Тема: «Химический элемент и строение ПСХЭ Д.И. Менделеева»

План-конспект урока

Тема: «Химический элемент и строение ПСХЭ Д.И. Менделеева».

Цель: закрепить знания понятий: химические элементы, знаки химических элементов, относительная атомная масса элемента, строение ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Задачи.

Образовательные:

Систематизировать и обобщить знания по теме: «Химический элемент и строение ПСХЭ

Д.И. Менделеева»;

Выявить пробелы в знаниях по данной теме;

Развивающие:

Развитие умений и навыков самостоятельно работать с литературой, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной.

Воспитательные:

Привитие гигиенических норм труда;

Воспитание уважения чужого мнения, способности работать самостоятельно;

Формирование правильной самооценки учащихся;

Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.

Тип урока: урок обобщения и систематизации(урок-путешествие).

Методы обучения: словесно-информационный, практически-репродуктивный, объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный).

Оборудование: компьютер, проектор, таблица ПСХЭ Д.И. Менделеева, инструкционные карты, портрет Д.И. Менделеева.

Литература:

  1. Г.Л.Абкин «Задачи и упражнения по химии», Москва, Просвещение, 1980 г.

  2. С.М.Ария «Великий закон природы», Москва, Просвещение, 1953 г.

  3. Н.П.Гаврусейко «Сборник самостоятельных и контрольных работ по химии», Минск, народная Асвета, 1983 г.

  4. Л.Л.Чунихина «230 тестов по химии, 8 класс», Москва, Издат – школа Райл, 1997 г.



Ход урока:

1.Организационный момент. Целевая установка.

2.Мотивация учебной деятельности.

Ведущий:

Пусть зимний день с метелями не навевает грусть!

Таблицу Менделеева ты знаешь наизусть.

Зачем её ты выучил? Могу сказать зачем:

В ней строгость и величие любимейших поэм,

Без многословья книжного в ней смысла торжество,

И элемента лишнего здесь нет ни одного,

В ней пробужденье дерева, весенних льдинок хруст…

Таблицу Менделеева знать надо наизусть!

(по мотивам стихотворения Н.Глазкова)


Вед.- Сегодня мы проведем не совсем обычный урок, это урок – путешествие по великому творению гениального русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Сегодня мы с вами систематизируем и обобщим знания по теме: «Химический элемент и строение ПСХЭ Д.И. Менделеева»; Наша задача - закрепить умения давать полную характеристику химических элементов, их расположение в таблице, строение атомом.



Перед нами разделённая на клетки таблица. Все её клетки пронумерованы, в каждой – буквенные обозначения.

Всему миру известна эта таблица. Её изучают школьники старших классов, ею пользуются учёные во всех уголках земного шара. Без неё не обойдутся ни химик, проникающий в тайны превращения веществ, ни физик, разгадывающий пути движения электронов, ни геохимик, изучающий химические элементы в земной коре, ни почвовед, который постигает законы плодородия почвы.

Всем нужна таблица – и тем, кто определяет возраст земли, и тем, кто наблюдает планеты, и тем, кто ищет в горах руду, и тем, кто изучает живую ткань, и тем, кто трудиться на пищевых комбинатах. Всем нужна удивительная таблица, и всюду её можно найти – в школьном и вузовском учебнике, в научном труде. Она начертана на фасаде здания, где на склоне лет жил и трудился её создатель – гениальный русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев, открывший один из величайших законов природы.


Учитель. Теперь проверим на практике, как вы умеете применять свои знания о химических элементах, используя при этом периодическую таблицу химических элементов Д.И.Менделеева.


На столах у вас находятся инструкционные карты с различными заданиями, в течение урока которые вы должны будете выполнить. Работа будет строиться на уроке следующим образом - один учащийся работает у доски, показывает пример выполнения того или иного задания, затем вы выполняете работу самостоятельно в инструкционных картах. В самом начале инструкционной карты у вас есть графа – «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ», которые вы сможете заработать, в течение урока, отвечая на вопросы. В конце урока вы сдадите карты и после их проверки получите оценки.


Итак начинаем наше путешествие.

И первым делом мы должны с вами вспомнить название химических элементов и их буквенные обозначения.

«СТАНЦИЯ ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ»

Работу выполняем в инструкционных картах Задание № 1, 2 учащихся у доски.

Если распечатать карточки, то при диктовке ряда химических элементов, при их правильном нахождении и соединении элементов последовательно линиями, получается занимательная зверюшка.

Я буду читать названия химических элементов и при правильном, последовательном соединении точек непрерывной линией, у вас получится какой-то объект, фигура.

Для данных карточек ряд элементов: H O S P Fe Mn Mg Ca K Si C Hg N He Al Na B Li Cr Ag Au F Zn Be Ne H.



Задание 2

1) На какую букву алфавита начинается больше всего названий химических элементов?

На какую букву больше всего заканчивается?

( на «К» начинается – 11 элементов, на «Й» заканчивается – 62 элемента)

2) Названия каких химических элементов начинаются и заканчиваются одной и той же буквой?

( неон, олово )

3) Названия каких химических элементов состоят всего из трёх букв?

( бор, йод )

4) В названия каких химических элементов входят названия женских и мужских имён?

( кюрий – Юрий, палладий – Алла, менделевий – Лев, германий – Герман, франций – Франц, полоний – Пол, никель – Ник, плутоний – Тони )

5) Назовите химические элементы, заменив в названии которых «Й» на «Я» вы получите названия государств Европы и Азии. ( Франций - Франция, индий – Индия)

6) Название какого химического элемента спрятано в словосочетании: «Периодическая система»? ( йод )


«СТАНЦИЯ ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР, ГРУППЫ И ПЕРИОДЫ»

Задание 3

Дать полную характеристику элементов с порядковыми номерами 11, 7, 30, 26.


Задание 4

- Элемент находится в 4 периоде 5 группе. Каков его порядковый номер?

- Элемент находится в 4 периоде 6 группе. Каков его порядковый номер?

- Элемент находится в 5 периоде 4 группе 7 ряду. Каков его порядковый номер?


Задание 5

Какие из элементов с порядковыми номерами 9, 12, 16, 21, 25, 33 способны образовывать летучие водородные соединения?


Задание 6

Формула высшего оксида элемента с порядковым номером 14, 3, 17, 10, 36.



«СТАНЦИЯ СРОЕНИЕ АТОМА ЭЛЕМЕНТА»

Задание 8

Назовите элементы, электронные схемы которых представлены:

1S22S22P4

1S22S22P6

1S22S22P63S1

1S22S22P63S23P1

1S22S22P63S23P5

1S22S1

1S22S22P5

1S22S22P3


Указать количество протонов, электронов и нейтронов у элементов.




6. Физкульт. – минутка. “Живые элементы”

Представим на минутку, что вы – это химические элементы.(раздаются карточки с химическими символами, которые дети готовили на первых уроках)

Учитель.

Ну-ка, встаньте дружно в ряд - металлический отряд!

А теперь отряд постройся так, чтоб радиус разросся!

А теперь предстань пред нами неметаллов дружный ряд.


МЕТАЛЛЫ – ПОДНИМИТЕ ЛЕВУЮ РУКУ ВВЕРХ

НЕМЕТАЛЛЫ – ПОДНИМИТЕ ПРАВУЮ РУКУ ВВЕРХ

ЭЛЕМЕНТЫ ГЛАВНЫХ ПОДГРУППЫ ПОДНИМИТЕ ПРАВОЕ ПЛЕЧО

ЭЛЕМЕНТЫ ПОБОЧНЫХ ПОДГРУПП ПОДНИМИТЕ ЛЕВОЕ ПЛЕЧО

ЭЛЕМЕНТЫ МАЛЫХ ПЕРИОДОВ ПОВОРОТ ТУЛОВИЩА ВЛЕВО

ЭЛЕМЕНТЫ БОЛЬШИХ ПЕРИОДОВ ПОВОРОТ ТУЛОВИЩА ВПРАВО

ЭЛЕМЕНТЫ С ЧЁТНЫМ ПОРЯДКОВЫМ НОМЕРОМ – ПОСТОЙТЕ НА ЛЕВОЙ НОГЕ

ЭЛЕМЕНТЫ С НЕЧЁТНЫМ ПОРЯДКОВЫМ НОМЕРОМ – ПОСТОЙТЕ НА ПРАВОЙ НОГЕ



«СТАНЦИЯ МЕТАЛЛЫ, НЕМЕТАЛЛЫ»


Задание 9


Проведите химический эксперимент, по окончанию которого запишите уравнения проведённых реакций, определив продукты реакции по категориям: металлы, неметаллы, кислоты, оксиды, соли, основания.


Магний +соляная кислота = соль + водород

Цинк + соляная кислота = соль + водород

Кальций + вода = основание + водород


Домашнее задание – найти высказывания известных людей о значении Периодического закона.


Выставление оценок, комментарии, оценка урока учащимися.


Ребята, спасибо за урок! Я закончу его строками из стихотворения С.Щипачева “Читая Менделеева”:


Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится, мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай”.