. Представьте, что солнышко льет на вас теплые лучики. Под ними вы становитесь умнее, внимательнее и добрее. Пошлите мысленно свои лучики близким вам людям и пожелайте все добра и любви.

2. Введение в тему урока.

Я часто думаю о том, как интересно устроен мир. Одно время года сменяет другое. И каждое прекрасно по-своему. Как говорится: «У природы нет плохой погоды». Зима- покрывало белого снега, и его хруст под ногами (слайд). Весна – журчанье ручьёв, нежный запах молодых побегов (слайд). Лето — цветущие луга, горячее солнце и тёплое море (слайд). А осень, рыжая осень бродит по свету и дарит нам блеск и разноцветье трав (слайд).

Я не просто так заговорила о временах года, мы посвятим урок природе и свяжем его с литературой.

Наверное, ребята, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. В этой стране живут волшебники – авторы. У каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто предать им новое значение.

3. Знакомство с новыми литературными жанрами.

Ребята, а хотите тоже побывать в этой волшебной стране, да еще в роли поэта или писателя? Попробуем?! Но прежде определим, как же будут называться наши группы. Названия групп связаны с временами года. Я вам прочитаю небольшие стихи, а вы по приметам определите, о каком времени года пойдет речь (слайды).

З аморозит всё она, В сё так тонко и красиво,

И неем покроет. Е сть все зелёные цвета.

М ного снегу наметёт, С колько нежности и счастья

А дороги скроет. Н ам приносит вдруг

Он А

Л людям нравится и «это». О х, и чудная пора!

Е сть возможность загорать. С нею много связано,

Т о на речке, то на море, Е сть багрянец, есть грибы,

О кеаны повидать. Н иткой перевязаны.

Ь

Ребята, по каким признакам вы определили, что речь идет о зиме, о весне, о лете, о весне? Подтвердите словами из текста.

Скажите, пожалуйста, что означает слово Багрянец в последнем стихотворении? (багровый цвет, красный густо-тёмного оттенка, багряный цвет заката)

О какой нитке идёт речь? (паутина).

Молодцы! Вы правильно определили времена года. У вас на партах лежат эти стихи загадки. По ним вы сможете определить, как называется именно ваша группа, если прочитать сверху вниз первые буквы стихотворных строчек. Ребята снова читают стихи-загадки (по мере отгадывания выдаются таблички с названиями группы — Зима, Весна, Лето, Осень).

Ребята, такой вид стихотворений называется Акростих (Слайд). Происхождение слова «Акростих» греческое. В переводе на русский означает – акро- крайние. Крайние – начальные буквы каждого стиха (строки) при чтении сверху вниз составляют слово, а иногда и целую фразу. Получаются стихи – загадки, которые являются и украшением, отмечая собой начало стиха. В литературе есть еще и понятие Акротекс (Слайд).

4. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться составлять текст, а может и акростих на осеннюю тему.

5. Работа по теме урока.

Осень – особая пора, она настраивает на лирическое настроение. Недаром лучшие стихи многих русских поэтов (А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Ф. Тютчев и др. — слайды) были посвящены именно этому времени году. И вы, наверное, дадите мне ответ на вопрос.

Скажите, кто из русских поэтов любил осень более всего? Конечно. А. С. Пушкин (Слайд)

А. С. Пушкин любил осень. Она давала ему силу и жажду к творчеству. Давайте вспомним, как Пушкин говорит о своём отношении к осени (слайд; читает наизусть учитель)

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, ещё бежит за мельницу ручей

Но пруд уже застыл …

Ребята, как вы понимаете значение слов: отряхает, с нагих, дохнул, хлад, застыл?

*** (читают два ученика наизусть)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В из сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы

И отдалённые седой зимы угрозы.

Ребята, как вы понимаете значение слов: очи, сени?

6. Физкультминутка (упражнения для глаз)

Закройте глаза. Представьте, что вы гуляете по осеннему парку. Дышите свежим воздухом и вдыхаете запах опавших листьев. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце, а в небе слышится прощальный крик журавлей (аудиозапись) Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!

Какие чувства вы испытали? (грусть, …, …)

7. Творческая мастерская.

Действительно, ни одно время года не вызывало у А. С. Пушкина такого очарования, как осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. А. С. Пушкин само увядание природы изображает как могучее проявление жизни. Осень давала ему силу и настроение к творчеству.

Вернемся к первым строкам Пушкинского стиха (Слайд). Какой месяц осени описывает А. С. Пушкин? Прочтите акростих «Октябрь» (карточки)

О блетела с веток жёлтая листва,

К расок яркость потускнела быстро.

Т ихо стелется тумана пелена

Я рый ветер завыл с протяжным свистом.

Б арабанит по стеклу печальный дождь.

Р вётся холод в душу. Лето не вернёшь.

Ь

Ребята, сравните это описания октября с октябрём А. С. Пушкина. В чем сходство? Отличие?

А теперь попробуем и мы составить акротексты со словами из стихотворения со словами из стихотворения А. С. Пушкина: две группы работают со словом ЛИСТ, две группы со словом РОЩА.

(карточки с опорными словами)

Л – лист, листопад, лёгкий, летят, лес

И – иней, изморозь, иногда, изумление

С – старый, солнце, стали, стая

Т – тепло, тоскливо, тихо, тишина

Р – рано, разлетелись, рябина, роща, разноцветье

О – осень, орехи, осина, осенний, опавший, отряхает

Щ – щедрый,

А – аккуратный, астры

7. Прослушивание, анализ.

Л ёгкий ветер в сад забежал Р азлетелись листья по полянке

И грусть меня вдруг одолела О сень в гости к нам пришла.

С ама природа октября Щ едро одаряет нас цветами,

Т еряет лист свой разноцветный. А стры модные стоят.

8. Итог.

Ребята, чем мы сегодня занимались? Чему научились? Молодцы! У вас получились хорошие акростихи. Вы смогли превратить с помощью волшебной палочки простые слова в загадочные, необычные.

9. Домашнее задание. Составить актостих с любым осенним словом и оформить работу (небо, осень, дождь)

10. Рефлексия.

Дети выбирают осенние листья – настроения.

Красный – отличное настроение, всё понравилось, хотелось узнать новое.

Желтые – хорошее настроение, было интересно, но были трудности.

Бурые – было скучно, неинтересно, много затруднений.

Мне было приятно с вами работать. Благодарю за поддержку и сотрудничество. Спасибо!

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *