Учебно-исследовательская работа «Искусство танца — Балет» ученицы 3 класса

25

ЧУ ОО СОШ «РОСИНКА»

ЗАПАДНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ

______________________________________________________________

Искусство танца — Балет

Учебно-исследовательская работа

Автор работы:

Салимова Александра

Ученица 3 класса

Руководитель:

Наумова Н.Г.

Учитель начальных классов

Москва

2013 — 2014

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………

3

Глава 1. История развития балета…………………………………………………………..

5

    1. Из истории хореографии………………………………………………………………..

    1. 1.2. История балетной туфельки……………………………………………………………

8

1.3. Балет как искусство …………………………………………………………………..

10

1.4. Балерина Диана Вишнёва……………………………………………………………….

11

Выводы………………………………………………………………………………………..

19

Глава 2. Практическая часть проектной работы……………………………………………

20

2.1. Описание практических методов, используемых при создании продукта работы

21

2.2.Описание продукта работы …………..…………………………………………………

22

Выводы………………………………………………………………………………………..

23

Заключение……………………………………………………………………………………

24

Список источников и литературы…………………………………………………………

25

Введение

Балет — вид сценического искусства: музыкально-хореографическое театральное представление, в котором все события, характеры и чувства персонажей передаются с помощью танца. Балетный спектакль создаётся совместными усилиями композитора и балетмейстера, разрабатывающего хореографию и продумывающего движения каждого актёра. Предшественниками балета были театрализованные праздничные шествия и танцы на придворных балах и рыцарских турнирах. Это особое искусство, которое способны оценить люди высокой духовной культуры и развития. Они приходят в театр, чтобы соприкоснуться с красотой, под которой подразумевается как красота движений тел танцовщиков, так и музыка, декорации и костюмы, которые позволяют познать культуру эпох и времени, показанного на сцене.

В данной работе мы хотели узнать, как возникал балет? Какие великие балерины прославили этот вид искусства? Можно ли общаться и передавать друг другу информацию с помощью танца? Как влияют занятия балетом на характер человека?

Мне очень нравится балет, потому что я люблю танцевать. Когда я посещаю театр, у меня много восторга от того, что я вижу. У меня захватывает сердце и мне кажется, что сейчас я попаду в настоящую сказку. Когда открывается занавес и начинают танцевать балерины, такие воздушные и красивые, то мне тоже хочется стать такой же, как они. Я как будто попадаю по-настоящему в тот мир, где живут герои балета, словно становлюсь одной из них. Балет — это прекрасный, необыкновенный мир, частью которого мне тоже хочется стать. Поэтому я считаю, что моя работа актуальна как для меня, так и для тех ребят, которые любят балет и хотят больше узнать о его истории и развитии.

Данный проект реализуется в предметных рамках занятий по хореографии.

Объект исследования: история балета.

Предмет исследования: развитие балетного искусства.

Гипотеза исследования: изучая историю балета, смогу применять упражнения в постановке танца

Цель: изучить историю развития балетного искусства

Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:

1.Теоретические.

Собрать информацию по теме исследования.

2. Практические.

Разучить движения танца из балета

Изготовить буклет

В работе используются следующие методы:

Анализ и обобщение собранной информации.

Обобщение и систематизация данных, полученных в ходе теоретического исследования.

Отработка упражнений и движений для танца

Практическая значимость данной работы определяется тем, что материал проекта может быть использован при подготовке классных часов и постановке классических танцев для учащихся

Глава 1. История развития балета

1.1 Из истории хореографии

Сущность и понятие хореографии понятие хореография (от греч. choreo — танцую) охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений. Многие считают, что хореография — это танец или хореография — это балет, но, по мнению Захарова Р. понятие хореография гораздо шире. В него входят не только сами по себе танцы, народные и бытовые, классический балет. Само слово «хореография» греческого происхождения, буквально оно значит «писать танец». Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляют это слово большинство современных деятелей танца. Хореография — самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества. Танец — это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. 

Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, например. Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов . Танец — один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии . Новые темы, новые образы, иная манера исполнения появились в танцах народов нашей страны после Великой Октябрьской социалистической революции. Есть масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших современников. В многочисленных ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные различным темам и историческим событиями в жизни народа. С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете, на льду, иногда — в драме. Любой начинающий хореограф может соприкоснуться к специфике всех этих видов хореографии . Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет. Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.

В конце эпохи Средневековья итальянские князья уделяли большое внимание пышным дворцовым празднествам. Важное место в них занимал танец, что породило потребность в профессиональных танцмейстерах. Мастерство ранних итальянских учителей танцев произвело впечатление на знатных французов, которые сопровождали армию Карла VIII, когда в 1494 он вступил в Италию, предъявив свои претензии на трон неаполитанского королевства. В результате итальянские танцмейстеры стали приглашаться ко французскому двору. Танец расцвел в эпоху Екатерины Медичи, супруги Генриха II (правил в 1547–1559) и матери Карла IX (правил в 1560–1574) и Генриха III (правил в 1574–1589). По приглашению Екатерины Медичи итальянец Бальдасарино ди Бельджойозо (во Франции его называли Бальтазар де Божуайё) ставил придворные представления, наиболее известное из которых носило название Комедийный балет королевы (1581) и обычно считается первым в истории музыкального театра балетным спектаклем. В царствование трех французских королей – Генриха IV (1533–1610), Людовика XIII (1601–1643) и Людовика XIV (1638–1715) – учителя танцев проявили себя как в сфере бального танца, так и в тех его формах, которые развивались в рамках придворного балета. В Англии в ту же эпоху, т.е. в царствование Елизаветы I, шел аналогичный процесс, нашедший выражение в постановках т.н. масок при дворе в Уайтхолле. В Италии техника профессионального танца продолжала обогащаться, появились первые труды по танцу (Il Ballarino Фабрицио Карозо, 1581 и Le Gratie d’Amore Чезаре Негри, 1602). 

В середине 17 в. наметился отход от строгих форм, присущих придворному балету. Балетные артисты выступали теперь на сцене, приподнятой над уровнем зала и отделенной от зрителей, как это было, например, в театре, построенном кардиналом Ришелье в начале 17 в. Этот театр в итальянском стиле находился в его дворце и имел просцениум, что открывало дополнительные возможности для создания сценической иллюзии и зрелищных эффектов. Так вырабатывалась чисто театральная форма танца. 
В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигали особого великолепия как в Париже, так и в Версальском дворце. «Король-солнце» появился, в частности, в роли Солнца в Балете ночи (1653).  Многие сохранившиеся поныне особенности балетных танцев объясняются происхождением балета, стилем поведения первых его исполнителей – придворных, обученных благородным манерам. Все дворяне были знакомы с искусством фехтования, и многие его приемы использовались в танцах: например, «выворотность», т.е. такое положение ног, при котором они от бедра до стопы повернуты наружу. Обязательные позиции ног, головы и рук в балете также напоминают позиции фехтовальщиков. В 1661 Людовик XIV создал Королевскую академию музыки и танца, объединившую 13 ведущих танцмейстеров, которые были призваны блюсти танцевальные традиции. 

Балет стал распространяться по Европе. К середине 18 в. княжеские дворы повсеместно стремились подражать роскоши Версаля, одновременно во многих городах открывались оперные театры, так что танцовщики и учителя танцев, которых становилось все больше, легко находили себе применение. Не только во Франции, но и в других странах хореографы предлагали важные для развития балета новшества. В Австрии Франц Хильфердинг (1710–1768) одним из первых создавал постановки, где сюжет излагался средствами мимики и танца. Итальянский педагог, Дженнаро Магри, издал подробный учебник театрального танца, каким он стал в последние годы перед падением старого режима во Франции. 

1.2 История балетной туфельки

Красивые атласные туфельки с жестким носком, без каблука, на ленточках. Когда видишь, на балерине пуанты, кажется, что она в них родилась. Но поначалу не существовало ни обуви, ни слова «пуанты», а был лишь французский термин – танцевать sur les pointes, что значит – танцевать на кончиках пальцев. Пуанты были изобретены в то время, когда балетный танец начал формироваться в отдельное направление хореографии. С развитием балетного искусства постепенно менялось представление о мастерстве танцоров, само понимание балета, и, соответственно, появлялись новые костюмы и обувь. Если первоначально балет был разновидностью придворных танцев, где каждый мог похвастаться своим умением исполнять причудливые па, то позднее он превратился в особый вид искусства, ставший прерогативой профессионалов. Само слово «балет» (франц. ballet, итал. balletto) произошло от позднелатинского ballo – танцевать. Принято считать, что впервые слово «balletto» стал употреблять итальянец Доменико да Пьяченца (около 1400 – около 1470), служивший учителем танцев и хореографом при дворах влиятельных итальянских сеньоров, а впоследствии основавший первую танцевальную школу в Ломбардии. Совместно с несколькими своими учениками он написал одну из первых книг об искусстве танца – «De arte Saltandi et choreas ducendi», в которой вместо слова danza впервые использовал слово ballo, хотя оба эти слова по-итальянски обозначают «танец». И все же балет в том виде, в каком мы знаем его сейчас, родился не в Италии, а во Франции. Первый балетный спектакль, объединивший музыку, слово, танец и пантомиму – «Цирцея, или Комедийный балет королевы» – был поставлен в Париже при дворе Екатерины Медичи итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо в 1581 году. С тех пор во Франции стал развиваться жанр придворного балета (маскарады, пасторали, танцевальные дивертисменты и интермедии). Балет XVI века представлял собой пышное зрелище с исполнением церемонных испанских танцев – паваны, сарабанды. Во времена Людовика XIV спектакли придворного балета достигли наивысшего великолепия, включали в себя сценические эффекты, придававшие зрелищу характер феерии. Людовик XIV и сам не был чужд музе танца: в 1653 году, еще в четырнадцатилетнем возрасте, он выступил в роли Солнца в «Балете ночи» Ж.-Б.Люлли, после чего его стали называть «Король-солнце». Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан (1637-1705 гг.), работавший с Люлли и возглавивший в 1661 году Королевскую академию музыки и танца, а затем и Парижскую оперу.

Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которых положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Выполнение движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Все па классического танца являются производными от этих позиций ног и рук. Так началось формирование балета, развившегося к XVIII веку из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство. Первые балеты ставились силами придворных и почти не отличались от других дворцовых представлений. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках, и, конечно же, корсеты мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом. Соответственно и первая балетная труппа Парижской оперы состояла исключительно из мужчин, первые женщины появились там лишь в 1681 году. На революционные для своего времени изменения в сценическом костюме отважились две известные танцовщицы XVIII века – Мари Камарго (1710-1770 гг.) и Мари Салле (1707-1756 гг.) Камарго, поскольку первой из женщин начала исполнять кабриоли и антраша, ранее считавшиеся принадлежностью техники исключительно мужского танца, укоротила юбки (всего лишь чуть выше щиколоток!), устранив громоздкие фижмы и тяжелый каркас («панье»), чтобы иметь возможность свободнее двигаться. Также она заменила и обувь, так как высокий каблук мешал выполнению пируэтов и заносок. Ее конкурентка по сцене Салле в балете-пантомиме «Пигмалион» выступала в юбке без обручей, «присборенной по античному образцу», и с распущенными волосами, чем снискала успех у английской публики, но была освистана во Франции. Объясняется это тем, что в Париже тогда на пике моды был пышный костюм в стиле рококо, а в более «прогрессивном» Лондоне уже давно пропагандировался «греческий вкус и римский дух», характерные для нового стиля – ампира. Таким образом, можно констатировать, что на протяжении веков сценический костюм оставался всего лишь более свободным, а иногда и фривольным, вариантом обычного костюма своего времени. И изменялся он, по большей части, в соответствии с общими модными тенденциями. Так, например, в эпоху Великой французской революции каблуки исчезают не только у балетной обуви, но и у обычной – в моду входят римские сандалии и мягкие туфли из шелка или кожи, напоминающие современные балетки. Примерно таким были и предшественники современных пуант, они фиксировались на ноге с помощью лент и образовывали складки под носком стопы. Такая обувь позволяла выполнять сложные прыжки и вращения, а так же зрительно удлиняла ноги.

1.3 Балет как искусство

Каждое искусство своими средствами рассказывает людям о человеческих переживаниях, мыслях, чувствах, о всевозможных событиях — реальных, сегодняшних и исторических или фантастических. И каждое искусство по-своему условно. И быть может, музыкальный театр — опера и особенно балет — наиболее условен.

Балет лишен слова. Его основа — танец. Но танец состоит из отдельных движений, которые можно сравнить с буквами, слогами, словами. И как из слов в литературе получаются предложения, фразы, из которых могут возникнуть рассказы и поэмы, романы и стихи, так в балете из отдельных движений возникают танцы, составляющие балет-спектакль, который может рассказать и о разных событиях, и о различных состояниях души героев. Рассказать безмолвно. Только движением тела, выражением лица артиста.

Но чтобы стать таким артистом, который способен вести разговор на языке танца, нужно обладать особыми природными данными, одаренностью и долго (девять лет!) учиться в специальной школе.

Декорации не только создают определенное место действия, но и атмосферу, которая помогает зрителю почувствовать и понять характер героев, идею произведения. Особую роль играет в балете костюм. Он должен отличаться легкостью и своим цветом и формой отвечать личности каждого персонажа. Но при этом лишь намеком и очень условно он может приближаться к бытовому или историческому костюму: балетный артист на сцене должен быть одет так, чтобы его костюм не мешал, а помогал движению. Все авторы спектакля — композитор, балетмейстер и художник — отталкиваются от содержания, изложенного в литературной форме. Но каждый из них создает как бы самостоятельное произведение своего искусства — музыкального, танцевального, изобразительного. Однако самостоятельность этих произведений относительна. Они должны гармонически сливаться друг с другом, и только тогда, при наличии талантливых исполнителей, возникнет целое — балет, балетный спектакль.

1.4 Балерина Диана Вишнёва

Диана Вишнева родилась в Ленинграде 13 июля 1976 г. В шестилетнем возрасте Диана начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, а в 1987 г. поступила в Академию русского балета им. Агриппины Вагановой. Ее первым педагогом была Л.В. Бельская, в выпускном классе – Л.В. Ковалева. В 1994 г. подающая надежды ученица едет в Лозанну на всемирно известный конкурс Prix de Lausanne. Это международное состязание проводится в швейцарском городе Лозанна каждый год и считается на сегодняшний день самым престижным конкурсом молодых танцовщиков всего мира. Возрастной ценз участников – 15-17 лет. Призерам предоставляется право стажироваться в одной из государственных балетных школ, сотрудничающих с Лозанной (в их числе Лондонская Королевская и Нью-Йоркская). Диана танцует в Лозанне миниатюру «Кармен», специально поставленную для нее Игорем Бельским, художественным руководителем Академии, и получает высший приз – Gold Medal. Строгость судей этого конкурса можно оценить даже по беглому исследованию списков лауреатов: четырнадцать лет до этого Золотую медаль получали только мальчики, а после – вплоть до настоящего времени – высшая награда не присуждалась.

С победы на конкурсе начинается бурный рост карьеры Дианы Вишневой. Последний год обучения она совмещает со стажировкой в Мариинском театре, где ей сразу же дают сольные партии. Еще будучи стажером, в 1995 г. она танцует партию Китри в балете «Дон Кихот». Образ этой юной Китри до сих пор невозможно забыть. По-детски угловатая, свежая своей юностью, терпкая своим неповторимым стилем… За эту роль в 1996 г. Диана была награждена призом «Бенуа де ля данс».

Еще являясь студенткой Вагановской академии, в марте 1995 г. Вишнева выступила в Торонто в гала-концерте, посвященном памяти Рудольфа Нуреева. В концерте она танцевала в паре с Владимиром Малаховым. Премьер трех известнейших мировых балетных трупп, Малахов в лице юной балерины обрел прекрасную партнершу, сотрудничество с которой будет продолжаться долгие годы.

В 1995 г. Диана закончила училище и была принята в балетную труппу Мариинского театра, где ее педагогом-репетитором стала О. Ченчикова. В это время на сцену Мариинки начинают возвращаться балеты Джорджа Баланчина, постановку которых патронирует Нью-Йоркский фонд Баланчина. Вишнева получила роль буквально в первой же со времени прихода ее в труппу премьере. Февраль 1996 г., первый показ «Symphony in C» Баланчина,  Работа у станка

2.1 Описание продукта работы — фотокнига

Разучивание движений танца «Снежинки» в исполнении Салимовой Александры.

В балетной студии

Перед выступлением

Выводы

В практической части работы был разучен танец «Снежинки», который был продемонстрирован на Новогоднем празднике. Исполнение танца было отснято на видео, а также были отсняты все занятия по подготовке танцевального номера, и на их основе был создан буклет (прилагается).

Таким образом, задачи практической части работы были полностью реализованы.

Заключение

Каждое искусство своими средствами рассказывает людям о человеческих переживаниях, мыслях, чувствах, о всевозможных событиях. Танец состоит из отдельных движений, составляющих балет-спектакль, который может рассказать обо всем безмолвно: движением тела и выражением лица артиста. Это способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений.

В ходе исследования удалось выяснить, что балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя — танцмейстеры — старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих. Постепенно танец становился все более театральным.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. В нашей стране очень любят хореографическое искусство. Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, повышается уровень их мастерства.

В наше время балет остается все тем же волшебным искусством, в котором при помощи танца могут рассказать обо всех человеческих эмоциях. Он продолжает развиваться и расти, меняясь вместе с миром и не теряя своей актуальности.

Список источников и литературы:

  1. Худеков С.Н., История танцев.- СПБ, 2003

  2. Блазис К., Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы.- М., 1999

  3. Классики хореографии. Отв. ред. Б. И. Чесноков.- СПб, 2000

Список интернет источников:

http://vishneva.ru/

http://www.akterstudio.ru/arti

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. Сенека
globuss24.ru © 2024 – образование для всех
00
вверх