Учебно-исследовательская работа «Праведницы нашего села» 10 класс - Скачать


МБОУ СОШ с.Вязовое

Долгоруковский район

Липецкая область




Районная краеведческая конференция

«Отечество»













Подготовила:

Шеменёва Наталия,10 кл.

Руководитель:

Шеменёва Л. В.





2012год


Содержание:


I.Введение

II.История нашей церкви

III.Есть женщины в селеньях

IV. Заключение






























Введение

Весь мир находится на переломном рубеже. И от того, возродится ли истинная живая вера в сердцах людских, может быть, как никогда прежде зависит судьба человеческого рода. Жизненно важны для человечества и нормальная экономика, и передовые технологии, и фундаментальная наука, расширяющая горизонты знаний и искусство, приносящее радость и красоту в нашу повседневную жизнь. Но тем не менее сами по себе они не обладают той спасительной, животворящей, одухотворяющей мир силой, без которой не может существовать мир.

« В Боге спасение моё и славе моя - и упование моё в Боге». Именно ради спасения каждой души живой, всей страдающей твари Господь пошёл на муки. Все попытки вывести человечество из тупика, забыв о Боге , бесперспективны и утопичны.

Нас, людей двадцать первого века, переживших чудовищные катаклизмы нетерпимости и жестокости невиданных прежде масштабов, не нужно убеждать, к чему эти попытки могут привести на деле. Спасение мира и полнота жизни возможны только через Господа нашего Иисуса Христа, только во Христе Спасителе.

Сын Божий основал на земле Церковь- духовную врачебницу для всех нуждающихся в помощи и спасении.

Наше село Вязовое расположено в 12 - ти километрах к северо - западу от Долгоруково. Насколько нам известно, в 1779 году 25 крестьянских семей из города Чернавска ( ныне с. Чернава Измалковского района ) переселились в степь и образовали новое селение. Хаты построили в урочище Вязовой Верх ( верховье оврага,поросшего вязом ), что и определило название села. Село носило также название Вязовецкое. Вблизи его в усадьбе Павловка жил русский поэт А.М.Жемчужников, который вместе с братом В.М. Жемчужниковым и поэтом А.К.Толстым создавал произведения, публиковавшиеся под псевдонимом Козьма Прутков.






















Из истории нашей церкви

Село не могло существовать без церкви. В 1828 году началась постройка храма. Церковь была построена из крупного красного кирпича. В 1836 году был окончен главный алтарь. С этого времени стал действовать самостоятельный приход. В 1846 г., в 1873г., в 1897г., продолжились постройки. Каменный храм был построен на средства прихожан, при содействии местных владельцев: Жемчужникова и Соколова. Церковь была отдушиной для людей. Сюда приходили прихожане со всех близлежащих сёл. Просили у Бога здоровья своим близким, родным. Солдатки просили, чтобы их мужья вернулись живыми с войны, просили у Бога послать хороший урожай. По праздникам по всему селу раздавался колокольный звон. Старожилы говорят, что он был слышен даже в городе Ельце. Между 1914 – 1920 гг. солдатки поставили купол, крест. Церковь представляла грандиозное сооружение. Величие и красота которого осталась в памяти наших бабушек и дедушек.

И мы, молодое поколение часто задаем себе вопрос: « Зачем нужно было разорять, осквернять святыню?»

Много тяжелейших испытаний перенесла церковь Божия. В 1930-1931 гг. стали разбирать церковь. Колокол сдали на литьё в г.Елец, иконы растаскивали по домам. Находились такие семьи, которые использовали иконы в качестве дверей, мостили им полы, ходили по ликам святых. Могильные плиты свезли на постройку моста в Чертовицком. И перестала церковь жить. Постепенно разобрали весь кирпич, фундамент. На месте церкви остался слегка приподнятой холм, поросший травой. Как напоминание о прошлом в центре села стоит здание караульного помещения при церкви Казанской Божьей Матери. Затем здесь находилась церковно-приходская школа. А в 1937 здание было отдано молодым семьям учителей Ерёминых и Ивановых. Более 60 лет прожили 2 семьи в этом здании.

О том, какой она была церковь Казанской Божьей Матери говорит единственная сохранившаяся фотография.


















Есть женщины в селеньях


Долгое время жителям приходилось ездить в соседние сёла, чтобы помолиться.

Но, как говорят, не стоит село без праведниц. Такими праведницами стали мои бабушки. Им очень хотелось, чтобы в родном селе было место, куда бы люди могли прийти помолиться, поговорить с Богом. Но им было очень трудно самостоятельно восстановить храм. К счастью, в Вязовом давно пустовал домик. Когда-то там была церковно-приходская школа, а рядом церковь. Это помещение идеально подходило для размещения в нём молельного дома. Односельчане помогали всем чем могли. И первая служба прошла на Пасху в 2001 году.

На месте разрушенной церкви был поставлен крест и освящен. На нем написано: «Здесь стояла церковь Казанской Божьей Матери».

В моем родном селе живут две мои бабушки: Матрёна Ильинична Вострикова и Раиса Ильинична Шеменёва. Они – сёстры, живут по соседству, всегда друг другу помогают. И кто бы мог подумать, что эти, на первый взгляд слабые женщины решат взяться за такое серьёзное дело, как восстановление церкви.

Родились мои бабушки в большой многодетной семье: в семье было 10 детей. Самой старшей была Матрена Ильинична, ей пришлось очень рано повзрослеть, увидеть ужасы войны и всегда во всем помогать маме, поднимать сестер и братьев. Мама работала в колхозе, а отец был известный во всей округе мастер – печник. Бабушка Рая очень бережно относится к своей сестре: ведь она нянчила ее в детстве. Она так и называет ее ласково « Моя нянечка». Мои бабушки были маленькими и слушали рассказы своей мамы о службе в нашей церкви. Моя прабабушка, Варвара Николаевна родилась в начале прошлого столетия и хорошо помнила все службы в этой церкви. Храм имел два колокола, большой и малый. В два колокола звонили в великие праздники: Рождество Христово, Благовещение, Троицу, Пасху и др. Удары в большой колокол – благовест – разносились далеко по округе, созывая прихожан на службу. В храме у входа стояло несколько колонн. Интерьер храма украшала яркая и свежая роспись. Когда в деревне умирал человек, его сначала обязательно отпевали в церкви, а только потом хоронили. А обряд крещения проходил сразу же после рождения младенцев, а имена новорождённым давал сам священник, и часто называли ребёнка тем именем, в день какого святого он родился. Проходили здесь и обряды венчания, проводимые священником. После службы батюшка с иконой в руках вёл молодых домой. Он шёл впереди. У ворот дома жениха благословлял супругов. Ведь и прабабушка моя венчалась в этой церкви с прадедушкой Ильей Егоровичем. И вот их дочери, мои бабушки, с детства верили, как и их родители в Бога. И знали молитвы, которые им говорила мама, не грамотная женщина.

Бабушки пригласили священника, принесли иконы, обустроили помещение. Был произведен небольшой ремонт силами сельчан. Люди даже плакали и радовались тому, что начала вера возрождаться.

Жители нашего села могут прийти в молельный дом и поставить свечку, помолиться за близких, прикоснуться к иконам.

С тех пор в молельном доме ведутся службы, его посещают большое количество верующих. Гости села приезжают и всегда приходят в этот дом, чтобы прикоснуться к истокам прошлого и задуматься о будущем. Учащиеся нашей школы также являются частыми посетителями и стараются больше узнать об истории села, святого места и обратиться к Богу.

Совсем недавно было принято решение восстановить церковь. Фундамент остался от старого храма. Идет сбор средств на возведение небольшой часовни на месте разрушенной церкви. На собранные средства был куплен кирпич и немного досок. Рабочие из ООО АФ «ТРИО» приезжали и залили фундамент для постройки часовни. Но пока все на этом и остановилось. Обещало помочь руководство нашего района и области. Я надеюсь, что наши бабушки дождутся построения часовни и службы в ней. Это самая заветная мечта моих дорогих и любимых родных людей.


Заключение


Мы, познакомившиеся с историей создания и разрушения нашего храма, сегодня приходим к развалинам бывшей церкви с большой надеждой увидеть его восстановленным, вернувшим свое прежнее великолепие. Я считаю, что мы, будущее поколение, должны не только изучать, хранить память о духовном прошлом своей малой родины, но и способствовать возрождению, восстановлению исторических памятников на территории нашего села. Мои бабушки и жители нашего села верят, что воскреснет надежда народа православного на своего Небесного Заступника, и оживет духовная жизнь в селе, умершая на многие десятилетия. Зазвучит вновь, забытый на долгие годы, бархатистый звон церковного колокола. Возгорится пламенем негасимая лампада у чудотворного образа Богоматери. Начнется кропотливая работа по восстановлению и реставрации церковного здания. Воскреснет в людях память и об усопших...

Сегодня, когда идёт строительство и восстановление храмов в нашей области, становится больно и обидно за то, что жители нашего села лишены возможности прийти в церковь, поставить свечку, помолиться за близких, прикоснуться к иконам. В центре нашего села, недалеко от сельского кладбища, находятся скромные руины строения, которые лишь отдалённо напоминают, что это была церковь, неся на себе яркие следы пережитой бури прошлых лет. Молчаливое величие невольно привлекает взор прохожего: заставляет задуматься, прислушаться к внутреннему голосу, вспомнить о Вечном. Внешний вид бывшего храма сейчас таков, что невольно напрашивается определение – храм-мученик... Храм-страдалец... Всем своим видом он взывает к сердцу каждого о помощи... Но вспомним евангельскую притчу об исцелении Христом умершей: «Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит (Лк., VIII, 52).» История закрытия и постепенного разрушения Казанской церкви повторяет тысячи трагических судеб русских храмов. Церковь – это хранительница непреходящих духовных и нравственных ценностей, исторической памяти, культурного наследия. Я считаю, что наш долг, наша историческая задача – ответить за процесс возрождения церкви, помочь восстановить «утраченные звенья большой цепи». Что поможет нам воскресить прошлое, что вернёт нас в то время, когда вместо руин красовалась церковь с разноцветными ветровыми окнами и огромным колоколом, и перед иконами, обращаясь к Богу, стояли наши земляки-прихожане? Конечно, память людская. Но она зыбкая, прихотливая и не в силах описать детали.

Почти не осталось людей, которые были свидетелями тех прошлых событий. Те бабушки и дедушки, в памяти которых остались отрывочные воспоминания о тех временах, в то время, когда ещё была в нашем селе церковь, были ещё совсем детьми или подростками.

Я думаю, что мои земляки поддержат идею моих бабушек. Они ждут помощи для восстановления храма. Посильную помощь должен оказать каждый, считающий себя православным. Помощь бескорыстную, чистую, светлую.

Я часто задумываюсь, почему вокруг много зла, зависти, болезней. Наверное, потому, что люди перестали думать о своей духовной жизни, перестали радоваться мелочам, любить ближнего своего, думать о Боге, о грехе. Ведь раньше, когда люди поселялись на новых территориях, в первую очередь они возводили обетные церкви (строились по обету и за один день), а только потом заботились о своих насущных проблемах, жилищах и так далее. То есть были благодарны Богу. Сейчас же мы имеем многое, порой хочется еще больше, грешим, расплачиваемся за грехи, но не задумываемся о том, что все это приходящее. За суетой дней нам некогда подумать о Вечном, духовном. Мы не всегда благодарим Бога за Его помощь нам. И может быть, маленькой частичкой благодарности Богу будет наша посильная помощь в возрождении нашего храма. Ведь храм – это дом Божий. И я надеюсь на то, что в нашем родном селе будет больше людей, умеющих раскаиваться в своих грехах, совершающих добрые, благие дела, людей с чистой душой и сердцем. Ведь не случайно, что возрождение православных храмов вносит изменения в духовно-нравственную жизнь сельских жителей. Я уверена, что ощущение глубокой духовной радости получат люди в возрожденном храме или часовне.


Уважаемые земляки! Давайте вместе поможем в возведении часовни на месте разрушенного храма! Ведь на Руси исстари церковь возводили всем миром. Каждый из вас может принять участие в богоугодном деле, выделив добровольное пожертвование на восстановление храма. Это, несомненно, принесёт и самому жертвователю, и его семье благополучие, Божью милость и благословение. Храни вас всех Господь!



Нынче радостей немного.
Больше подлостей и сраму.
Правда, нынче, слава Богу,
Восстанавливают храмы. 
В сёлах и первопрестольной,
Словно юные старушки,
Возникают колокольни,
И часовни, и церквушки.

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.