Тема: «Взаимодействие игровой и учебно – познавательной деятельности детей младшего школьного возраста»


Тема: «Взаимодействие игровой и учебно – познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.»

«ВОСПИТАНИЕ-это постоянное духовное обогащение ребёнка. Ученики воспитываются не только на уроках. Наш педагогический коллектив убеждён, что одним из определений воспитания может быть следующее: ВОСПИТАНИЕ- это единство духовной жизни воспитателя и воспитанников, единство их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний. Передать человеку нравственную культуру, идейные убеждения, взгляды, научить жить в обществе, утвердить морально- эстетические принципы- всё это требует духовного единства, на которой воспитатель и воспитанник чувствуют себя единомышленниками.»

В.А.Сухомлинский.

Форма группы продлённого дня одновозрастная, включающая учащихся одного класса. Работаю на классе, в группе продлённого дня четвёртый год. В такой группе быстро устанавливаются контакты между детьми. Они ровесники, у них много общих интересов в играх, развивающихся занятиях.

Продлённый день насыщен разнообразными мероприятиями, удовлетворяющие многосторонние интересы учащихся — это позволяет охватить внеклассной воспитательной работой основную массу учащихся. Такие мероприятия как дополнительное образование:

музыка, шашки, умелые ручки, графика, районная библиотека, хор.

Все эти мероприятия входят в режим нашей группы, они необходимы для всестороннего развития учащихся. Полноценный учебный труд сочетается с отдыхом это каждодневные прогулки на свежем воздухе, где мы вместе с ребятами организуем подвижные игры, которые им нравятся. Провожу интересные беседы: нравственно-эстетические, патриотические и многое другое, что могло бы заинтересовать детей.

Главная задача в воспитании детей с первого класса — это создание дружного сплочённого коллектива. В помощь к нам с первых дней приходит «Котофей» — это житель лесного царства, царь всех зверей. Он пишет нам письма в начале четверти и в конце. В своих письмах он пишет нам о своих делах в своём царстве. А потом он пишет, что за нами следит «Невидимка», он всё передаёт «Котофею».В письме он хвалит хороших ребят за хорошую учёбу, за хорошее поведение, за помощь учителю и воспитателю. А так же пишет и о тех, у которых есть проблемы в поведении, которые не добросовестно относятся к своей учёбе. Это помогает дисциплинировать детей, они стараются исправиться и ждут от «Котофея» следующего письма. Он им пишет, чтобы они исправились. А «Паровозик из Ромашкова» от «Котофея» привозит нам подарки: например книгу, которую мы в группе должны прочитать, загадки, пословицы, кроссворды, ребусы.

В конце октября каждый год провожу в группе праздник, который называется: «День рожденье нашей группы». Он связан с осенью. Каждый год дети готовятся к этому празднику. Учат стихи, песню, пословицы, поговорки, готовят конкурсы самостоятельно и совместно с воспитателем. В этом году дети подготовили две сценки по басням И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» и «Квартет».

Коллективная жизнь нашей группы насыщена творческой деятельностью. Им нравится петь, выступать. Они предлагают свои варианты конкурсов, я не отказываюсь, и даю им возможность выступить, проявить себя в роли артиста .Дети это делают не для себя в первую очередь, а для коллектива, приносят идею общую для всех. У детей рождается стремление стать лучше.

В.А.Сухомлинский писал: «Вот одна из истин моей педагогической веры: в юном сердце и разуме надо воспитывать тонкую чуткость к человеку. Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека, кем бы тот ни был: близкий или далёкий, знакомый или не знакомый».

Привожу пример взаимопомощи:

— помогай тому, кто сам трудится;

— помогай другому даже тогда, когда тебе самому приходится трудно;

-помогай так, чтобы товарищ учился самостоятельно преодолевать трудности;

— взялся помогать — не подведи, доведи дело до конца.

В группе продлённого дня у детей проявляется интерес к себе, стремление сравнить себя с другими учениками класса, со сверстниками. Они очень живо интересуются тем, как о них думают окружающие, особенно учитель, воспитатель, педагоги дополнительного образования. У них начинает развиваться представление об идеале личности.

В беседе с детьми спрашиваю: «Как человек становится умным? – Прочитал 100 или 1000 книг и стал умным? Нет. Человек становится умным, когда думает, ищет на каждый вопрос свой ответ. Сначала на маленькие вопросы, не очень сложные, а постепенно на сложные и большие.

Сегодня мы решаем трудную задачу. Тот, кто постарается, не просто получит завтра хорошую отметку. Он укрепит свою волю. Сильная воля нужна в жизни каждому человеку: волевой человек может преодолеть многие трудности, страх. И подвиги совершают только волевые люди. А воспитывается сила воли каждый день, по маленькой капельке. Нужно доводить начатое дело до конца, тратить на него как можно больше своих сил и терпения».

Проводя беседы:

« У кого много недостатков?»

-Много недостатков всегда любят в тех, кого мало любят.

-Если вам не нравятся чьи- либо привычки, лучше сказать об этом человеку или просто промолчать?

-Как научиться уважать человека за его внутренние качества, а не за внешние особенности?

-За что вы уважаете своих бабушек и дедушек?

После такой беседы провожу игру: Один человек играет роль старика, который забыл дорогу домой. Предварительно он прячет листок со словом «ДОМ» в классе. Остальные дети должны показать ему уважительное отношение и помочь найти «ДОМ». На все вопросы старик должен отвечать только «да» или «нет».

Беседа: «Самое трудное дело» Нет труднее дела, чем целый день лежать без дела.

-Как вы думаете, тяжело ли ничего не делать целый день?

-Как вы понимаете выражение: «Лучший отдых- это смена деятельности».

-Как лень мешает человеку? Мешает ли вам лень?

Провожу игру: Постарайтесь в течение пяти минут ни о чём не думать и ничего не вспоминать. Расскажите ,удалось ли вам, отключить свои мысли.

Беседа: «Холодные и тёплые слова». Холодное слово и летом замораживает, а тёплое и зимой отогревает.

-Как родители должны воспитывать своих детей, чтобы в старости о них заботились?

-Как вы будете заботиться о своих родителях, когда они состарятся?

-Нарисуйте «холодные» и «тёплые» слова в виде : сосулек,

снежинок или цветков и солнечных зайчиков.

Беседа: «Семья без любви, что дерево без корней».

-Как вы думаете, детей надо баловать ,или лучше их воспитывать строго?

-Кто вас в вашей семье балует больше всего, а кто проявляет к вам строгость?

Беседа: «У каждого дерева есть корень, у каждой реки исток».

-Что ещё кроме семьи и знания, делает человека сильным?

Беседа: «Кто самый глухой?».

-Глухой тот, кто не желает слушать.

-Какие слова и просьбы вы не хотели бы слышать от родителей?

-Какие слова и просьбы наоборот, вы бы хотели и рады слышать от родителей чаще?

-Для чего необходимо умение внимательно слушать друг друга?

Игра:

Сначала водящий произносит беззвучно какие- либо добрые слова, мимикой и жестом показывая их значение. Остальные должны догадаться, о чём он говорит. Потом, водящий произносит беззвучно какие — либо обидные слова, мимикой и жестами показывает их значение. Остальные отгадывают эти слова. Расскажите, какие слова было легче отгадывать и почему?

Проводя такие беседы, дети учатся доброте, отзывчивости, мягкости отношений к ним. Приучаю их быть не равнодушными к чужой беде, быть нравственными в жизни по отношению к товарищам и близким людям. Помогать младшим и тогда они станут понимать почему старшие могут о них заботиться ,как и ты сам заботился о младших. Я им помогаю развивать черты характера: настойчивость, сила воли, терпение, любознательность, трудолюбие, честность чтобы дети чувствовали себя комфортно в коллективе, могли свободно общаться, играть, стремились к взаимовыручке и взаимоподдержке. Совместно с библиотекарями районной детской библиотеки, которая находится на

ул. Расстанной приобщаем детей к чтению книги. В этом году Леонид Карпович был награждён грамотой, самый лучший читатель библиотеки. Это очень похвально для наших детей. Чтобы они больше читали, больше интересовались, развивали свою речь, были грамотными, расширяли свой кругозор. Кто много читает -тот много знает.

На самоподготовке детям говорю, за какое время они должны выполнять домашнее задание. Когда время подходит к концу, я звоню в колокольчик и мы узнаем, кто справился с заданием, а кто нет. Кому нужно подтянуться за своими одноклассниками не отвлекаться, не смотреть по сторонам. Беречь и рационально использовать время, отведённое на выполнение домашнего задания, к последовательности их выполнения. На самоподготовке я ребятам говорю: нужно вести себя спокойно, не мешать товарищам, соблюдать тишину и порядок- это должно осознаваться детьми не как воля воспитания, а как обязательное условие их успешной работы. Развивать свой ум можно только в тишине, когда ты не отвлекаешься, никогда не закалится твоя сила воли, если не хочешь сам подумать над задачей, а подглядываешь к соседу в тетрадь, если ты уважаешь своего учителя, ты не позволишь сдать тетрадь с неряшливо написанным упражнением. В группе есть сильные ученики, которые помогают слабоуспевающим, которые имеют пробелы в знаниях. Девиз ребят такой: «Сам сделал – помоги товарищу!». Именно самоподготовка создаёт условия для того, чтобы научить младших школьников учиться, дать первые представления о самовоспитании.

Дела всегда говорят , чем слова.

У знания нет дна.

Звёзды появятся — небо украсят, знания появятся – ум украсят.

Без муки нет науки.

Я детям говорю: «Вы уже умеете дружно работать помогать друг другу, вот и организуйтесь, пытайтесь принимать решение самостоятельно, ищите, придумывайте, творите, выбирайте, всё в ваших руках!»

Работая с детьми четвёртый год и проводя праздники, конкурсы, дети откликаются на проблемы окружающих, они сопереживают, отдают своё время и силы, одним словом проявляют заботу к другим. Зная традиции в группе продлённого дня, умеют организоваться, потому что много раз были участниками дружных дел и увлекательных событий.

В нашей группе продлённого дня нет границ, а есть ГОРИЗОНТ — а горизонт, в отличие от застывшей границы, передвигается вместе с нами и зовёт вперёд, не даёт останавливаться на месте!

Автор: воспитатель ГПД ГОУ школа №359

Максимова Татьяна Александровна

Праздник посвящённый

«Дню рождения нашей группы»

— Сегодня у нас большой праздник «День рожденье нашей группы», нам исполнилось четыре года. Четыре года мы вместе, ну и конечно провожаем и встречаем «Золотую осень».

— Что такое ОСЕНИНЫ?- как вы думаете, что это за праздник?

Ответы детей. (Именины осени, праздник в честь осени, чествование осени).

— Посмотрите, сколько друзей к нам пришло:

Котофей — он царь всех зверей.

Незнайка

Буратино- который всегда приходит на помощь к Незнайке.

Карлсон — озорник и шалун.

Чебурашка — друг крокодила Гены.

Царевна Несмеяна — у которой всё есть, но которой всегда грустно.

Царевна лягушка — великая мастерица, рукодельница.

Всех гостей привёз «Паровозик из Ромашкова?».

Поприветствуем наших друзей. Это они подарили вам песню: «Сегодня день рожденье нашей группы».

— Давайте её споём. ( поём песню).

Сейчас мы проверим ,знаете ли вы приметы ОСЕНИ:

  1. Осенью паутина – на ясную погоду.

  2. Тёплая осень — к тёплой зиме.

  3. Красна весна цветами- а осень плодами.

  4. Осень собирает- а зима поедает.

  5. Много желудей на дубе- к лютой зиме.

  6. Осенью птицы летят низко — к холодной зиме, высоко к тёплой зиме.

  7. Сырое лето и тёплая осень- к долгой зиме.

  8. В сентябре и лист на дереве не держится.

— А теперь проверим , знаете ли вы пословицы и поговорки осени?

  1. Осень идёт и дождь за собой ведёт.

  2. Осень — перемен восемь.

  3. Весна красна, да голодна — осень дождлива да сыта.

  4. Осенью и у воробья пир.

  5. Осень велика- зима долга.

  6. В ноябре зима с осенью борются.

  7. Осень собирает – зима подъедает.

  8. Сентябрь птиц в дорогу торопит.

  9. От осени к лету поворота нету.

  10. Лето со снопами — осень с пирогами.

— А теперь игра «ДА или НЕТ»— дайте правильный ответ.

  1. Осенью цветы цветут? — (нет)

  2. Осенью растут грибы? – (да)

  3. Тучки солнце закрывают?- (да)

  4. Колючий ветер прилетает? – (да)

  5. Туманы осенью плывут?- (да)

  6. Ну а птицы гнёзда вьют? – (нет)

  7. А букашки прилетают? – (нет)

  8. Звери норки закрывают? –( да)

  9. Птичьи стаи улетают?- (да)

  10. Часто, часто льют дожди? – (да)

  11. Достаём ли сапоги?- (да)

  12. Солнце светит очень жарко? – (нет)

  13. Можно детям загорать? – (нет)

  14. Ну а что же надо делать?

  15. Куртки шапки надевать?- (да)

Отгадайте загадку :

  1. Падают с ветки – золотые монетки. (Листья)

  2. Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)

А как много у осени работы, все листики надо позолотить, ни одного не пропустить….

Конкурс — « Нарисовать осеннее дерево». По желанию двое участников рисуют дерево.

— Пока ребята рисуют осеннее дерево, другие ребята нам прочитают стихотворения про осень. Кто знает? Прошу выйти и прочитать. (Дети читают стихи).

— Наступила золотая пора. Художница осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти жёлтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Это богатство красок и привлекает к себе художников.

— Сейчас посмотрим, что же нарисовали нам художники?

— Какие осенние деревья у них получились? (Молодцы!)

— Деревья получились очень яркие , красивые, спасибо вам.

— Наш праздник продолжается. Какие птицы улетают в тёплые края? Ответы детей.

  1. Клином — ( Журавли)

  2. В косой ряд -( Утки)

  3. Длинная цепь- ( Чибисы)

Всё лето над нами о чём- то шептали

К зиме под ногами они зашуршали. (Листья)

— Правильно – это листья.

Конкурс — «Собери листик». Выходят двое участников, они должны из кусочков собрать осенний лист.

Пока ребята выполняют задание, к нам выйдут три пары по желанию, они будут собирать букет « ИКИБАНУ». ( Из сухих веток, листьев и других подручных предметов.)

А мимо ветер пролетал, краски взял и все смешал. На один листик брызнул оранжевой краской, а на другой пролил красную краску. Полил сильный дождь, упали капли воды на листики, и потекла краска, смешались все цвета. Ой, какая красота! Листик был простой, а теперь он золотой!

— По желанию, кто ещё желает прочитать стихи про осень?

Дети читают стихи.

— От наших друзей пришло такое задание. Начало осени считается грибной порой, проверим, как вы умеете собирать грибы?

Конкурс – «Собери грибы». Двое участников по желанию им завязывают глаза, дают в руки корзинку, разбрасывают кубики по классу. Они должны собрать как можно больше грибов в свою корзину. Кто больше соберёт , тот выиграл.)

— Желаем удачи!

Я начну игру для вас, я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте….

  1. Захотелось плакать вдруг

Слёзы лить заставил – лук.

  1. Набирай скорее в миску

Краснощёкую — редиску.

  1. Отыскали наконец и зелёный- огурец.

  2. Под кустом капнёшь немножко, выглянет на свет-картошка.

  3. Разве в огороде пусто, если выросла — капуста.

  4. Кто ребята не знаком, с белозубым — чесноком.

Осенью часто идут дожди. От дождя мы прячемся под зонтиком. Но чтобы осень была добрая, чтобы зиму встретить было чем, нужно урожай собирать.

Конкурс – « Собери овощи». По желанию выходят пять участников.

Овощи на пол положи

Себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Быстро овощ надо взять!

( Морковь, картофель, свекла, редька, лук, морковь).

Кто не успел взять овощ, тот выбывает из игры. Убирается один овощ и так до конца игры. Пока весь урожай не соберут.

— Наш праздник продолжается!

— А теперь нам участники покажут две басни И.А.Крылова , которые они приготовили для нас.

  1. Стрекоза и муравей.

  2. Квартет.

Молодцы!

Как нужно поступать в лесу с ягодами, грибами, и со старыми грибами?

  1. Затаптывать

  2. Срывать

  3. Выкидывать

  4. Беречь — это правильно!

— Молодцы! А почему? Ответы детей.

Блиц – турнир:

  1. Сок какого растения помогает при укусе комаров? (Петрушки)

  2. Какое дерево символ нашей России. (Берёза)

  3. Из какого дерева делают спички? (Осины)

  4. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Берёза)

— Вы молодцы, порадовали своими умениями разгадывать загадки, рисовать, собирать грибы, читать стихи, составлять Икибаны. На душе у всех радостно! А что может принести радость?

Ответы детей. ( Радость приносит подарки, хороших друзей, доброту, добрые дела, добрые поступки.)

Из ваших ответов я узнала и сделала вывод, что радость другим вы умеете дарить, ведь ваша группа продлённого дня называется « Солнышко».

А девиз вашей группы « Дарить людям радость». Спасибо вам!

Читаю — разбрасываю листья по классу:

Падают, падают листья, в нашем саду листопад

Жёлтые, красные листья по ветру вьются летят.

Ребята! А как называется это явление природы?

Ответы детей. Правильно — это листопад.

Листики мои возьмите.

Танец плавный вы начните.

(Девочки танцуют танец с листиками).

Всюду листики летают

Дети листья собирают.

И качают над собой

Листик красный, золотой.

— Спасибо девочки! А собранные листья положите под берёзу.

— Скажите, а для чего мы это сделали?

Ответы детей. ( Листья — согревают корни деревьев зимой — как одежда. Зимой — листья замерзают, а весной растают, и будет питание для деревьев.)

— Молодцы!

Наш праздник продолжается

Конкурс « Пройди по болотным кочкам».

Отгадайте загадку:

За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся.

(След).

— Нужно пройти через болото по следу и не упасть. Кто не упадёт, и пройдёт болото, тот и выиграл. Нужно четыре участника им дают пару следов они идут по следу. Кто быстрей дойдёт до черты и не упадёт, тот и выиграл. Желаем удачи!

-Молодцы! Всем участникам конкурса!

Вы и пели и плясали,

И загадки разгадали,

И стихи мне прочитали,

И две басни показали.

За такое уваженье,

Принимайте угощенье!

— Наш праздник окончился, пусть он останется в вашей памяти. И напомнит вам о дружбе в группе продлённого дня. Что нужно думать не только о себе в первую очередь, а о своих товарищах. Будьте дружными, не ссорьтесь, живите в мире, помогайте друг другу. Не давайте друг друга в обиду. Будьте добрыми. Дарите своим учителям и другим людям радость. А дарить радость могут добрые, отзывчивые. Вот и стремитесь быть такими!

13

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *