ТЕМА: «ОПЫТ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТРОИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КОЧКОВСКИЙ РАЙОН НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

РАБОТА В РАМКАХ РАЙОННОГО ЭТАПА

ОБЛАСТНОГО ТУРА ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,

ПОСВЯЩЁННОГО 70-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

НОМИНАЦИЯ:

« МУЗЕИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

ТЕМА: «ОПЫТ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ».

АВТОР: ОСЬКИНА АЛЁНА АНАТОЛЬЕВНА,

учитель истории и обществознания,

руководитель школьного музея.

632 494, Новосибирская область,

Кочковский район, п.Троицкий,

ул.Лахина, д.10/2,

телефон: (8-383-56-28-182)

п.Троицкий

__________________________________________________________________

Осенью 2003 года я начала работу по созданию школьного историко-краеведческого музея «У истоков памяти». Музей создавался при участии педагогов, школьников, односельчан.

Историческое краеведение – развивающаяся, перспективная область знаний. Школьное краеведение переживает сейчас период подъёма, крепнет, совершенствует свои формы и методы. Развитие и жизнеспособность школьного краеведения определяется его особой ролью в учебно-воспитательном процессе. Я считаю, что, прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того чтобы по-настоящему полюбить свой край, его нужно хорошо знать.

20 декабря 2004 года мною была успешно пройдена паспортизация, и музей распахнул свои двери для посетителей.

Экспозиция «Предметы быта».

Экспозиция «Документы.

Наградные знаки».

Для меня главное – заинтересовать детей процессом исторического познания. Поэтому я считаю, что неоспоримым преимуществом в развитии творческого потенциала современных школьников является использование интерактивных форм работы.

Историческое краеведение – развивающаяся, перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью людям различных специальностей, различных социальных и возрастных групп.

Источниками для школьного исторического краеведения служат все известные науке виды исторических источников. Однако работа с ними отличается значительным своеобразием, как по своей конечной цели, так и по методам. Работа учителя-краеведа более многопланова, сложна по направленности, нежели чисто научное исследование. Учитель должен постоянно иметь в виду три аспекта изучения материала – общенаучный, краеведческий и учебно-воспитательный.

Руководитель школьников-краеведов должен уметь выявить и показать своим подопечным историко-культурную ценность простейших вещей, сооружений, документов, которые можно найти в любом уголке нашей страны. А это требует в первую очередь хорошего уровня профессиональной подготовки, требует глаза исследователя и таланта популяризатора.

Учитель должен свободно разбираться в круге современных проблем истории и искусствознания, знать основную справочную литературу по краеведению, использовать возможности Интернета. Не следует забывать о том, что у детей необходимо укреплять и развивать уважение к книге как своеобразному инструменту умственного труда, постоянному спутнику и советчику.

Сбор историко-краеведческого материала должен быть организован так, чтобы вырабатывать у школьников навыки самостоятельной поисковой работы. Главное – заинтересовать школьников процессом исторического познания. Историко-краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Её творческий, созидательный характер послужит воспитанию людей с активной жизненной позицией.

ФЕНОМЕН ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Возникнув как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе края, они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. В разные периоды истории школьные музеи переживали свои подъёмы и спады: то их признавали важнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками «старой» идеологии.

Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Так, например, участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей своего края независимо от того, какую тему они изучают.

Путешествуя и изучая недвижимые памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами событий, знакомясь с документальными, вещественными, изобразительными объектами наследия в среде их обитания, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории и природе края, учатся понимать, как история малой родины связана с историей страны, как различные исторические, политические, социально-экономические процессы, происходящие в стране и в мире влияют на развитие этих же процессов в родном городе, посёлке или селе.

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Школьные музеи исторического профиля могут и не заниматься изучением истории своего края с древнейших времён, а быть посвящены какой-либо историко-краеведческой проблеме края либо определённому историческому периоду и даже отдельному событию. Поэтому к школьным музеям исторического профиля можно отнести и музеи, изучающие историю села.

Чтобы обеспечить научность школьного краеведения, необходимо при изучении местного материала или объекта соблюдать определённую последовательность в работе, а именно:

1. Выбор темы, определение целей и задач исследования, краткая характеристика изучаемого объекта.

2. Подготовка программы сбора материала, включая вспомогательный материал – вопросники, памятки.

3. Распределение тем, других видов работы и определение сроков их выполнения.

4. Определение форм, методов и приёмов работы. Здесь особое внимание уделяется методике записи воспоминаний, их документальному оформлению.

5. Определение итогов работы: подготовка реферата, доклада, проведение вечера, конференции, викторины, создание стенда и т.п.

6. Выявление и изучение опубликованной литературы и других источников по теме исследования.

7. Определение и изучение документальных источников, хранящихся в местном архиве.

8. Выявление информаторов – участников исторических событий, очевидцев, ветеранов, старожилов.

9. Организация работы: координация, консультации, контроль учителя за работой учащихся.

10. Изучение, описание и собирание предметов материальной и явлений духовной культуры народа.

11. Методическая обработка и оформление материала на выставке, в экспозиции музея.

12 Использование собранного материала в учебно-воспитательном процессе.

Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее сложным для реализации проектом.

Самыми распространёнными недостатками могут быть: отсутствие самостоятельного анализа фактов, источников, собственных выводов, рабочих гипотез, глубокого поиска, доказательства в суждениях, неполнота исследования при непоследовательном изложении материала. Исходя из этого, одним из важнейших методических требований в работе с историческим материалом является постепенный переход от простых и общедоступных источников к более сложным.

Начинать работу целесообразнее с периодической печати по истории края. Доступность, наглядность, массовость изданий, разнообразие публикаций позволяют привлечь к работе с местной периодикой школьников среднего и старшего звеньев школы с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Примерная схема анализа источника может быть следующей:

1. Название газеты (чей орган), характеристика газетного материала (передовая статья, специальная рубрика и т.п.)

2.Какова тема и содержание рассматриваемого материала?

3. В какой обстановке (политической, экономической) происходит данное событие? Какая имеется связь события (явления, фактов) с предыдущей историей края, с сегодняшним днём? Каковы общие и частные причины события?

4. Известны ли другие подобные события (факты, явления) в истории страны или края? Существует ли между ними связь? Являются ли события (факты, явления), о которых упоминается в источнике, типичными для края или их следует рассматривать как исключение?

5. Сделай выводы о значении этих событий (явлений, фактов).

Важным этапом в работе школьного краеведческого музея является создание информационного банка данных о ветеранах войны и труда, воспоминаний старожилов, сбор местного фольклорного материала.

В целях патриотического воспитания нынешних школьников ежегодно проводится серия мероприятий под общим названием «Вахта памяти».

Целью этой работы является сбор информации от бывших фронтовиков.

Для этого им предлагается заполнить специальные анкеты следующего содержания:

1. Фамилия, имя, отчество, год рождения.

2. Точный адрес.

3. Состав семьи.

4. Когда и в каком возрасте был призван в действующую армию?

5. На каких фронтах воевал, в какой армии, в каких войсках, в каком

звании?

6. Имеются ли награды? Какие, за что?

7. В боях за освобождение каких территорий участвовал?

8. Какие сражения и почему являются самыми памятными?

9. Расскажите о своих сослуживцах, поддерживали ли с ними связь

после войны?

10. Время заполнения анкеты, кто проводил анкетирование.

Примечание: не всегда целесообразно заполнять анкеты при первой встрече. Оставив анкету, краеведы договариваются о встрече, назначая время, удобное ветерану. Если представится возможность, следует познакомиться с личным архивом. Как правило, пожилые люди охотно передают музею старые письма, фотографии, открытки. Изобразительные источники способствуют познавательной деятельности учащихся. Особенно велика роль фотографий, которые с документальной точностью позволяют запечатлеть важнейшие события в истории края, орудия труда, постройку различных сооружений.

Однако для накопления обширного и разнообразного фотоматериала требуется определённое время. Поэтому нужно создавать тематические фотоальбомы. Необходимо так же предупредить ребят, что ни в коем случае нельзя вырезать фотографии из старых газет и журналов. В фонд берётся весь экземпляр газеты или книги. Каждая приобретённая фотография должна иметь паспорт, раскрывающий содержание документа. Например, если на фотографии изображён человек, то следует в паспорте установить:

1. Кто изображён на фотографии?

2. Его отношение к изображаемому событию.

3. Какую роль сыграл этот человек в изображаемом событии, в истории

своего края, посёлка, города.

4. Когда и кем сделан этот снимок?

5. От кого школьный музей получил фотографию?

6. Как фотография попала к этому человеку?

Краеведческий музей не должен быть простым хранилищем ценных документов и предметов. Непрерывное пополнение его коллекций — одна из первых задач музея. Создавая музей, нельзя увлекаться простым собирательством экспонатов. Одной из форм использования музейных материалов является создание экспозиций. Справедливо утверждение о том, что фонды музея – это его богатство, а экспозиция – его лицо.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСКУРСИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля понятие ЭКСКУРСИЯ объясняется как «походка, прогулка, выход на поиск

чего-либо». С конца века суть этого понятия заметно усложнилась: сохранив функцию отдыха, экскурсия приобрела, прежде всего, воспитательную и познавательную направленность. Дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность – вот первостепенная задача экскурсий. Именно на экскурсиях можно использовать силу эмоционального воздействия на человека, органически соединить логические и эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала истории и современности, на всестороннем развитии познавательной деятельности.

Главное в экскурсиях – это познание мира. Одно из самых важных, если не самое важное – это её историчность.

Люди всегда испытывают большую тягу к документу, как письменному, так и материальному. Поэтому очень часто в ходе экскурсии можно слышать детские вопросы: «А это настоящее?».

Человеку нужны подлинники, а не копии. Значительно оживляет экскурсию включение в рассказ легенды, мифа, предания, какого-либо интересного факта, комичного случая.

Одной из наиболее важных задач экскурсии является задача научить видеть в объекте его прошлое и настоящее. Необходимо упомянуть, что неверно анализировать объект, когда экскурсовод вначале рассказывает о нём, а потом предлагает пройти и посмотреть его или вначале демонстрирует объект, а разбор осуществляет отдельно. Объект должен анализироваться в ходе наблюдения, т.е. когда во время между анализом и наблюдением существует непосредственная связь.

К главным приёмам экскурсионной деятельности можно отнести:

1. Иллюстративно-созерцательный.

Под руководством экскурсовода дети получают знания и готовы в ходе наблюдения объектов к восприятию связанных с ними опосредованных данных. Его часто применяют в условиях передвижения экскурсантов, т.е. происходит соединение двигательной функции с восприятием и мышлением.

2. Репродуктивный.

Экскурсанты воспроизводят известный им по прежнему опыту материал, входящий в содержание экскурсии. Такой приём помогает школьникам осознать содержательность своих знаний.

3. Частично-поисковый.

Экскурсанты сами ведут поиск и выделяют в содержании отдельные признаки между ними, не образующие целостной системы решения проблемы.

4. Исследовательский.

Экскурсовод вовлекает учащихся в процесс наблюдения с тем, чтобы они сами извлекали знания о внешнем облике объекта и его непосредственно воспринимаемых и опосредованных связях и отношениях и на этой основе решали, формулировали выводы и обобщения.

Экскурсионные приёмы, как правило, не применяют отдельно: они, переплетаясь, переходят один в другой. Каждый приём рассчитан на активное восприятие экскурсионного материала. В зависимости от темы экскурсии, целевой установки, характера объекта, знаний и интересов экскурсантов необходимо использовать те приёмы, которые содействовали бы наиболее активной работе.

Успех экскурсии во многом зависит и от личности экскурсовода.

К этому виду деятельности необходимо привлекать учеников знающих детей и их уровень образованности для того, чтобы во время проведения экскурсии они служили опорой. Кроме того, экскурсовод должен владеть дисциплиной и способностью удерживать внимание детей. В качестве экскурсоводов правильнее иметь нескольких учеников, распределив между ними обязанности в соответствии с экспозициями, представленными в музее.

Большой ошибкой в экскурсионной деятельности является стремление изложить всю имеющуюся информацию по представляемой теме. Такая экскурсия перенасыщена второстепенными фактами, цифрами. Быстрый темп, отсутствие пауз для самостоятельного осмотра явно не способствуют усвоению информации.

Для экскурсовода существует ряд правил. Одним из важных качеств в работе является свойство идентификации, умение ставить себя на место других. Оставаясь как бы незаметным, экскурсовод должен дать возможность «заговорить» объекту, создать предпосылки активного общения.

Не менее эффективное средство активизации внимания – создание ассоциативных связей. Человек особенно хорошо запоминает то, что в его сознании ассоциируется с чем – либо другим, ранее известным. Создание ассоциативных связей нового материала со сведениями, уже известными человеку, может быть использовано экскурсоводом и для усиления запоминания материала. Любой человек, а тем более ребёнок, слушая новый материал, всегда выделит уже ему известное, обратит на это внимание и, соответственно, лучше запомнит всё, что с этим связано.

Важным представляется и использование на экскурсиях средств предметной наглядности. Они могут служить опорой при словесном изложении материалов.

Наглядное средство может быть использовано для иллюстрации высказанной мысли, её конкретизации. Экскурсии в учебном плане в основном используются как дополнительный источник информации, иллюстрирующий учебную информацию, получаемую на уроке. Они ещё хороши и тем, что основываются на межпредметных связях и позволяют ненавязчиво проверить знания сразу нескольких тем. Всё это требует от экскурсовода значительной подготовки и знания распределения экспонатов в фондах музея.

Фонды музея:

Из них:

С целью выяснения уровня знаний обучающихся в области истории возникновения поселений на территории края, особенностей организации трудовой деятельности и просветительской роли школьного краеведческого музея, среди школьников двух возрастных групп: 11-14 лет и 15-16 лет был проведен опрос. Детям предстояло ответить на следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы, когда и какие населенные пункты возникли на территории вашего края?

  2. Какие орудия труда использовали земледельцы вашего края?

  3. Какие культуры они выращивали, какой скот разводили?

  4. Какие экспонаты местного краеведческого музея рассказывают о сельскохозяйственных занятиях крестьян?

Полученные результаты в графическом виде расположились следующим образом:

Выводы, следующие из результатов опроса:

1. Необходимо акцентировать внимание на просветительской работе

с фактическим материалом;

2. Активизировать познавательную деятельность школьников в области

изучения народных традиций и элементов быта.

Заочная экскурсия по школьному историко-краеведческому музею Троицкой средней общеобразовательной школы.

Разработана руководителем музея Оськиной Алёной Анатольевной на основе местного краеведческого материала.

Экскурсовод – Оськина Злата.

Здравствуйте, дорогие гости! «Человек без прошлого, что дерево без корней», — гласит народная мудрость. Музеи призваны хранить прошлое, призваны помочь человеку увидеть неразрывную связь времён и поколений. Работа в нашем музее ведётся в общекраеведческом направлении, именно этим объясняется многообразие собранных здесь экспонатов. Ведь музей – это не только стенды и фотографии, это, прежде всего, память о людях, о пройденных этапах нашей истории. Добро пожаловать в наш музей!

Крестьянская мудрость советует: «Учи дитя тогда, когда оно поперёк лавки лежит», — поэтому детство у наших прабабушек и прадедушек длилось всего семь-восемь лет. Начиная с этого возраста, ребятишки уже работали со своими родителями. Крестьянский мальчик в восемь лет управлялся с лошадью, в девять лет обязанностей у него прибавлялось: он кормил скотину, вывозил навоз в поле, убирал с отцом хлеб. К пятнадцати годам юноша вполне мог заменить отца в случае его отъезда или болезни. От брата не отставала и сестра. С шести лет она начинала осваивать прялку, к десяти бралась за серп и иглу, в четырнадцать девочка ткала, жала хлеб, косила сено.

Крестьяне занимались не только сельским хозяйством, но и различным ремеслом. Мужчины мастерили мебель и орудия труда: прялки, рогачи, мотовила, ступы, рубанки. Кстати, многие орудия труда нашли своё отражение в русских народных сказках. Помните: «Баба-Яга в ступе летает, пестом погоняет, помелом след заметает». Та же Баба-Яга, пытаясь поджарить в печи Иванушку, хотела посадить его на лопату, да молодец хитрее оказался – сам старуху в печь отправил! Ну, а в реальной жизни кочергой выгребали золу из печи, в ступе толкли зерно, а на лопату сажали тесто будущего каравая.

Экспозиция «Орудия труда»

Много сил и времени требовалось для работы со льном. Самое ценное у льна – это волокно, содержащееся в стебле. Чтобы добыть его, лён две-три недели вымачивали в воде. После сушки мяли и трепали, чтобы удалить древесные части стебля. Затем чесали гребнями. В результате получалась мягкая, пушистая кудель – сырьё для прядения.

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком», — эти строки Пушкина о самом распространённом занятии крестьянок. Вечерами, при свете лучины, девушки-подружки собирались в чьей-либо избе со своими прялками и куделью. Прядение было скучной однообразной работой, поэтому девушки за работой пели или вели беседы. После прядения начинали ткать холсты, затем полотно белили на солнце, а затем приступали к кройке и шитью рубах, порток, юбок. В нашей экспозиции имеется льняная одежда, украшенная изящной вышивкой, и самовязанный, из овечьей шерсти, или, как говорят у нас в селе, «суконный» костюм, в котором в послевоенные годы спасались от холодов деревенские женщины.

Все эти вещи в наш музей любезно предоставила наша односельчанка, жительница посёлка Рождественский, Буряк Елена Павловна.


Экспозиция «Одежда». Экспозиция «Предметы быта».

А теперь мы с вами пройдём к стенду «Конструкция русской избы». Издревле на Руси дома строили из дерева. Тому было немало причин. Во-первых, наша земля всегда славилась своими лесами, поэтому дерево стоило дёшево. Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддаётся обработке, а значит, строительство идёт быстро. К тому же, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. Гвозди были редки и дороги, поэтому в течение столетий плотники выработали такие приёмы строительства, которые вовсе исключали употребление гвоздей: соединение брёвен в «обло» и «в лапу». Готовы стены, построена крыша, настала очередь внутреннего убранства.

Стенд «Конструкция русской избы».

В нашем музее мы попытались частично восстановить убранство сельского дома 50-х – 60-х годов двадцатого столетия. Даже в советский период истории в каждом доме присутствовал Красный угол. Это было почётное место. Здесь, на специальной полке, стояли иконы, горела лампада. В Красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы здесь сидели молодые.

Что же касается мебели, то её в избе было немного: стол, лавки, скамьи, сундуки. Главным предметом мебели был обеденный стол с самоваром. Он стоял в Красном углу, а его размер зависел от численности семьи.

Экспозиция «Красный угол»

Самым популярным угощением были блины. Они были известны ещё с языческих времён и символизировали тогда солнце. В старину блины сопутствовали человеку в течение всей жизни: от рождения – роженицу кормили блинами, до самой смерти – блины входили в состав поминальной трапезы. И уж, конечно, какая масленица может быть без блинов! Однако самое интересное заключается в том, что современные хозяйки пекут блины из пшеничной муки, тогда как истинно русские блины пеклись из гречишной. С давних времён блины являлись визитной карточкой русской национальной кухни. Вообще, гостеприимство считается характерной чертой русского народа, тогда как сами крестьяне наедались «до отвала» только по праздникам. Может быть, этим объясняется любовь русского народа к пышному застолью, которая с давних времён удивляет иностранцев.

Свою одежду крестьяне хранили в сундуках. Их количеством в доме определялся достаток семьи. Если в семье росла девочка, то ей чуть ли не с малых лет в отдельный сундук начинали собирать приданое. Этот сундук она после свадьбы увозила с собой в дом мужа.

Особую благодарность мы выражаем нашей односельчанке Головко Валентине Фёдоровне, передавшей в наш музей, в числе самых первых, множество интереснейших экспонатов. Среди них хочется выделить эту замечательную колыбель, по-нашему, по-троицкому, люльку. Мы оставили её в первозданном виде такой, какой её изготовили более ста лет назад. Три поколения Головко вынянчили в ней своих детей.

И кто бы мог подумать, что ведущий риэлтер крупнейшей Новосибирской фирмы по торговле недвижимостью «Эрмитаж» Головко Василий Николаевич, когда-то, под напевы своей бабушки Софьи посапывал в этой колыбельке.

Колыбель («люлька») начало XX века.


Часть экспозиции «Интерьер деревенской Экспозиция «Одежда и декоративно –

комнаты 50-х – 60-х г.г. XX века». прикладное творчество».

Украшением стен дома были портреты, фотографии в рамках и вышитые панно. На портретах в нашем музее Вы видите детей первых переселенцев, основателей посёлка Троицкий, Коржова Григория Павловича, участника Великой Отечественной войны, почётного пионера нашей школы, и его жену, Коржову Ульяну Фёдоровну. Одним из раритетов нашего музея является её свадебный платок, в котором была венчана в церкви, в далёкой «Расее» ещё её мама.

По преданию, венчальный платок обладает чудодейственной силой: с его помощью можно остановить приступ распространённой детской болезни «младенчика» или по-другому «родимчика». Платком накрывали больного ребёнка во время приступа, и приступ прекращался.

Уважаемые гости! Наш музей ещё очень молод, мы работаем около пяти лет, но за это время в нашем музее побывало множество гостей, в книге отзывов добрые слова и пожелания! В перспективе, мы планируем создать банк данных об основателях посёлка и работа в этом направлении уже началась. Впереди нас ждут новые открытия, а мы ждём Вас, наших дорогих гостей!

Злата Оськина, экскурсовод, дипломант историко-краеведческого конкурса

«Моё село», 2004 г., победитель районного краеведческого конкурса «История моей семьи в истории моей страны», 2007 г.

Павел Раков, экскурсовод, представитель информационного центра музея.



Коржова Анна, автор краеведческого Краеведческое исследование Майба Олеси

исследования «История Троицкого рода вошло в сборник «Отчий мир» (2 выпуск).

Польниковых». исследование было посвящено Троицкому

роду Кулёминых. (фото из районной газеты

«Степные зори»)

Работы краеведов Троицкой средней общеобразовательной школы публикуются в районной газете «Степные зори».

Исследовательская работа ученицы Майба Олеси была опубликована в сборнике «Отчий мир».


Александр Корнеевич частый гость и консультант в работе нашего музея.

МОУ ТРОИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КОЧКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В РАМКАХ

ОБЛАСТНОГО ТУРА ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» В НОМИНАЦИИ

«РОДОСЛОВИЕ МОЕЙ ЗЕМЛИ».

ТЕМА РАБОТЫ:

«ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В ПОСЁЛКЕ ТРОИЦКИЙ КОЧКОВСКОГО РАЙОНА

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Автор: Федорцова Марина, ученица 8-го класса.

Руководитель: Оськина Алёна Анатольевна,

учитель истории и обществознания.

Консультанты:

Съедина Пелагея Ульяновна,

Съедин Николай Михайлович,

Ананьев Николай Анатольевич,

Федорцов Александр Николаевич.

ПОСЁЛОК ТРОИЦКИЙ КОЧКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

2008 ГОД.

«ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В ПОСЁЛКЕ ТРОИЦКИЙ КОЧКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ».

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение – 1 страница.

2. Жильё первых поселенцев – 2 страница.

3. Как строили дом сибиряки-старожилы – 2-4 страницы.

4. Крестовый дом – 5 страница.

5. Этапы строительства деревянного дома – 6 страница.

6. Сведения из информационного банка школьного музея – 7 страница.

7. Схема деревянного дома – 8 страница.

8. Статистические данные по Троицкому сельскому совету – 9-10 страницы.

9. Заключение – 11 страница.

Посёлок Троицкий в 2007 году перешагнул 100-летний рубеж. Он был основан в период столыпинской аграрной реформы переселенцами с Дона, из Полтавы, Курска, Новгорода. В настоящее время подрастает четвёртое поколение коренных троичан. Ход истории невозможно остановить, но возможно сохранить память о прошлом. Наш посёлок небольшой и по территории, и по числу жителей. Люди живут, в основном, в деревянных («своих») домах, добротных и крепких. От старых домов первых поселенцев не осталось даже развалин. Именно для того чтобы сохранить историко-культурное наследие своей малой родины, объектом представленного исследования я решила сделать сельский дом, проследить эволюцию жилищного строительства в посёлке Троицкий на протяжении 100 лет.

Цели работы:

  1. Проследить этапы эволюции строительства дома в сибирской деревне;

  2. Отработать навыки сбора информации из разных источников;

  3. Развивать умение сравнивать элементы прошлого и настоящего.

Задачи работы:

  1. Привлечение внимания к историко-культурному наследию своей местности;

  2. Изучение технологических особенностей процесса строительства крестьянского дома.

  3. Выявление причинно-следственных связей, повлиявших на эволюцию предмета исследования.

Методы проведения исследования:

  1. Беседы со старожилами посёлка;

  2. Изучение литературы по истории Сибири;

  3. Работа с архивными документами Троицкого сельского совета;

  4. Работа со справочной литературой.

Консультанты:

  1. Съедина Пелагея Ульяновна, 1924 года рождения, старожил посёлка;

  2. Съедин Николай Михайлович, плотник;

  3. Ананьев Николай Анатольевич, прораб ООО «Троицкое»;

  4. Федорцов Александр Николаевич, мастер по строительству ООО «Троицкое».

«Жил-был зайчик да лисичка. У зайчика-то избушка лубяная, а у лисички-то — ледяная». «Жили-были», — именно такими словами начинаются все русские народные сказки. В ассоциативном ряду понятий, возникающих при упоминании этого словосочетания, на первом месте стоит понятие «ДОМ».

ИЗ СЛОВАРЯ В.ДАЛЯ: «Дом – строение для жилья; в городе, жилое строение, хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством…».

Какое значение имеет ДОМ в жизни человека? Найти ответ на этот вопрос несложно: дом-жилище-жизнь.

Что изображают маленькие дети на своих

первых рисунках? Домик и солнышко – символы тепла, спокойствия и защищенности от агрессивной внешней среды.

Технология строительства жилища эволюционировала вместе с человеком: пещера, землянка, надземное строение.

В тех районах Сибири, где леса было мало, крестьяне испытывали трудности с постройкой хорошего жилья. Зажиточные привозили брёвна издалека, а бедноте приходилось довольствоваться домишками из малоподходящего материала – мелкой сосны, берёзы, дёрна.

Переселенцы первое время жили в землянках. Те, кто приехал со степного юга России, по привычке и в силу необходимости складывали саманные хаты из смеси глины и соломы, крыли их соломой или камышом. На территории нашего посёлка строили не только саманные дома, но и так называемые «литухи» — более усложнённую разновидность «саманухи». В землю вкапывали деревянные столбы, которые вкруговую оббивались досками таким образом, чтобы между ними осталось пустое пространство, в которое заливали смесь глины и соломы. Затем всё тщательно утаптывалось ногами, и получалась литая стена. Со временем, крытые соломой крыши заменялись деревянными.


Крытая соломой «литуха». «Литухи» требовали постоянного

ежегодного ремонта, так как разрушались

под воздействием окружающей среды.

Снимок 1965 г.

Такие виды жилья не шли ни в какое сравнение с прочными, долговечными и тёплыми домами сибиряков-старожилов.

Как строили дом сибиряки- старожилы.

По рассказу Съединой Пелагеи Ульяновны.

Старожилы накопили богатый опыт строительства жилья, приспособленного к суровым условиям Сибири. Этот опыт сейчас изучают этнографы, архитекторы, искусствоведы. Лучшие его элементы до сих пор используются в практике сельского строительства.

В здешних местах строительный лес всегда имелся в достатке. На постройку жилья шли в основном сосны, но нижний ряд бревен и фундаментные стойки сибиряки старались делать из лиственницы. Для сруба годился лишь «кондовый» лес – ровные, смолистые деревья, росшие в глубине бора.

Его нужно было вовремя заготовить — поздней осенью или зимой, в полнолуние либо «на старый месяц». Сушка, хранение, обработка бревен требовали немало опыта.

Вот как выбирали место для постройки. Считалось, что нельзя располагать дом на перекрестке дорог — «с семьей не будет ладно, во дворе не будет водиться скотина». Подходящими считали хорошо освещенные места у реки, на некотором возвышении.

Уточняли выбор места ночью или ранним утром: «Когда три звезды полуношные — Кичиги, которые появляются на небе вместе с Зарницей, закатились, то пора идти» (это примерно в пять часов утра). Шли босиком в одной рубахе, без верхней одежды – чтобы чувствовать холодные и теплые места. Если где-то охватывало холодом – это значило, что место для жилья не годится, зато оно может быть использовано для колодца, потому что здесь близко к поверхности подходят грунтовые воды.

Строительство начиналось обычно ранней весной, едва сойдет снег. Чтобы успеть до больших сельскохозяйственных работ, хозяин приглашал родственников и соседей «на помочь». За работу на помочах не платили, но обедом и ужином угощали от души. Кстати, помочи собирали и для проведения срочных сельскохозяйственных работ.

Из Европейской России иногда заходили в Сибирь плотничьи артели и охотно подряжались на постройку жилья. Мастерство плотника почиталось наравне с ремеслом кузнеца, мельника. Этим умельцам крестьяне приписывали сверхъестественные способности. Будто бы, например, плотник так может построить дом для жадного хозяина, что на полу всегда будет сор, и его никак не выметешь.

При закладке дома многие приглашали священника для освещения строительства. Использовали и обычаи, имеющие языческое происхождение: в нижнем ряду бревен под один угол клали зерно, чтобы у хозяина хлеб водился; под другой – шерсть, под матицу – главный потолочный брус – подкладывали серебряные монеты. Жилье при постройке старались сориентировать окнами на солнечную южную сторону, «чтобы в избе весело было».

Существовали запретные и благоприятные дни для начала строительства, как и для любого важного дела. Не приступали к делу в воскресение и понедельник, в церковные праздники.

Поражает разнообразие строительных приемов, которые плотники выбирали в зависимости от степени зажиточности домохозяина, наличия подходящего материала, традиционных предпочтений семьи, предполагаемой планировки жилища. Соединять бревна по углам умели

«в охряпку», «в лапу», «в чашу». Крыши крыли тесом или дранью, причем слои покрытия могли настилать «впритык», «вразбежку»,

«с подшильником». Когда укладывали бревна, то учитывали даже разницу в плотности древесины с южной и северной стороны ствола. Более плотный край бревна, северный, поворачивали на внешнюю сторону постройки, чтобы она дольше не разрушалась.

Переезд в новый дом тоже сопровождался множеством примет, правил, условных действий. Наиболее удачным днем для новоселья считалась суббота.

Важным было обеспечить преемственность прежнего и нового этапов в истории домохозяйства, поэтому для новоселья в старом доме готовили тесто, а хлеб из него выпекали уже в новом доме. Переносили золу из загнета (место у устья русской печи, куда сгребают жар) старой печи в загнет новой.

На новоселье приглашали родственников, друзей, соседей. Праздничная процессия отправлялась из старого дома в новый. Впереди шёл хозяин с хлебом-солью, хозяйка с помелом и кочергой, почтенная старушка несла икону. Другие участники шествия вели и несли разных домашних животных. Гостей приглашали в дом, скотину заводили во двор. Первыми заходили хозяин с хозяйкой, иногда – старушка с иконой или маленьким ребенком, через порог пускали кошку. Хлеб ставили на стол, икону вешали в передний (самый светлый, торжественный) угол, клюку и помело клали на печь. Некоторые хозяева заказывали в день новоселья молебен в церкви.

В
се описанные обряды имели глубокий смысл – практический, магический, религиозный. Зачем, например, нужны были помело (веник для выметания золы из печи) и кочерга? Чтобы переманить из прежней избы в новый дом своего домового
(суседушку, деда), который, как считалось, обитал поблизости от печи и являлся покровителем дома и усадьбы. Именно от него в большей степени, якобы, зависели здоровье и благополучие всех «домашних» и скота.

Образ домового неотделим от образа русской печи и предметов крестьянского быта.
С начала 70-х годов 20-го века в нашем посёлке начинается массовое строительство деревянных «крестовых» домов (такое название связано с крестообразным расположением комнат).


Схема крестового Крестовый дом 1970 г. Скотный двор.

дома. постройки

Деревянные дома крестового типа строились, как правило, два-три года. В первый год заливали фундамент и ставили сруб, пробивая брёвна паклей. В таком виде строение оставляли до следующей весны, чтобы дом «устоялся», осел. На втором этапе строительства накрывали потолок, ставили стены и крышу. Потолок утепляли с внешней стороны (со стороны крыши) методом «валькования» — обмазывая глиной. Третьим этапом являлись отделочные работы внутри дома. Стены дранковали специальными тонкими рейками, мазали, накрывали полы. Половицы старались делать широкими, иногда до полуметра, слегка выпуклыми. После завершения «побелочно-покрасочных» работ справляли новоселье.

Но даже новый дом требовал постоянного внимания и заботы. Так, к примеру, настоящей напастью для деревянных строений являются грибковые заболевания. Споры этих грибов-паразитов проникают в древесину и, прорастая, делают её трухлявой.

Грибковые заболевания распространяются очень быстро: ветер, осадки и насекомые легко переносят мельчайшие споры с поражённых участков на здоровые. Для профилактики грибковых поражений в фундаменте дома делали специальные сквозные отверстия – отдушники, по два с каждой стороны дома. Они обеспечивали вентиляцию подполья с весны до октября, а потом забивались тряпьём и замазывались глиной.

Красный угол в доме первых поселенце посёлка. Реконструкция в школьном историко-краеведческом музее.

ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕРЕВЯННОГО ДОМА.

Записано со слов мастера по строительству ООО «Троицкое» Федорцова Александра Николаевича.

Строительство дома – очень тяжёлая, долгая и затратная работа. Перед тем как построить дом нужно выбрать место, собрать на строительство различные документы, завезти материалы для строительства – и только тогда можно начинать строить дом. Сначала выравнивается место, где будет строиться дом, наводится планировка, затем выравнивается фундамент из блоков (примерно 60х60х120). Места стыков заливаются бетоном, чтобы основание было цельным. Далее выкладывается цоколь из кирпича с отдушинами для вентиляции воздуха. Они открываются летом, а закрываются зимой. Между цоколем и брусом кладётся изоляционный слой, для того чтобы брус не тянул влагу. Брусы желательно обработать смолой: под полом не заведётся грибок, который «съедает» дерево. Далее выкладывается сруб из бруса вверх по всему периметру дома и оставляется место для окон. Между каждым бревном кладётся пакля со шкантами для утепления. В высоту сруб получается примерно 2,8 м. Теперь перекрытие, или потолок. Кладутся балки, к ним прибивается тёс и, если нужно, валькуется глиной, чтобы через потолок не уходило тепло. Далее мастера приступают к крыше. Ставятся стропила, прибивается обрешётка, и на неё кроется шифер. Когда шифер уже лежит, прибивается конёк: это делается для того, чтобы закрыть пространство между стыками шифера. Тогда туда не попадает ни снег, ни дождь. Чтобы шифер не сдуло ветром на краях обрешётки и самого шифера прибиваются так называемые «ветровые доски». После того как основная работа закончена, переходят к работам внутри дома. Для начала кладётся пол. На цоколь укладываются балки на определённом расстоянии друг от друга; поскольку они длинны, выкладываются тумбы из кирпича или бетона под ними, чтобы они не прогнулись. Стелется пол. Далее ставятся перегородки под комнаты с дверными проёмами. В каждой комнате в оконный проём вставляются готовые окна. Затем дранкуют стены и потолок, оштукатуривают их. Перед тем как оштукатурить стены, протягивается электропроводка. После того как стены высохнут, их белят, красят или оклеивают обоями. Затем по периметру внутри дома проводится отопление из металлических труб. Ставится печь, и в трубы заливается вода. И всё это завершается отделочными работами (это покраска окон, дверей, стен, пола). Чтобы дом был ещё более тёплым и красивым, снаружи его обкладывают кирпичом или прибивают плоский шифер. Итак, дом построен!

Из информационного банка данных школьного музея:

«Основатели и старожилы посёлка Троицкий».

Записано со слов Лопатиной Натальи Акимовны 1924 года рождения.

«Родители приехали в Сибирь в 1909 году. Отец — Лопатин Аким Ефимович, 1884-1962гг. Родом из Воронежской губернии, села Грязно-Подтудонь, жил в работниках у неких Аверкиных. Мать — Сафонова Анастасия Михайловна, 1891-1950 гг.

Из одиннадцати рождённых детей в Сибири выжило семеро: два сына (Василий, Прокофий) и пятеро сестёр (Наталья, Анна, Елена, Вера, Прасковья).

Лопатин Прокофий Акимович погиб в 1941 году в боях под Москвой. Семья жила зажиточно: имела свиней, коров, лошадей. Собственным инвентарём обрабатывала землю». Наталья Акимовна передала в дар музею множество экспонатов, среди которых сундук, вышивки, домотканое полотенце (1924 года). Активно сотрудничает с краеведами, посещает школьный музей.

Лопатина Наталья Акимовна, 2006 г.


Самый старый дом из сохранившихся в посёлке Троицкий построен в 1936 году Лопатиным Акимом Ефимовичем. Как и человек, каждый дом имеет свою историю. До того, как дом был перевезён в посёлок Троицкий, он стоял в посёлке Зыково Алтайского края, был двухэтажным. Первый этаж служил подвалом, в котором прежний хозяин в период продразвёрстки прятал зерно и скот. Жилые помещения располагались на втором этаже. При переносе дома решено было из брёвен первого этажа сложить пригон — помещение для скота.

СХЕМА ДЕРЕВЯННОГО ДОМА.

КОНЁК

СТРОПИЛА

ОКОННЫЙ БЛОК

ШКАНТЫ

СРУБ ИЗ БРУСА

ЦОКОЛЬ

ОТДУШНИКИ ДЛЯ

БЛОКИ ИЗ ФУНДАМЕНТА ВЕНТИЛЯЦИИ

ВОЗДУХА

Специальные термины, употреблённые в тексте:

Брус – четырёхгранное бревно.

Сруб — четырёх- или пятистенная « коробка», выложенная из бруса.

Пакля – выческа из льна.

Шкант – металлический или деревянный стержень соединяющий

брусья.

Балка – брус или бревно, положенное концами на две

противоположные стены или столбы.

Обрешётка – тёс, положенный на стропила, к которому

впоследствии прибивается шифер.

Стропила – пиломатериал 50 х 160 мм на который кладётся

обрешётка.

Строительство большого деревянного дома требовало от плотников мастерства и знаний. Одним из самых компетентных в этой области строительства в нашем посёлке был Клеймёнов Михаил Андреевич.

Из информационного банка школьного музея.

Клеймёнов Михаил Андреевич, 1931 года рождения, уроженец посёлка Троицкий. В семилетнем возрасте, после тяжёлой болезни, остался без ног. Овладел плотницким ремеслом и стал специализироваться на постройке домов. За свою жизнь построил более 15-ти домов, которые отличались от других декоративной резьбой. Ещё при жизни односельчане называли его самородком: ведь кроме строительства, он выделывал кожу, шил обувь, выбирал места под колодцы. О «золотых рук мастере» знали во всех окрестных деревнях.

Вместе с женой, Пелагеей Ульяновной, прожили в счастливом браке

48 лет, вырастили шестерых детей. Плотницкий талант Михаила Андреевича передался его сыновьям: Николаю и Александру.

Клеймёнов Михаил Андреевич умер в 2000 году.

Клейменов Михаил Андреевич с женой Пелагеей Ульяновной.

В настоящие дни темпы жилищного строительства в нашем посёлке крайне низкие: за последние пятнадцать лет был построен только один деревянный дом. Уменьшение числа домохозяйств наглядно демонстрирует приведённая таблица:

Год

1945

1950

1960

1970

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Число домохозяйств

452

400

329

270

328

328

332

322

315

320

307

Увеличение числа домохозяйств в 2000-2002г.г. обусловлено реализацией

«Программы-130», в ходе которой строились двухквартирные дома городского типа.

Эпоха урбанизации диктует свои законы: молодёжь уезжает в города, там создаются семьи и рождаются дети. Численность населения в нашем посёлке постоянно снижается:

Год

1945

1950

1955

1960

1965

1970

1975

1980

1985

1990

1995

2000

2005

Число жителей

1534

1520

1166

1299

1078

1039

901

814

779

807

875

857

816

Нагляднее процесс убывания населения жителей посёлка показывает

график:

Статистические данные свидетельствуют не только о том, что стало рождаться мало детей, но и том, что в настоящее время идёт массовый отток молодёжи из села. Анализ естественного движения населения посёлка последних лет выглядит следующим образом:

годы

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

прибыло

человек

20

12

33

25

8

41

32

19

27

27

9

10

20

выбыло

8

10

8

12

6

32

33

22

35

33

25

49

44

-17*

-19*

родилось

16

9

12

5

3

14

9

8

9

9

5

4

4

5

14

умерло

8

10

11

14

10

14

5

8

10

6

14

6

6

13

14

* на столько количество выбывших превышает количество прибывающих.

ПРИМЕЧАНИЕ: СВЕДЕНИЯ ЗА 2007 ГОД ОТСУТСТВУЮТ В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТЫ СЕЛЬСКОГО СОВЕТА ДАННЫЕ ЗА 2007-й ГОД ЕЩЁ

НЕ ОБРАБОТАЛИ.

Сложная экономическая ситуация 90-х годов 20-го столетия, непоследовательные и непродуманные реформы сменяющих друг друга правительств поставили тысячи таких небольших населённых пунктов, как наш Троицкий на грань вымирания. Но несмотря ни на что наш посёлок ещё жив. Самоотверженно трудятся на полях механизаторы, на фермах — животноводы. Наша школа является одной из лучших в районе. Функционирует Дом культуры, библиотека, детский сад, ФАП. Жители посёлка обеспечены бесперебойной подачей воды и света, проблема бездорожья ушла в прошлое.

Посёлок Троицкий, перешагнувший столетний рубеж, частица Кочковского района, песчинка на карте России, живёт своей тихой и размеренной жизнью. Очень хочется верить в то, что, выстояв в нелёгкой схватке со временем, мы сумеем преодолеть и сегодняшние трудности.

Приложение. Словарь забытых слов.

Бели – оконные рамы.

Верея – столб, на который подвешиваются ворота.

Голбец – подполье в избе.

Гумно – отгороженное место, где в особых постройках складывали сжатый

хлеб; расчищенная площадка для молотьбы.

Исподка – чердак.

Кут, куть – угол крестьянской избы.

Опечек – шесток, площадка перед устьем русской печи.

Поветь – помещение под навесом на крестьянском дворе.

Полати – нары для спанья, устраивавшиеся под потолком

в крестьянской избе.

Попелушка – место, куда собирается зола, пепел.

Сусек – закром, отгороженное место в амбаре для ссыпки зерна, муки.

Шосток – плита перед кухонной печью; загороженное решёткой место

под печкой или под лавкой, где держат зимою домашнюю птицу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Данное исследование проводилось в течение трёх месяцев.

Представленная работа является начальным звеном в исследовании эволюции жилищного строительства в посёлке Троицкий. Совершенно очевиден тот факт, что невозможно рассматривать эту тему лишь как обособленный технологический процесс вне контекста развития социума, без привлечения краеведческого материала. Поэтому выбранная тема является перспективной для более глубокого исследования.

Творческий проект:

«Дети рисуют историю».

Цель проекта: воспитание любви и уважения к

родной культуре посредством

изобразительного творчества.



____________________________________________________________________

Посредством изобразительного искусства дети учатся видеть красоту родного края. Несколько лет я занималась выявлением творческого потенциала детей в области художественной импровизации, организовывала персональные выставки рисунков одарённых детей.

Оськина Злата и

Коржова Анна, постоянные участники выставок рисунков.

«Туман», графика. «Винторогий козёл»

графика.

«Снегири»

«Есенинская берёза» «Птенцы»

Приобщение ученика к самостоятельному творческому процессу обеспечивает условия для развития художественного вкуса.

ТЕМАТИКО-ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН ПО ТЕМЕ

«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЫТИЕ СИБИРСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА».

Представленный материал позволит разнообразить экскурсию или приготовить выставочную экспозицию по отдельной тематике для демонстрации на классных часах или внеклассных мероприятиях отдельных фрагментов фондов историко-краеведческого музея. Данный материал соответствует особенностям традиций земледелия юго-запада Сибири. Материал подготовлен на основе рассказов старожилов посёлка.

Цикл земледельческих и хозяйственных работ.

ВЕСНА. Весенние работы и заботы крестьянина. Весенняя охота.

« Именины овина».

Пахота и сев. Приметы. «Палы».

Производительность труда на весенних работах.

Посадка картофеля. Женские работы. Черемша.

Выгон скота на пастбище. Пар, «залоги»,

«залежи». Севооборот. «Отдохнувшая пашня».

Ярко начинает пригревать солнце, тает снег, и приходят весенние заботы сибирского крестьянина. Пока не растаял снег, вывозятся последние запасы сена. Ремонтируется хозяйственный инвентарь, телеги, плуги, бороны, проверяется и начинает чиниться лошадиная сбруя.

Из погреба выносится картофель, перебирается для посадки и расстилается для проращивания. В крестьянских хозяйствах завершается отёл коров.

Во многих селениях устраиваются праздники окончания молотьбы –

«именины овина».

Для этого оставляли 100 снопов не обмолоченными и приглашали гостей.

Гулянка устраивалась с обильным угощением и катанием на конях с колокольчиками. Женщины по насту белили холсты.

Едва сходил снег, крестьяне начинали заготавливать дрова на зиму. Глава семьи с сыновьями на несколько дней уезжал на лесную деляну и жил в шалаше. «Зимнее тепло» доставалось большим напряжением сил и здоровья.

Под яровые посевы землю пахали в конце апреля, а сев обычно начинали с 1-го мая по старому стилю. Это был день Еремея Запрягальщика. Накануне мужчины обязательно мылись в бане, надевали чистую одежду. Утром вся семья собиралась за столом. Ставили хлеб с солью, зажигали перед иконою восковую свечу и молились. Затем, старший в семье благословлял всех, кто отправлялся на сев. Перво-наперво проводили ритуальную борозду — зачин.

Землю в Сибири было принято готовить тщательно: пахали поле дважды и даже трижды. Сеяли рожь и пшеницу, затем овёс и ячмень. Обязательным считалось выжигание старой травы и стерни перед пахотой.

Это называлось «пускать палы». Часто выжигали и покосы. Это наносило непоправимый вред экологии края.

На одной лошади можно было вспахать до полдесятины мягкой пашни. Для вспашки 12-16 десятин требовалось не менее 5-6 лошадей при трёх-четырёх работниках. Сеяли вручную, как под плуг, так и под борону.

На одну десятину разбрасывали по 12-15 пудов зерна. На заделку семян уходило на одну десятину от одного до двух дней. На бороньбе в день на одной лошади обрабатывали до одной десятины пашни.

После сева обязательно мылись в бане: «Мужик отпаривается, а конь – отстаивается», — говорили сибиряки.

Одновременно женщины засевали семена овощей в рассадники, что загодя сложили мужчины. Рассадниками в Сибири называли парники, сложенные из навоза с высокими бортами, закрывавшиеся на ночь тряпками или старыми шубами. Все работы в огороде выполнялись женщинами.

Картофель сажали под «сабан» руками на пашне; в среднем хозяин сажал до трёх загонов на пашне. Один загон – 5 на 40 сажен. На загон сажали по 5-6 вёдер картофеля. Посадочный материал брали крупный, с ростками, разрезая клубень на 2-5 частей. Урожай «сам 10-12» считался плохим. Средний – «сам 20», а хороший урожай был «сам 40-45».

В конце апреля – начале мая наступал период охоты на водоплавающую дичь: на этот несерьёзный промысел выходила молодежь. Цены на дичь в 1900 – 1901 г.г. в сибирских губерниях были следующие:

Гусь – 30 коп., глухарь – 25-30 коп., тетерев – 12-15 коп., утка – 10-15 коп., рябчик – 5-6 коп.

Вскоре после ледокола на реках продолжался недолгий период рыбной ловли неводами или «мордушками».

Важнейшим весенним занятием сибиряков был сбор черемши. Это было первое средство от цинги. Собирали её главным образом в праздничный день, когда было грех выполнять другую работу. Черемшу набирали мешками: её квасили, солили, употребляли свежей. В это же время в лесу собирали лиственную серу.

Ещё не сошел снег, а на первую траву выгоняли скот. Обычно сообща нанимали «краем» или улицей пастуха. Вокруг селения весной подновляли поскотину. А в конце мая начинался период, весьма неприятный для скотины, — массовый лет гнуса. Каких только ухищрений не придумывали сибиряки!

В разных районах по-своему предохранялись от мошки, овода, слепня. Себя сибиряки от гнуса спасали тем, что « из конского волоса ткут личины… от мошки, комара, шьют комарники»,

Рубахи без нагрудного разреза, мазались дёгтем. Весной занимались также смолокурением – выгонкой дёгтя из бересты в специальных ямах.

Немало бересты заготавливали и для изготовления туесов, на коробицы, на крыши строений.

Быстро и незаметно в трудах и заботах весна плавно переходила в лето. Сев, самое трудное, позади, как тут же нужно опять запрягать лошадей и выезжать на перепашку прошлогодней «жнивы», перепахивать пары.

И, главное, поднимать «залоги» и «залежи».

В условиях залежно-паровой системы земледелия пашня давала неплохой урожай в течение 4-7 лет. Далее пашня не обрабатывалась в течение 18-20 лет. Признаками «отдохнувшей» пашни были выросшие на ней деревца толщиной с человеческую руку, цветение лютиков и др.

Затем следовал первый подъём – залог: верхний слой перепаханной земли в первый год сгнивал. На второй год пашня могла родить, но считалось, что земля ещё кислая и даст соломы больше, чем зерна.

На третий год сеяли пшеницу, овёс. Постоянная смена пашенных земель не требовала удобрения навозом, и вплоть до начала 20-го века агротехнические приёмы мало изменялись. В ответ на критику якобы примитивной агротехники сибиряков современник писал:

«При обсуждении хозяйства в Сибири надобно всегда обращать внимание на сельскохозяйственные условия… те мерки, которыми мы привыкли мерить в Западной Европе или в России, здесь неприемлемы. Из многого, что пригодно и разумно там, будет нерационально и вредно здесь».

ЛЕТО. Обработка пашни, прополка. Летние повинности. Сенокос. Сибирские покосы. Труд и романтика сибирского покоса. Традиции. «Двоение» и «троение» пашни. Тяготы летних работ в Сибири. Жатва озимых хлебов. Сноп. Суслон. Кладь. Рабочий день крестьянина-сибиряка. Посев озимых хлебов. Уборка «поскони». Сбор грибов, ягод. Ремонтные работы. Летние заботы по дому и хозяйству.

Лето в Сибири непродолжительно, но самое напряжённое время во всём цикле работ земледельца. Пашня зеленеет не только всходами, но и сырой травой. Женщины выходят на прополку. Для прополки одной десятины посевов двум женщинам нужно было четыре дня работы. Одновременно мужчины продолжали готовить землю под будущие посевы. Своих работ сибиряку предостаточно, а тут ещё в это время власти в порядке отработки повинностей ежегодно организовывали «выгонки на мосты и дороги, на тракты», т.е. на ремонтные дороги. Подходит пора сенокоса, и сибиряки с «охоткой» выезжают на покосы. В северных селениях сено вывозили сразу после просушки по ветвям, а в центральных и южных – ставили «зароды» и «зароты» или стога со сторожами-жердями по центру стога. Метка сена была всегда артельным делом. Трудились весело, одевались по-праздничному, работали с азартом. Особенно приятен был такой совместный труд сельской молодёжи. Было бы только «вёдро» — жаркий, солнечный день. Часто устраивали помочи, нанимали подённых работников.

Косили сено понемногу. В архивных документах содержатся сведения, что за сезон ставили от 100 до 800 копен сена, от 400 до 3200 пудов. Но, несмотря на это, крестьяне жаловались, что «сена едва хватает на зимнее кормление скота».

Начиная с июля месяца по старому стилю, сибиряки также продолжали расчищать залежи, «двоили» и «троили» пары, т.е. перепахивали на второй и третий раз пашню, пасынковали табак. Летняя пора приносила с собой столько забот, что рабочий день продолжался по 16-18 часов в сутки.

И это при тяготах невыносимой жары, задыхаясь под головной сеткой, защищающей лицо от укусов комаров и мелкой мошкары.

Накануне во всех селениях стоит стук-перестук молоточков: отбиваются косы. Одновременно крестьяне на сходах окончательно определяются с сенокосными угодьями.

В разных районах сибирского края по-разному устанавливалась система сенокошения. Во многих селениях покосы были семейные, переходящие по наследству. Совместно расчищались не только пашни, но и покосы, а чаще всего использованные пашни через несколько лет начинали выкашивать. Подобные покосы были чаще всего разбросаны клочками по лесу, иногда в пяти-шести местах.

На покос домохозяин с сыновьями уезжал обычно на неделю-две: жили здесь в «балагане» — шалаше, косили в утреннее время, пока роса не сошла с травы, и от полдника до ночи. В жаркие дневные часы или отдыхали, или между делом «сочили» березняк, заготавливали жерди или веники для бани. По мере подсыхания валков сена к общему труду подключались женщины и подростки: переворачивали валки, сушили сено, сгребали и ставили копны.

Почти одновременно или сразу вслед за сенокосом начиналась жатва озимых хлебов. Сначала жали ячмень, затем овёс, но главной культурой была рожь. Убирали хлеб серпом или косою. Женщины жали серпом по 50 серпов в день. Одну десятину ржи можно было сжать вдвоём за восемь дней. Косой мужчина мог выкосить одну десятину за два дня. Сжатый хлеб вязали в снопы, затем девять снопов ставили колосьями вверх вплотную друг к другу, а десятый сноп клали на них сверху. Этот шалаш назывался СУСЛОНОМ. Из каждого суслона в среднем намолачивали до пуда и более зерна.

Рожь созревала в суслонах, а затем снопы складывали в стога-клади здесь же на поле. Конечно, даже в мыслях крестьяне не могли себе представить, чтобы хлеб кто-то мог похитить. В ряде районов Сибири сжатую рожь вывозили сразу и складывали в клади на гумне. За один день двое работников-крестьян могли на двух лошадях за 3-4 версты вывезти и сложить до трёхсот снопов ржи. Рабочий день в летнюю пору начинался в 3-4 часа утра.

Отец, глава семьи семидесяти-восьмидесяти лет, будил свою «артель». Женщины начинали варить завтрак, доить коров.

Тут же готовились к выезду на работу: наливали квас в лагуны, кислое молоко в туески, накладывали шанег, пирогов. В холщовые мешки складывали иную снедь.

Молодёжь ловила лошадей, затем их запрягали, укладывали в телеги серпы, косы, вилы, грабли, обеденные припасы.

Сам старик на пашню или покос обычно не едет, но придирчиво проверяет, как запрягли телеги, всё ли взяли, даёт последние наставления в работе.

Вдвойне хлопот и заботы в доме было при организации помочи: чем обильнее и лучше угощали, тем уважительнее отзывались о хозяйке, тем лучше она удавалась.

Для посева ржи на следующий год уже была приготовлена озимая пашня. Время торопило, посеять нужно было в 3-4 дня. Считалось, что лучшее время для посева озимых хлебов – краткий период

«лёта крылатых муравьёв».

Не менее значительным для сибирячек были теребление и выстилка льна и конопли на поле. До поздней осени посконь мокла под утренними росами и слегка подсыхала днём под нежаркими лучами осеннего солнца. Но нужно отметить, что во всей Сибири преимущественно растили коноплю.

В летнюю и раннюю осеннюю пору собирали грибы. Грибами считались грузди, белые, рыжики, маслята, лисички. В отдельных местах под грибами подразумевались только грузди, более ничего не заготавливали на зиму. Повсеместно собирали ягоды, традиционные для данной местности. За лето нужно было вырастить молодняк скота, подремонтировать дом, постройки, печь, инвентарь, подготовить к зиме погреб, просушить одежду, сундуки, наготовить топлёного масла и т.д. Забот и работ летом было невпроворот, но всё делалось быстро, аккуратно, основательно. Таков был старожил-сибиряк.

Жатва пшеницы и ржи яровой и озимой затягивалась, бывало, до праздника Покрова.

ОСЕНЬ. Заготовка брусники, кедрового ореха. Традиции. Продолжение жатвы, уборка картофеля, овощей. Сезон рыбной ловли. Осенний промысел в охотничьих «ухожьях». Избушка-зимовье. Капустники. Обработка льна и конопли. Подсчет общих затрат труда на цикл весенне-осенних сельскохозяйственных работ. Начало периода осенне-зимних праздников.

По старому стилю осень начиналась несколько позднее, 14 сентября. Во многих более северных районах в конце лета, начале осени шёл интенсивный сбор черники и брусники. На общественные брусничники выезжали согласно общей договоренности, так же как и на клюквенные болота. Несомненно, сибиряк не мог представить зиму и без кедровых орехов. Кедровники защищались традициями и общинным правом: запрещалась рубка деревьев, заготовка орехов посторонними. День выезда в кедровники определялся заранее.

Продолжалась жатва хлебов. Одновременно копали картофель, убирали овощи. Ещё не закончилась жатва, а во многих местах наступал сезон рыбной ловли. На реке старики и молодёжь устраивали перемёты.

Жили здесь же в шалашах. Лучили тёмными ночами острогой рыбу. Массовый лов шёл в ямах. Здесь собирались рыбаки из разных деревень, иногда по 700 лодок в одну яму.

В промысловых районах с Покрова начиналась пора охоты. Селения пустели после праздника: почти все мужчины уходили на промысел.

У крестьян были в лесу свои ухожья, т.е. угодья. Все они на 40-50 вёрст. Переходили ухожья в семьях из поколения в поколение. Охотиться на чужом участке не дозволялось. Припасы для охоты брали в лавках в кредит. Порох, дробь и иные припасы, продукты везли в лес на лошадях. Груз достигал 5-7 пудов.

На промысел провожали торжественно: пили чай, затем, помолчав, вставали, молились с поклонами, старшие в семье благословляли охотника. С поцелуями и плачем провожали за деревню. Ведь охотник мог и не вернуться с промысла…

На участке стояла избушка с нарами и каменкой (печью), топившейся по чёрному. В избушке жили по двое, или по пятеро человек. По очереди варили чай, готовили ужин. Питались вместе, артельно. Одевались в тёплую, удобную, приспособленную для охоты одежду. Охотились на белку, соболя, медведя.

Промышляли хорьков, горностаев, росомах, волков, лисиц, лося, оленя. Кроме ружейной охоты применяли ловушки, петли, ямы и прочее.

Возвращались в ноябре, уставшие, закопченные, но с добычей. Пушнину сдавали как в лавку, так и приезжему скупщику, часто себе в убыток. По нескольку дней по возвращению с охоты в деревнях продолжались гулянки.

С началом первых заморозков рубили капусту совместно всей семьёй или устраивая помочи – капустники: совместно чистили, шинковали, солили. Мужчины заканчивали вспашку зяби. Поднимали на просушку и вывозили коноплю и лён. Далее его сушили, трепали, мяли и чесали, затем из поскони пряли пряжу на вечёрках и беседах.

Однако необходимо было отметить, что в начале двадцатого века всё большее распространение в Сибири получает удобрение пашни навозом. Ранее можно было, используя перелог, получать невысокие урожаи. Но общая стесненность из-за увеличения населения и переход к трёхполью требовали новой технологии улучшения пашни. Для получения навоза для одной десятины требовались 2 лошади, 3 коровы, 3 овцы.

На десятину пашни вывозили 120-200 телег одноколок. За день на поле, расположенном за три-четыре версты, делали по восемь поездок. Для того чтобы удобрить одну десятину, требовалось до двадцати человеко-дней.

Заканчивалась осень, и после Покрова начинался период осенне-зимних праздников, спадало трудовое напряжение. Сибиряк с нетерпением ждал не столько летней поры года, сколько зиму.

ЗИМА. «Покров землю кроет».

Установление санного пути. Заготовка и вывоз дров, строевого леса. Вывоз на подворье снопов из кладей, вывоз сена. Сушка и обмолот хлебов. Зимние повинности крестьян. Забой скота. Зимние работы и заботы. Ремёсла. Зимний отдых, праздники, гулянки, ярмарки. Подготовка к новому циклу сельскохозяйственных работ.

Зима начиналась по-разному, со снегом. Обычно уже после праздника Покрова погода становилась неустойчивой. «Покров землю кроет», — говорили сибиряки. В начале зимы рассчитывали работников и пастухов и начинались вечёрки и, конечно, свадьбы.

Сибирские реки покрываются сплошной шугой (салом), а с морозами – льдом. Понемногу устанавливается санный путь. Вывозили заготовленные заранее дрова. Заготавливали строевой лес. Вывозили с покосов сено, из кладей хлеб. Начинается время сушки и обмолота хлеба. Сушили снопы в овинах, молотили на гумне или часто молотилками. Веяли зерно на ветру. За одну неделю втроём (двое молотят, один сушит снопы) можно было обработать до 2000 снопов ржи, т.е. за день по160-180 снопов. Хлеб засыпают в общественный магазин, сдают в счёт податей, засыпают сусеки в амбарах, продают излишки в городе или на прииски. Молотить приходилось даже в лютые морозы.

В это время начинался период отправки обществами крестьян с лошадьми на гоньбу, ямщицкую повинность.

С морозами и первым снегом в деревнях начинали резать скот. Сибиряки могли осудить человека за любое неумение, но только не за неумение резать скот, поэтому в каждом селении были люди, которые по приглашению, «профессионально» могли помочь хозяину.

Долгими зимними вечерами и днями крестьяне столярничали, занимались ремёслами, выполняли текущие работы на подворье.

Зимний отдых был необходим в условиях напряжённого летнего труда, как человеку, так и лошадям. Зима – время праздников, гулянок, гулеваний и веселья. Повсеместно устраивались съезжие праздники, ярмарки, шла меновая торговля. Торговый люд разъезжает по деревням с товаром, крестьяне запасаются всем: от гвоздей до модной городской одежды.

Идёт зима, ремонтируются орудия труда, инвентарь, сбруя: крестьяне готовятся к новому циклу хозяйственной жизни. Жизнь продолжается…

Примечание: перспективными направлениями для разработок

тематико-экспозиционного плана комплексно-краеведческого музея

могут стать:

1.Народная медицина: здоровье и болезнь, знахарство;

2. Домашние обряды: родины и крестины, брак.

3. Образ домашней жизни: трапеза, семейные нравы, приём гостей.

В наши дни технология сенокоса осталась такой же, как и 100 лет назад.

Играем, учимся понимать прошлое,

пробуем силы в поисковой работе, презентуем результаты работы.


Фольклорно – краеведческий праздник «У истоков памяти». Ученики с удовольствием принимают участие в старинных играх и забавах.

Девушки XXI века проходят испытания Фрагмент фольклорного праздника

на знание культурных традиций в рамках празднования 80-летия

прошлого. Кочковского района.

В гостях у сестёр Чужиковых Учащиеся 5-го класса в гостях у ветерана

краевед Таня Хмелевская. ВОв. Щепихина Егора Трофимовича

Лекторская группа работает на классных часах с материалом «Символика российского государства».

В марте 2007 года часть экспозиции музея была представлена в павильоне Управления образования Кочковского района на международной выставке образовательных технологий «УЧСИБ – 2007».

Празднование 100-летнего юбилея п.Троицкий. Активисты школы представляют театрализованную постановку о первых поселенцах. 21.07.2007 г.

Целый мир духовных и душевных ценностей раскрывает наш музей. Музейные экспонаты, как материальное воплощение культурной традиции, являются связующим звеном с живым миром прошлого.

Более 300 человек посетили наш музей за 5 лет его существования.

Потомки первых поселенцев нашего посёлка, почётные дарители музея.

Настоятель Храма Рождества Христова

отец Александр.

В гостях у музея районное методическое объединение учителей русского языка и литературы.

Представители одного из самых многочисленных родов п. Троицкий Коржов Иван Григорьевич и Коржов Иван Иванович.


Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию. Марк Твен
globuss24.ru © 2024 – образование для всех
00
вверх