Урок биологии для 7-ого класса Многообразие рыб. Хозяйственное значение рыб

Урок биологии для 7-ого класса

Многообразие рыб. Хозяйственное значение рыб

Задачи:

Образовательные:

  • раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды,

  • определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека,

  • Обобщить, систематизировать и проверить знания по материалу изучаемой темы

Развивающие:

  • научиться узнавать изученных рыб,

  • уметь работать с научным текстом

Воспитательные:

  • продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб

  • воспитывать бережное отношение к природе

  • показать влияние человека на численность рыб.

Форма проведения урока: урок, компьютерная презентация.

План урока

1. Организационный момент

2. Повторение систематического положения рыб

3. Работа с карточной (определение названия рыбы по ее форме)

4. Повторение характерных особенностей отрядов рыб

5. Мультимедийная презентация (определить к какому семейству относится рыба и назвать ее)

6. Работа с текстом

7. Заполнение таблицы

8. Подведение итогов урока

9. Рефлексия

10. Домашнее задание

ХОД урока

1. Организационный момент.

Добрый день дорогие ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поздоровайтесь с ними.

Откройте рабочие тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.





2 Повторение систематического положения рыб


Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в природе и в жизни человека.

Рыбы — самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден — сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.

Вспомните, как называется наука, изучающий рыб (ихтиология, ученый – специалист, который этим занимается – ихтиолог).

Давайте вспомним систематическое положение рыб.

Пожалуйста …. (вызвать одного ребенка) составь систематическое положение рыб

Правильно ли ……………. отвечает мы проверим, используя мультимедийный проектор

Царство животные

Подцарство многоклеточные

Тип Хородовые

Подтип Позвоночные

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы


Молодец, все ты назвал правильно.



3. Работа с карточной (определение названия рыбы по ее форме)

Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение. Змеевидные (угри и мурены), Плоские (скаты и камбала), Дисковидные (рыба –луна), торпедообразные (акула и тунцы). Они способны стремительно плавать.

Возьмите карточку номер 1. Рядом с цифрами вам надо написать название данной рыбы. На работу вам отводится 3 минуты.


Рядом с цифрами напишите название данной рыбы

Морской конек, морская игла, меч – рыба, рыба – пила, рыба – шар, парусник (спинной плавник напоминает парус), рыба молот


Давайте проверим, как вы справились с предложенным Вам заданием

1 рыба - шар

2 морской конек

3 морская игла

4 парусник

5 рыба молот

6 меч - рыба

7 рыба – пила

(использование слайда)


Молодцы. Все правильно выполнили это задание. Как Вы думаете с чем связано название этих рыб. Правильно с их формой (названием этим рыбам дано исходя из их формы)


4. Повторение характерных особенностей отрядов рыб


А теперь давайте вспомним, тот материал с которым мы познакомились на прошлом уроке – с основными отрядами рыб.

Возьмите карточку № 2

Определите, к какому отряду относятся данные характеристики:

1 У рыб, относящихся к этому отряду, торпедообразное тело с мощным хвостовым плавником. Скелет хрящевой. Обитают в морях. Хищники.


2 Распространены эти рыбы в водоемах всех материков и в океанах. Характерной особенностью является наличие двух спинных плавников с острыми колючками. Почти все рыбы съедобны и являются объектами промысла.


3 Отличительной чертой этого отряда является расположение чешуи: толстые, ромбовидные чешуйки проходят по телу пятью рядами. Передняя часть головы вытянута.


4 Эти рыбы обитают в морях, кормятся, растут, достигают половой зрелости, но для размножения заходят в реки. Все представители данного отряда ценятся за вкусное мясо и икру.


5 Это морские рыбы, приспособившиеся для жизни на дне. Тело их сплющено в спинно-брюшном направлении. Некоторые представители этого отряда вырабатывают электрический ток.


6 Рыбы этого отряда обладают вытянутым телом, слегка сжатым с боков. Окраска спины темно-синяя или зеленоватая, брюшко белое с серебряным отливом.


(отряд Сельдеобразные, отряд Акулы, отряд Осетрообразные, отряд Окунеобразные, отряд Скаты, отряд Лососеобразные)


На работу Вам отводится 5 минут.

Давайте проверим, кто хочет назвать отряды, которым даны характеристики

1 Отряд Акулы

2 Отряд Окунеобразные

3 Отряд Осетрообразные

4 Отряд Лососеобразные

5 Отряд Скаты

6 Отряд Сельдеобразные


(правильные ответы можно посмотреть на экране проектора)


5. Мультимедийная презентация (определить к какому семейству относится рыба и назвать ее)


А теперь давайте, определим, к каким отрядам относят рыб, которых Вы увидите на экране. Назовите отряд и рыбу


- Отряд Скаты (хвостокол)

- Отряд Окунеобразные (Скумбрия)

- Отряд Карпообразные (Лещ)

- Отряд Осетрообразные (Осетр)

- Отряд Карпообразные (Карп)

- Отряд Лососеобразные (Горбуша)

- Отряд Окунеобразные (Окунь)

- Отряд Акулы (Белая акула)

- Отряд Сельдеобразные (Сельдь тихоокеанская)

- Отряд Скаты (Обыкновенный электрический скат)


6. Работа с текстом

Итак, мы с Вами познакомились с многообразием рыб, их систематическим положением. Немаловажное значение имеет практическое значение рыб в природе и жизни человека и, конечно, их охрана.

Возьмите карточку с текстом и внимательно его прочитайте. На работу Вам отводится 5 минут.



7. Заполнение таблицы

Теперь, когда вы прочитали текст, давайте заполним вместе таблицу, опираясь на прочитанный материал

Значение рыб в природе

Значение рыб в жизни человека

Регуляция численности водных животных

Продукт питания

Корм друг для друга и для некоторых птиц и млекопитающих

Рыбий жир – источник витамина Д

Важное звено в цепях питания

Мясо рыбы источник минеральных веществ

 

Производство кормовой муки для скота


Изготовление удобрений


Эстетическое значение (аквариум)




Сначала давайте заполним значение рыб в природе.

Называйте, что мы с Вами должны записать в таблицу

Рыбы поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Велико значение рыб в регуляции численности водных беспозвоночных. Рыбы части служат кормом друг для друга и для некоторых птиц и млекопитающих

Таким образом, рыба является важным звеном в цепях питания живых организмов.

Теперь давайте заполним второй столбик таблицы. Вы работаете самостоятельно, а потом проверим, что у Вас получилось.

На слайде вы видите, что в таблице у Вас должно быть записано.

На гербах некоторых городов нарисована рыба. Как Вы думаете, с чем связано, что рыбу нарисовали на гербах некоторых городов. Посмотрите слайд и ответьте на вопрос.


Герб города Череповец

Герб города выполнен в виде щита, обрамлении из дубовых листьев, перевитом Александровской лентой синего цвета. В верхней, серебряной половине щита изображен исторический герб Новгородский - стул, обитый малиновым бархатом, на котором расположены крестообразно державный жезл и длинный крест. Над стулом расположен тройной подсвечник с горящими свечами. По сторонам стула - два черных медведя, стоящие на задних лапах. В средней части расположены четыре рыбы, плавающие в воде.


Современный герб Азова.

Щит четырехчастный (золото, лазурь, лазурь, червлень). В полях щита изображены крепость, два якоря, две рыбы, шестерня и штанген-циркуль.


Мурманск

Герб Мурманска представляет собой щит, на котором изображены: в верхней части на лазоревом фоне — лучи полярного сияния и силуэт транспортного корабля; в нижней, меньшей, золотистого цвета части — лазоревый силуэт символической рыбы с золотыми глазами и жабрами — деталями, символизирующими силу живой природы. Принятые цвета на поле щита обозначают: лазоревый и золотистый — полярную ночь и день, золотистый цвет нижней части — богатство морей, в которых промышляют Мурманские рыбаки. Силуэт рыбы символизирует основную отрасль промышленности города — рыбную. Силуэт корабля отражает Мурманск как крупный морской порт. Полярное сияние подчеркивает географическое положение города за Полярным кругом».



Великий Новгород

На серебряном поле щита два черных медведя, поддерживающие золотое кресло с червленой (красной) подушкой. На сиденье поставлены накрест с правой стороны золотой скипетр, завершенный крестом, с левой стороны - золотой крест. Над креслом золотой трехсвечник с горящими червленым пламенем свечами. В лазоревой (синей, голубой) окраине щита четыре серебряные, одна против другой, рыбы."


8. Подведение итогов урока

Итак на сегодняшнем уроке мы повторили материал о многообразии рыб, выяснили значение рыб в природе и в жизни человека.

И в заключение мне было хотелось добавить



Воздействие человека на естественную природную среду постоянно растёт, в результате под угрозой исчезновения оказалось существование многих видов животных и растений. У нас в стране принят закон “Об охране и использовании животного мира. Отдельная глава, посвященная рыбам, предписывает всем рыболовецким учреждениям и организациям, а также рыболовам-любителям строго соблюдать установленные правила рыболовства. Законодательством определены способы и сезоны лова. Сети должны иметь ячейки не меньше определённого размера, чтобы в них попадались только взрослые рыбы. Категорически запрещено глушить рыбу взрывами, так как при этом бесполезно гибнет огромное количество рыбы.


Человек сокращает и уничтожает место обитания рыб своей хозяйственной деятельностью. Строим города, дома, заводы, загрязняем и осушаем водоёмы — нет рыбам пристанища! К сожалению, всё больше видов рыб попадает на страницы Красной книги, и в этом виноват человек.


О рыбах много знаем мы,
И в то же время мало;
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало!

9. Рефлексия

Рефлексия.

Возьмите карточки и оцените по 5-ти бальной системе результаты урока

п/п

Вопросы

Оценка

1

Удовлетворены ли вы результатом своей деятельности на уроке?

 

2

Появился ли интерес к данной теме?

 

3

Доступен ли материал урока?

 

4

Важны ли знания этого урока?

 

5

Возникла ли атмосфера сотрудничества на уроке?

 

6

Удовлетворены ли вы уроком?

 


10. Домашнее задание

Открыли дневники и записали домашнее задание.

Дома Вам необходимо отгадать кроссворд и составить рассказ об отрицательном влиянии рыб на человека. Сегодня мы говорили только о пользе, которую приносят рыбы человеку и природе. Повторить параграфы в которых рассказывается про Хрящевых и Костных рыб.

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.