ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (диспут для старшеклассников и родителей)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

(диспут для старшеклассников и родителей)

  Цель: формирование у воспитанников качества признавать рав­ноправными и равноценными точки зрения на одно явление, а так же

гуманных отношений между людьми независимо от их националь­ности, дать определение и показать ее важность в решении проблем межнациональных отношений.

Участники: команда родителей и учащиеся старших классов.

План

1. Разминка: игра «Можно мне в круг?»

2. Выступление ведущего.

3. Мозговой штурм «Черта характера человека, приводящая к кон­фликтам».

4. Игра «Толерантность».

5. Обсуждение эпизодов из фильма «Список Шиндлера».

6. Анализ социологического опроса.

7. Выводы по диспуту.

Ход диспута

1.  Разминка

Все, кроме одного добровольца, берутся за руки и встают в круг. Доброволец должен попытаться попасть внутрь круга. Игра закан­чивается, когда он будет внутри или сдается.

Цель: каждый участник сможет пережить чувство принадлежно­сти к доминирующей группе или чувства исключения из нее, узнать каковы возможности доминирующей группы.

Вопросы для обсуждения:

—     Как чувствовал себя доброволец?

—     Как чувствовали участники в кругу?

—     Существует ли такая ситуация в нашем обществе? Приведите примеры.

2.  Проанализировав свое поведение во время разминки, можно
сделать вывод, что в нашем обществе малые группы фактически
становятся изгоями. Что нужно сделать, чтобы все кто живет в нашей
стране, чувствовали полноправными членами нашего общества?

Сегодня на нашем диспуте мы поговорим и поспорим на две темы толерантность и межнациональные отношения и определим, как эти понятия связаны между собой. Но прежде выясним, что означает слово «толерантность».

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

Во-французском — отношение, при котором допускается, что дру­гие могут думать и действовать иначе, нежели ты сам.

В китайском — позволять, принимать, быть по отношению к дру­гим великодушным.

В арабском — прощение, снисхождение, мягкость.

В русском — способность терпеть что-то или кого-то.

То есть толерантность — это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то, не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо.

—     Как Вы думаете, как связаны толерантность и межнациональ­ные отношения?

—     Стоит ли сегодня поднимать проблему толерантности в меж­национальных отношения? Почему?

Да, действительно эта тема стоит остро в современном мире и в нашем обществе. Исследования, проводимые правозащитными организациями в нашей стране показали, что сегодня заметно акти­визировалась деятельность фашистских (национал-патриотических и т. д.) организаций.

—     Сможете ли Вы привести пример деятельности таких органи­заций в нашем городе?

—     Какие акции они проводят?

—     Как Вы относитесь к их деятельности?

3.  Давайте методом «мозгового штурма» определим:

—     Где на нашей планете вспыхивали или продолжаются различ­ные конфликты? (На карте мира значками делаются отметки.)

—     Какие качества личности способны привести к участию в меж­национальных конфликтах?

—  Почему Вы так думаете? (Ответы пишутся на листе бумаги.)
Мы с вами выяснили, какие человеческие чувства могу привести

к разжиганию межнациональной розни. Поэтому вопросы толерант­ного поведения сегодня стоят очень остро.

Зачастую людям, имеющим различные точки зрения, очень труд­но пойти на компромисс.

 4.Игра «Толерантность».

Давайте сейчас проведем экспери­мент, а результаты его обсудим вместе.

1 этап: На листке бумаги каждый участник пишет ответ на вопрос «Кто

                я?». Через 2 мин каждый участник отвечает на него.

2 этап: Всем участникам, методом жеребьевки, предлагаются новые роли:

Чеченец — чеченка, еврей — еврейка, грузин — грузинка, азербай­джанец — азербайджанка, негр — негритянка, китаец — китаянка, индус — индианка и т. д.

Представьте, что в этой роли вы живете 1 месяц.

Затем участники отвечают на следующие вопросы:

—     Что в Вашей жизни изменилось?

—     Что в вашей жизни не изменилось?

—     Как теперь к вам относятся Ваши друзья?

—     Что изменилось в Вашем характере?

—     Чем Вы можете помочь в жизни своего сообщества?

—     Стесняетесь ли вы своей новой роли?

После ответа на вопросы участники диспута объединяются по парам и сравнивают свои ответы. Затем проходит коллективное об­суждение результатов. Подведение к выводу, что главное в общении с людьми чувства терпимости, уважения, какую бы мы не играли роль в жизни, в любой ситуации нужно, прежде всего, оставаться человеком.

—     Приведите примеры толерантности из Вашей жизни.

—     Всегда ли это чувство помогает выйти из конфликта? Поче­му?

—     Можете ли вы привести пример, когда чувство терпимости приводило к серьезным конфликтам?

5. Действительно, история знает много примеров нетерпимого отношения, перераставшего глобальные конфликты. Например, Вто­рая мировая война, идея национализма.

(Демонстрация эпизодов из фильма «Список Шиндлера», рас­стрел еврейского Гетто в Кракове в 1942г

Но, несмотря на все ужасы того времени, были люди, которые оставались людьми до конца. Таким человеком был Оскар Шиндлер, который во время войны разбогател, за счёт взятых у евреев денег. В конце войны, когда у него был выбор скрыться за границей или спасти жизнь людей, он выбрал последнее.

(Просмотр эпизодов составления списков, благодарность евреев, выкупленных из концлагеря.)

Оскар Шиндлер умер в нищете. В Израиле его чтят как правед­ника. Сегодня насчитывает более 6 тысяч потомков, спасенных им людей.

—     Какие чувства у Вас возникли при просмотре эпизодов фильма?

—     Если бы Вы оказались на месте Шиндлера, как бы Вы себя повели? Почему?

—  Если бы у Вас был всего 1 миллион долларов, смогли бы Вы
отдать эти деньги людям?

6. В завершении нашего разговора я бы хотела показать резуль­таты социального опроса (Демонстрация заранее подготовленного листа бумаги с вопросами и ответами):

В октябре-ноябре 2000 г. Центр правового просвещения молоде­жи проводил анкетирование учащихся 9-х классов нескольких школ города Воронежа.

Цель анкетирования — выявить отношение старшеклассников к национализму и ксенофобии в обществе. Были опрошены 220 че­ловек. Предлагаем вашему вниманию некоторые результаты. (Ре­зультаты опроса даются в ознакомительном порядке ТОЛЬКО для педагогов.)

1. Есть ли нация, которая вызывает у тебя неприязнь?

—     чеченцы — 52

—     лица кавказской национальности — 16

—     негры — 15

—     евреи- 13

Нет             Да

112              109

2.  Можешь ли ты принять участие в агрессивных акциях, направ­
ленных против какой-либо национальной группы?

Нет             Не знаю      Да

132              42                47

3.Принадлежность к какой-либо нации — это повод гордиться собой?

Нет             Не знаю      Да

100              17                104

4.Какой из этих двух лозунгов тебе нравится больше? «России — для всех, кто в ней живет!» «Россия — для русских!»

Первый      Второй       Нет ответа

133              87                1

5.  Как ты относишься к семьям, в которых у мужа и жены разные
национальности?

Положительно     Безразлично    Отрицательно

51                          132              38

6.  Есть ли у России внутренние и/или внешние враги?

—     не знаю кто — 67

—     чеченцы (как нация) — 56

—     США-18

Нет             Не знаю      Есть

34                13                174

7. Как ты реагируешь, когда кто-либо в твоем присутствии выра­жает негативное отношение к людям другой национальности, веры
исповедания и т. п.?

Отрицательно  Безразлично   Положительно

91                     103                  21

8. Как ты относишься к организациям, пропагандирующим идеи
национализма и т. п.?

Отрицательно  Безразлично  Положительно

145                    28                    48

И еще: заполнение анкеты, было, разумеется, добровольным. По нашим наблюдениям, не стали отвечать на вопросы именно самые активные сторонники национал-патриотов.

—     Как связаны понятия толерантность и межнациональные кон­фликты?

—     Что Вы можете предложить для решения межнациональных конфликтов?

—     Какие выводы Вы можете сделать из нашего сегодняшнего диспута?

7. Давайте теперь поговорим о толерантности в семье:

—     Какие примеры толерантного поведения вы можете привести из своей жизни?

—     Совместимы ли понятия «толерантность «и семья?

В основе межнациональных отношений, лежат взаимоотношения людей и главное в них терпимость, уважение, любовь, понимание, прощение. Это и называется толерантность.

Послесловие: В Китайском эпосе есть одна притча, которая лучше всего подведёт нас к выводу в нашем диспуте. (Чтение притчи.)

«ЛАДНАЯ СЕМЬЯ» (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 че­ловек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были на­чертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

—  И все?

—  Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И, подумав, добавил: — И мира тоже».

Спасибо всем гостям, участникам, зрителям за удовольствие об­щаться с Вами и за этот вечер.

Десять заповедей для мамы и папы

  1. Начинайте « забывать» о том, что ваш ребенок маленький.

  2. Определите общие интересы.

  3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.

  4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.

  5. Научите ребенка делиться своими проблемами.

  6. Чаще разговаривайте с ребёнком.

  7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.

  8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.

  9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком.

  10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах.

 

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *