Технология проектной деятельности

Технология проектной деятельности.


В школьной практике я использую технологию проектной деятельности. Она дает положительные результаты и на уроках и во внеурочной деятельности.

Проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная проблема, требующая разрешения. Её реализация будет способствовать улучшению качества знаний по предмету, развитию творческих способностей детей, сплочению ученического коллектива, развитию коммуникативных навыков. Создание и реализация проектов –это один из способов участия школьников в решении различного рода проблем.

Реализация проектов происходит в несколько этапов (их принято называть шагами):

1. Изучение общественного мнения и определение актуальной проблемы.

2. Привлечение участников и общественности для решения данного проекта.

3. Определение целей и задач проекта.

4. Определение содержания проекта Составление плана работы Распределение обязанностей и фронта работы в данном направлении с учетом интересов школьников.

5.Определение необходимых ресурсов и составление бюджета (при создании сборника творческих работ учащихся, выпуске календарей с рисунками-победителями конкурса и т.д.)

6.Разработка системы оценки проекта.

7. Формирование общественного мнения.

8.Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.

9. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.(Например, решение вопроса с администрацией школы о финансовой помощи при издании печатной продукции по проекту)

10. Проведение плановых мероприятий.

11. Анализ результатов работы.

Приведу пример использования технологии проектной деятельности при участии в муниципальном конкурсе на лучший урок, посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского «Святой Руси заступник» (2014 год). Диплом победителя данного конкурса прилагается.

I. Разработка проекта

Этап 1 (шаг 1) Изучение общественного мнения и определение актуальности проблемы.

На данном этапе был проведен социальный опрос учащихся разных классов школы, родителей, учителей. Предлагались следующие вопросы:

- Кто такой Сергий Радонежский?

- Какими делами прославился он? Почему в современной России так широко отмечают его 700-летие со дня рождения?

- Чему учит нас преподобный Сергий Радонежский?

В результате опроса было установлено, что 79,3% всех опрошенных ответили на 1 вопрос, что Сергий Радонежский – русский святой. 100% опрошенных не смогли назвать дела преподобного Сергия Радонежского, и не ответили на вопрос, почему в современной России так широко отмечают 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского. Как 100% не дали и четкого ответа на вопрос: «Чему учит нас преподобный Сергий Радонежский?»

Таким образом, мы выяснили, важность, масштабность данной проблемы и осознали возможность практической реализации проблемы участниками проекта (учениками 6 класса)

Этап 2 (шаг 2)

Привлечение участников и общественности для решения данного проекта.

Необходимо было объяснить общественности (администрации школы, учителям, родителям, воспитателям детского дома, в котором воспитываются 50% учеников данного класса) содержание данной проблемы, добиться одобрения и поддержки с её стороны и привлечь к сотрудничеству.

Этап 3 (шаг3)

Определение целей и задач проекта.

На данном этапе определялись предполагаемые результаты реализации проекта. Они были четкие, конкретные и достижимые. Задачи помогали детализировать поставленные цели, раскрывали их. Решение задач привело к ожидаемому результату. От четкости и осознанности формулировок целей и задач проекта зависел его успех. (Цели и задачи сформулированы в конспекте конкурсного урока. Приложение 1)

Этап 4 (шаг 4)

Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.

На данном этапе определились основные направления, формы, методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки её выполнения и ученики с учетом своих интересов выбрали то, над чем им хотелось творчески поработать. На этом этапе возможно составление плана деятельности. План обсуждается и одобряется всеми участниками и принимается к для реализации. В нашем случае каждый участник шел по индивидуально составленному плану. Его работа обсуждалась только с учителем и другим ребятам не была известна. Обстановка секретности стимулировала деятельность детей , родителей, воспитателей.

Этап 5 (шаг 5)

Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.

Для осуществления проекта понадобились ресурсы: финансы для изготовления и оформления сборника творческих работ учеников, для выпуска календариков с рисунками победителей конкурса, посвященному 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Необходима была и информация. Все израсходованные денежные средства подтверждены в данном случае документально: чеками и актами.

Этап 6 (шаг 6)

Разработка системы оценки проекта.

Разработка системы оценивания – очень важный этап подготовки проекта. От него зависит отношение к результатам деятельности. Существует 2 вида основных показателей: количественные и качественные. В количественном плане было важно 100% участие ребят в проекте. В качественном плане оценка давалась каждому участнику проекта и коллективу в целом. Оценка деятельности давалась и каждым участником проекта, и учителем, и экспертами, оценивающими конкурсный урок.

Этап 7 (шаг7)

Формирование общественного мнения.

Успех реализации проекта зависит во многом от благоприятного к нему отношения общественности. Привлечение общественности происходило на всех этапах создания и реализации проекта. Родители, воспитатели, учителя были ознакомлены с целями, задачами проекта, помогали в реализации проекта. Оказывали помощь в составлении кроссвордов, викторины, создании рисунков, написании рассказов, стихотворений, изготовлении поделок. Эффективное формирование положительного общественного мнения , привлечение единомышленников к сотрудничеству (в данном направлении приняли участие ребята 5 класса «А») создавало необходимые условия для осуществления проекта.


II. Практическая реализация проекта

Этап 8. (шаг 8)

Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.

Деловые партнеры при осуществлении проекта необходимы. В данном случае мы привлекли к сотрудничеству школьников 4-«А» и 5-«А» классов, их классных руководителей, родителей и учителей изобразительного искусства, истории, информатики, библиотекарей.

Этап 9 (шаг 9)

Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.

В данном случае при реализации данного проекта мы вместе с администрацией школы, учителями, родителями решили все финансовые проблемы. Однако не исключено привлечение общественных организаций, средств массовой информации, проведение совместных акций и т.п.

Этап 10 (шаг 10)

Проведение плановых мероприятий.

Плановым отчетным мероприятием в конкретном нашем случае являлся конкурсный урок с четко обозначенной датой его проведения. К этому сроку уже был выпущен сборник творческих работ обучающихся, напечатаны календари с рисунками-победителями конкурса рисунков, изготовлена презентация «Житие преподобного Сергия Радонежского», подготовлена викторина в электронном виде, изготовлены поделки. Урок прошел в соответствии с планом и ожидаемыми положительными результатами. (Приложение 2. Конспект урока)


III. Итоги работы над проектом

Этап 11 (шаг 11) Анализ результатов работы.

Важным шагом является анализ работы над проектом. На этом этапе проводится сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого мы отвечаем на вопросы:

-Достигнута ли цель проекта?

- Каковы положительные и отрицательные последствия проекта?(Что получилось? Что не получилось? Почему?

- Какой была атмосфера проведения проекта?

-Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?

- Чему научились в ходе реализации проекта?

- Что нужно изменить, чтобы реализация следующего проекта была более успешной?

Основным аналитическим документом о работе над проектом явился сборник творческих работ школьников. (Приложение 2)




















Тема урока: Преподобный Сергий Радонежский – защитник земли русской.

Дорогою добра.

Цель урока: Представление сборника творческих работ обучающихся 6 класса «Преподобный Сергий Радонежский-защитник земли русской»

Задачи урока:

- рассмотреть житие преподобного Сергия Радонежского через восприятие детей, через осмысление ими подвижничества Преподобного.

-исследуя основные этапы жития gреподобного Сергия Радонежского, ответить на вопрос урока: почему, за какие дела считают Сергия великим деятелем России и игуменом земли русской;

- формирование мышления;

развивающие: коммуникативных навыков, развитие творческих способностей детей, памяти, речи, умения делать самостоятельные выводы;

воспитательные: воспитание любви к Родине, духовно-нравственное развитие обучающихся, привитие любви к ближнему, умение прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.

Форма урока: урок-презентация сборника творческих работ учащихся, посвященных 700-летию преподобного Сергия Радонежского.


Оборудование:

Компьютер, экран, выставка детских рисунков, сборник творческих работ обучающихся, интерактивная викторина, поделка «Домик Сергия», распечатки тропаря и кондака Сергию Радонежскому, текста песни «Дорогою добра»

Ход урока:


Учитель:

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы проводим урок, посвященный величайшему русскому святому преподобному Сергию Радонежскому. Урок наш проводится в рамках Всероссийского празднования 700- летия со дня рождения преподобного. До этого урока мы уже многое узнали о жизни этого чистого светлого человека. Мы познакомились с его житием, написанным Борисом Зайцевым, посмотрели документальный и художественный фильмы, видели различные презентации, говорили об иконах, на которых изображен преподобный Сергий, познакомились с иконой ученика Сергия преподобного Андрея Рублева «Троица» и с учением русской православной церкви о Святой Троице. Вся эта работа не оставила никого из нас равнодушным к судьбе и делам преподобного Сергия Радонежского, и результатом такой работы явился наш собственный сборник творческих работ, где мы выразили своё отношение к подвигу, делам преподобного Сергия Радонежского. Сегодня у нас праздник. Мы представляем на суд читателей свой книжку.

Давайте начнем наш урок с того, что послушаем колокольный звон колокольни Свято-Троицко- Сергиевой Лавры. Это «Благовест».

-Что такое БЛАГОВЕСТ? (Это колокольный звон, оповещающий о начале богослужения в храме. Это звон одного колокола.)

Ученик читает стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Благовест». Задание классу: Прослушайте стихотворение, ответьте на вопрос:

-- Какие чувства, мысли настроение вызывают поэтическое и музыкальное произведения?

Звучит запись колокольного звона. Ученик читает:

Среди дубравы

Блестя крестами

Храм пятиглавый

с колоколами.


Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовет и манит

он в край родимый,


В край благодатный,

Забытый мною,-

И, непонятной

томим тоскою,


Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого;


Далёко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные,


И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает…

Колокольный звон ещё немного звучит.


- Что почувствовали вы, слушая колокольный звон? О чем подумали?

(Почувствовали красоту, величие, торжественность. Подумали о жизни, о своих близких, о себе, о своих поступках, о преподобном Сергии Радонежском, основавшем Троицкую Лавру, о его делах, о России прошлой и сегодняшней, которая в этом году будет отмечать 700-летие преподобного Сергия Радонежского).

-О делах и жизни преподобного Сергия Радонежского говорится в стихотворении, которое приготовили наши ребята. Послушайте его. Чем интересно для нас это стихотворение?


Р.Запесоцкая. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Об этом знать должны все дети:

Давным-давно на белом свете

Жил отрок. Он молился Богу,

Просил в учении подмогу.

Однажды отрок Старца встретил,

И тот сказал: "Ты духом светел.

Ты сможешь хорошо учиться

И перед Богом отличиться".


Он стал отшельником, монахом;

В лесу с ночным боролся страхом,

Молитвой бесов прогоняя,

Природу светом наполняя.

С годами он в лесу прижился,

С медведем даже подружился.

Был сердцем чист, молился много.

И этим угодил он Богу.


Когда о Сергии узнали,

К нему тянуться люди стали.

Сперва ученики-монахи

К нему слетелись, словно птахи.

И вот работа закипела.

Все так старались сделать дело:

Обитель Божию построить

И жизнь на Божий лад настроить.


Однажды чудный свет полился,

Когда Святой в ночи молился,

Чтоб наш Господь, всех благ Даритель,

Благословил Свою Обитель.

Застыл он на пороге кельи:

В сияньи дивно птицы пели!

И Голос был: "Бессчетны птицы -

Вот сколько к Богу обратится".


Когда Угодник Божий в храме

Служил пред Чашею с Дарами,

То в алтаре - священном месте

Сам Ангел с ним молился вместе,

Крылатый воин Божьей рати.

И видели монахи-братья,

Как вдруг огонь с небес спустился

И прямо в Чашу опустился.


Так жил подвижник Православья,

Христа и Богоматерь славя.

И по его дана молитве

Победа в Куликовской битве.

Свою показывая милость,

К нему Пречистая явилась

И обещала, что Обитель

Спасет Господь наш Вседержитель.


Открыто людям Божье Слово.

Окончен путь земной Святого,

И Преподобный в вечной жизни

О нашей молится Отчизне.

Угодника нетленно тело -

Живет его святое дело.

Он всем нам показал дорогу,

Которая приводит к Богу.


Учитель: Так хорошо с открытым сердцем вы рассказали о житие Сергия Радонежского. Стихотворение интересно тем, что в нем излагается вся жизнь Преподобного. Обратите внимание: с Иконы на нас смотрел преподобный Сергий Радонежский. Это Икона Дионисия «Сергий Радонежский в Житии» XV век.

- Кого изобразил иконописец, какие этапы жития преподобного Сергия он отразил на иконе?

- Какой цвет выбрал, почему?

(дети говорят об иконе, кратко передают этапы жития святого, изображенные в клеймах)

-Да рассмотрение иконы показало, что вы хорошо знаете житие преподобного Сергия Радонежского.

Это отразилось и в нашем сборнике. Мы написали стихотворения, посвященные Преподобному Сергию, давайте послушаем авторов.


Костюченко Владислав, 6 –Б класс


Недавно о Сергии нам рассказали,

Потом мы книгу о нем прочитали,

Образ его на картинах смотрели,

От встречи такой глаза всех горели.


О подвигах знали и раньше мы много,

Но только другую он выбрал дорогу,

Он Богу служил, за Отчизну молился,

И многого в жизни он этой добился.


Он гордость забыл, и трудился он честно,

Работы он не боялся, известно,

Людей понимал и, как мог, поддержал

Того, кто защиту и помощь искал.


И русского князя на бой провожая,

Благословил его он, уважая

Решение, мудрость, отвагу и честь,

Молился за воинов – время не счесть.


И пусть за годами проходят года,

Образ Сергия с нами всегда,

Он наш защитник, души хранитель

От всех врагов русской земли избавитель.




Головкина Анна


При постриге Сергием назвали,

Он имя это с гордостью носил,

Хоть времена нелегкими бывали,

Он Богу славу возносил.


Он храмы построил,

Ввел новый устав,

На битву воинов настроил,

Слово поддержки сказав.


Дело его поныне живет,

Слава его никогда не умрет,

Над Лаврой слышен колокольный звон,

Пусть всем о Сергии расскажет он.


Бекетов Денис

Преподобный Сергий – чистый человек,

Служил он людям целый век,

Дела свои он Богу посвящал,

Любил людей, обиды всем прощал.

На битву он благословил Донского,

Монахов с ним на бой послал.

Сражались русичи на поле Куликовом,

А Пересвет на поле том и пал.

Дела преподобного мы не забыли,

Частица души его – в каждом из нас,

Века над землей проходили…

О Сергий святой, моли Бога за нас.



Учитель: Прекрасные стихи, от души написанные, в них отразились дела преподобного Сергия:

1. Создание монастырей

2. Защита русской земли от врагов.

3. Служение Богу и людям, его героическая жизнь.

В нашем сборнике есть пословицы, поговорки, крылатые выражения, связанные с жизнью преподобного Сергия. Давайте их прочитаем. Ведь в пословицах и поговорках скрыта народная мудрость.

(3 высказывания С. Радонежского читают дети. Поясняют, когда эти слова были им сказаны, при каких обстоятельствах).


«Я прежде, чем руки мои не потрудились, платы не беру»

С. Радонежский


«Считайте сердце главным судиёй и веру мощью»

С. Радонежский


«С юности никогда не был златоносцем – и сейчас не буду»

С. Радонежский


Остальные пословицы дети читают по цепочке (выборочно)

Герои подобно произведениям искусства кажутся более великими через пространство веков. (Пьер Буатс)

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Жить – Богу служить

Умный смиряется, а глупый надувается.

С молитвой в устах, с работой в руках.

Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех. (Симеон Афонский)

Первое дело в жизни - служить Отчизне.

Где нет борьбы, там нет победы.

Стремление к истине – единственное занятие, достойное героя (Джордано Бруно)

Героические души не имеют тела. (Пьер Буатс)

Не гневи Бога ропотом, а молись ему шёпотом.

Учись сносить то с терпением и кротостью, что мы не в силах изменить.

Всё приходит со временем к тому, кто умеет ждать.

Смиренный умом не стыдится признать, что не знает, и только глупый стремится всем доказать, что знает всё.

Не тот мудр, кто всех судит, а тот, кто всех любит.

Не тот хорош, кто с людьми дружит, а тот, кто им служит.

Честный не тот, кто о других говорит, а тот, кто сам везде прост и открыт

Живи не ради своих затей, а ради Бога и ради людей.

Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.

В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.


Пословицы и поговорки, составленные учениками 6 –Б класса

Хочешь добиться много в жизни – служи своей Отчизне.

Не стыдно не знать, стыдно не стремиться к знаниям.

Дорога к храму, всегда приведёт к Истине.

С преподобным Сергием в душе жить – счастливым быть.

За славой не гонись, просто честно трудись.

Нет важнее дела, чтоб Отчизна не болела.

Ногами пол-отечества прошел, к каждому князю подход свой нашёл.

Жил не в пире – заботился о мире.

Века проходят, а память живет.

Печалиться сложно, а помочь важнее.

Надо так весь мир любить, чтобы даже медведь хотел к тебе в гости заходить.


Учитель: Мы не только сами составили пословицы и поговорки, но и написали сценарий короткометражного фильма о преподобном Сергии Радонежском.


Сценарий короткометражного фильма о Сергии Радонежском «Живое слово» (По мотивам повести Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»)-озвучивание сюжета. Сценарий составлялся методом «Мозгового штурма» при составлении на уроке использовался экспромт)

События происходят в XXI веке в одной обычной общеобразовательной школе.

Перемена. Шум, бегают, веселятся дети. Никто не обращает внимания на мальчика 7 лет. Он один сидит в отдалении детей на скамейке и грустит. В руках он держит маленькую игрушечную машинку.

Тут к нему подходит мальчик лет 12-13 и присаживается рядом и начинает разговаривать с первоклассником:

- Ты чего один тут сидишь?

- Просто так.

-Что это у тебя за машинка?

-Моя. Папа подарил.

-Дай посмотреть. Малыш протягивает игрушку.

- Хорошая машинка. А ты чего такой грустный? Учительница поругала? С ребятами поссорился?

- Плохо учусь. Не получается. Читаю плохо, буквы путаю.

- Не грусти. Я тебе помогу. У меня есть волшебный планшет. Вот смотри!

Ребёнок оживает, глаза блестят. На экране появляется дремучий лес. Под деревом сидит монах.

- Видишь, с ним рядом стоит мальчик примерно твоих лет. Попроси у него, чтобы помог в учении. Он тебе тоже поможет, он за тебя помолится и все будет хорошо.

- Монах, а монах,- шепчет первоклассник, - помоги мне хорошо учиться.

Монах оборачивается на просьбу, видит малыша и спрашивает:

- А ты уроки делаешь? Учительницу слушаешь?

-Да,- отвечает малыш.

- Тогда вот тебе иконка чудотворная, положи её в портфель. Старайся, молись и помощь придет.

Звенит звонок на урок. Мальчик идет в класс воодушевленный, несмело поднимает первый раз руку для ответа. Учительница спрашивает его, Мальчик отвечает правильно. Учительница хвалит его впервые.

Похвала окрыляет ребёнка.

Дома. Мальчик сам делает уроки, читает, решает. Мама, придя с работы, хвалит его. Вечером, ложась спать, мальчик достает иконку, рассматривает её и что-то шепчет. Это слова благодарности. Звучит тихая спокойная музыка. Ребёнок засыпает с улыбкой на губах.

-Такой сценарий не затратный по деньгам, всего 4 актера, смена декораций простая: коридор школы, урок, дом, комната мальчика.


Учитель: Кроме сценария в наш сборник вошли 2 рассказа.

Головкина Анна (автор) ( Дает сжатый пересказ с чтением отрывка «Дивный сон»)

Мы готовились к уроку, посвященному 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Мы так много о нем узнали, что он стал почти нашим близким человеком. Он перестал быть просто святым, он всё больше становился похожим на простого человека, честного, доброго, отзывчивого, умеющего сострадать и помогать людям. Я прочитала книгу о Сергии, посмотрела фильм, в котором известные люди делились своими мыслями о Сергии Радонежском, посмотрела художественный фильм. Я много думала о нём, о его заслугах перед Отечеством, о его чертах характера…

Однажды вечером я читала при свете настольной лампы и вдруг в мелькнувшем ярком свете увидела лицо Сергия Радонежского. Это было настоящее чудо, большая радость. Но возникший было образ тут же растворился в темноте комнаты. Было жаль. Я закрыла книгу и решила лечь спать. Сон долго не приходил.

Вдруг я увидела подругу, она звала меня куда-то. Я пошла, ни о чем не спрашивая. Вскоре мы очутились на поляне и увидели сидящего под дубом монаха–черноризца, который совершал молитву. Неподалёку от него стоял мальчик и ждал, когда он освободится. Мальчик был просто одет, через плечо держал уздечки. Сомнений не было, это был Варфоломей, у которого была просьба. И то, о чем Варфоломей будет просить монаха, нам было известно.

Так и произошло, потом мы с Анжелой отправились за ними в дом родителей Варфоломея и видели, как ласково встретили Кирилл и Мария странствующего монаха, как после молитвы Варфоломей начал бегло читать псалмы, чем удивил всех.

- Что будет с нашим сыном?- спросила Мария.

- Много он сделает для народа, - ответил монах.

Тут не выдержала подруга:

- Ваш сын будет известен и через многие века, люди будут ему поклоняться.

- Отроковицы, откуда вы здесь? Откуда такое знание будущего? Вы колдуньи?

- Мы из XXI века. Простые школьницы из 6 класса.

- Не может быть, но почему вы так странно одеты. Брюки, рубашки из какой-то неизвестной ткани…

- В нашем веке все так ходят. А мы можем вам показать фильм про вашего Варфоломея.

-Что такое фильм? Как это показать? Бесовское наваждение какое-то.

-Не бойтесь и смотрите. Это смартфон с выходом в Интернет. Подруга быстро нашла нужный фильм о Сергии. Все с большим вниманием стали его смотреть.

Кадры сменяли один другой. Вот Сергий отправляется со Стефаном в лес, вот остается один, вот приходит к нему медведь, вот тянутся к нему люди, создается обитель для братьев, вводится общежитский порядок. Сергий вновь уходит и в другом месте строит монастырь и снова вокруг него люди. А вот скачет княжеская дружина во главе с прекрасным князем, к ним навстречу выходит старец, он благословляет на битву княжескую дружину и дает своих двух монахов. А вот и начало Куликовской битвы. Пересвет выезжает на коне навстречу сильному татарскому воину. Мчатся кони, удар и оба подают сраженные насмерть. Храбро бьются русские и одерживают победу.

По всей земле русской строятся монастыри, открываются храмы, звонят колокола, мир приходит на землю русскую, прекращаются ссоры князей, прочнее становится государство Московское, и в этом всем великая заслуга Сергия Радонежского.

Вытирает слёзы Мария, качает головой черноризец, затихли братья Варфоломея Стефан и Петр, отец неотрывно смотрит на Варфоломея и вдруг говорит:

- Если все так будет, как нам тут показали, то и воспитывать Варфоломея мы с тобой, Мария, должны по божьим законам, потому что великая ответственность и на нас с тобой лежит перед ним, людьми и всем Отечеством нашим.

Снова встал на молитву черноризец, а с ним и все, кто узнали о судьбе простого мальчика из боярской семьи.

Тут в окне дома появился какой-то яркий свет, моего лица коснулось что-то тёплое, я открыла глаза и увидела себя в своей комнате, которая была залита солнечным светом. Хотелось жить, что-то совершить хорошее для пользы людей.

(Выделенный текст читается в классе)

Рассказ Саши Лескова «Незабываемая встреча» (Автор дает сжатый пересказ с чтением короткого отрывка)

Радонеж - удивительное место. Мало кто из россиян не стремится попасть туда. Вот и мы с моим другом волею судьбы оказались в Радонеже. Всё наполнено здесь воспоминаниями о преподобном Сергии Радонежском, великом заступнике Руси. Мы чувствовали себя по-другому, попав в это место. Всё ждали какого-то чуда. А его все не было.

И вот поздно вечером, когда мы с другом лежали в кроватях, вдруг по комнате полился какой-то ясный свет, открылась дверь и зазвучала музыка, мы встали и пошли ослеплённые чудесным манящим светом. Как только мы перешагнули порог, сияние света исчезло, и мы оказались на лесной опушке и увидели под деревом человека в черной ризе. Лицо его было спокойно, движения неторопливы. Видно было, что шел он издалека и присел отдохнуть. Мы приблизились к человеку, он взглянул на нас.

- Скажите, пожалуйста,- обратился к нему Лёша,- что это за место, какой сейчас год?

- Год 1380. Место Радонежский лес. А кто вы, отроки? Откуда идете? Что ищете?

- Мы из 2014 года, как-то попали сюда. Наверное, открылся портал времени.

-2014 год. Как же это. То есть вы хотите сказать, что вы из далёкого будущего. Всё в руках Господа! И монах перекрестился.

- Кто же вы?

-Я игумен одного из монастырей, теперь оставил его своему брату Стефану, он так хотел занять моё место. Иду, чтобы на новом месте построить монастырь.

Мы переглянулись. Сомнений не осталось. Перед нами был сам преподобный Сергий Радонежский.

- Мы знаем вас. В детстве Вы были Варфоломеем. В 23 года приняли постриг и получили имя Сергия. Вы многое сделали для Руси. Ввели новое житье в монастырях, построили Троице-Сергиеву Лавру, благословили князя Дмитрия Донского на бой с татарами, послали с ним двух своих братьев- Пересвета и Ослябю. В том бою, на Куликовском поле, княжеские дружины одержали победу и освободили Русь от монголо-татарского ига. Вы …

- Подождите, не спешите,- остановил нас Преподобный.

- Не приезжал ко мне князь Дмитрий Донской. Не было Куликовской битвы. Да, есть у меня братья Пересвет и Ослябю. Они могучи и сильны. Но нет права у монахов брать оружие и убивать людей. Странные вы говорите слова.

Откуда знаете вы то, что закрыто временем?

- О, мы еще не то знаем. Знаем, например, как окрепнет благодаря вам Московское княжество, как поможете вы объединиться русским князьям, как сильной и могучей станет Русь. Пройдет 700 лет, и Россия нового времени будет почитать Вас, называя Преподобным. Дела Ваши останутся в памяти православных русских людей. Так будет…

Сидел под деревом простой человек, мы говорили с ним и понимали, что соприкоснулись с великим чудом. Величайшим праведником, печальником русской земли, имя которому преподобный Сергий Радонежский.

Вдруг снова полился яркий свет, задрожал воздух, все подернулось дымкой, и мы оказались в своей комнате. Проснувшись утром, не могли понять, что это было сон или явь. Хотелось жить и творить добро!


Учитель: Готовясь к этому уроку, мы написали сочинения о Преподобном Сергии Радонежском. Выдержки из этих работ мы поместили в сборник. Дети-авторы по желанию читают отрывки из своих работ)


Погосян Альбина

Преподобный Сергий Радонежский – это Россия


Вся жизнь преподобного Сергия Радонежского– это пример служения Отечеству и людям. Он был прекрасным сыном, не оставил своих родителей, пока судьба их не была решена. Вел за собою брата Стефана верной дорогой, но Стефану надоело жить в отдалении от людей, и он оставил своего брата в одиночестве в лесу. А потом, когда игуменом монастыря был Сергий, Стефану не давала покоя слава брата, ему самому хотелось быть игуменом. Узнал об этом Сергий, молча, собрался и ушел из монастыря, оставив его под руководством брата. Никогда он не устраивал состязания, всего добивался в жизни сам. Братья, которые жили в его монастыре, никогда не брали милостыню, много работали и жили по общинножитийному уставу. Все делалось друг для друга, на благо людей. Его честность, открытость, любовь к людям, умение понять человека и быть милосердным притягивали к нему людей. Они видели в нем защитника, помощника. Как хорошо, когда в жизни встречается такой человек!

Сколько монастырей открыл он со своими учениками, как нес людям учение о Святой Троице. Как заботился он о свободе Руси! Не случайно именно к нему за благословлением приехал перед битвой Дмитрий Донской. И не ошибся, получил от Сергия и благословление, и двух монахов-воинов, которые отправились с князем на бой.

Да, много сделал этот человек для своей Родины. Достойно прожил жизнь, нашел в ней свою дорогу и, не сворачивая, шел по ней до конца.

Преподобный Сергий – это Россия, поэтому через 700 лет после его рождения люди помнят его и преклоняются перед его подвигом.


Химченко Кирилл

Жизнь преподобного Сергия Радонежского – это постоянные испытания. Трудно было жить в лесу, когда никого рядом не было, особенно когда даже брат покинул его. Даже встреча с медведем была испытанием для него. Он не испугался, не дрогнул, не побежал к людям, а вынес голодному зверю хлеба.

Однажды на Сергия напали разбойники, все у него забрали, даже еду. А когда их поймали, Сергий опять проходит очередное испытание. Он прощает грабителей и обидчиков.

Спасение умершего мальчика - это, я считаю, проявление его смелости, умения взять ответственность на себя даже за жизнь другого человека.

А открытие целебного источника – это желание помочь всем людям, ведь сколько людей благодарили его за этот дар. Я думаю, что житие преподобного Сергия Радонежского- это пример служения людям для каждого из нас.

Леготин Алексей


Недавно я впервые узнал о преподобном Сергии Радонежском. Меня удивило в этом человеке многое. Во-первых, то, что он сделал правильный выбор в жизни. Он с детства решил служить Богу. Не каждому человеку удастся так много сделать для своего отечества. Только при его жизни под его руководством было построено 25 монастырей особого типа. Свято-Троицко- Сергиевская лавра до сих пор является важным духовным и культурным центром нашей страны.

Важным его делом было объединение русских князей и укрепление Отечества. Ведь пешком по дорогам он ходил к князьям, убеждал их, что вражда приведет к гибели каждого княжества и только все вместе они смогут победить и спасти землю русскую. Он благословил войска на Куликовскую битву, дал уверенность в победе князю Дмитрию Донскому.

Его учение о святой Троице стало новым делом на Руси. Бог один, но он в трёх лицах. Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух. Это учение понимают не все, и надо жизнь свою посвятить Богу, чтобы познать это учение.

Поэтому сколько бы ни прошло лет, Люди будут помнить дела преподобного Сергия Радонежского и поклоняться ему.


Учитель: А ещё в нашем сборнике есть викторина, которую подготовил Волошин Максим. Эту викторину он сейчас и проведёт. И мы выявим победителя.


Интерактивная викторина, посвященная 700-летию

со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. (Приложение 1)


1. Как назвали родители своего сына, впоследствии ставшим известным под именем Сергия Радонежского?

А) Иван

Б) Олег

В) Варфоломей

Г) Пётр


2. Кто обратился к 7-летнему мальчику со словами «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?»

А) учитель церковно-приходской школы

Б) батюшка местной церкви

В) боярин-сосед

Г) монах-черноризец


3.Кому были сказаны слова «Он будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей»

А) братьям Стефану и Петру

Б) родителям Марии и Кириллу

В) игумену московского монастыря

Г) монахам


4. Во сколько лет Варфоломей принял постриг под именем Сергия?

А) в 18 лет

Б) в 23 года

В) в 33 года

Г) в 40 лет


5. Кто благословил Сергия на введение в монастыре общинножитийного устава?

А) брат Стефан

Б) Митрополит Алексий

В) Патриарх Филофей

Г) Сам принял такое решение

6. Монахам и священнослужителям православной церкви запрещено участвовать в битвах. Как звали монахов, которых на битву с татарами благословил Сергий?

А) Игорь и Всеволод

Б) Борис и Глеб

В) Пересвет и Ослябю

Г) Михаил и Георгий


7. Как погиб монах Пересвет?

А) дожив до глубокой старости

Б) сразившись с татарским богатырем

В) о гибели его ничего не известно


8. Кто из русских князей возглавил битву на Куликовском поле?

А) Михаил Тверской

Б) Дмитрий Донской

В) Александр Невский


9. Кто является автором картины « Троица»?

А) Андрей Рублев

Б) Михаил Нестеров

В) Виктор Васнецов


10. Существует ли орден преподобного Сергия Радонежского? Если существует, то, за какие заслуги награждаются им люди?


Учитель: Вы молодцы, так много вы уже знаете. А Иван Цулин приготовил вам сюрприз: Черный ящик в студию! (звучит заставка) Ученик вносит Черный ящик.

Ученик: В этом ящике лежит то, что изготавливали монахи, жившие с Сергием в лесу. (Возможные варианты: деревянная ложка; образок из белой глины, поделка- храм из белой глины)

Учитель: А ещё в нашем сборнике есть рисунки. Давайте пригласим экскурсовода, который нам расскажет о рисунках. Ученица проводит экскурсию по детским рисункам.


Мы подвели итоги конкурса рисунков. И создали календарики на память с рисунками-победителями каждому из присутствующих здесь

Учитель:

Итак, мы говорили сегодня о преподобном Сергии Радонежском. Какими делами прославился он. Почему так торжественно наша страна отмечает его 700-летие?

Дети называют 4 дела Сергия Радонежского:

- создание и распространение нового типа монастырей с общежитским уставом;

- начало освобождения от татаро-монгольского ига и укрепление государства.

- осмысление и распространение на Руси вероучений о Святой Троице;

- создание духовно-нравственного и культурного центра Руси – Свято- Троицко-Сергиевой Лавры.

Славит обновленная Россия преподобного Сергия Радонежского. Предлагаю послушать мужской хор Троеце-Сергиевой Лавры, который исполняет Тропарь и Кондак Восславление Сергия (распечатки у детей, родителей и гостей). Желающие могут подпевать.

Учитель:

Я тоже написала стихотворение и посвятила его всем вам:

Время – от секунды до века -

На прочность проверяет человека.

Его дела, и мысли, и поступки

Оно оценит всё и всё расставит по местам,

И каждому воздастся по заслугам:

Предатель за предательство ответит,

Героя славы лаврами отметят,

Трус с совестью в ладах не будет жить…

Так как же надо жизнь свою прожить

И след после себя какой оставить?

Задуматься пора и нам с тобой

Над этой вечною проблемой человека,

Чтоб силам темным дать сумели бой,

Чтоб люди дружно жили век от века.

Дружок, ты Отчизне своей послужи,

Трудись, уваженье людей заслужи.

Добро твори и милосердным будь,

Ты о родителях своих не позабудь.

И время крылья над тобой расправит,

И Бог без поддержки тебя не оставит.

Всегда иди дорогою добра!

Вот такой песней давайте и завершим наш разговор о преподобном Сергии Радонежском.

Дети поют песню «Дорогою Добра». Учитель раздает на память календари с рисунками детей – победителей конкурса рисунков.




Добавить комментарий