Управление образования администрации Чебаркульского Муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа д. Звягино»
ул. Комсомольская, 9
тел/факс 73 — 425 e—mail: mouzvyagino@mail.ru
VIII районная конференция
научно- исследовательских работ учащихся
«Твои первые открытия»
Направление: лингвистическое
Тема
Молодежный обмен:
современные тенденции развития
Работу выполнила: Захарова Валентина, учащаяся 10 класса МОУ «СОШ д. Звягино»
Руководитель работы: Беккер Жанна Владимировна учитель немецкого языка 1 категории
МОУ «СОШ д. Звягино»
2014 год
Аннотация:
Данная исследовательская работа содержит материалы по изучению проблемы школьных и молодежных обменов. Особое внимание акцентировано на подбор аналитических данных в сфере международного молодежного сотрудничества между Германией и Челябинской областью. В рамках решения задач исследовательской работы изучались публикации в прессе, осуществлялось интервьюирование участников молодежных международных программ и анализировалось содержание официальных сайтов различных государственных учреждений и ведомств Челябинской области, занимающихся в той или иной степени международным сотрудничеством и молодежным обменом.
Оглавление:
Введение ………………………………………………………………………..……..…….…4
Постановка цели и задач,
обоснование актуальности работы
методы исследования
Основная часть
Глава первая
История российско-германских молодежных обменов ……………………………………..5
Глава вторая
Международные программы обмена для школьников и молодежи ………………………….6
Глава третья
Российско-германские фонды и организации,
занимающиеся молодежным обменом………………………………………………………….7
Глава четвертая
Участие представителей Челябинской области в
программах молодежных обменов с Германией ……………………………………..……….7
Выводы и заключение……………………………………………………………….…10
Список использованной литературы………………………………………………11
Приложение…………………………………………………………………………………..12
Введение.
Цель:
Изучить современные тенденции в сфере школьных и молодежных обменов
Задачи работы:
-
познакомиться с историей российско-германских молодежных обменов
-
проанализировать направленность программ молодежных обменов и основные количественные показатели участников
-
определить степень эффективности и доступности программ молодежного обмена, а также факторы, способствующие их развитию
-
обосновать значимость изучения иностранного языка
-
привлечь внимание государственных структур к проблеме реализации школьных обменов
-
содействовать профессионально – ориентированному образованию выпускников школ
Обоснование актуальности работы
Жизнь в 21-м веке диктует свои правила. Мир стремится к изменению и объединению, создание Евросоюза является тому ярким подтверждением. Поэтому иностранный язык в школе – первая и очень существенная ступень в формировании лингвистически интересной личности, способной к быстрой адаптации в современных условиях. Владение иностранными языками приобщает к мировой культуре, а также позволяет стать высококвалифицированным специалистом-профессионалом в любой области деятельности. Общеизвестно, что язык лучше всего изучать в стране, где говорят на нем. Программы молодежных обменов между странами дают уникальную возможность
Методы исследования
Документальный метод: изучение межгосударственных соглашений и договоров, публикаций на официальных сайтах учреждений и ведомств
Статистический метод: поиск, обработка и сравнительно-сопоставительный анализ статистических данных
Метод устного опроса: Опрос участников программ международных молодежных обменов, интервьюирование участников программ
Введение
Ежегодно по программам молодежного и академического обмена, на научные стажировки, конференции, семинары, учебу и т.д. в различные страны мира выезжают миллионы человек. Это развивает культурные и экономические связи между государствами, способствует общему научно-техническому прогрессу человечества, повышению уровня мировой цивилизации. Россия становится все более открытой для внешних контактов и связей не только на уровне государственных ведомств и учреждений, но и для школьников, студентов, молодых специалистов.
Глава первая
История российско-германских молодежных обменов
Активное развитие международных программ обмена школьников началось после Второй мировой войны — в европейских странах и США. Молодежные обмены между Россией и Германией имеют также более чем полувековую историю. Взаимные поездки молодежи, студентов, школьников осуществлялись на основе целого ряда межгосударственных соглашений и договоров:
-
«Соглашение об обучении граждан ГДР в советских вузах» от 12.05.1952 г.,
-
«Соглашение о культурном и научном сотрудничестве между СССР и ГДР» от 1.12.1964 г.,
-
«Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и ГДР» от 7.10.1975 г. и др.).
В эти обмены были вовлечены все типы образовательных учреждений, включая начальные школы. Между различными образовательными учреждениями СССР и ГДР
заключались договора о дружбе и сотрудничестве. Советские школьники регулярно выезжали в летние лагеря отдыха в ГДР. В свою очередь, немецкие школьники во время
каникул приезжали в СССР, в том числе во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Регулярно проходили недели и дни дружбы, различные праздники, молодежные фестивали «Дружба-Freundschaft». Для учащихся высшей школы распространенной формой выездов в ГДР являлись поездки в составе студенческих строительных отрядов, в том числе для прохождения в Восточной Германии производственной практики.
Взаимные поездки молодежи в СССР и ГДР рассматривались в качестве поощрения за хорошую работу или учебу. В этих молодежных обменах принимала участие и нынешний Канцлер ФРГ Ангела Меркель: в 1968 году, будучи учащейся 9 класса средней школы г. Темплин (расположенного в 80 км от Берлина), она оказалась победительницей олимпиады по русскому языку и была награждена поездкой в Советский Союз, а В.В. Путин являлся в 1985–1990-х годах директором Дома советско-германской дружбы в г. Дрездене.
Первое соглашение о германо-российских молодежных программах заключено в 1989 году между Михаилом Горбачевым и Гельмутом Колем. Ему на смену пришел направленный на развитие молодежного обмена правительственный договор между Германией и Россией, подписанный в 2004 году. Инициатива организации германо-российского молодежного обмена исходила от руководителей двух стран — президента Владимира Путина и бывшего федерального канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера. Средняя численность участников (и с российской, и с германской стороны) одного мероприятия в рамках программ двустороннего молодежного сотрудничества 2000–2007 годов варьировалась в пределах 20 человек. Согласно Статьи 1 данного Соглашения, двусторонние обмены должны проводиться на национальном, региональном и муниципальном уровнях и быть доступны для представителей молодежи из всех регионов и социальных слоев России и Германии. (Приложение 1)
Глава вторая
Международные программы обмена для школьников и молодежи
Все программы обмена делятся на коммерческие и некоммерческие. 99% организаций по обмену — коммерческие. Это означает, что родители детей, участвующих в такой программе, помимо авиабилетов, виз, страховки, услуг организации и других необходимых затрат оплачивают и стоимость пребывания школьника в принимающей семье и школе. Полугодие в Германии обойдется от 6,8 тыс. евро, столько же — полугодие в Бельгии или Франции. Академический год в США — от $7 тыс. В эту сумму входит: проживание в тщательно подобранной партнерами на месте семье с питанием (как правило, двухразовым), встреча и трансфер из аэропорта к месту проживания, обучение и использование инфраструктуры школы, культурная программа. Авиаперелет и карманные расходы родители оплачивают дополнительно. Организаторы советуют выделять на карманные расходы (оплата сотового, Интернета, дополнительного питания и т. д.) $200 300 в месяц. (Приложение 2)
Участие в некоммерческой программе не означает, что родители совсем не несут никаких затрат, но они существенно ниже, чем в случае коммерческого обмена. Главный принцип отбора детей к участию — конкурсный.
В России наиболее известны и распространены (с точки зрения географии представительств и массовости участия) программы AFS и FLEX.
AFS — программа обмена для школьников, которая ведет свою историю с 1989 года, первая организация в мире, которая придумала и осуществила программу международного обмена. В 1989 году между Госкомитетом СССР по народному образованию и AFS было подписано бессрочное соглашение об обмене школьниками Миссия AFS заключается в том, чтобы давать молодым школьникам возможность получать знания, необходимые для жизни, способствующие развитию личности, воспитанию толерантности, в любой точке земного шара. AFS работает в 56 странах мира, имеет статус в ООН, ЮНЕСКО, Совете Европы, в России работает при поддержке Министерства Образования РФ. Заявки обычно подают с 15 июня по 15 октября. Каждый школьник может принять участие в программе. Ежегодно до 15 ноября «Интеркультура» определит финалистов. Все финалисты получат персональные уведомления на свой электронный ящик и на официальном сайте. Участники, которые вышли в финал, приглашаются на личное собеседование с сотрудниками и/или волонтерами Фонда в период между 20 ноября и 20 декабря. Время и место собеседования определяется для каждого участника индивидуально. Окончательное решение о победителях конкурсов будет принято не позднее 1 февраля следующего года. В сезоне 2014 2015 гг. в программах AFS в России, помимо традиционных европейских стран и США обмены с Индонезией, Индией, Гонконгом, Японией, Таиландом, Аргентиной, Бразилией, Коста Рикой, Чили и т. д.
Программа FLEX финансируется Госдепартаментом США и предлагает годичное обучение в американских школах и проживание в обычных американских семьях. Для участия в данной программе необходимо пройти конкурсный отбор. Он довольно жесткий, по программе FLEX в сезоне 2012 2013 гг., в России и СНГ из 70 тыс. участников было отобрано 1,2% (около 800 человек). Конкурс по программе FLEX состоит из нескольких этапов (собеседование, рекомендации учителя, письма приемным родителям, эссе второго и третьего тура).
Больше всего школьников из РФ едут в США, Германию, Францию, Бельгию. Сейчас самые популярные у российских родителей именно европейские страны. Стандартный возраст для участников школьных обменов — 15-18 (иногда 17) лет на начало учебного года. Германия – важнейший европейский партнер Российской Федерации, в Германии учится 1/3 всех молодых россиян, обучающихся за границей, с германскими университетами у российских вузов заключено наибольшее количество партнерских договоров, в том числе об академическом обмене студентами, аспирантами, преподавателями (в сравнении с другими странами Европейского союза).
Глава третья
Российско-германские фонды и организации, занимающиеся молодежным обменом
Для лучшего финансового обеспечения взаимных поездок немецкой и российской молодежи в 2006 году был создан Фонд «Германо-Российский молодежный обмен» гГмбХ (некоммерческое общество с ограниченной ответственностью), учрежденный Федеральным министерством по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи, Свободным и Ганзейским городом Гамбург, Фондом им. Роберта Боша и Восточным комитетом немецкой экономики. Молодежный обмен осуществляется по трем разным категориям. Первая — это школьный обмен на основании изучения русского и немецкого языков. Во-вторых, связи между университетами стран. И, наконец, разработана система так называемых не образовательных обменов. Осуществляются они на основании молодежных общественных объединений.
Самой известной организацией, занимающейся молодежными обменами в Германии, является DAAD (Deutscher Akademischer Austauschdienst) – Германская служба академических обменов. Она имеет годовой бюджет в 250 миллионов евро. Это самоуправляемая организация высших учебных заведений Германии, которая объединяет более 200 немецких вузов-участников, имеет 50 информационных центров по всему миру и выдает порядка 60 000 стипендий в год. Деятельность DAAD нацелена на выплату стипендий для иностранцев, и стипендий для немцев, обучающихся за рубежом, интернационализацию ВУЗов, поддержку германистики и немецкого языка, сотрудничество в области образования. (Приложение 3)
Кроме DAAD в реализации соглашения принимают участия так же:
-
OAD (Österreichischer Austauschdienst) – Австрийская служба академических обменов — http://www.oead.ac.at
-
DFG – Немецкое научное сообщество (Deutsche Forschungsgemeinschaft) — http://www.dfg.de/
-
Национальный офис TEMPUS в Российской Федерации — http://www.tempus-russia.ru
Глава четвертая
Участие представителей Челябинской области в программах молодежных обменов с Германией
«Оплотом» немецкого языка в России являются Алтайский край, Челябинская, Свердловская, Тюменская, Новосибирская, Кемеровская, Саратовская, Волгоградская, Пермская области, где проживает значительное число российских немцев, владеющих языком своей этнической родины. Взаимодействие по сотрудничеству между Челябинской областью и Германией началось с 1998 года. Международному обмену способствует создание союзов городов-побратимов. Магнитогорск — второй по величине город Челябинской области, центр черной металлургии является городом-побратимом Бранденбурга, а Златоуст, где проживают потомки немецких мастеров-оружейников, «породнился» с городом Золингер. Так же примером международного молодежного обмена являются реализованные проекты:
-
«Гамбург — Челябинск-2010»,
-
Международная летняя школа ЧелГУ «На границе Европы и Азии: культура кочевых и оседлых народов Южного Урала c древнейших времен до нового времени: загадки, гипотезы и открытия»,
-
фестиваль немецкой песни в г. Магнитогорске
-
форум «Дни Германии в Магнитогорске».
-
программа российско-германского обмена «Наши друзья – российские немцы» проводимая немецким культурным центром имени Гете
-
интернет-уроки, онлайн -занятия, организованные преподаватели бранденбургской гимназии имени Бертольта Брехта для 67-й, 5-й и 55-й школ г. Магнитогорска в рамках образовательного проекта партнерских городов.
Перечисленные школы г. Магнитогорска активно реализуют школьный обмен, развивают сотрудничество с учебными заведениями Германии.
В рамках решения задач исследовательской работы изучались публикации в прессе, осуществлялось интервьюирование участников молодежных международных программ и анализировалось содержание официальных сайтов различных государственных учреждений и ведомств Челябинской области, занимающихся в той или иной степени международным сотрудничеством и молодежным обменом, например:
-
Министерство образования и науки Челябинской области
-
Главное Управление Молодежной политики Челябинской области,
-
Министерство культуры Челябинской области
а так же сайты наиболее крупных высших учебных заведений:
-
Челябинская государственная академия культуры и искусств
-
Южно-Уральский государственный институт искусств
-
Челябинский государственный педагогический университет
-
Магнитогорский государственный университет
-
Челябинский государственный университет
-
Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет
-
Челябинская государственная агроинженерная академия
К сожалению, на официальных сайтах государственных учреждений и ведомств Челябинской области не удалось найти статистических данных об общем количестве участников молодежных обменов ни в сфере образования, ни по линии молодежной политики или культуры. Имеются лишь отдельные ссылки на проводимые программы пребывания и обмена с участием школьников, а чаще студентов ВУЗов Челябинской области. Исследовав содержание сайтов высших учебных заведений по международному сотрудничеству, составлена сводная таблица взаимодействия университетов с образовательными и партнерскими организациями Германии:
ВУЗ, факультет |
Сотрудничество с представительствами Германии |
Количество участников программ обмена |
|
1. |
Магнитогорский государственный университет факультет лингвистики и перевода. |
|
45 |
2. |
Челябинский государственный университет |
|
13 |
3. |
Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет |
|
Статистические данные не указаны |
4. |
Челябинская государственная агроинженерная академия
|
|
6-8 ежегодно. С 1995 по 2012 год практику в Германии прошли более 220 студентов |
Наиболее активны в реализации программ молодежных обменов два высших учебных заведения Челябинской области — это Магнитогорский государственный университет, учитывая расширенные возможности городов побратимов Магнитогорск-Бранденбург, и Челябинская государственная агроинженерная академия. ЧГАА, в отличие от других ВУЗов Челябинска, уделяет большое внимание международному сотрудничеству не только с Германией, но и с другими странами. В специальном разделе академии помещены статистические данные, мониторинговые исследования участия студентов ВУЗа и преподавателей в зарубежных поездках и практиках. Приведены следующие данные:
-
«Более 2500 студентов, выпускников и преподавателей ЧГАА прошли зарубежную практику, обучение или повышение квалификации с 1995 по 2012. (Приложение 4)
-
52 выпускника ЧГАА прошли обучение в зарубежных вузах Франции, Венгрии и Германии, а 34 из них получили зарубежные дипломы о втором высшем образовании с 2002 по 2012. (Приложение 5)
-
В результате, сегодня каждый шестой (16%) выпускник ЧГАА имеет опыт работы за рубежом, знает современную с.х. технику и технологии, владеет одним или двумя европейскими языками – лучший показатель среди 59 аграрных вузов РФ. И это же является значительным конкурентным преимуществом выпускников ЧГАА при трудоустройстве.
-
На сумму 350.000 EUR получено международных грантов с 2002 по 2012:
-
целевая субсидия Сената Франции (в сумме 270.000 EUR — с 2006 по 2011), выделяемая по 50-40.000 EUR ежегодно посольству Франции в России для ЧГАА;
-
40 академических грантов, выделенных студентам ЧГАА для продолжения их обучения в вузах-партнерах за рубежом.
-
Более 850 студентов из 18 аграрных вузов России (30% от общего числа аграрных вузов в РФ) приняли участие в программах МО ЧГАА на Великобританию и Францию вместе со студентами академии с 2007 по 2012.
-
Каждый десятый преподаватель ЧГАА (10%) проходит стажировку или повышение квалификации за рубежом за пятилетний период своей работы в вузе.
Для подтверждения данного утверждения взяты интервью у участников различных программ молодежных обменов.
Кузьмина Татьяна Андреевна:
«Я закончила Челябинский государственный университет факультет экономики и управления в 2013 году, в настоящее время проживаю в г. Челябинск. В 2012 году побывала в США по программе International Excange center|Work and Travel USA. Цель поездки – совершенствование языковых навыков, путешествие по стране, частичное трудоустройство. Данная программа предполагала коммерческую основу, примерная стоимость поездки – 100 000 российских рублей».
Начинов Александр:
«Я – студент 5-ого курса Челябинской государственной агроинженерной академии, обучаюсь по специальности инженер-энергетик. Сам я родом из с. Варламово Чебаркульского района. В 2012 году по программе обмена и международного сотрудничества ЧГАА мне удалось побывать в Финляндии по программе «Летние вузовские курсы» — Сельскохозяйственная работа, стажировка и обучение. Цель поездки – совершенствование языковых и профессиональных навыков, частичное трудоустройство. Данная программа предполагала льготную основу, примерная стоимость поездки – 30 000 российских рублей. Длительность пребывания – 2,5 месяца. Так же практика оплачивалась в размере примерно EUR 700-1100 в месяц, в зависимости от производительности и качества выполненной работы. Я очень доволен предоставленной мне возможностью пройти подобную практику заграницей».
Выводы и заключения
Существование российско-германских молодежных обменов имеет долгую и богатую событиями историю, насчитывает не один десяток лет. Между нашими государствами заключены взаимовыгодные соглашения по международному сотрудничеству в сфере работы с молодежью.
В связи с рыночной экономикой развития общества почти все международные обмены носят в настоящее время коммерческий характер. Несмотря на существующее соглашение между странами, далеко не всем представителям социальных слоев доступно участие в программах обменов. Реализации различных проектов и программ активно способствуют дружеские отношения между городами — побратимами, целенаправленная деятельность международных организаций и учебных заведений, а также, в первую очередь, инициатива и мобильность самих школьников и молодежи. Самым основным условием участия в программах молодежных обменов, получение грантов и зарубежных стипендий является отличное знание иностранных языков. Как видно из проведенных исследований владение иностранными языками играет решающую роль в совершенствовании своих профессиональных навыков в различных ВУЗах области, возможности прохождения практики заграницей.
Список использованной литературы
-
Арефьев А. Л. «Молодежные обмены между Россией и Германией: статистический и социологический анализ» Центр социального прогнозирования, Москва 2008
-
Балабанова О. «Проект дружбы», газета «Магнитогорский рабочий» от 3-05-2011
-
Балабанова О. «Привет от Ханниса из Бранденбурга!» газета «Магнитогорский рабочий» от 25-05-2012
-
Новицкая И.Э. «Школьный обмен как средство расширения образовательного пространства»
-
Павелина Е. «Видеоокно в Европу», «Сами мы немецкие…» газета «Магнитогорский рабочий» от 19-05-2013, 30.01.2014
-
Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2004 г. N 461 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия в области молодежного сотрудничества»
Используемые интернет-ресурсы
http://www.minobr74.ru/
http://www.gump74.ru/
http://www.e1.ru/news/spool/news_id-147206.html
http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=182&ELEMENT_ID=1272
http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=31938
http://www.dk.ru/wiki/mezhdunarodnye-programmy-obmena-dlya-shkolnikov#ixzz2q5cFYtQO
http://www.stiftung-drja.de/ru/
http://www.rus-germ-ja.org/?page_id=886#
http://www.logoev.de/ru/wer-wir-sind-ru.html
http://magnitogorsk.bezformata.ru/listnews/videookno-v-evropu/17304940/
Приложение 1
Постановление Правительства РФ от 07.09.2004 N 461
О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия в области молодежного сотрудничества
Правительство Российской Федерации и Правительство Федеративной Республики Германия, именуемые в дальнейшем Сторонами,
руководствуясь положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 г. и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия от 10 декабря 2003 г.,
учитывая взаимное стремление развивать дружественные связи между народами двух государств,
осознавая существенный вклад молодого поколения в строительство новой Европы и стремясь на основе национального права и права Европейского Союза содействовать взаимному развитию и облегчению молодежных обменов, включая обмены учащейся молодежью,
действуя в целях дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества в области проведения молодежной политики между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
1. Каждая Сторона в рамках законодательства своего государства оказывает всемерное содействие проведению мероприятий, направленных на активизацию и расширение российско-германских молодежных обменов, в целях развития всесторонних связей и дружеских отношений между молодежью государств Сторон.
2. Стороны согласны с тем, что двусторонние обмены осуществляются для представителей молодежи всех регионов, общественных сфер и социальных слоев государств — сторон с учетом предоставления равных возможностей участия в них.
3. Стороны содействуют осуществлению молодежных обменов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также на коллективной и индивидуальной основе, независимо от членства в общественных организациях.
Статья 2
1. Стороны содействуют установлению контактов, взаимным визитам и обмену опытом между:
1) специалистами по работе с молодежью, молодежными общественными, политическими, творческими, спортивными, профессиональными и другими организациями;
2) молодежью, занятой в сфере образования и профессиональной подготовки, включая молодых рабочих, служащих и специалистов;
3) учреждениями общего и профессионального образования;
4) молодыми людьми, занимающимися добровольным трудом на благо общества;
5) молодыми инвалидами, а также специалистами, профессиональная деятельность которых связана с вопросами оказания помощи инвалидам;
6) молодыми политическими деятелями и молодыми представителями государственных и местных органов власти, в том числе из породненных городов.
2. Стороны способствуют реализации программ обменов на основе прямых взаимных договоренностей между объединениями молодежи, молодежными группами, а также органами и организациями, ответственными за работу с молодежью.
Статья 3
1. Стороны поощряют осуществление на взаимной основе молодежных обменов в следующих формах:
1) мероприятия, способствующие непосредственному общению молодежи и углублению взаимопонимания;
2) обмены между образовательными учреждениями, включая обмены учителями и преподавателями;
3) совместные мероприятия по общественно-политическим, историческим, социально-экономическим, экологическим и правовым вопросам;
4) совместные мероприятия по вопросам культуры, науки, техники и спорта;
5) двусторонние добровольные гражданские и трудовые акции молодежи;
6) молодежные обмены между породненными городами и регионами Российской Федерации и Федеративной Республики Германия;
7) совместные мероприятия по обмену опытом в области проведения молодежной политики;
8) совместные мероприятия в области профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью, включая прохождение практики и стажировки;
9) сотрудничество представителей молодежных издательств и средств массовой информации, а также обмены молодыми журналистами;
10) проведение совместных коллоквиумов в целях обмена информацией о научно-исследовательских программах и опытом по итогам научных исследований в области молодежной политики;
11) совместные мероприятия представителей творческой молодежи и молодых деятелей искусств;
12) совместная практика с целью ознакомления с условиями жизни, обучения и труда молодежи государств Сторон;
13) мероприятия по изучению и углублению знаний русского языка молодежью Федеративной Республики Германия и немецкого языка молодежью Российской Федерации;
14) участие в работе совместных молодежных лагерей;
15) совместное участие в многосторонних молодежных акциях и программах, проводимых европейскими и международными организациями, с учетом законодательства государств Сторон;
16) совместное участие в реализации иных программ и проектов сотрудничества в соответствии с целями настоящего Соглашения и законодательством государств Сторон.
2. Компетентные органы Сторон используют при проведении молодежных обменов накопленный опыт межкультурного общения молодежи из семей мигрантов.
3. Компетентные органы Сторон содействуют размещению участников молодежных обменов преимущественно в молодежных центрах, лагерях отдыха, молодежных гостиницах, общежитиях или семьях. Компетентные органы Сторон по взаимной договоренности стремятся к увеличению количества регионов Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, в которых будут проживать и проводить встречи участники обменов.
Статья 4
1. Стороны создают Российско-Германский совет в области молодежного сотрудничества (далее — Совет) в целях реализации и развития двусторонних молодежных обменов.
2. Каждая из Сторон назначает на паритетной основе членов Совета из числа представителей государственных и муниципальных органов власти, организаций и объединений государств Сторон.
3. Вопросы работы Совета регулируются Сторонами отдельно.
4. Совет определяет приоритеты и основные направления российско-германского молодежного сотрудничества, разрабатывает критерии эффективности проведения мероприятий на основе анализа и обмена опытом. Совет может предлагать программы и проекты и представлять соответствующие предложения органам государственной власти, общественным и иным заинтересованным организациям, участвующим в осуществлении молодежных обменов.
5. Совет образует рабочие органы для решения стоящих перед ним задач.
6. Совет по взаимной договоренности собирается не реже одного раза в год поочередно, в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия.
Статья 5
1. Каждая Сторона в целях реализации настоящего Соглашения и в соответствии со своей компетенцией и законодательством своего государства создает в своем государстве национальное координационное бюро. Координационные бюро имеют единые название и эмблему.
2. Каждая Сторона формирует при своем координационном бюро попечительский совет. Попечительские советы определяют приоритеты и совместные направления деятельности координационных бюро и формы их взаимодействия. Попечительские советы осуществляют контроль за деятельностью национальных координационных бюро. Контроль за расходованием финансовых средств осуществляется на основе законодательства государств Сторон.
3. Координационные бюро выполняют следующие основные функции:
1) распространение среди молодежи, молодежных организаций и учебных заведений государств Сторон информации о возможности участия в осуществлении российско-германского молодежного сотрудничества;
2) стимулирование развития молодежных обменов и содействие установлению и углублению контактов между заинтересованными в сотрудничестве организациями;
3) оказание поддержки учреждениям и организациям, учебным заведениям, молодежным группам, осуществляющим двустороннее молодежное сотрудничество;
4) проведение встреч в целях поиска партнеров, а также семинаров и конференций по вопросам российско-германского молодежного сотрудничества, в том числе среди учреждений общего и профессионального образования;
5) взаимодействие при осуществлении профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью, молодых учителей и преподавателей, включая практику и стажировки;
6) консультирование участников двусторонних добровольных гражданских и трудовых акций молодежи;
7) выработка предложений, направленных на развитие новых форм и направлений двустороннего и многостороннего молодежного сотрудничества;
8) содействие организациям и учреждениям, участвующим в осуществлении молодежного сотрудничества и обменов, в том числе при оформлении виз;
9) реализация программ и проектов, направленных на изучение и углубление знаний русского и немецкого языков;
10) поиск и привлечение различных источников финансирования для организации молодежного сотрудничества;
11) разработка для местных и государственных органов власти и для Совета рекомендаций в области молодежного сотрудничества;
12) содействие развитию связей с общественностью по вопросам российско-германского молодежного сотрудничества.
Статья 6
1. Стороны в соответствии с законодательством своих государств создают финансовые условия для активизации и расширения молодежных обменов. Финансирование молодежных обменов осуществляется за счет средств бюджетов и внебюджетных источников Сторон на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом равных возможностей участия молодежи в обменах.
2. Количество мероприятий и число участников регулируются на паритетной основе.
3. Стороны осуществляют молодежные обмены в безвалютной форме.
Организация принимающей Стороны:
берет на себя все расходы по пребыванию молодежи, включая размещение, питание и расходы на скорую и неотложную медицинскую помощь;
несет расходы по программе обмена, включая предусмотренные ею поездки;
предоставляет переводчика, если другое не оговаривается.
Организация направляющей Стороны берет на себя транспортные расходы, связанные с переездом до взаимно согласованного пункта назначения.
Статья 7
Настоящее Соглашение не исключает возможности осуществления других проектов в области молодежных обменов, не предусмотренных в Соглашении.
Статья 8
Стороны информируют друг друга о ходе реализации настоящего Соглашения.
Статья 9
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Статья 10
Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет. В дальнейшем его действие автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за шесть месяцев до истечения соответствующего периода не уведомит в письменной форме другую Сторону о своем намерении прекратить его действие.
Статья 11
С даты вступления в силу настоящего Соглашения в отношениях между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия прекращает свое действие Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германии о молодежных обменах от 13 июня 1989 г.
Приложение 2
ТОП 28 программ обмена для студентов и старшеклассников
Программы для студентов и магистров, в у.е.
Компания — провайдер/программа |
Стоимость |
длительность |
Возраст группы |
страна |
|
1. |
Альянс Франсез Екатеринбург |
1270 – 2250 € |
2-4 недели |
От 18 лет |
Франция |
2. |
DAAD| Ознакомительная программа |
800 -3000 € |
2 месяца |
20-23 **лет |
Германия |
3. |
International Excange center|Work and Travel USA |
805-1060€ |
До 4 мес |
От 18 лет |
Франция
|
4. |
DAAD|Летние вузовские курсы* |
От 800€ |
3-4 недели |
20-32 **лет |
Германия |
5. |
International Excange center|Work and Travel USA |
790-1150$ |
2-12 месяцев |
До 25 лет |
Южная Африка |
6. |
УРФУ* |Университеты Ф.Шиллера в Йене/им. Фридриха — Александра в Эрлангене и Нюрнберге/ Европейский Университет Виадрина/Гумбольдта |
От 500 € |
от 3 до 12 мес. |
18-23**лет |
Германия |
7. |
УРФУ* |Школа делового администрирования TURIBA |
От 500 € |
от 3 до 12 мес. |
18-23**лет |
Латвия |
8. |
УРФУ*|Лаппеенрантский технический университет/ Университет прикладных наук Миккели/Лауреа/Савониа |
От 500 €
|
от 3 до 12 мес. |
18-23**лет |
Финляндия |
9. |
УРФУ*|Университет Лилль-1/ Пьера Мендеса Франса в Гренобле/ Ренн-2/ Администрирования предприятий Университета Пьера Мендеса Франса в Гренобле/Школа Бизнеса ТЕЛЕКОМ, Эври |
От 500 € |
от 3 до 12 мес. |
18-23**лет |
Франция |
10. |
УРФУ*|Университет Томаша Бата в Злине/ Западной Богемии/ Масарика в Брно /Технический университет Брно/Пражский экономический университет/ Карлов Университет/ |
От 500 € |
от 3 до 12 мес. |
18-23**лет |
Чехия
|
11. |
УРФУ*|Флорентийский университет/Бергамский государственный университет/ Туринский университет |
От 500 € |
от 3 до 12 мес. |
18-23**лет |
Италия |
12. |
УРФУ*|Загребская школа экономики и менеджмента |
От 500 € |
от 3 до 12 мес. |
18-23**лет |
Хорватия |
13. |
УРФУ*|Университет Севильи |
От 500 € |
от 3 до 12 мес. |
18-23**лет |
Испания |
14. |
УРФУ*|Университет Йоханнеса Кеплера в Линце |
От 500 € |
от 3 до 12 мес. |
18-23**лет |
Австрия |
15. |
УРФУ*|Национальный университет Цинь Хуа |
От 200$ |
от 3 до 12 мес. |
18-23**лет |
Тайвань
|
16. |
УРФУ*|Гуандунский институт иностранных языков/Гонконгский университет науки и технологии/ Харбинский технический институт/ Пекинский аэрокосмический университет/Сычуаньский университет |
От 200$ |
от 3 до 12 мес. |
18-23**лет |
Китай |
17. |
УРФУ*|Университет Сункьюнкван/ Чунан/Донгукский /Ханьянский университеты |
От 200$ |
от 3 до 12 мес. |
18-23**лет |
Корея
|
18. |
УРФУ*|Ереванский государственный университет |
От 200$ |
от 3 до 12 мес. |
18-23**лет |
Армения |
19. |
Americancouncils*/ Программа студенческого обмена «GLOBAL UGRAD» |
От 200$ |
1 академ. Год(семестр) |
17-21 год** |
США
|
Программы для старшеклассников, в у.е.
Компания — провайдер/программа |
Стоимость
|
длительность |
Возраст группы |
страна |
|
1. |
Альянс Франсез Екатеринбург |
1270 – 2250 € |
2-4 недели |
От 16 лет |
Франция |
2. |
International Excange center|Work and Travel USA |
1150-5210$ |
2-12 недель |
От 12 лет |
США |
3. |
International Excange center|Work and Travel USA |
1110-4660$ |
2-12 недель |
От 12 лет |
Новая Зеландия |
4. |
International Excange center|Work and Travel USA |
1080-5380$ |
2-12 недель |
От 12 лет |
Австралия |
5. |
International Excange center|Work and Travel USA |
1060-4370$ |
2-12 недель |
От 12 лет |
Канада |
6. |
International Excange center|Work and Travel USA |
870-3630€ |
2-12 недель |
От 12 лет |
Ирландия |
7. |
International Excange center|Work and Travel USA |
710-3170£ |
2-12 недель |
От 12 лет |
Великобритания |
8. |
International Excange center|Work and Travel USA |
505-2075€ |
2-12 недель |
От 12 лет |
Мальта |
9. |
Americancouncils*/Программа обмена для старшеклассников «FLEX» |
От 200$ |
3 месяца |
15-17 лет |
США |
*В стоимость входят расходы по подготовки документов, оформления визы, оплата расходов свыше стипендии, обучение принимающей стороны бесплатное
** студенты 2-5 курсов и магистры.
17