Урок для 10 класса по теме: «Реализация наследственной информации в клетке»


Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)


Предмет: Биология

Тип урока: проблемно-диалогический, комбинированный, модель ИКТ - урока – с применением мультимедийного CD-ROM

Тема «Реализация наследственной информации в клетке»

Класс 10

Технологии: ИКТ: Интернет ресурсы: http://yandex.ru/yandsearch?text=жизнь+одной+клетки, http://ru.wikipedia.org/wiki/Тканскрипция(биология), мультимедийное учебное пособие к учебнику – навигатору « Биология» 10 класс «Дрофа»2009г, компьютеры, экран, проектор.

Ход урока: (сопровождается презентацией – алгоритмом, выполненной учителем)


Актуализация:

Вспомните!

1. Какова структура белков и нуклеиновых кислот?

2. Какие типы РНК вам известны?

3. Где образуются субъединицы рибосом?

4.Какую функцию рибосомы выполняют в клетке?

Мотивация:

Стихи (приложение):

Мы вышли из Солнца. . .

Классическое определение что такое «жизнь» дал Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ, прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка»

Все свойства любого организма определяются его белковым составом. Причём структура каждого белка в свою очередь, определяется последовательностью аминокислотных остатков.

«Яркое пятно» – видео «Жизнь одной клетки» http://yandex.ru/yandsearch?text=жизнь+одной+клетки, с пояснением учителя

Проблемная ситуация: возникла, потому, что в классе никто из учащихся не может объяснить, как передаётся наследственная информация – следует узнать!

Гипотезы? – выдвигаются учащимися. Останавливаемся на самой разумной и в течение урока доказываем её: «Что позволяет постоянно пополнять уровень белков в организме без ухудшения их свойств?»

Совместное открытие знаний:

Учащиеся дают ответы, участвуя в диалоге по:

1 Генетическому коду;

2. Свойствам кода;

3.Гену;

Учитель: объяснение транскрипции.

Трансляция – демонстрация на экране с пояснением (урок на диске «Реализация наследственной информации в клетке» к учебнику Н.И.Сонина «Навигатор»)

4. Как синтезируются другие органические вещества?


Применение новых знаний:

применяя новые знания, одновременно готовимся к ЕГЭ – решаем разноуровневые задания, тесты по теме. Работа с диском к учебнику Н.И.Сонина «Навигатор»




Работа в группах - задание №1 в «Практической работе», по 3 вариантам;

2 группы выполняют тест



Алгоритм действий в группах:


Группа №1

Выполнить задания:

1. Вспомните полное определение понятия жизнь.

2. Почему углеводы не могут выполнять функцию хранения информации?

3. «Практическая работа» вариант № 1, зад 1


Группа № 2


Выполнить задания:

1.Назовите основные свойства генетического кода и поясните их значение.

2. При каком структурном состоянии

молекулы ДНК могут быть источниками генетической информации?

3. «Практическая работа» вариант № 2, зад 1


Группа № 3


Выполнить задания:

1. Какие особенности строения молекул РНК обеспечивают их

функцию переноса информации о структуре белка от хромосомы

к месту синтеза?

2. Объясните, почему молекула ДНК быть построена из

нуклеотидов трёх типов.

3. «Практическая работа» вариант № 3, зад 1


Группа №4


Выполнить задание

1. Выполнить тест.

2. Какова сущность процесса передачи наследственной информации

из поколения в поколение.

3. Каким образом реализуется наследственная информация о

структуре и функциях небелковых молекул, синтезируемых в клетке?


Один уч-ся находит и анализирует качество и доступность информации в Интернет - http://ru.wikipedia.org/wiki, Транскрипция (биология) и отвечает на вопрос можно ли извлечь нужный материал по данному вопросу в сети Интернет?




Вывод:

Информация о строении всех белков организма заключена в молекулах ДНК. Набор сочетаний из трёх нуклеотидов, кодирующих 20 аминокислот, входящих в состав белков, называют генетическим кодом. Информацию о строении определённой белковой молекулы к месту её синтеза в цитоплазму передаёт информационная РНК. Процесс синтеза РНК на ДНК называют транскрипцией. В дальнейшем на рибосомах с участием всех видов РНК осуществляется синтез белка – трансляция.

Рефлексия:

  1. Что понравилось?

2. Какие ошибки были допущены?

3.Какие открытия были сделаны?

4. Что вас удивило?

Д/З: Изучить параграф 2.10.

Хронокарта урока

Этап урока

время

Сонастройка

0,5 мин

Актуализация

2 мин

Проблемная ситуация

2 мин

Предложение гипотез

2 мин

Открытие новых знаний

10 мин

Физкультурная пауза

1 мин

Применение новых знаний

10 мин

Рефлексия

2 мин

Д/З

0,5 мин




Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.