Тема: Полезные ископаемые и их виды

№ 19

Тема: Полезные ископаемые и их виды

Цели: Сформировать понятие о видах полезных ископаемых; познакомить со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.

  1. Научить работать с картой

2. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

3. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Оборудование: Образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, лупа или микроскоп, учебники, тетради, инструкция, карта Павлодарской области, лесенка успеха, стикеры, сигнальная карточка.

Применяемые технологии: проблемное обучение, групповая и игровая технологии, здоровьесберегающая технологии.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Давайте поздороваемся друг с другом.
Возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем:

«Придумано кем-то
просто и мудро

При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!

Сейчас в ваших руках тепло  и доброта и это тепло  и доброту мы отправим друг другу. Поднимите руки и подуйте на свои ладошки сильно. Вот мы и поделились друг с другом своей добротой.

- Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. А что такое научная лаборатория? Мы с вами – научные сотрудники. Что значит научные сотрудники ? Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

2. Постановка проблемы на уроке:

- Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос.

Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»

Предметы исследования: полезные ископаемые.

Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя.

3. Знакомство с новым материалом.

- Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей области.

1) Фронтальная беседа:

- А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

- А из чего делают автомобили, самолёты?

- Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

- Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

- А почему они полезные?

2) Работа по учебнику и тетради.

- Молодцы! А сейчас откройте учебники.

Мы с вами не зря сели в группы. Будем работать таим образом. В каждой группе вы выбираете капитана. Вам дается параграф в течении 10 мин вы его прорабатываете. Капитаны остаются, а вы меняетесь составом и рассасываете то, что узнали.

4. Физкультминутка.

«В школу мы с тобой пришли.»

Дети маршируют на месте.

 «Всех друзей своих нашли»

Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха.

 «Будем в школе мы читать»

Наклоны головой вперед.

 «Будем в школе мы писать»

Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.

 «И конечно, и конечно,

 будем много-много знать!»

Дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.

5. Практическая работа. Работа в группах.

(Изучение свойств каменного угля, мрамора, известняка)

- А сейчас мы проведём практическую работу по группам. В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник. Все исследования вам надо записать тетрадь и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаем сигнальную карточку.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

Выступление каждой группы. Отвечает капитан команды или любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).

Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

5. Работа с картой.

Посмотрите на карту Павлодарской области. Здесь обозначены основные известные месторождения (показывает сам учитель).

Полезные ископаемые

Область занимает одно из ведущих мест в минерально-сырьевом комплексе Республики Казахстан.


Общая стоимость балансовых запасов твёрдых полезных ископаемых Павлодарского Прииртышья оценивается в 460 миллиардов долларов. Это — уголь и самые разные металлы, включая золото, строительные материалы и многое другое. Часть месторождений давно и успешно разрабатывается, на остальных ведутся дополнительные геолого-разведочные работы, уточняются реальные объёмы полезных ископаемых, условия добычи.

В Павлодарской области сосредоточено более трети всех угольных запасов Казахстана. Самые крупные из месторождений — Экибастузское и Майкубенское, которые хранят, соответственно, 10,5 миллиарда и 2,2 миллиарда тонн энергетического сырья. Перспективны для освоения и девять других месторождений с общим запасом угля около трёх млрд тонн.


Особенность большинства всех этих месторождений в том, что уголь в них залегает неглубоко, местами его пласты выходят прямо на поверхность земли. Из-за этого добыча производится открытым способом. За первые полвека освоения Экибастузского бассейна добыто свыше 2 миллиардов тонн угля.


Подготовлено к освоению крупнейшее медно-порфировое месторождение «Бозшаколь». Руды здесь залегают близко от поверхности земли и содержат в промышленной концентрации не только медь, но и молибден, серебро, другие ценнейшие металлы. Общие запасы меди во всех месторождениях составляют три с половиной миллиона тонн.


Почти в 150 тонн оцениваются прогнозные запасы месторождений золота, которые кроме этого драгоценного металла, содержат также серебро, медь, цинк, барит. Эти металлы добываются в основном (около 300 тысяч тонн руды в год, из которой выплавляется 300 килограммов золота, пять тонн серебра и 500 тонн цинка (на 2004год)) на Майкаинском месторождении.


В области найдены месторождения малахита и бирюзы. Некоторые специалисты считают, что есть реальные предпосылки для обнаружения технических и ювелирных алмазов.


В Павлодарском Прииртышье отсутствуют открытые месторождения нефти и газа, однако, почти половину территории области занимает Прииртышская впадина, которую геологи считают перспективной на огромные запасы углеводородного сырья. Прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 315 миллионов тонн, а газа в 148 миллиардов кубических метров.

Полезные ископаемые представлены залежами гипса( известняка, строительной глины, поварено соли )

(павлодарси раон)


6. Закрепление изученного материала.

- С чем мы познакомились на уроке?

- Что мы называем полезными ископаемыми?

- На какие группы делятся полезные ископаемые?

- Где их применяют?

- Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

7. Итог урока. Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых? (Ответы детей).

8. Домашнее задание: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые, подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

9. Рефлексия. Спрашиваю командиров групп:

- Как работала твоя команда? Кого бы ты отметил как самого активного?

- А теперь каждый из вас оцените свою активность (работу в группе) вас есть лесенки. Поместите свои стикер именно на ту ступень на сколько вы работали.

Всем спасибо урок.

















«В школу мы с тобой пришли.»

Дети маршируют на месте.

 «Всех друзей своих нашли»

Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха.

 «Будем в школе мы читать»

Наклоны головой вперед.

 «Будем в школе мы писать»

Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.

 «И конечно, и конечно,

 будем много-много знать!»

Дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.

«В школу мы с тобой пришли.»

Дети маршируют на месте.

 «Всех друзей своих нашли»

Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха.

 «Будем в школе мы читать»

Наклоны головой вперед.

 «Будем в школе мы писать»

Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.

 «И конечно, и конечно,

 будем много-много знать!»

Дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.

«В школу мы с тобой пришли.»

Дети маршируют на месте.

 «Всех друзей своих нашли»

Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха.

 «Будем в школе мы читать»

Наклоны головой вперед.

 «Будем в школе мы писать»

Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.

 «И конечно, и конечно,

 будем много-много знать!»

Дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.

«В школу мы с тобой пришли.»

Дети маршируют на месте.

 «Всех друзей своих нашли»

Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха.

 «Будем в школе мы читать»

Наклоны головой вперед.

 «Будем в школе мы писать»

Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.

 «И конечно, и конечно,

 будем много-много знать!»

Дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.

«В школу мы с тобой пришли.»

Дети маршируют на месте.

 «Всех друзей своих нашли»

Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха. «В школу мы с тобой пришли.»

Дети маршируют на месте.

 «Всех друзей своих нашли»

Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха.

 «Будем в школе мы читать»

Наклоны головой вперед.

 «Будем в школе мы писать»

Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.

 «И конечно, и конечно,

 будем много-много знать!»

Дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.

 «Будем в школе мы читать»

Наклоны головой вперед.

 «Будем в школе мы писать»

Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.

 «И конечно, и конечно,

 будем много-много знать!»

Дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.

«В школу мы с тобой пришли.»

Дети маршируют на месте.

 «Всех друзей своих нашли»

Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха.

 «Будем в школе мы читать»

Наклоны головой вперед.

 «Будем в школе мы писать»

Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.

 «И конечно, и конечно,

 будем много-много знать!»

Дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.

«В школу мы с тобой пришли.»

Дети маршируют на месте.

 «Всех друзей своих нашли»

Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха.

 «Будем в школе мы читать»

Наклоны головой вперед.

 «Будем в школе мы писать»

Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.

 «И конечно, и конечно,

 будем много-много знать!»

Дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.

«В школу мы с тобой пришли.»

Дети маршируют на месте.

 «Всех друзей своих нашли»

Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха.

 «Будем в школе мы читать»

Наклоны головой вперед.

 «Будем в школе мы писать»

Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.

 «И конечно, и конечно,

 будем много-много знать!»

Дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.

«В школу мы с тобой пришли.»

Дети маршируют на месте.

 «Всех друзей своих нашли»

Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха.

 «Будем в школе мы читать»

Наклоны головой вперед.

 «Будем в школе мы писать»

Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.

 «И конечно, и конечно,

 будем много-много знать!»

Дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.

«В школу мы с тобой пришли.»

Дети маршируют на месте.

 «Всех друзей своих нашли»

Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха.

 «Будем в школе мы читать»

Наклоны головой вперед.

 «Будем в школе мы писать»

Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.

 «И конечно, и конечно,

 будем много-много знать!»

Дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.



«В школу мы с тобой пришли.»

Дети маршируют на месте.

 «Всех друзей своих нашли»

Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха.

 «Будем в школе мы читать»

Наклоны головой вперед.

 «Будем в школе мы писать»

Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.

 «И конечно, и конечно,

 будем много-много знать!»

Дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.



Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.











Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.





Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.














































































7. Закрепление изученного материала. (Можно провести разными вариантами, в зависимости от оставшегося времени на уроке).

Можно дать вопросы по группам.

1) - С чем мы познакомились на уроке?

- Что мы называем полезными ископаемыми?

- На какие группы делятся полезные ископаемые?

- Где их применяют?

- Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

2) Можно провести тест на карточках для оперативного контроля:

- Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Тест.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) гранит, песок

б) уголь, руда

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Проверка ответов.


3) Можно дать группам задания повышенной сложности.

Задание: найди одну ошибку в каждом предложении-утверждении. Подсказка! Заменить нужно только одно слово на подходящее по смыслу.

* Можно дать одинаковое количество времени на работу. Это хороший соревновательный игровой момент на уроке. За каждый правильный ответ команда получает балл. Максимально можно получить 5 баллов.


Задание на отдельных листах для каждой группы:

Найди ошибки в следующих утверждениях.

  1. Большинство полезных ископаемых жидкие.

  2. Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.

  3. Нефть добывают в карьерах.

  4. Как удобрение для растений используется каменный уголь.

  5. Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.

Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество баллов.

Ответы:

  1. Жидкие твёрдые

  2. Хранят залегают

  3. В карьерах в недрах земли

  4. Каменный уголь торф

  5. Биологи геологи







































Добавить комментарий

You must have Javascript enabled to use this form.