Урок биологии с использованием элементов ТРКМ в 10 классе на тему: «Строение прокариотической клетки»

Урок биологии с использованием элементов ТРКМ

в 10 классе на тему:

«Строение прокариотической клетки»


Тип урока: Изучение и закрепление нового учебного материала.


Цели по содержанию:

образовательные: сформировать знания о прокариотических клетках, их особой группе – цианобактериях; о специфических чертах строения этих форм жизни, особенностях их размножения, практическом значении;

развивающие: закрепить общеучебные умения и навыки критического восприятия информации;

развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, критическое мышление через проблемные ситуации; формировать умение устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы ТРКМ.

воспитательные: стремиться к воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело.


Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.


Основные понятия: прокариоты, цианобактерии, кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, кольцевая молекула ДНК, мезосомы, пектин, муреин, рибосомы, аэробы, анаэробы, споры, плазмиды..


Средства обучения:

  1. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология. 10-11кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2010.

  2. Таблица «Бактерии».

  3. Презентации: «Прокариоты», «Цианобактерии».

  4. Распечаткитекстов, заданий, листы с шаблонами кластеров.

  5. Компьютер, мультимедийное оборудование.


Ход урока

  1. Организационный момент (1-2 мин)

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Создаётся доброжелательная атмосфера в классе. Проверяется готовность рабочих мест. Учащиеся настраиваются на работу.


  1. Биологическая разминка (5 мин.) – проверка домашнего задания.

Учащимся предлагаются задания на слайдах, характеризующие строение клетки. Работа ведётся индивидуально и фронтально проверяется результат работы.

Задание№1. Соотнести названия органоидов клетки эукариот с характерным строением:

Органоиды клетки

Строение

    1. Ядро

А. Двумембранное

    1. Рибосома

Б. Одномембранное

    1. Митохондрия

В. Немембранное

    1. ЭПС


5. Комплекс Гольджи


6. Лизосома


7. Клеточный центр


8. Пластиды


Ответ: А – 1,3,8; Б – 4,5,6; В – 2,7.

Задание№2. Каковы особенности строения и функций митохондрий?

    1. двумембранная структура клетки

    2. одномембранная структура клетки

    3. функции: трансформация, накопление и транспорт веществ

    4. функция: синтез АТФ

    5. внутренняя мембрана образует кристы

    6. стопка мембранных полостей с отшнуровывающимися от них микропузырьками

  1. Актуализация знаний. Стадия вызова (10 мин).

  1. Учащимся предлагается рассмотреть на рисунках изображения разнообразных организмов, в том числе бактерий и ответить на вопрос: «Что вы видите на рисунках? К каким царствам живого относятся данные организмы? Учащиеся делают вывод о том, почему данные организмы являются представителями живого?

Какие из данных представителей нами не изучены?


Учащиеся делают вывод о том, что не изучены клетки прокариот, формулируют тему урока «Строение прокариотической клетки» и цель урока: изучить особенности строения клеток прокариот.


Учащимся предлагаются вопросы на листах бумаги, на которые в конце урока даются ответы.

Вопросы: 1) Почему прокариоты являются доядерными организмами?

2) Каковы основные структуры бактериальной клетки?


2. Учащимся задаётся вопрос: что мы знаем о бактериях? Отвечая на вопросы, ребята работают устно, формируют «корзину идей», которую учитель оформляет на доске (используется интерактивная доска). Затем учащиеся переводят информацию из текстовой в графическую (работа с набросками кластеров в тетради).


3. Анализ информации, работа в парах и пересказ текста друг другу, формулирование вопросов, возникающих при анализе, занесение их в таблицу «Тонких и толстых вопросов»:

Тонкие вопросы

Ответы

Толстые вопросы

Ответы






  1. Осмысление содержания нового учебного материала (15 мин).


1. Просмотр презентаций «Прокариоты» и «Цианобактерии» (презентации готовят двое из учащихся класса и комментируют слайды).

2. После просмотра презентаций учащиеся работают с информационным текстом, дополняя кластеры в тетрадях, отвечая на вопросы, находящиеся на листах бумаги в форме бактерий. Особое внимание обращается на термины, находящиеся на доске.

  1. Оформление кластера по теме «Прокариоты» в тетради и представление его (учащиеся проговаривают друг другу информацию, работая в парах).


  1. Закрепление материала. Рефлексия (7 мин).

Выполнение заданий на слайдах.

Задание. Выберите признаки, отличающие мышечную клетку слона от клетки стрептококка:

  1. Наследственный материал содержится в ядре клетки.

  2. Образует споры.

  3. Митохондрий нет.

  4. Есть клеточная стенка.

  5. Содержит двойной набор хромосом.

  6. Есть аппарат Гольджи.

Ответ: 1, 5, 6.

  1. Учащиеся озвучивают ответы на вопросы, находящиеся в таблице «Тонких и толстых вопросов».

  2. Учащиеся пишут синквейн.

Пример:

1. Прокариоты.

2. Примитивные, безъядерные.

3. Размножаются, растут, заражают.

4. Какие загадочные эти существа.

5. Организмы.


  1. Подведение итогов урока (взаимоооценивание работ учащихся, выставление оценок). (3 мин)

  2. Домашнее задание:

  1. П.18.

  2. П.18, ответить на вопросы с.75 учебника, приготовить сообщение на тему «Бактериальные заболевания человека».

  3. П.18, ответить на вопросы с.75 учебника, подготовить памятки и слайдовую презентацию на тему: «Бактериальные заболевания человека».























ВОПРОСЫ: 1) Почему прокариоты являются доядерными организмами?

2) Каковы основные структуры бактериальной клетки?






КЛАСТЕР «ПРОКАРИОТЫ»




ОРГАНИЗМЫ, НЕ ИМЕЮЩИЕ КЛЕТОЧНОГО ЯДРА








СТРО

ЕНИЕ




ОПРЕДЕ

ЛЕНИЕ

РАЗМЕРЫ










ПРОКАРИОТЫ





СПОРООБРА
ЗОВАНИЕ

ВИДЫ

РАЗМНО
ЖЕНИЕ



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.