УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса литературное чтение для 2 класса по УМК “Школа 2100”

ГОсударственное БЮдЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1884



Утверждаю

И.о. директора гбоу цо № 1884

Кононов В.Н.

_______________________

“ “ ___________2011г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса литературное чтение для 2 класса

по УМК “Школа 2100”


Рабочая программа ориентирована на использование

учебника литературного чтения «Маленькая дверь в большой мир»

авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

2-й класс, издательство «Баласс», 2010 г.











2011/12 уч.год



ПРОГРАММА

«ЧТЕНИЕ И НАЧАЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

(для четырехлетней начальной школы)


Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева


Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

  • Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1-4 кл, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева («Маленькая дверь в большой мир»), заключения РАО (от 28.06.2005) и МПГУ (от 20.07.2005).


Пояснительная записка


Формирование функционально грамотных людей - одна из важней­ших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать ху­дожественную литературу, подготовить к ее систематическому изуче­нию в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предпо­лагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приемов понимания текста правильного типа читательской деятельности; одновременное разви­тие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и незави­симым мышлением;

  3. приобщение детей к литературе как искусству слова, к понима­нию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

  4. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.


В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;

  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

овладение умениями, навыками различных видов устной и пись­менной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литератур­ное образование»:

определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отно­шения к прочитанному;

приобщение к литературе как искусству слова;



Требования к результатам обучения учащихся к концу 2-го класса

В результате обучения литературному чтению ученик получит возможность научиться:

  • осознанно, правильно и выразительно читать целыми словами;

  • понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

  • размышлять о характере и поступках героя;

  • высказывать свое отношение к прочитанному, своего понимания авторского замысла;

  • относить произведение к одному из жанров (сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка), различать народную и литературную (авторскую) сказку;

  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

  • соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений.










Основные требования к уровню подготовки по литературному чтению учащихся, оканчивающих 2 класс.


ЗУН

Учебные действия

Универсальные учебные действия

К концу второго класса обучающиеся получат возможность научиться:

  • критерии выразительного чтения;

  • интонационные особенности произведения: тон, тембр, ритм;

  • тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения;

  • законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях общения между собеседниками.

научатся:

  • выразительно читать небольшие по объему художественные тексты;

  • интонировать наизусть стихи;

  • отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания;

  • читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами:

I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элемен­тами чтения целыми словами небольших текстов со всеми бук­вами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, передача интонации и настроения при чтении.

Членение речи на предложения, пред­ложения на слова, слова на слоги с использованием графиче­ских схем.

Формирование навыков чтения целыми словами.

Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.

Прогнозирование текста по названию.


Познавательные общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

Познавательные логические действия

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание





Перечень учебного оборудования и наглядных пособий



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

Стандарт начального образования по литературному чтению.

Примерная программа начального образования по литературному чтению.


2.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).

Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению..

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).


3.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности)

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Предмет

Программа УМК

Методический комплект учителя

Учебное обеспечение учащихся



Литературное чтение



Образовательная система

«Школа 2100»


  • Уроки литературного чтения во 2-м классе

(Методические рекомендации для учителя)

Авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева

(Москва «Баласс» 2008 г)

  • «Беседы о чтении, или, Как научить детей понимать текст» (Пособие для учителей начальных классов)

Автор О.В. Соболева

(Москва «Баласс» 2009 г.)

  • «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»)

Учебник для 2 класса в 2-х частях

Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

(Москва «Баласс» 2009 г.)

  • Тетрадь по литературному чтению для 2 класса

Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

(Москва «Баласс» 2009 г.)

  • Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» 2 класс

Авторы Н.А. Шестакова, Т.В. Кулюкина

(Москва «Баласс» 2008 г.)



Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2-м классе

по учебнику «Маленькая дверь в большой мир»

(136 часов, 4 часа в неделю)


урока

Тема

ИКТ поддержка

Демонстрационный раздаточный материал

Примечание

Вводный урок.

Приглашение в большой мир литературы Б.Заходер «Моя Вообразилия», «Сказочка» Т



Буква «Т» – работа в тетради по литературному чтению

Книги, прочитанные летом (внеклассное чтение)


Интернет ресурс



Раздел 1. «Там, на неведомых дорожках…» (21 час)

Мир сказок нашего детства.

М. Цветаева «В субботу»



Интернет ресурс



Русские народные сказки. Сказка «Царь-девица» Т

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений


Фотоаппарат,

видеокамера


Детские книги


Народная сказка.

«Царь-девица»

«Законы» волшебной сказки Т



Толковый словарь


Как сказки складываются Т

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений

Фотоаппарат,

видеокамера


Детские книги

Этимологический словарь


«Народная» сказка П. Ершова «Конек-Горбунок» Т


DVD плеер

Портреты писателей


Сказочный мир Петра Ершова (сказка «Конёк-Горбунок») Т

ПК презентация

DVD плеер

Портреты писателей


Приметы волшебной сказки в сказке Петра Ершова «Конёк-Горбунок» Т



Рабочая тетрадь


«Добрым молодцам урок» (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») Т


Фотоаппарат,

видеокамера


Рабочая тетрадь


Герои «Сказки о рыбаке и рыбке» Т



Сюжетные картинки


Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений


Портреты писателей

Детские книги


Авторская сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» Т

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений

Портреты писателей

Этимологический словарь


«Какова работа, такова награда»

(В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»)


Фотоаппарат,

видеокамера



От сказки народной к сказке авторской

(В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»)




Как сказы сказываются? П.Бажов «Серебряное копытце» Т



Рабочая тетрадь


Чему учат сказы и сказки?

П.Бажов «Серебряное копытце» Т


Фотоаппарат,

видеокамера


Детские книги


Сказки литовского народа «Мальчик Золотой хохолок…»

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Добро побеждает зло. Сказка «Мальчик Золотой хохолок…» Т


Интернет ресурс

Фотоаппарат,

видеокамера


Репродукции картин и художественные фотографии


«Мальчик Золотой хохолок и девочка Золотая коса» - это сказка

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемого произведения

ПК презентация


Рабочая тетрадь


Всех скороговорок не перескороговоришь Т


ПК презентация


Рабочая тетрадь


Обобщение по разделу

Проверочная работа №1 Т


Фотоаппарат,

видеокамера



Внеклассное чтение

Мир волшебных сказок

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Раздел 2. «Сказочные человечки» (27 часов)

Введение в раздел. В стране Вообразилии




Рабочая тетрадь


Знакомство с Муми-семейством

Т. Янссон «Шляпа Волшебника»

1 часть Т


Фотоаппарат,

видеокамера



Тайны шляпы Волшебника

Т. Янссон «Шляпа Волшебника»

2 часть


Фотоаппарат,

видеокамера


Детские книги

Рабочая тетрадь


Сказочная повесть

Т. Янссон «Шляпа Волшебника»

3-4 части

Интернет ресурс

Фотоаппарат,

видеокамера

Репродукции картин и художественные фотографии


Герои сказки «Шляпа Волшебника» Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Опасное путешествие Бильбо

Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит»

1-2 части Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Путешествие продолжается

3-4 части Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс

5-6 части Т


Рабочая тетрадь

Портреты писателей


Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс

7-8 части Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Авторская сказочная повесть

Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит» Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Смешная история

А. Милн «Винни-Пух», глава 3


ПК презентация


Портрет писателя


Характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух» Т

ПК презентация

Портрет писателя


Главный герой повести А. Милна «Винни-Пух»

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Песенки сказочных человечков



Рабочая тетрадь


Уроки Мальвины

А. Толстой «Приключения Буратино»


Фотоаппарат,

видеокамера



Друзья и враги Буратино Т




Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино» Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Повесть-сказка А. Толстого «Приключения Буратино» Т



Рабочая тетрадь


Сказочный герой Чиполлино и его семья (Дж.Родари «Приключения Чиполлино») Т


Фотоаппарат,

видеокамера



Чиполлино приходит на помощь Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Чиполлино – настоящий герой Т



Рабочая тетрадь


Фантазии Астрид Линдгрен

«Малыш и Кралсон…» 1-2 части Т


Фотоаппарат,

видеокамера



Кто же такой Карлсон? 3 часть

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Карлсон – воплощение детской мечты

4 часть Т



Рабочая тетрадь


Обобщение по разделу.

Проверочная работа №2 Т


Фотоаппарат,

видеокамера



Сочинение-рассказ о сказочном человечке Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Внеклассное чтение.

Любимые герои – сказочные человечки



Рабочая тетрадь


Раздел 3. «Сказочные богатыри»

(13 часов)

Введение в раздел.

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»


Фотоаппарат,

видеокамера



Былина как фольклорный жанр



Рабочая тетрадь


Богатырская «Сказка про Илью Муромца» Т


Фотоаппарат,

видеокамера



Илья Муромец – богатырь земли Русской Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Илья Муромец – любимый народный богатырь



Рабочая тетрадь


Сравнение богатырской сказки и былины Т


Фотоаппарат,

видеокамера



Чем силен человек? (киргизская сказка) Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв» Т



Рабочая тетрадь


Кому счастье помогает?

Дагестанская сказка «Богатырь Назнай» Т


Фотоаппарат,

видеокамера



«Богатырь» Назнай

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Повторение по теме «Былины и богатырские сказки»



Рабочая тетрадь


Мечты о смелых и отважных.

Проверочная работа №3 Т


Фотоаппарат,

видеокамера



Внеклассное чтение.

Преданья старины глубокой

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Раздел 4. «Сказка мудростью богата» (20 часов)

Введение в раздел.

Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?»



Рабочая тетрадь


Как мудрость в жизни помогает?

Татарская сказка «Мудрый старик» Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Чему учит бытовая сказка Т



Рабочая тетрадь


Киргизская сказка о мудрых людях

«Мудрая девушка»


Фотоаппарат,

видеокамера



Герои киргизской сказки «Мудрая девушка» Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Русская сказка о мудрых людях «Мудрая дева»



Рабочая тетрадь


Мудрость ценят все народы

Русская сказка «Мудрая дева» Т


Фотоаппарат,

видеокамера



К чему приводит жадность. Долганская сказка «Как появились разные народы» Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Где правда, там и счастье. Т

Корейская сказка «Честный мальчик»



Рабочая тетрадь


Что высмеивают сказки.

Японская сказка «Настоятель и служка»


Фотоаппарат,

видеокамера



Что высмеивают сказки

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Сказки о глупости

Русская сказка «3 калача и 1 баранка»



Рабочая тетрадь


«Сказка о глупости» И.Франко



Фотоаппарат,

видеокамера



«Сказка – ложь, да в ней намек…» Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Мудростью богаты.

Русские народные пословицы и поговорки Т



Рабочая тетрадь


Мудростью богаты.

Русские народные загадки Т


Фотоаппарат,

видеокамера



Как придумать загадку?

Литературные загадки

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Обобщающий урок по разделу.

Проверочная работа №4 Т



Рабочая тетрадь


Зачем поют колыбельные песни Т


Фотоаппарат,

видеокамера



Внеклассное чтение.

Какие вопросы задают сказки?

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Раздел 5. «Сказка – ложь, да в ней намек…» (21 час)

Введение в раздел.

Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон…»



Рабочая тетрадь


Мудрые сказки о животных

Русская сказка «Лиса и рак»

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Кто сильнее?

Русская народная сказка

«Напуганные медведь и волки»



Рабочая тетрадь


Как ум и хитрость силу побеждают

Русская народная сказка

«Напуганные медведь и волки» Т


Фотоаппарат,

видеокамера



Чего стоит ум?

Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы»

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Чем силен Симба? Т



Рабочая тетрадь


Какие бывают развлечения?

(сказка афроамериканцев)


Фотоаппарат,

видеокамера



Сказки дядюшки Римуса Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Братец Кролик – главный герой сказки



Рабочая тетрадь


Любимые герои сказок


Фотоаппарат,

видеокамера



Какие вопросы задают сказки? (эстонская и латышская сказки) Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Современные сказки о животных

А.Курляндский «Ну, погоди!»



Рабочая тетрадь


Как создаются мультфильмы


Фотоаппарат,

видеокамера



Разные стихи о животных

Г.Сапгир «Песня»

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Разные стихи о животных

Л.Квитко «Весёлый жук»



Рабочая тетрадь


Авторские считалки


Фотоаппарат,

видеокамера



О чем говорят считалки?

Б.Заходер «О чём говорит Считалия»

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Сочиняем считалку



Рабочая тетрадь


Обобщение по разделу.

Колыбельные русских поэтов Т


Фотоаппарат,

видеокамера



Проверочная работа №5 Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Внеклассное чтение.

Литературные стихи-сказки



Рабочая тетрадь


Раздел 6. «Самое обыкновенное чудо» (24 часа)

Введение в раздел.

Г. Горбовский «Розовый слон»


Фотоаппарат,

видеокамера



Чего не могут взрослые?

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 1 часть Т



Рабочая тетрадь


Знакомство с маленьким принцем

2 часть Т


Фотоаппарат,

видеокамера



Лекарство от одиночества

3-4 части

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Секрет Лиса

5-6 части



Рабочая тетрадь


Секрет счастья

Дж.Родари «Солнце и туча» Т


Фотоаппарат,

видеокамера



Мечты о чудесах

Дж.Родари «Как Алиса в море побывала» Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Чудеса вокруг нас

В.Берестов «Честное гусеничное» Т



Рабочая тетрадь


Необычное в обычном мире

В.Хмельницкий Т

«Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»


Фотоаппарат,

видеокамера



«Другие» сказки

В.Хмельницкий

«Гора», «Снег и скрипка» Т

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Музыкальные сказки Г. Цыферова Т



Рабочая тетрадь


Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова Т


Фотоаппарат,

видеокамера



Б. Сергуненков

«Кот белый – кот черный»

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Внеклассное чтение.

Сказки-миниатюры



Рабочая тетрадь


Сказки-игры Дж.Родари


Фотоаппарат,

видеокамера



Уроки творчества Дж. Родари

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Веселые стихи Ю.Владимирова.

Г.Остера. О.Григорьева



Рабочая тетрадь


Веселые стихи Ю.Мориц


Фотоаппарат,

видеокамера



Какая душа у поэта?

Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»


Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Обобщение по разделу.

Проверочная работа №6



Рабочая тетрадь


Урок-отчет

«Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир»


Фотоаппарат,

видеокамера



Урок-отчет

«Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир»

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии


Проверка техники чтения



Рабочая тетрадь


Урок-отчет по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки»


Фотоаппарат,

видеокамера



129-136

Резервные уроки

Интернет ресурс

Репродукции картин и художественные фотографии





Заместитель директора по УВР в начальной школе: _______________________ Рослякова Е.Ю.



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.