Учебно-методический комплекс по предмету: «География: мир, родина, край»



Учебно-методический комплекс

по предмету: «География: мир, родина, край»






Для специальности:

050710 – «Педагогика дополнительного образования»


квалификации:

050710 - Педагог дополнительного образования












Преподаватель: Якимова М.С.











2007-2008 год

Данная программа предназначена для студентов педагогических колледжей, обучающихся по специальности 050710 - Педагогика дополнительного

образования.

Предмет «География: мир, родина, край» касается географической образованности студентов, значение которой резко возрастает в период экономических реформ. Он призван раскрыть студентам географические аспекты рыночного хозяйства, концепцию предпринимательской деятельности, состояние и пути решения экономических, социальных и экологических проблем в масштабах мировой системы, родины и своего края. Поэтому в содержание географического образования включены не только знания и умения, но и опыт творческой деятельности, и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Основная цель данного курса заключается в формировании у студентов знания о сущности и специфике содержания, проблематики и методов исследования географической науки; формирования представления о природе и населении Земли. География — единственный учебный предмет в школе, в сферу рассмотрения которого входят и естественные (природа), и общественные (население, хозяйство, социальные вопросы) объекты и явления, благодаря чему цели этого учебного предмета очень широки. Изучение этого предмета позволит лучше ориентироваться в географической науке, развить творческого потенциала студентов, повысить их общий интеллектуальный уровень и эрудицию.

Задачи программы:

- раскрыть географическую картину мира, включающую природу, население и
хозяйство; дать понимание территориальных различий окружающего мира, их
объективного характера и значения для жизни людей;

-выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества

и на пространственные особенности этой взаимосвязи;

-способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию у них

любви к Родине, в неразрывной связи с интернационализмом, с широким

взглядом на мир и другие народы;

-способствовать формированию у молодого поколения экологического

сознания, любви к природе, эмоционального отношения к экологическим

проблемам;

-сформировать у студентов географическую культуру, интерес к

географическим знаниям, умения пользоваться картой, справочниками, вести

наблюдения на местности; подготовить к самообразованию в области

географии и смежных наук;

-развивать географическое мышление как одно из проявлений

диалектического мышления, т. е. научить их мыслить комплексно и

пространственно, решать доступные им географические проблемы;

помочь средствами географии удовлетворить интересы и потребности
развивающейся личности: любознательность, самостоятельность, активность,
взаимопомощь, доброту и пр.

Методологической основой данной программы является интеграции физико-географических, экономико-географических и социально-географических знаний.

Содержание отбиралось с учетом современного уровня развития географической науки и связи с жизнью, как в непосредственном окружении, так и в глобальном плане.

Программа рассчитана на 162 часа, из них учебных часов - 108, включает в себя лекционные (78 часов) и практические (ЗО часов) занятия, состоит из 4 разделов; предполагает использование технологий, обеспечивающих практическую ориентированность студентов. В лекционной части дается углубленная характеристика основных факторов, определяющих построение педагогического знания и опыта. На практических занятиях студенты знакомятся с конкретными методами и приемами работы и приобретают начальные навыки использования усвоенных ими ранее теоретических знаний в контексте практической деятельности.

Программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования повышенного уровня, утвержденного Мин. образованием России 2003 года.

В результате обучения по программе «География: мир, родина, край", студенты должны:

  • знать формы правления и государственного устройства стран мира, состав
    крупнейших международных экономических и политических организаций,
    блоков, союзов;

  • следить за изменениями, происходящими на политической карте мира в
    последние годы;

  • знать закономерности развития и принципы размещения различных отраслей
    мирового хозяйства;

- уметь логично и кратко излагать материал на уроке /в устной или
письменной форме/;

- свободно ориентироваться по физическим, экономическим и политическим
картам, уметь читать карту;

  • уметь дать оценку природным условиям, показать взаимосвязи между
    природной средой и хозяйственной деятельностью человека;

  • уметь дать экономико-географическую характеристику крупных регионов,
    государств, различных экономических районов отдельных стран мира;

- уметь анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных;

Программа предполагает владение аналитическими, проектировочными, конструктивными, коммуникативными умениями педагогической деятельности.

В программе представлен авторский подход к рассматриваемым проблемам.







Количество часов на полугодие:


География: мир, родина, край

304

3часа*18недель=54часа

2часа*19недель=38часов


404

1часа*16недель=16часов






























№ разделов

Наименование разделов

Кол-во часов на сам.

работу

Количе­ство учебных часов

Лекцион­ные

Практи­ческие

1раздел

Цели, задачи и содержание географического образования

4

8

8

-

2 раздел

Физическая и экономическая география мира

20

46

30

16


Карта мира, главные объекты. План и карты, геосфер Земли, численности и расового состава населения,


6

4

2


География мировых ресурсов


6

4

2


География населения мира


6

4

2


География отраслей мирового хозяйства.


6

4

2

-• ■ - ■ - -

Экономико-географическая
характеристика стран мира
(страноведение)

■ • — ■ ■-•-■■. ■■

22

14

8

3

Физическая и экономическая география Российской Федерации, края

14

38

26

12


Население РФ, Лен. Области и Санкт-Петербурга.

2

6

4

2


География отраслей промышленности России,.


6

4

2


Общая характеристика и особенности развития народнохозяйственного комплекса Санкт-Петербурга

2

6

4

2


Россия и сельское хозяйство. Сельское хозяйство Северо-западного региона

. 2

4

4

-


Россия, транспорт.

2

4

4

-


Санкт-Петербург - крупнейший центр образования, науки и культуры.

2

4

2

2


Отечественные, краевые рекреационные ресурсы. Основные экологические проблемы Санкт-Петербурга и области

4

8

4

4

4.

Методика и дидактические средства обучения географии

16

16

12

4


Методика обучения географии как наука.


2

2

-


Психолого-педагогические основы обучения географии.


2

2

-


Методы обучения географии


4

2

2


Усвоение содержания


2

2



Система средств обучения географии и работа с ними


4

2

2


Внеклассная работа по географии.


2

2

-


Всего часов-162

54

108

78

30


Литература:

  1. Бунакова Т.М.Г Родионова И.А. Учебное пособие по географии..
    Экономическая география стран СНГ и Балтии /без России/ - М.,
    Московский лицей, 1997 г.

  2. Витковский О.В. География промышленности зарубежных стран. - М.,
    издательство МГУ, 1997 г.

  3. Вольский В.В. Экономическая география капиталистических и
    развивающих стран. - М.; издательство МГУ, 1986 г.

  4. Гладкий Ю.Н., Лавров СБ.Экономическая и социальная география мира.
    Учебник для 10 класса средней школы. - М.; Просвещение, 1993 г.

5. Климанов В.В. Земли и страны. Учебное пособие по географии. - М:
Московский лицей, 1996 г., 160 с.

  1. Максаковский В.П. Географическая картина мира:"230 каналов" к курсу
    "Экономическая и социальная география мира" /10 класс/ - Ярославль:
    том 1-3, 1995 г.

  2. Страны мира: Краткий политико-экономический справочник. М.,1997 г.

  3. Родионова И.А. Экономическая география отдельных зарубежных стран
    мира. М, 1997 г.

  4. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Учебное пособие по географии.
    Экономическая география. Московский лицей.- 664 с. -1998 г.

Шлихтер СБ. География мировой транспортной системы

























Вопросы для экзамена группы 404 по предмету география: мир, родина, край.

  1. Методика обучения географии, предмет, цель и проблемы.

  2. Методы обучения географии, методы исследования, Этапы методического исследования.

  3. Межпредметные связи, привести примеры.

  4. Проблемный подход в обучении географии, приведите примеры проблемных заданий или вопросов.

  5. Психологические основы в обучении географии, раскрыть возрастные особенности каждого курса.

  6. Характеристика принципов обучения (действенность основных принципов).

  7. Схема технологии личностно-коммуникативного образования.

  8. Особенности личностно-коммуникативного обучения.

  9. Классификация методов обучения географии по источнику знаний.

  10. Классификация методов обучения географии по характеру познавательной деятельности.

  11. Усвоение содержания школьной географии.

  12. Компоненты содержания школьной географии, структура.

  13. Структура географических знаний: факты, географические представления. Привести примеры.

  14. Структура географических знаний: понятия, закономерности, мировоззренческие идеи.

  15. Географические умения, их формирование. Привести примеры.

  16. Система средств обучения: на примере работы с учебником.

  17. Средства обучения: классификация, функции.

  18. Система средств обучения: на примере работы с картами.

  19. Система средств обучения: на примере работы с картинами и таблицами.

  20. Система средств обучения: на примере работы с приборами и моделями.

  21. Классификация учебных карт.

  22. Разработка и совершенствование средств обучения географии.

  23. Внеклассная работа по географии: цели и содержание.

  24. Организационные формы внеклассной работы.

  25. Цель обучения географии.

  26. Структура школьного курса географии.

  27. Задачи обучения географии.










Перечень билетов для экзамена группы 404 по предмету география: мир, родина, край.

Билет №

  1. Методика обучения географии, предмет, цель и проблемы.



Билет №


  1. Методы обучения географии, методы исследования, Этапы методического исследования.



Билет №

  1. Межпредметные связи, привести примеры.



Билет №

  1. Проблемный подход в обучении географии, приведите примеры проблемных заданий или вопросов.



Билет №

  1. Психологические основы в обучении географии, раскрыть возрастные особенности каждого курса.




Билет №

  1. Характеристика принципов обучения (действенность основных принципов).



Билет №

  1. Схема технологии личностно-коммуникативного образования.



Билет №

  1. Особенности личностно-коммуникативного обучения.



Билет №

  1. Классификация методов обучения географии по источнику знаний.



Билет №

  1. Классификация методов обучения географии по характеру познавательной деятельности.



Билет №

  1. Усвоение содержания школьной географии.


Билет №

  1. Компоненты содержания школьной географии, структура.



Билет №

  1. Структура географических знаний: факты, географические представления. Привести примеры.



Билет №

  1. Структура географических знаний: понятия, закономерности, мировоззренческие идеи.



Билет №

  1. Географические умения, их формирование. Привести примеры.



Билет №

  1. Система средств обучения: на примере работы с учебником.



Билет №

  1. Средства обучения: классификация, функции.



Билет №

  1. Система средств обучения: на примере работы с картами.



Билет №

  1. Система средств обучения: на примере работы с картинами и таблицами.



Билет №

  1. Система средств обучения: на примере работы с приборами и моделями.



Билет №

  1. Классификация учебных карт.



Билет №

  1. Разработка и совершенствование средств обучения географии.



Билет №

  1. Внеклассная работа по географии: цели и содержание.


Билет №

  1. Организационные формы внеклассной работы.



Билет №

  1. Цель обучения географии.



Билет №

  1. Структура школьного курса географии.



Билет №

  1. Задачи обучения географии.




















Список тем рефератов для группы для экзамена группы 404 по предмету география: мир, родина, край.

  1. Методика обучения географии.

  2. Межпредметные связи в географии.

  3. Проблемное обучение в географии.

  4. Психологические основы обучения географии.

  5. Принципы обучения географии.

  6. Личностно-коммуникативное обучение.

  7. Методы обучения географии.

  8. Усвоение содержания школьной географии.

  9. Структура географических знаний.

  10. Географические умения.

  11. Система средств обучения географии.

  12. Разработка и совершенствование средств обучения географии.

  13. Внеклассная работа по географии.

  14. Школьный курс географии.

  15. Цели и задачи обучения географии.

  16. Разработка содержания географического образования.

  17. Элементы содержания школьной географии.

  18. Использование карт в обучении географии.

  19. Политическая карта мира.

  20. Природные ресурсы.

  21. Население мира.

  22. Этапы формирования политической карты мира.

  23. Международное разделение труда.

  24. Отрасли промышленности мира.

  25. Сельское хозяйство мира.

  26. Транспорт мира.

  27. Экономико-географическая характеристика стран мира.

  28. Основные черты социального и экономического развития стран мира.

  29. Крупнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы мира.

  30. Крупнейшие города мира.

  31. Проблемы использования территорий, природных и трудовых ресурсов.

  32. Экологические проблемы стран мира.













Понятийный аппарат

Валовый внутренний продукт (ВВП) — стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год.

Интенсификация — развитие производства, основанное на ра­циональном и экономном использовании ресурсов, на основе научно-технического прогресса для повышения производительности труда.

Международное географическое разделение труда специали­зация отдельных стран на производстве определенных видов продук­ции и услуг и последующем обмене ими.

Международная экономическая интеграция — представляет со­бой объективный процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики.

Мировое хозяйство — исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой все­мирными экономическими отношениями.

Научно-техническая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил общества.

Национальное хозяйство — хозяйство, исторически сложившееся в границах государства.

Национальный доход — стоимость, вновь созданная в течение оп­ределенного времени в экономике страны или ее региона. Это часть валового общественного продукта за вычетом материальных затрат на его производство.

Отраслевая структура хозяйства — это соотношение состав­ляющих (отраслей и подотраслей), исторически сложившееся в ре­зультате общественного разделения труда.

Производительность труда — плодотворность, продуктивность трудовой деятельности людей. Измеряется количеством продукции, созданной за единицу времени одним рабочим, или количеством вре­мени, затраченным им на изготовление единицы продукции.

Себестоимость продукций — сумма всех затрат предприятий на производство продукции и ее реализацию (продажу). Снижение себе­стоимости — важный фактор повышения рентабельности (прибыль­ности, доходности), показывающей эффективность производства.

Сельское хозяйствоодна из древнейших отраслей материаль­ного производства, тесно связанная с жизнеобеспечением людей про­дуктами питания.

Территориальное, или географическое, разделение труда — раз­деление труда между районами иди странами, сражающееся в спе­циализации районов и стран на производстве определенных видов изделий.

Иммиграция — въезд в страну.

Маятниковые миграции — регулярное, обычно ежедневное, пе­ремещение населения из одного населенного пункта в другой (на ра­боту, учебу) и обратно.

Миграции — переселение людей либо из страны в страну, либо внутри страны.

Раса — исторически сложившаяся группа людей, имеющих сход­ные, передаваемые по наследству внешние признаки.

Религия — мировоззрение и мироощущение, основное на вере в бога или богов, соответствующее определенному поведению и дейст­виям (культ).

Сезонная миграция — временное перемещение населения из страны в страну или внутри страны, вызванное необходимостью при­влечения дополнительной рабочей силы на сезонные работы.

Этнос - это сложная устойчивая группа людей, характеризующая­ся общностью языка, территории, особенностями быта, культу­ры н этническим самосознанием.

Географическая зональность проявляется на всей поверхности земного шара. Она представляет последовательную смену географи­ческих поясов от экватора до полюсов и закономерное распределение географических зон в пределах этих поясов.

Географические пояса (природные пояса) — наиболее крупные зональные подразделения географической оболочки Земли.

Заповедник — природная территория, полностью исключенная из хозяйственного пользования для охраны и изучения природного комплекса.

Зооценозы — совокупность животных, населяющих определен­ный участок суши, отличающаяся более или менее однородными ус­ловиями существования.

Природно-территориальный комплекс — сочетание различных взаимосвязанных компонентов литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.

Природные зоны (географические зоны) — относительно крупные подразделения географической оболочки, обладающие общностью термических условий и увлажнения, представляющие части геогра­фических поясов,

Растительность — совокупность растительных сообществ, ха­рактерная для всей поверхности Земли или какой-то ее части.

Возрастная пирамида (возрастно-половая пирамида) — графиче­ское изображение распределения людей по возрасту и полу.

Воспроизводство — совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспре­рывное возобновление и смену людских поколений.

Демографическая политика — система разного рода мер, пред­принимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения, направленных на снижение темпов роста числен­ности населения.

Демографический взрыв — резкое увеличение прироста населе­ния в странах второго типа воспроизводства.

Демографический переход — процесс последовательных измене­ний рождаемости, смертности и естественного прироста населения по мере социально-экономического развития стран.

Естественный прирост — количественная оценка разности меж­ду числом родившихся и числом умерших за определенное время, на­пример за год.

Иммиграция — въезд в страну.

Маятниковые миграции — регулярное, обычно ежедневное, пе­ремещение населения из одного населенного пункта в другой (на ра­боту, учебу) и обратно.

Миграции — переселение людей либо из страны в страну, либо внутри страны.

Раса — исторически сложившаяся группа людей, имеющих сход­ные, передаваемые по наследству внешние признаки.

Религия — мировоззрение и мироощущение, основное на вере в бога или богов, соответствующее определенному поведению и дейст­виям (культ).

Сезонная миграция — временное перемещение населения из страны в страну или внутри страны, вызванное необходимостью при­влечения дополнительной рабочей силы на сезонные работы.

Трудовые ресурсы — трудовой потенциал населения, часть насе­ления страны, региона, обладающая необходимым образованием, фи­зически развитием и состоянием здоровья для работы в народном хо­зяйстве.

Урбанизацияэто рост городов, повышение удельного веса го­родского населения в стране, регионе, мире, возникновение и разви­тие все более сложных сетей и систем городов.

Эмиграция — выезд людей из своей страны на постоянное жи­тельство в другую страну.


















Лекции к урокам 304 группы


Карта и план

Карта (от греч. chartes - лист) - уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли и отно­сящихся к ней объектов и явлений на плоскости, по­строенное по определенному математическому закону в системе условных обозначений.

Карты отображают размещение на земной поверхности явлений природы и общества, их свойства и взаимосвязи, они позволя­ют одновременно обозревать сколь угодно обширные пространства. Благодаря отбору и обобщению на кар­тах выявляются типические черты и характерные осо­бенности картографируемых явлений. Математиче­ская основа карт включает масштаб и картографи­ческую проекцию, которые определяют степень уменьшения размеров объектов на карте, их правиль­ное географическое положение, а также характер и величину искажений, неизбежных при изображении шара (или эллипсоида) на плоскости.

План - условно-знаковый чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе (1 : 5000 и крупнее), построенный без учета крив, земной поверх­ности, масштаб плана постоянен во всех точках.

Отличия плана и карты:

  1. На плане изображаются небольшие участки земной поверхности: школьный участок, землепользо­вание колхоза, поселок и т.д. План можно сравнить с аэрофотоснимком, который также изображает не­большой участок местности, снятый сверху. Но в от­личие от аэрофотоснимка предметы на плане показы­ваются условными знаками и имеют надписи. Планы
    составляются непосредственно на местности. На кар­тах изображаются гораздо большие территории и в более мелких, чем план, масштабах.

  2. На план наносятся все объекты и детали мест­ности в заданном масштабе. На карты отбираются в зависимости от их содержания и назначения самые существенные объекты и их свойства.

  3. При вычерчивании плана кривизна земной по­верхности из-за ничтожно малой величины не учиты­вается, допускается, что изображаемые участки пло­ские. Все предметы показываются такими, какие они есть на самом деле, без искажений, сохраняются их очертания, только размер уменьшается в соответствии с масштабом. При построении карт обяза­тельно учитывается шарообразность Земли, поэтому неизбежны искажения объектов. Причем те из объек­тов, показ которых необходим, но они не проходят в мас­штабе карты, изображают внемасштабными знаками.

  1. На планах нет градусной сетки, а на картах обычно есть меридианы и параллели.

  2. На планах направление на север показывают стрелкой с обозначением север - юг. На картах на­правление север - юг определяют меридианы, запад - восток - параллели. Они могут быть не только пря­мыми линиями, но и линиями разной кривизны в зави­симости от проекции карт.

Масштаб.

Для измерения расстояний по планам, картам и глобусу надо уметь пользоваться масштабом, который показывает степень уменьшения длины линии на пла­не, карте или глобусе по сравнению с действительным расстоянием на местности. Масштабы бывают чис­ленные, именованные и графические (линейные).

Численный масштаб выражается дробью, где в числителе - единица, а в знаменателе - число т, пока­зывающее, во сколько раз расстояние на карте мень­ше истинного расстояния на местности, т.е. степень уменьшения. Оче­видно, что чем больше знаменатель, тем меньше (мельче) изображение объектов на карте.

Численный масштаб обычно сопровождают пояс­нением, указывающим соотношение длин линий на карте и на местности. (Пример: 1 см соответ­ствует 1 км (100 000 см). Это так называемый имено­ванный масштаб. Его указывают на всех картах.

Для непосредственного определения по картам и планам расстояний служит линейный масштаб. Это график, помещаемый внизу карты в виде прямой ли­нии, разделенной на сантиметры, при этом справа от нуля у каждого деления линии (например, сантимет­рового) подписано истинное расстояние на местности, равное 1, 2 или нескольким величинам масштаба.


Геосфера Земли – совокупность всех оболочек Земли.

Различают:

  1. литосферу;

  2. атмосферу;

  3. гидросфера;

  4. биосфера.







Природные условия и ресурсы Мирового океана.

Океаны:

  1. Тихий: самый большой (площадь 180 млн.км. в кв.), самый глубокий (средняя глубина 4000 метров) и самый древний; его особенностями являются частые движения земной коры, множество вулканов на дне, разнообразие органического мира. Расположен во всех климатических поясах, в основании – Тихоокеанская литосферная плита, в океане находится самый глубокий океанический желоб - Марианский (11022 метра) и самый длинный – Алеутский (протяженность 3750 км.). Океан расположен по обе стороны от экватора и 180 меридиана.

  2. Индийский: много сходств с органическим миром Тихого океана; площадь 75 млн.км. в кв.; большая часть расположена в южном полушарии; берега изрезаны слабо; в океане есть вулканические и коралловые острова.

  3. Атлантический: площадь 93 млн.км. в кв.; занимает наиболее важное место в жизни человека; сравнительно молодой; лежит во всех климатических поясах; течения активнее, чем в других океанах приносят воздушные массы; органический мир более бедный, чем в Тихом океане; много шельфов и поднятий дна.

  4. Северный Ледовитый: площадь 13 млн.км. в кв.; самый холодный, самый мелководный; значительную часть площади океана занимают моря; центральная часть океана пересечена горными хребтами и глубокими разломами, между хребтами лежат глубоководные впадины и котловины

Органические (биологические) ресурсы океана. Они имеют наибольшую ценность. Особенно рыбные. На долю рыб приходится до 90 % всех органических ресурсов океана. На первом месте в мировом рыбном промысле стоят сельдевые - почти треть всего улова, много добывается тресковых и камбаловых. Богатство океана - лососевые и особенно осетровые. Основной улов рыбы приходится на шельфовую зону.

Зверобойный промысел (промышляют моржей, тюленей, морских котиков) и китобойный промысел сейчас ограничены.

Химические и минеральные ресурсы. Это прежде всего сама вода, растворенные в ней хим. элементы, а также полезные ископаемые, залегающие на дне и в грунтах. Из морской воды ежегодно добывают мил­лионы куб. метров пресной воды в результате дистил­ляции. В мире уже действуют более 100 опреснительных установок.

Основные полезные ископаемые, добываемые в море на шельфе - нефть и газ (Персидский и Мекси­канский заливы, Северное море, «Нефтяные камни» на Каспии и другие районы), добыча их продолжает стремительно расти. Добыча каменного угля (Англия, Япония), железной руды (у полуострова Ньюфаундленд), олова (Малайзия) и др. Дно океана устлано осадочными железомарганцевыми конкрециями, большие запасы фосфоритов, стройма­териалов. У берегов ЮАР ведется добыча алмазов, выносимых реками с суши.

Энергетические ресурсы Мирового океана. Во Франции есть электростанции, работающие на энергии приливов (ПЭС). В жарком поясе работают гидротермические станции, использующие разницу температур теплых поверхностных и холодных глубинных вод.

Огромно значение океана в транспортном отношении. Охрана природы Мирового океана. В век научно-технической революции резко возросло поступление в океан загрязняющих веществ: промыш­ленных отходов, нефти, бытовых сточных вод, удоб­рений, пестицидов и др. Это приводит к нарушению природных взаимосвязей и динамического равнове­сия. Океан оказался легкоранимым сразу на больших пространствах в силу своем подвижности. Особенно пагубно для всего живого нефтяное загрязнение. Нефтяная пленка нарушает влагообмен и газообмен, в том числе кисло­родом, губит планктон, рыбу и вообще все живые ор­ганизмы, которые концентрируются в основном в по­верхностном слое воды.




Население мира

Человек — единственное и точное измерение богатства, которым обладает наша планета. В октябре 1999 г. численность населения ми­ра достигла 6 млрд человек. Подавляющая часть (85%) человечества живет в северном полушарии, преимуществен­но в зоне умеренного климата.

Быстрый рост населения Земли, получивший наименование «де­мографического взрыва», вызвал к жизни глобальную демографиче­скую проблему. Именно это заставило многие страны проводить го­сударственную демографическую политику. Примером успешного осуществления такой политики может служить Китай, где она прово­дится под девизом «Одна семья — один ребенок».

Темпы роста численно­сти населения в крупных регионах мира значительно различаются. В регионах, где преобладают экономически развитые страны (Зару­бежная Европа, Северная Америка, Австралия), население растет до­вольно медленно, тогда как в регионах развивающихся стран (Зару­бежная Азия, Латинская Америка и в особенности Африка) — гораздо быстрее. Это объясняется, прежде всего, различиями в типах воспроизводства населения. Существуют два типа воспроизводства населения — 1и 2.

Воспроизводство населения

Для стран I типа воспроизводства населения характерны невы­сокие показатели рождаемости (Р), смертности (См) и естественного Прироста (Еп). Еп = Р - См. Он получил распространение в экономи­чески развитых странах Европы, Азии, Северной Америки, Австра­лии и Океании. При этом во многих странах Зарубежной Европы (Латвия, Эстония, Болгария, Венгрия, Румыния, ФРГ, Россия, Бело­руссия, Украина и др.) См превышает Р и, следовательно, естествен­ный прирост является отрицательным, т. е. происходит естественная убыль населения. Некоторые европейские страны, еще не так давно отличавшиеся высоким естественным приростом, теперь имеют хотя и не отрицательный, во все же «нулевой» прирост (Испания, Бель­гия, Австрия, Греция, Польша), при котором происходит простое за­мещение поколений.

Таким образом, 1 тип воспроизводства можно представить сле­дующем образом:

I тип воспроизводства

естественная убыль населения

старение нации

депопуляция

Для 2 типа воспроизводства населения типичны высокие показа­тели Р и Еп, резкое уменьшение См и Р. Он распространен прежде всего в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америк». К числу стран, у которых показатель Еп составляет более 30 человек на 1000 жителей, относятся такие страны Африки, как Ливия, Того, Сенегал, Бенин, Либерия, и такие страны Юго-Западной Азии, как Ирак, Сирия, Йемен, Иордания, Саудовская Аравия.

II тип воспроизводства

естественная прибыль населения

омоложение нации

В общей сложности среднегодовой прирост мирового населения в настоящее время составляет 96 млн человек (1,7%).

Классификация населения мира по расовому признаку

Люди, живущие на Земле, различаются между собой по внешним (анатомическим) признакам, а также по языку, обычаям, культуре, ко­торые дают возможность разделить всех людей планеты на четыре большие расы (европеоидную, монголоидную, негроидную и австралоидную).

Границы между территориями распространения больших рас, как правило, нечеткие, размытые. На «стыках» между расами обыч­но образуются смешанные, переходные расовые формы и типы. Осо­бенно интенсивное расовое смешение происходило в Америке, где возникли значительные прослойки метисов (от браков европейских переселенцев-европеоидов с местным монголоидным индейским на­селением) и мулатов (европеоиды и негроиды).

Классификация населения мира по этническому признаку

Количество народов, или этносов, слагающих человечество, очень велико (почти 3-4 тыс.). Свыше 300 народов, насчитывающих более 1 млн. человек каждый, составляют 96% всего населения плане­ты. Самыми многочисленными народами мира (более 100 млн. чело­век каждый) являются китайцы — 1145 млн., хиндустанцы — 219, американцы США — 187, бенгальцы — 185, бразильцы — 157, русские — 146 и японцы — 125 млн. человек (их общая численность превышает 2,1 млрд.).

Классификация населения мира по языковому признаку

Народы мира классифицируются не только по количественному признаку, но и по языку. При этом народы с родственными языками объединяются в большие языковые семьи, которые, в свою очередь, подразделяются на языковые группы. Всего таких семей более 20. Са­мая большая из них — индоевропейская семья, на языках которой го­ворят 150 народов общей численностью в 2,5 млрд. человек. Свыше 1 млрд. человек говорит на языках китайско-тибетской семьи.

В зависимости от того, насколько границы расселения народов совпадают с политическими границами стран, возникают однонацио­нальные государства (их больше всего в Европе, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке) и многонациональные государства, например Россия, США, Индия.

Размещение населения

В размещении населения мира выделяются три главные особен­ности:

  1. человек живет на всех участках суши (постоянные поселения людей располагаются до 78° с.ш. и до 54° ю.ш., отдельные горные по­селения имеются на высоте 5000 метров и более);

  2. для размещения населения характерны скопления разной величины;

3) население размешается неравномерно.

Размещение населения обусловливается совместным действием природных и общественных факторов. Совокупность отношений меж­ду людьми и окружающей средой выражается в показателях плотности населения. Чтобы вычислить средний показатель плотности для всей Земли (региона, страны, района), нужно численность ее населения раз­делать на площадь пригодной для обитания суши (территории) (13 млн. км2). Средняя плотность населения на Земле составляет 44 человека на 1 км2, средняя плотность Зарубежной Европы —100 человек на 1 км2, а в Австралии — 4 человека. Различия в плотности населения по стра­нам и регионам отражаются на специальных обзорных картах. 76

Главные скопления мирового населения находятся в Южной и восточной Азии, в Европе и на северо-востоке США. Эти районы за­селения формировались еще в древности. Развитие первых двух рай­онов связано с развитием трудноинтенсивного рисового земледелия. Возникновение двух других было связано с промышленной револю­цией XVIII-XIX вв. и последующей индустриализацией. В древно­сти районами притяжения населения стали и приморские террито­рии. В настоящее время в 200-километровой полосе вдоль побережий морей и океанов сосредоточено более половины челове­чества, а в 50-километровой полосе, занимающей всего 12% всей мировой суши, почти 30%.

Слабозаселенные районы занимают на Земле значительно боль­шую площадь. Они совпадают с районами, отличающимися экстре­мальными природными условиями (пустыни, тропические леса, высо­когорья, тундра, ледовые пространства и др.).

На основе функциональной и статистической группировки насе­ленных пунктов выделяются основные формы расселения — город­ские и сельские поселения. Они представляют структурные системы, обусловленные воздействием главным образом общественных факто­ров. Процесс увеличения доли населения, проживающего в городах, называется урбанизацией. Особенно активно урбанизация осуществ­ляется в настоящее время. Урбанизация сопровождается концентра­цией в городах социально-экономических функций, повышением их роли в жизни общества, распространением городского образа жизни и формированием сетей и систем расселения. Таким образом, процесс урбанизации обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран:

1)быстрые темпы роста городского населения;

2)концентрация городского населения в больших городах;

3) «расползание», расширение их территории, сопровождающиеся переходом от «точечного» города к городским агломерациям — ком­пактным пространственным группировкам городских поселений, объ­единенных многообразными а интенсивными производственными, трудовыми н культурными связями.

Группы близко располагающихся функционально связанных ме­жду собой городов образуют городские агломерации (конурбации), которые, сливаясь, формируют более сложные ареалы городского за­селения — мегалополисы (скопление агломераций) и еще более об­ширные урбанизированные зоны. Сейчас свыше 70% населения высо­коразвитых стран являются городскими жителями, тогда как в периферийных государствах этот показатель составляет около 40%. Различия между странами мира позволяют выделить три группы

стран

Высокоурбанизированные страны — страны, где доля городского населения превышает 50%. В эту группу входят фактически все эко­номически развитые страны, а также многие из развивающихся стран. Своего рода «чемпионами» являются Великобритания, Швеция, Ав­стрия, Аргентина, ОАЭ, где уровень урбанизации достигает 80%.

Среднеурбанизироваиные страны — страны, где доля городского населения от 20% до 50%. Примерами таких стран выступает боль­шинство развивающихся стран Азии (Китай, Индия, Индонезия и др.), Африки (Египет, Марокко, Нигер и др.) и некоторые страны Латин­ской Америки (Боливия, Гватемала н др.).

Слабоурбаннзированные страны — это страны, где доля город­ского населения ниже 20%. В эту группу входят отсталые страны ми­ра, преимущественно Африки. В некоторых из них (Руанда, Бурунди) в городах живет менее 10% всех жителей.

Различия в уровне урбанизации между развитыми и развиваю­щимися странами весьма велики: соответственно 75% и 38%.

Миграцией называется любое перемещение людей, но в отноше­нии населения, как правило, этот термин применяется к случаям пер­манентной смены места жительства. В соответствии с формулиров­кой, принятой ООН, под «перманентным» подразумевается состояние смены места жительства, длящееся свыше года. Миграции подразде­ляются на внутренние миграции в границах государства и внешние, или международные, миграции.

Внутренние, или внутригосударственные, миграции населения бывают нескольких видов. Во-первых, это переселение из сельской местности в города. Во-вторых, территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. В-третьих, колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграции характерен прежде всего для больших по территории стран с резкими контрастами плотности населения — России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии и Китая.

Внешние миграции населения существовали и существуют на протяжении всей истории человечества. Они основываются на двух процессах: эмиграции — выезд из страны и иммиграции — въезде на­селения из одной страны в другую. Причины внешней миграции раз­нообразны — религиозные, политические, военные, социально-экономические. В настоящее время распространились трудовые ми­грации. Такого рода миграции наиболее сильно выражены в Западной Европе, которая превратилась в основной район притяжения рабочей силы из стран Средиземноморья (Испания, Португалия, Италия, Гре­ция), из стран Азии (Турция, Индия, Пакистан и др.). Другим центром трудовой миграции является Ближний Восток, где в качестве главного «миграционного насоса» выступают нефтедобывающие страны — Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Ливия. США также явля­ются центром трудовой иммиграции, привлекающим рабочую силу из Латинской Америки и Азии.

Во второй половине XX веха появилась новая форма внешних миграций, которая получила название «утечка мозгов».

Население крупнейших государств мира





Численность населения


Численность населения

Страна

в 1997 г.

Страна

в 2050

г. (прогноз)

млн

доля в населе-

млн

доля в насе-


чел.

нии мира, %


чел.

лении мира, %

Китай

1247

21,4

Индия

1640

16,7

Индия

973

16,7

Китай

1606

16,3

США

270

4,6

Пакистан

381

3,9

Индонезия

204

3,5

США

349

3,5

Бразилия

163

2,8

Нигерия

339

3,4

Пакистан

156

2,7

Индонезия

319

3,2

Россия

146

2,5

Бразилия

264

2,7

Бангладеш

130

2,2

Бангладеш

239

2,4

Япония

126

2,1

Эфиопия

194

2,0

Нигерия

115

2,0

Конго Иран

164 163

1,7 1,7




Мексика

162

1,6




Вьетнам

144

1,5




Филиппины

130

1,3




Россия

130

1,3




Египет

117

1,2




Япония

110

1,1




Турция

105

1,0

Итого

3530

60,5

Итого

6556

66,5


Рост численности населения Земли



Мир, регионы

Население, в млн человек

1950 г.

1990г.

2000 г. (прогноз)

2010 г. (прогноз)

2025 г. (прогноз)

Мир в целом, в том числе: СССР, СНГ Зарубежная Европа Зарубежная Азия Африка

Северная Америка Латинская Америка Австралия и Океания

2527 180 392 1392 220 166 164

13

5292 288 498 3108 648 276 448 26.

6251 308 508 3698 872 295 540

30

7190 326 513 4226 1148 312 631

34

8465 351

512

4819

1581

333

780

39


Крупнейшие народы

крупнейшие народы мира

млн. человек

китайцы

1100

хиндустанцы

220

американцы (США)

190

бенгальцы

180

русские

150

бразильцы

140

японцы

125









Наиболее распространенные языки

наиболее распр. Языки

млн. человек

китайский

1100

хинди

340

испанский

340

английский

330

бенгальский

190

арабский

190

русский

170

португальсктй

170

японский

125









Демографическая политика:

  1. направлена на увеличение численности населения (в развитых странах)

  2. направлена на уменьшение численности населения (в развивающихся странах).

Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помо­щью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего, на рождаемость) в желательном для себя направлении.

Прирост = Рождаемость - Смертность,

Прирост до 12 человек на 1000 жителей - это страна 1 типа вос­производства населения (как правило, это развитые государства).

Прирост свыше 12 человек на 1000 жителей - ЭТО страна 2 типа воспроизводства населения (это развивающиеся страны).

Если прирост - отрицательное число, то в этой стране происходит процесс депопуляции населения (старения), и это характерно для развитых стран мира.


Меры на увеличение численности населения (проговорить с учениками).

I. Численность населения мира и ее изменения.

Численность населения мира - более 6 млрд. человек. Страны мира резко различаются по числу жителей, есть страны гиганты и есть страны с очень маленькой численностью населения.



Страны-гиганты

Страны-карлики


Страна

Население,

Страна

Население,

1


Млн. чел


Млн. чел

1

Китай

1275

Монако

30


Индия

1010

Сан-Марино

23


США

280

Остров Науру

10

|

Индонезия

215

Ватикан

1

1

Бразилия

170



1

Пакистан

160



К

Россия

146



1

Нигерия

135




Бангладеш

127




Япония

126



\





Самыми высокими в мировой истории темпы прироста населения (около 20%) были в начале 60-х годов. Тогда и возникло понятие демографический взрыв, означающее резкое увеличение прироста населения. Причины демографического взрыва:

  1. резкое снижение смертности во всех возрастных группах;

  2. рождаемость же либо со­хранилась на неизменном уровне (во многих развивающихся странах), либо снизилась, но не в такой степени, как смертность.

Естественный прирост населения, факторы влияющие на изменение.

Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное во­зобновление я смену людских поколений.

Разница между рождаемостью и смертностью называется есте­ственным приростом, в расчете на 1000 жителей.

"Формуле" воспроизводства:

В-С=ЕП, где Р - рождаемость. С - смертность, ЕП - естественный прирост.

Рождаемость, смертность, естественный прирост населения в основе, процессы биологические. Но тем не менее решающее воздействие на них оказывают социально-экономические условия жизни людей, а также взаимодействия Между ними в обществе и семье.

Уровень смертности и рождаемости зависит от:

  1. материальных условий жизни людей,

  2. питания,

  3. санитарно-гигиенических условий труда в быта,

  4. развития здравоохранения,

  5. социально-экономической структуры общества,

  6. национальных особенностей и религиозных традиций,

  7. от занятости женщин в общественном производстве.





Воспроизводство населения

Простое

Суженное

Расширенное

Дети = Родители

Дети (родители)

(Дети) родители


Два типа воспроизводства населения и их распространение в розных странах.

Воспроизводство населения в разных странах различно, но при­нято выделять два типа воспроизводства населения.

1 тип воспроизводства населения характеризуется низкими показателями рождаемости, смертности и естественного прироста, и "старении" населения (т.е. увеличении доли пожилых людей в общей численности населения). Формула воспроизводства населения 13-10=3.

Этот тип воспроизводства характерен для стран Зарубежной Европы, СНГ; Северной Америки, Австралии, Японии.

В некоторых странах (ФРГ, Венгрия, Дания) происходят естественная убыль населения, этот процесс получил название - депопуляция, или "демографичес­кая зима".

2 тип воспроизводства населения характеризуется высоким естественным приростам за счет высокой рождаемости и относи­тельно низкой смертности, численность населенна непрерывно растет, велика доля людей молодого возраста в возрастной структуре насе­ления. Формула воспроизводства: 28-9=19. Этот тип воспроизвод­ства характерен для стран Африки, Латинской Америки, Азии.

Концепция демографического перехода.

Конвенция демографически» перехода применяется в современной демографии для объяснения исторически обусловленной смены различных типов воспроизводства населения.

Демографический переход обозначает процесс последовательных изменений рождаемости, смертности и естественного прироста насе­ления по мере социально-экономического развития стран.

Процесс демографического перехода характеризуется следующими фазами:

1-фаза. Для нее характерно сохранение1 высокой рождаемости при резком сокращении смертности и достижение высокого естествен­ного прироста (большинство отрав Африки).

2-фаза. Характеризуется переходом от многодетной к малодетной семье, дальнейшим снижением смертности, но еще большим сни­жением рождаемости и общим замедлением естественного прироста

(Азия и Латинская Америка).

3-фаза. Характеризуется некоторым повышением смертности, объясняющейся, прежде всего, старением населения при замедленном снижении рождаемости (страны Западной Европы, Япония, КНР, Восточная Европа (кроме Албании), Россия, Украина, Беларусь).

4-фаза. Здесь показатели рождаемости и смертности сравняют­ся, а общий рост населения прекратится.




Рассовый состав населения мира.

Человечество принято делить на три главные расы (70% населе­ния мира):

  • европеоидную (страны Европы, Северной Африки, Юго-Запад­
    ной Азии, Америки);

  • монголоидную (страны Центральной и Восточной Азии, Америки);

  • негроидную (страны Африки).

Выделяют еше и австролоидную расу: ее многочисленные пред­ставителя расселены на юго-востоке Азии, в Океании.

30% населения Земли - это смешанные и промежуточные расовые группы, к которым принадлежал эфиопы, малагасийцы, полинезийцы, меланезийцы.

Типы государств, в зависимости от этнического состава:


1. однонациональ-ные

В Зарубежной Европе половина государств практически однонациональные: Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ. В Зарубежной Азии ■ значительно меньше: Япония, Корея, Бангладеш, Саудовская Аравия. В Африке их еще меньше: Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар. В Латинской Америке почти все государства однонациональные, т. к. индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций

2.С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее национальных меньшинств

В Европе: Великобритания, Франция, Испания.

В Азии: Китай, Монголия, Ирак, Сирия.

В Африке: Алжир, Марокко, Мавритания. В Океании Австралийский Союз и Новая Зеландия.

3. Двунациональ-ные

Канада, Бельгия

4. С более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении

Иран, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Лаос

5. Многонациональные, со сложным и разнородным в этическом отношении составом

Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины и др.

Проблемы межнациональных противоречий связаны с:

  • с ущемлением языковой и культурной самобытности нацио­нальных меньшинств (шотландцы и валийцы в Великобритании,баски в Испании, корсиканцы во Франции и т.д.);

  • с угнетением коренного населения в результате европейской полонизации (индейцы, аборигены, эскимосы и др);

  • с расовой дискриминацией (ЮАР, США);

  • с процессом объединения родственных племен в народности, а народностей в нации в развивающихся странах (Заир, Судан, Нигерия, Индия и др.);

  • с образованием новых государств на территории бывшего СССР и социалистических сдан Восточной Европы;

  • с религиозными противоречиями (католики и протестанты в Северной Ирландии).


Миграции: -

  • внешние миграции - перемещение населения из одной страны в другую. Выезд людей из своей страны на постоянное жительство называют эмиграцией, въезд в другую страну - иммиграцией;

  • внутренние миграции перемещение населения в пределах стра­ны: из деревни в город, из одного региона в другой и т.д.




Миграции различают


По территориальному

По характеру

По продолжительности

охвату



внутриконтенентальные

добровольные

постоянные

межконтинентальные

принудительные

временные



сезонные



нерегулярные

Выделяют кочевничество как вид миграции. Однако это особая форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни.

Причины миграции:

Экономические:

  • переселенческие миграции, направляющиеся в те страны где есть неосвоенные территории (из европейских стран в США, Канаду, Бразилию, Аргентину, Австралию, Южную Америку);

  • трудовые миграции, связанные с договорной контрактацией силы (китайские и индийские кули);

  • экономические причины лежат в основе такого миграционного явления, как "утечка умов". Появилось оно после Второй мировой, когда из Германии в США было вывезено несколько тысяч истов в области физики, ракетостроения и др. Кульминация утечки умов наступила в 60-70-х гг., главным образом в США, Францию, Великобританию, Канаду. В последние годы увеличился отток из России и развивающихся стран.

Политические:

  • Эмиграция из России в период революции 1917 г. и в годы донской войны;

  • эмиграция "интеллектуалов" (Энрико Ферми, Альберт Эншгейн из фашисткой Германии и Италии, из франкистской Испании.

  • политическая миграция в широких масштабах имела место , во Вьетнаме, Камбожде и др.

по религиозным причинам: .

  • ежегодное паломничество к святым местам;

  • образование на территории бывшей британской Индии независимых Индии и Пакистана с последующей трансформацией Восточного Пакистана в государство Бангладеш в общей сложности привело к переселению 18 млн. человек. Индустанцы возвращались Индию, а мусульмане - в Пакистан и Бангладеш.

Причины Миграций могут быть: экологические, национальные, де, деловые и т. д.













Хозяйство России и мира.



Отрасли производственной сферы

Отрасли непроизводственной сферы

Промышленность

Образование

Сельское хозяйство

Здравоохранение

Строительство

Жилищное хозяйство

Транспорт

Бытовое обслуживание


Наука


Культура я искусство


Управление и прочие отрасли

Структуру промышленности оценивают по следую­щим показателям:

  • по числу занятого населения в каждой из отраслей;

  • по распределению основных производственных фондов по от­раслям;

  • по стоимости выпускаемой продукции.

По характеру воздействия на предмет труда отрасли промышлен­ности делят на добывающие и обрабатывающие.

К добывающим от­раслям промышленности относятся: добыча и обогащение топлива, рудного и нерудного сырья. Добывающая промышленность России представлена горнохимической, лесозаготовительной отраслями, рыбной и соляной промышленностью.

К обрабатывающей промышленности относятся предприятия, пе­рерабатывающие продукцию добывающей промышленности и про­дукты сельского хозяйства.

Однородные промышленные предприятия объединяются в отрасли промышленности, характеризующиеся отно­сительной однородностью выпускаемой продукции, технологических процессов, общностью используемого сырья, отчасти профессиональ­ного состава кадров.

Отрасли промышленности могут быть комплексными и специа­лизированными.

Основные комплексные отрасли промышленности:

  1. электроэнергетнка;

  2. топливная промышленность (нефтедобывающая, нефтепере­рабатывающая, газовая, сланцевая, угольная, торфяная);

  3. черная металлургия;

  4. цветная металлургия;

  5. химическая и нефтехимическая промышленность;

  6. машиностроение в металлообработка;

7) лесная, деревообрабатывающая в целлюлозно-бумажная про­мышленность;

8) промышленность строительных материалов;

9) школьная промышленность;

  1. фарфорово-фаянсовая промышленность;

  2. легкая промышленность;

12) пищевая промышленность.

В зависимости от технико-экономических факторов, влияющих на размещение, производства, отрасли промышленности условно можно разделить на следующие семь групп:

1. Материалоемкне — отрасли, в которых удельный расход сырья значительно превышает вес готовой продукции.

  1. Энергоемкие отрасли, тяготеющие к районам с относительно дешевой электроэнергией. Это такие отрасли, как производство алю­миния, цветных металлов…

  2. Топливоемкие — это, прежде всего, теплоэнергетика, стеколь­ная и керамическая промышленность, ряд отраслей химической про­мышленности и другие.

  3. Трудоемкие и наукоемкие. К группе наукоемких отраслей от­носятся многоотраслевое приборостроение, электротехника, микро­процессорная техника, робототехника и т. д.; к трудоемким можно также отнести ряд отраслей легкой промышленности (текстильную, обувную, швейную); фармацевтическую промышленность и др.

  4. К числу водоемких отраслей относится ряд химических про­изводств: производство химических волокон, синтетического каучу­ка, продуктов органического синтеза, целлюлозно-бумажная
    промышленность и др.

  5. Отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции (хле­бопекарная, пивоваренная промышленность, производство кирпича, железобетонных конструкций и т. д.).

  6. Отрасли, размещение которых не имеет ярко выраженной ори­ентации (например, ряд подотраслей машиностроительной промыш­ленности).

Одновременно усиливается процесс интеграции (объедине­ния) отраслей, что способствует формированию межотраслевых ком­плексов:

  1. машиностроительного;

  2. топливно-энергетического (ТЭК);

  3. комплекса отраслей, производящих конструкционные мате­риалы и химические вещества;

  4. агропромышленного (АПК);

  5. инфраструктурного;

  6. научного.

При характеристике отраслей промышленности следует исполь­зовать план:

  1. Состав отрасли.

  2. Продукция отрасли.

  3. Значение отрасли.

  4. Особенности современного развития отрасли:


  1. факторы размещения;

  2. география отрасли.


  1. Влияние НТР на структурные в географические сдвиги.

  2. Проблемы и перспективы развития отрасли.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство — одна из древнейших отраслей материаль­ного производства, тесно связанная с жизнеобеспечением людей про­дуктами питания и поставками сырья для других отраслей народного хозяйства.

Особенностями сельского хозяйства являются:

  • сезонность;

  • зависимость от природных условий;

  • специфическое средство труда — земля;

  • существование двух путей развития (экстенсивный и интен­сивный).

Структура растениеводства представлена выращиванием зерно­вых культур, технических культур, овощей и бахчевых, картофеля и многолетних насаждений — садов и виноградников.

В каждом районе складывается свой набор видов произ­водимой продукции, определяющий его специализацию.

Животноводство:

  1. Овцеводство;

  2. Свиноводство.


Основные направления скотоводства России



Направление скотоводства

Доля молока в общем объеме производства, %

Корма

Основные районы размещения

Молочное

Более 70

Сочные естест­венных лугов

Север и Центр ев­ропейской части

Молочно-мясное

Около 50

Естественные среднего качества я силос

Большая часть страны

Мясо-молочное в мясное

Менее 40

Грубые и концен­трированные

Степи Сев. Кавка­за, Поволжья, Ура­ла, Сибири






Транспорт

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. Он является основой географического разделения труда. Объем и структура транспортных перевозок отражает уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - раз­мещение производительных сип. Транспорт воздействует на размеще­ние производительных сил, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран. Без него невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Общая длина транспортной сети мира (без морских трасс) превышает 35 млн. км.

Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится бот 100 млрд. т грузов и более 1 трлн. пассажиров. В этих перевозка участвуют около 600 млн. автомобилей, 80 тыс. морских судов, 10 тыс. самолетов, 200 тыс. локомотивов.

НТР оказала воздействие на "разделение труда" между отдельными видами транспорта и к:

  • увеличению пропускной способности транспортных путей;

  • появлению принципиально новых транспортных средств;

  • увеличению вместимости;

  • увеличению скорости передвижения;

  • контейнеризации.

Географические розличия в мировой транспортной системе:
Мировые грузовые и пассажирские перевозки географически распределены неравномерно.

а) Транспорт в экономически развитых странах характеризуется:

  • высоким техническим уровнем и взаимодействием различных подотраслей;

  • на них приходится 80% общей длины мировой транспортной ' сети, мирового грузооборота и пассажирооборота;

  • плотность транспортной сети 50-б0 км. на100км2территории;

  • сложной конфигурацией транспортной сети;

  • высокой подвижностью населения.

б) Транспорт развивающихся стран характеризуется :

  • низким техническим уровнем, для перемещения грузов широко используется гужевой, вьючный транспорт, носильщики;

  • на него приходится 20% общей длины мировой транспортной системы, 20% мирового грузооборота и пассажирооборота;

-плотность транспортной сети 5-10км на 100 км2 территории;

- транспортная сеть не сформирована, преобладают так называемые "линии проникновений",соединяющие столицу или порт с районами экспортной специализации.

Характерно преобладание одного-двух видов транспорта: железнодорожного в Индии, Пакистане, Бразилии и т.д., трубопроводного - страны Ближнего и Среднего Востока, речного - страны тропической

Африки. ,

В мировой Транспортной системе принято выделять также ре­гиональные транспортные системы.







Виды транспорта и их особенности.

Все виды транспорта группируются не только по назначению и уровню развития, но и по сферам их применения.





транспорт



Сухолутнмй

Водный

Воздушный

Железно-дорож-ный

Автомо­бильный

Трубо-проводный

морской

речной



Работа транспорта характеризуется грузо- и пассажирооборотом.

виды транспорта

Грузооборот (%)

Пассажирооборот (%)

Автомобильный

10

79

Железнодорожный

12

10,5

Трубопроводный

13

-

Морской

62


0,5

речной

3

Воздушный

-

10




















Социально-экономическое развитие стран мира.

Типология стран мира по уровню социально-экономического развития:

  1. Экономически развитые страны;

  2. Развивающиеся страны.

Основным показателем экономического уровня развития страны валовый внутренний продукт на душу населения.

ВВП (Валовый внутренний продукт) – конечная стоимость товаров и услуг, производимых на территории страны за год.

ВНП (Валовый национальный продукт) – конечная стоимость товаров и услуг, произведенных трудом и кпиталом данной страны как на своей территории, так и зарубежом.





Развитые и развивающиеся страны

К экономически развитым странам ООН относит около 60 государств.



Типы стран

Подтипы стран

Страны

Экономически

высокоразвитые страны

1.Страны «большой семерки»

США, Японии, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Канада.

2.Экономически высокоразвитые

небольшие страны Западной Европы

Швейцария, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Норвегии, Швеция.

З.Страны

«переселенческого капитализма»

Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

Страны со средним

уровнем развития

капитализма

1 .Страны, достигшие среднего уровня развития

Финляндия, Ирландия

2. Страны, отставшие в развитии

Испания, Португалия, Греция, Турция

В особую группу развитых стран следует отнести страны СНГ (Россия, Белоруссия, Украина и т.д.) страны Балтии, Восточную Европу.

Развивающиеся страны.

Подгруппа

Страны

Характеристика, долл. на I жителя

1.Ключевые

страны

Индия, Бразилия, Мексика

ВВП-1400

ВВП-5400

ВВП-6400

Эти страны являются лидерами развивающегося мира.

2.Новые индустриальные страны (НИС).

Респ. Корея, Сингапур, Таиланд

ВВП-11450

ВВП-22770 ВВП-7540

3 .Нефтеэкепорти-рующие страны

Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ.

ВВП-10500 ВВП-23790 ВВП-15700

4.Страны, отстающие в своем развитии.


Отсталая многоукладная

ЭКОНОМИИ С СИЛЬНЫМИ

феодальными пережитками.

5. Наименее

развитые страны. (42 государства)

Афганистан, Непал,

Мали,

Гаити

ВВП-1160

ВВП-1170

ВВП-550

ВВП-910

В этих странах преобладает потребительское с/х, почти нет обрабатывающей пром-ти. Более 70% населения безграмотное.

В настоящее время ООН и другие международные организации в качестве нового более универсального показателя социально-эко­номического развития страны используют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается на основе трех следующих компонентов:

1. средней ожидаемой продолжительности жизни;

2. уровня образованности;

3. реальной величины средних доходов населения.

На основе этих критериев ООН делят страны мира на три группы:



Индекс ИРЧП

Количество стран

Страны

высокий уровень, превышает

0,800

57 стран

Канада, Франция, Норвегия, США, Исландия, Япония, Нидерланды, Швеция, Финляндия и т.д.

со средним уровнем,

от 0,500 до 0,800

69 стран

Украина, Россия, Белоруссия Суринам.

с низким уровнем, составляющий менее 0,300

49 стран

Наименее развитые страны.

Характерные черты развивающихся стран:

  1. Велик демографический потенциал (высокий естественный прирост населения);

  • проблемы занятости;

  • давление на территорию (продовольственная проблема);

  • трущобная урбанизация (взрыв роста городского населения);

  1. определенные черты хозяйства:

  • низкий уровень развития производственных сил (преобладает с/х и горнодобывающая промышленность, а обрабатывающая промышленность представлена, в основном, легкой и пищевой отраслями);

  • сосуществование нескольких социально-экономических укладов (т.е. общественных форм производства);

  • типичный товарообмен: с/х и минеральное сырье на промышленные изделия;

  • острый недостаток финансовых средств;

  1. территориальная структура хозяйства.


Задание: отметить на к/карте мира развитые и развивающиеся страны с их подтипами (по 3 примера подтипов – взять из таблиц кроме стран отстающих в своем развитии и со средним уровнем развития только 2 примера).








Характерные черты экономико-географического развития стран мира, основные черты размещения населения

Характеристика по картам ЭГП страны:

  1. Положение по отношению к соседним странам;

  2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям;

  3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и с/х районам;

  4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции;

  5. Изменение ЭГП во времени;

  6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещения хозяйства страны.





Охарактеризовать страну по плану, используя атлас:

  1. минеральные ресурсы (стр. 4);

  2. земельные ресурсы + опасность опустынивания (стр.5);

  3. агроклиматические ресурсы (стр. 6-7);

  4. обеспеченность ресурсами речного стока (стр. 8);

  5. ресурсы мирового океана (стр. 9);

  6. рождаемость (стр.10);

  7. смертность (стр.10);

  8. естественный прирост (стр.10);

  9. состав населения по полу (стр.10);

  10. основные народы (стр.12-13);

  11. средняя плотность населения (стр.14);

  12. удельный вес городского населения (стр. 15);

  13. производство электроэнергии на душу населения, добыча полезных ископаемых (стр.16);

  14. выплавка стали на душу населения, добыча полезных ископаемых (стр.17);

  15. какая металлургия, добыча полю ископаемых (стр.18);

  16. машиностроение и металлообработка: отрасли промышленности, уровень машиностроения (стр. 19);

  17. химическая промышленность: отрасли, добыча химического сырья (стр. 20);

  18. текстильная промышленность: производство хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных тканей на душу населения, отрасли промышленности, районы распространения (стр.21);

  19. специализация сельского хозяйства (стр.22);

  20. транспорт: густота сети автомобильных дорог с твердым покрытием (стр. 23);

  21. международные экономические связи: важнейшие товарные группы (стр. 24).




Крупнейшие промышленные и с/х районы стран мира.

1. С/х: назначение и особенности.

С/х - вторая ведущая отрасль материального производства, его назначение - это обеспечение населения продуктами питания. С/х является базой для отраслей легкой и пищевой промышленности.

Особенностями сельского хозяйства являются:

- земля здесь и средство, и предмет труда, и от размеров обраба­тываемых земель и качества почв зависит с/х производство;

-природные условия определяют отраслевую структуру и раз­мещение с/х производства.

С/х производство стран мира очень разнообразно. Все его типы объединяют в две большие группы.

Товарное с/х

Потребительское с/х

Включает:

Включает:

- интенсивное земледелие С

отсталое плужное и

плодосменным севооборотом;

мотыжное земледелие;

интенсивное животноводство с

пастбищное животноводство;

заготовкой кормов;

кочевое и полукочевое

- садоводство и огородничество;

скотоводство;

экстенсивное земледелие

примитивное собирательство,

парового И залежного типа;

охоту, рыболовство.

пастбищное животноводство.


Характеризуется:

Характеризуется:

высокой продуктивностью;

низкой продуктивностью;

интенсификацией производства;

экстенсивностью развития;

четко выраженной специализацией.

отсутствием специализации.

2. Состав сельского хозяйства.



Растеневодство

Животноводство

зерновое хозяйство

скотоводство,

овощеводство

свиноводство,

садоводство и виноградарство

Овцеводство,

производство тонизирующих

птицеводство,

кул ьтур

коневодство,

производство кормовых культур,

оленеводство.

производство технических культур

пчеловодство

Особенности развития с/х в развитых и развивающихся странах.



Сельское хозяйство

Экономически развитых стран

Развивающихся стран

Характеризуется резким преобладани­ем высокотоварно­го, глубоко специализированного с/х. В эпоху НТР оно достигло фактически предельно возмож­ного уровня механизации и химизации.

Традиционное (потребитсльское или малотоварное)

Современное (товарное)

Представлен сотнями миллионов мелких и мельчайших хозяйств, преимуще­ственно

растениеводческого направ­ления. Главные орудия обработки почвы деревянная соха и мотыга.

Крупное капиталистиче­ское производство, за­нимающее лучшие земли, широко исполь­зует наемную рабочую силу, машины, удобре­ния, искусственное орошение. Эти плантации специализируются на одной товарной культуре (сахарный тро­стник, кофе, какао и др). Их производство ори­ентировано на внешние рынки.


Промышленность.

  1. Угольная промышленность:

Основные угледобывающие страны: Китай, США, Россия, Индия.

  1. Обрабатывающая промышленность

  • Металлургия (Россия)

  • Машиностроение (Япония, Республика Корея, США, ФРГ, Россия)

  • Химическая промышленность (США, Россия, Япония, Германия)

  • Легкая промышленность (Россия, Китай, Португалия, Великобритания)

Задание 1: из атласа по карте цветной металлургии (стр. 18) Составить столбиковые диаграммы производства цветных металлов по отдельным странам мира в % (см. легенду карты).

Задание 2: выписать страны экспортеры и импортеры железной руды из атласа по карте черной металлургии (стр. 17).

Задание 3: из атласа по карте текстильной промышленности (стр. 21) выписать страны-производители хлопка-волокна и страны-производители шерсти.











Лекции к урокам 404 группы


МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА

Структура урока изучения нового материала:

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при
    высокой мыслительной активности учащихся;

  • указание на то, что учащиеся должны запомнить;

  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

  • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти
    материалами, смысловая группировка и т.п.);

  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения,
    частичных выводов;

  • контроль результатов первичного запоминания;

  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные
    промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в
    том числе и с дифференцированными заданиями;

  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для
    приобретения новых;

  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная
    оценка результатов запоминания и применения;

  • задание на дом.

Структура урока закрепления и развития ЗУН:

  • сообщение учащимся цели предстоящей работы;

  • воспроизведение учащимися ЗУН, которые потребуются для выполнения
    предложенных заданий;

  • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

  • проверка выполненных работ;

  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

  • задание на дом (если необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

  • постановка цели урока;

  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

  • проведение проверочных упражнений;

  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

  • упражнения на их освоение;

  • упражнения на их закрепление;

  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;

  • упражнения творческого характера;

  • итог урока;


  • задание на дом
    Структура урока повторения:

  • организация начала урока;

  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;


  • проверка дом. задания, направленного на повторение понятий, основополагающих
    знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной);

  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

  • задание на дом.

РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока проверки знаний:

  • организация начала урока (создание спокойной, деловой обстановки);

  • постановка задач урока (сообщение о том, какой материал будет проверяться.
    Напоминание о том, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы);

  • изложение содержания проверочной работы;

  • подведение итогов урока, анализ ошибок, организация работы над ошибками;

  • определение типичных ошибок и пробелов в ЗУН, а также путей их устранения и
    совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

  • организация начала урока (психологический настрой учащихся);

  • сообщение темы урока и его задач;

  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

  • формирование, закрепление первичных умений и применение их по аналогии;

  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

  • творческое применение знаний и умений;

  • упражнение по отработке навыков;

  • домашнее задание;


  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
    Структура повторительно-обобщающего урока:

  • организационный момент;

  • вступительное слово учителя (значение материала, цель, план урока);

выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и
письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих
умения, формирующих знания на основе обобщения фактов, явлений;

проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); формулирование выводов по изученному материалу; оценка результатов урока; подведение итогов; задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока:

  • организация начала урока;

  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;

  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация
    знаний и практических и умственных умений;

  • изучение нового материала, в том числе и объяснение;

  • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с
    новым;

  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и
    сформированными;

  • подведение итогов и результатов урока;

  • задание на дом;

  • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы
    (не всегда).



Система средств обучения географии

Средства обучения географии – это различные виды источников знаний включенных в учебный процесс с целью формирования ЗУН.

Функции:

  1. познавательная;

  2. управление познавательной деятельностью учащихся.

Единой классификации нет.

Средства обучения: (Душинина)

  1. натуральные (гербарии, коллекции полезных ископаемых);

  2. вербально-информационные (учебник, учебные пособия для учащихся и учителя);

  3. наглядные (карты, схемы, аэрофотоснимки, картины, иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, чертежи, профили, картосхемы);

  4. аудиовизуальные (диапозитивы, диафильмы, транспаранты, телепередачи, компьютерные и мультимедийные учебники).

Работа с учебником

Компоненты учебника:

  1. текст

  • основной (объяснительный, иллюстративный, информативно-описательный);

  • дополнительный;

  • пояснительный (описание географических фактов, словарь терминов);

  1. внетекстовые компоненты

  • методические – много текста (система вопросов и заданий, форзац учебника, аппарат организации усвоения);

  • иллюстративный материал (карты, картосхемы, диаграммы, графики, схемы, фотоиллюстрации);

  • аппарат ориентировки (план-схема, тема, рубрикации, словарь терминов).

Уровни работы с текстом:

    1. познавательный (главная цель - усвоение);

    2. аналитический (критика, анализ);

    3. творческий (создание нового).

Наиболее приемлем для учащихся познавательный уровень, включающий в себя следующие приемы работы с книгой:

  1. выделение существенного;

  2. смысловая группировка;

  3. составление плана, тезисов, конспектов;

  4. составление схем, графиков, диаграмм;

  5. формулировка выводов;

  6. чтение – поиск, выборочное чтение, объяснительное чтение;

  7. составление сравнительных характеристик (сходства и различия);

  8. сопоставление карт с текстом учебника;

  9. словарная работа.

В дидактическом аппарате учебника центральное место занимает система вопросов и заданий.

Типология вопросов и заданий:

  1. на усвоение знаний

  • теоретических, методологических, эмпирических

  • общественных, специфических, географических

  1. умений и навыков

  2. на развитие

  • опыта творческой деятельности, решения проблем, познавательных задач

  • опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, вопросы к личности




Работа с картами:

  1. изучение видов и типов карт, атласов, аэро и космических снимков;

  2. освоение «языка» карты (системы условных знаков, картографические способы изображения, правила генерализации);

  3. умение работать с картами (чтение, сопоставление, анализ, извлечение информации).

3 цели:

  1. понимать карту

  • прием работы с условными знаками;

  • прием определения расстояний и направлений;

  1. читать

  • умение распознать географическую действительность по ее изображению на карте (описание объектов по одной или комплексу карт);

  • выявление причинно-следственных связей;

  1. знать;

  • расположение объектов;

  • пространственная ориентация.


Работа с картинами и таблицами

Карта дает схему, скелет лишенный жизненных красок. Картина дает зрительный образ, дополняя карту и географическое описание.

Стенные картины способствуют формированию образных представлений, а на их основе – понятий. Схемы и таблицы помогают сосредоточиться на существенном, находят применение на всех этапах учебного процесса.

Методика работы:

  1. Восприятие картины в целом. В результате ученики получают представление о изображенном на ней.

  2. В ходе беседы дается анализ содержания картины, подчеркивается главное в их географическом содержании.

  3. Устанавливается возможная связь содержания наглядного пособия с географической картой.

  4. Пособие должно «работать» только в нужное время.

Классификация учебных карт:

  1. по территориальному охвату:

  • мировые

  • океанов и морей

  • материков

  • государств

  • областей и районов

  1. по содержанию:

  • общегеографические (физическая карта полушарий, тематические карты мира и отдельных материков и их частей, физические карты материков и их частей)

  • тематические (карты природных явлений – физико-географические и карты общественных явлений – социально-экономические)

  1. по масштабу

  2. крупномасштабные (1:200 000 и крупнее)

  3. среднемасштабные (от 1:250 000 до 1:1 000 000)

  4. мелкомасштабные (мельче 1:1 000 000)

К тематическим картам России и мира относятся:

    • климатическая

    • природных зон

    • карта растительности

    • геологические и полезных ископаемых

    • плотности населения

    • путей сообщения

    • отраслевые карты промышленности

    • сельского хозяйства

    • транспорта

    • экологии и т.д.

Обучение чтению карты:

      1. понимание карты (знать условные знаки)

      2. читать карту (делать умозаключения и выводы)

Задание: проанализировать несколько карт атласа и классифицировать их.


Работа с приборами и моделями

Значение:

  1. помогают раскрывать закономерности и теоретические положения научной географии;

  2. способствуют формированию УН;

  3. создают материальные условия для выполнения практических и самостоятельных работ.

Теллурий – демонстрация и объяснение суточного и годового движения Земли.

Метеорологические приборы:

  1. барометр;

  2. термометр;

  3. осадкомер;

  4. гигрометр.

Картографические приборы:

  1. нивелир;

  2. компас;

  3. глобус.

Модели:

  1. Модели приборовтермометр.

  2. Макеты: овраг, речная долина.

  3. Динамические модели (движущиеся).




Характеристика принципов обучения (действенность основных принципов).


Принципы обучения — это, как уже отмечалось, руко­водящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих про­цесс обучения. Принцип развивающего и воспитывающего характера об­учения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

Принцип научности требует, чтобы содержание обуче­ния знакомило учащихся с объективными научными фак­тами, теориями, законами, отражало бы современное со­стояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам науч­ного поиска, методам науки, способам научной организа­ции учебного труда.

Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников исполь­зовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действи­тельность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни.

Принцип систематичности и последовательности предпо­лагает преподавание и усвоение знаний в определенном по­рядке, системе. Он требует логического построения как со­держания, так и процесса обучения, что выражается в соблю­дении ряда правил.

Принцип доступности требует учета особенностей разви­тия учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических пе­регрузок.

Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприя­тию и переработке учебного материала.

Принцип сознательности и активности учащихся в обуче­нии — один из главных принципов,

обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организу­ют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их созна­ния, основой привычек и поведения.

Принцип рационального сочетания коллективных и индиви­дуальных форм и способов учебной работы. Это означает, что учитель может и должен использовать самые разнообраз­ные формы организации обучения: урок, экскурсии, прак­тикумы, а также различные способы взаимодействия уча­щихся в учебном процессе: индивидуальную работу, рабо­ту в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: в по­ходах, поездках, кружках, клубах и различных объедине­ниях по интересам и других.

Реализация одного принципа связана с реализацией других: активность и систематичность с прочностью, доступ­ность с научностью.





План описания географического положения материка

  1. Определите, как расположен материк относительно эква­тора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

  2. Найдите крайние точки материка, определите их коорди­наты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

  1. В каких климатических поясах расположен материк?

  2. Определите, какие океаны и моря омывают материк.

  3. Как расположен материк относительно других материков?




План описания географического положения материка для 7 класса:

  1. Определите, как расположен материк относительно эква­тора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

  2. Найдите крайние точки материка, определите их коорди­наты; площадь материка.

  3. В каких климатических поясах расположен материк?

  4. Определите, какие океаны и моря омывают материк.

  5. Как расположен материк относительно других материков?

  6. Климат.

  7. Растительный и животный мир.

  8. Полезные ископаемые.

  9. Население.