Урок для 4 класса «Золотое правило этики»

МКОУ «Школа – интернат № 5»

Автор – составитель: Адамбаева Л.А.

Свердловская область город Ирбит


Урок для 4 класса «Золотое правило этики»

Цель урока: дать начальное представление об этике, этичном поведении. Постараться усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

Ключевые понятия: «золотое правило этики», неосуждение.

Планируемый результат: приобретение нравственного – этического опыта взаимодействия с окружающими.

Ход урока:

1. Организация класса.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель: Я хочу, чтобы вы самостоятельно определили, о чем мы сегодня с вами будем говорить. Для этого вам необходимо справиться с кроссвордом в электронном приложении к нашему уроку в папке «Тренажер».

(Учащиеся выполняют задание, после чего определяют значимое слово кроссворда: любовь.)

Учитель: Да, сегодня мы с вами продолжим с вами разговор о любви к людям, о её проявлениях. Об этом большом чувстве, которое присуще только человеку, мы говорили на прошлом уроке «Милосердие и сострадание». Итогом этого урока будет представление памятки себе, другу, товарищу «Что нужно делать, чтобы стать милосердным?», которую вам необходимо было при помощи взрослых составить.





(Учащиеся зачитывают свои памятки. Важно выслушивать и принимать все ответы детей, поощрять их и их родителей за активное участие в выполнении домашнего задания.)

Учитель: Давайте подведем итог, ответив на вопросы:

- Можно ли за милосердную помощь брать деньги?

- Что нужно сделать, чтобы стать милосердным?

-Дайте собственное определение «Ближний для меня – это …?






3. Выявление восприятия, мотивация.

Учитель: С домашним заданием вы справились. Поблагодарите, пожалуйста, тех взрослых, которые принимали в этом участие. Теперь мы с вами будем следовать словам Христа: ««Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».






Учитель: Мы можем приступить к изучению нового материала. Тематическое поле новой темы предлагаю определить вам. Для этого вы можете организовать две группы и поработать со словарями, чтобы дать определение словам «этика» и «этикет».

(Учащиеся работают с источниками.)

Учитель: Вы совершенно правы. Одно из значений слова «этика» - система норм нравственного поведения человека. «Этикет» - установленный порядок поведения где-либо.






Учитель: Мне бы хотелось разъяснить понятие выражения «нравственное поведение». Нравственное поведение – это следование тем правилам, которые необходимы человеку в обществе, принятые обществом и не вредят людям. О людях, выполняющих эти правила, говорят - «высоконравственный человек», о людях, которые не выполняют эти правила – «безнравственный человек». У вас, детей, нравственная культура только формируется. Я предлагаю вам получить нравственный урок.

4. Моделирование ситуации.

Учитель: Перед вами часть текста. Вам надо предположить, что сказали люди и попробовать определить их нравственную культуру.

(На слайде часть текста. Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!».

Из другого окна о том же прохожем подумали: …)






(Предположения и рассуждения детей. Учитель не критикует, не отвергает мнения учащихся. Далее появляется продолжение текста.)

Учитель: Действительно, каждый человек увидел в прохожем частицу своего мира, своих проблем или страхов. Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках, недостатках и грехах. Кто сможет мне объяснить, что такое «грех»? Вы можете обратиться к электронному пособию, проработав материал и обобщив его.

(Учащиеся зачитывают краткое значение понятия «грех».)

Учитель: Молодцы! Как вы думаете, бывают ли безгрешные люди? Аргументируйте свой ответ. (Рассуждения детей.)

5. Исследовательская работа по тексту.

Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть в электронном пособии к нашему уроку картину В. Поленова «Христос и грешница». Сюжет этой картины описан в учебнике на странице 52 [1]. Прочитайте его.






Учитель: Как вы думаете, почему люди «тихо разошлись» и не казнили женщину? (Ответ учащихся.) Осуждение других людей плохо тем, что оно слишком упрощает мир и человека. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Разве человек, который однажды поступил некрасиво, больше никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Самое главное – дать возможность исправиться этому хулигану, верить в него и не осуждать.

6. Практическая работа.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам практическую работу на закрепление понятия «осуждение» и «неосуждение» в электронном пособии к нашему уроку в разделах «Тренажер» и «Контроль» [2].

(Учащиеся работают на компьютерах.)

7. Итог урока.

Учитель: Сегодня мы с вами убедились, что зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Осуждать - значит поставить на человеке клеймо, от которого впоследствии трудно избавиться. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.





8. Рефлексия.

Учитель: Я предлагаю образовать круг доверия и поделиться с нами, какие выводы для себя вы сделали?

9. Д/задание: подобрать пословицы и поговорки, в которых говорится о неосуждении. Например: «За другими соломинку замечает, а за собой бревна не видит».


Источники:

  1. Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010

  2. Электронное приложение. Урок «Золотое правило этики».



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.