ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
(диспут для старшеклассников и родителей)
Цель: формирование у воспитанников качества признавать равноправными и равноценными точки зрения на одно явление, а так же
гуманных отношений между людьми независимо от их национальности, дать определение и показать ее важность в решении проблем межнациональных отношений.
Участники: команда родителей и учащиеся старших классов.
План
1. Разминка: игра «Можно мне в круг?»
2. Выступление ведущего.
3. Мозговой штурм «Черта характера человека, приводящая к конфликтам».
4. Игра «Толерантность».
5. Обсуждение эпизодов из фильма «Список Шиндлера».
6. Анализ социологического опроса.
7. Выводы по диспуту.
Ход диспута
1. Разминка
Все, кроме одного добровольца, берутся за руки и встают в круг. Доброволец должен попытаться попасть внутрь круга. Игра заканчивается, когда он будет внутри или сдается.
Цель: каждый участник сможет пережить чувство принадлежности к доминирующей группе или чувства исключения из нее, узнать каковы возможности доминирующей группы.
Вопросы для обсуждения:
— Как чувствовал себя доброволец?
— Как чувствовали участники в кругу?
— Существует ли такая ситуация в нашем обществе? Приведите примеры.
2. Проанализировав свое поведение во время разминки, можно
сделать вывод, что в нашем обществе малые группы фактически
становятся изгоями. Что нужно сделать, чтобы все кто живет в нашей
стране, чувствовали полноправными членами нашего общества?
Сегодня на нашем диспуте мы поговорим и поспорим на две темы толерантность и межнациональные отношения и определим, как эти понятия связаны между собой. Но прежде выясним, что означает слово «толерантность».
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
Во-французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать и действовать иначе, нежели ты сам.
В китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском — прощение, снисхождение, мягкость.
В русском — способность терпеть что-то или кого-то.
То есть толерантность — это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то, не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо.
— Как Вы думаете, как связаны толерантность и межнациональные отношения?
— Стоит ли сегодня поднимать проблему толерантности в межнациональных отношения? Почему?
Да, действительно эта тема стоит остро в современном мире и в нашем обществе. Исследования, проводимые правозащитными организациями в нашей стране показали, что сегодня заметно активизировалась деятельность фашистских (национал-патриотических и т. д.) организаций.
— Сможете ли Вы привести пример деятельности таких организаций в нашем городе?
— Какие акции они проводят?
— Как Вы относитесь к их деятельности?
3. Давайте методом «мозгового штурма» определим:
— Где на нашей планете вспыхивали или продолжаются различные конфликты? (На карте мира значками делаются отметки.)
— Какие качества личности способны привести к участию в межнациональных конфликтах?
— Почему Вы так думаете? (Ответы пишутся на листе бумаги.)
Мы с вами выяснили, какие человеческие чувства могу привести
к разжиганию межнациональной розни. Поэтому вопросы толерантного поведения сегодня стоят очень остро.
Зачастую людям, имеющим различные точки зрения, очень трудно пойти на компромисс.
4.Игра «Толерантность».
Давайте сейчас проведем эксперимент, а результаты его обсудим вместе.
1 этап: На листке бумаги каждый участник пишет ответ на вопрос «Кто
я?». Через 2 мин каждый участник отвечает на него.
2 этап: Всем участникам, методом жеребьевки, предлагаются новые роли:
Чеченец — чеченка, еврей — еврейка, грузин — грузинка, азербайджанец — азербайджанка, негр — негритянка, китаец — китаянка, индус — индианка и т. д.
Представьте, что в этой роли вы живете 1 месяц.
Затем участники отвечают на следующие вопросы:
— Что в Вашей жизни изменилось?
— Что в вашей жизни не изменилось?
— Как теперь к вам относятся Ваши друзья?
— Что изменилось в Вашем характере?
— Чем Вы можете помочь в жизни своего сообщества?
— Стесняетесь ли вы своей новой роли?
После ответа на вопросы участники диспута объединяются по парам и сравнивают свои ответы. Затем проходит коллективное обсуждение результатов. Подведение к выводу, что главное в общении с людьми чувства терпимости, уважения, какую бы мы не играли роль в жизни, в любой ситуации нужно, прежде всего, оставаться человеком.
— Приведите примеры толерантности из Вашей жизни.
— Всегда ли это чувство помогает выйти из конфликта? Почему?
— Можете ли вы привести пример, когда чувство терпимости приводило к серьезным конфликтам?
5. Действительно, история знает много примеров нетерпимого отношения, перераставшего глобальные конфликты. Например, Вторая мировая война, идея национализма.
(Демонстрация эпизодов из фильма «Список Шиндлера», расстрел еврейского Гетто в Кракове в 1942г
Но, несмотря на все ужасы того времени, были люди, которые оставались людьми до конца. Таким человеком был Оскар Шиндлер, который во время войны разбогател, за счёт взятых у евреев денег. В конце войны, когда у него был выбор скрыться за границей или спасти жизнь людей, он выбрал последнее.
(Просмотр эпизодов составления списков, благодарность евреев, выкупленных из концлагеря.)
Оскар Шиндлер умер в нищете. В Израиле его чтят как праведника. Сегодня насчитывает более 6 тысяч потомков, спасенных им людей.
— Какие чувства у Вас возникли при просмотре эпизодов фильма?
— Если бы Вы оказались на месте Шиндлера, как бы Вы себя повели? Почему?
— Если бы у Вас был всего 1 миллион долларов, смогли бы Вы
отдать эти деньги людям?
6. В завершении нашего разговора я бы хотела показать результаты социального опроса (Демонстрация заранее подготовленного листа бумаги с вопросами и ответами):
В октябре-ноябре 2000 г. Центр правового просвещения молодежи проводил анкетирование учащихся 9-х классов нескольких школ города Воронежа.
Цель анкетирования — выявить отношение старшеклассников к национализму и ксенофобии в обществе. Были опрошены 220 человек. Предлагаем вашему вниманию некоторые результаты. (Результаты опроса даются в ознакомительном порядке ТОЛЬКО для педагогов.)
1. Есть ли нация, которая вызывает у тебя неприязнь?
— чеченцы — 52
— лица кавказской национальности — 16
— негры — 15
— евреи- 13
Нет Да
112 109
2. Можешь ли ты принять участие в агрессивных акциях, направ
ленных против какой-либо национальной группы?
Нет Не знаю Да
132 42 47
3.Принадлежность к какой-либо нации — это повод гордиться собой?
Нет Не знаю Да
100 17 104
4.Какой из этих двух лозунгов тебе нравится больше? «России — для всех, кто в ней живет!» «Россия — для русских!»
Первый Второй Нет ответа
133 87 1
5. Как ты относишься к семьям, в которых у мужа и жены разные
национальности?
Положительно Безразлично Отрицательно
51 132 38
6. Есть ли у России внутренние и/или внешние враги?
— не знаю кто — 67
— чеченцы (как нация) — 56
— США-18
Нет Не знаю Есть
34 13 174
7. Как ты реагируешь, когда кто-либо в твоем присутствии выражает негативное отношение к людям другой национальности, веры
исповедания и т. п.?
Отрицательно Безразлично Положительно
91 103 21
8. Как ты относишься к организациям, пропагандирующим идеи
национализма и т. п.?
Отрицательно Безразлично Положительно
145 28 48
И еще: заполнение анкеты, было, разумеется, добровольным. По нашим наблюдениям, не стали отвечать на вопросы именно самые активные сторонники национал-патриотов.
— Как связаны понятия толерантность и межнациональные конфликты?
— Что Вы можете предложить для решения межнациональных конфликтов?
— Какие выводы Вы можете сделать из нашего сегодняшнего диспута?
7. Давайте теперь поговорим о толерантности в семье:
— Какие примеры толерантного поведения вы можете привести из своей жизни?
— Совместимы ли понятия «толерантность «и семья?
В основе межнациональных отношений, лежат взаимоотношения людей и главное в них терпимость, уважение, любовь, понимание, прощение. Это и называется толерантность.
Послесловие: В Китайском эпосе есть одна притча, которая лучше всего подведёт нас к выводу в нашем диспуте. (Чтение притчи.)
«ЛАДНАЯ СЕМЬЯ» (китайская притча)
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
— И все?
— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И, подумав, добавил: — И мира тоже».
Спасибо всем гостям, участникам, зрителям за удовольствие общаться с Вами и за этот вечер.
Десять заповедей для мамы и папы
-
Начинайте « забывать» о том, что ваш ребенок маленький.
-
Определите общие интересы.
-
Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
-
Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.
-
Научите ребенка делиться своими проблемами.
-
Чаще разговаривайте с ребёнком.
-
Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
-
Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.
-
Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком.
-
Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах.