Технологическая карта урока «Одна и две буквы -н- в суффиксах прилагательных и причастий» 9 класс

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Управление образования Администрации г. Ижевска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №77»

Технологическая карта урока

Одна и две буквы -н- в суффиксах прилагательных и причастий

9 класс

Выполнила Злобина И.А.,

учитель русского языка и литературы

2013

Технологическая карта урока русского языка 9 класс

Учитель Злобина И.А.

Урок рефлексии на основе технологии системно — деятельностного подхода

Тема. Одна и две буквы -н- в суффиксах прилагательных и причастий. Подготовка к ГИА.

Цели:

Образовательная: повторение и закрепление материала по данной теме в рамках подготовки к ГИА, формирование алгоритма рефлексивного мышления

развивающая:  активизация познавательной деятельности учащихся, обучение применению знаний и умений в новых ситуациях, развитие навыков сравнения, самостоятельного мышления ;

воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса к предмету.

Оборудование: компьютер, интернет, www.gramma.ru, www.lomonschool.ru, fcior.edu.ru, gramota.ru

Вид используемых на уроке средств ИКТ — ресурсы сети Интернет

Необходимое аппаратное и программное обеспечение — локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства.

.

Этапы урока

Используемые методы, приемы, формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Цель: диагностировать уровень подготовленности учащихся на начальном этапе.

Настраивает учащихся на работу: приветствие, проверка готовности к уроку, запись в тетрадь числа и темы урока.

Цель урока

Исходя из темы, определяют цели и задачи урока

Познавательные – подведение под понятие

Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи

Коммуникативные – ориентировка на позицию партнера

Личностные – самоопределение

Актуализация знаний

Заполнение таблицы

Самопроверка по образцу

Работа в группах

Создает условия для успешного выполнения задания

1.Повторение орфограммы «Правописание

–н- и –нн- в суффиксах причастий и прилагательных»

2.Заполняют таблицу, распределяя в две колонки слова с н и нн. Вставляют пропущенные буквы. Работа в группах.

Смуще_ый юноша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день

2.По эталону проверяют правильность заполнения таблицы.

3.Словарный диктант

1.Журавлиный крик-№8, 2. кожаный ремень-№8,

3. ураганный ветер— №7, 4.восторженный взгляд--№9,

5.замасленный сюртук-№1, 6.рискованный трюк-№3,, 7.раненный при аварии-№2 8.решенный вопрос-№4,

9.стриженный по-мальчишески-№2, 10.маринованный огурец--№3 11.деревянный дом-— №7,

12.сожженное письмо-№1, 13.собрание проведено--№6, 14. революционный взгляд- №9,

15.точеный профиль- №5, 16. семенной фонд-№7

4.Самопроверка словарного диктанта по образцу:

1.-н- №8, 2.-н- №8, 3.-нн- №7,

4.-нн-№9, 5.-нн- №1, 6.-нн- №3,

7.-нн №2, 8.-нн- №4 9.-нн- №2,

10.-нн-№3, 11.-нн- №7, 12. -нн- №1,

13.-н-№6, 14.-н- №9 15.-н- №5,

16.-нн- №7,

5.Фиксация ошибок

Познавательные – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные – внесение необходимых корректив в действие

Локализация затруднений

Цель: анализ решений и фиксация орфограммы, в которой была допущена ошибка

Работа в сети Интернет

Задает вопросы,

слушает,

исправляет

Учащиеся, допустившие ошибки, еще раз обращаются к нужному алгоритму.

Алгоритм

1. Определи, от какой части речи образовано твое слово.

2.Определи, какой частью речи является данное слово: прилагательное, причастие.

3.Вспомни правила правописания н и нн в прилагательных и причастий.

4.Обозначь орфограмму.

1- нн- прич., есть прист №2. –нн- прич, зав. слово

3.-нн- прич, суф. –ова-, -ева. №4 –нн- прич.,сов вид

5-н- прич, несов. вид №6 –н- крат. прич.

7 -нн– прил., н в корне

8 –н- прил, суф –ин-, -ан-, -ян

9 –нн- прил, суф. –онн-, -енн

http://gramma.ru/RUS/?id=12.288

Не допустившие ошибок выполняют новое задание:

Переделать предложение, вставив в каждую его часть причастный оборот со страдательными причастиями прошедшего времени

Лес светился, и это сияние стало подниматься вверх.

http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_106

Коммуникативные – формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания.

Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи, внесение необходимых корректив.

Личностные – самоопределение

Построение проекта выхода из затруднений

Цель: индивидуальная работа

Следит за классом,

помогает выделить главное, подвести итог.

1.Проговаривают про себя правило. 2.Выявляют причины ошибок.

3.Исправляют ошибки, графически обозначают орфограммы

Познавательные – структурирование знаний;

Регулятивные – выполнение учебных действий; фиксирование индивидуального затруднения

Личностные — создание способов решения проблем

Обобщение затруднений во внешней речи

Проговаривание

Контроль и коррекция

Проговаривают вслух:

-при написании каких частей речи больше всего допущено ошибок;

— в каком алгоритме не смогли разобраться;

— правило написания -н- и –нн-

Регулятивные — коррекция

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Проверка по эталону

1.Индивидуальный выбор того задания, в котором была допущена ошибка:

№1- №5 Задание . Превратите причастия в прилагательные.

Образец: печенная в золе рыба — печеная рыба, позолоченное кольцо — золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.

№6 – Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица

7-9

Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции — революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

2.Проверка по эталону

3.Фиксация допущенных ошибок

Личностные – самоопределение

Познавательные – выполнение действий по алгоритму

Регулятивные — коррекция

Включение в систему знаний и повторение

Контроль

При положительном результате выполняют

Задание . Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква

При отрицательном результате повторяют предыдущий этап работы с алгоритмом

http://gramma.ru/RUS/?id=12.288

Личностные – самоопределение

Познавательные – выполнение действий по алгоритму

Регулятивные — коррекция

Рефлексия

Цель: подведение итогов урока

Свобода выбора задания

Благодарит за урок, выставляет оценки,

обсуждает оценки с учениками

Анализируют, где были допущены ошибки и каким способом они были исправлены

Каждый оценивает свою деятельность на уроке

Личностные – самооценка

Познавательные – построение речевого высказывания

Коммуникативные – адекватное восприятие оценки

Список использованной литературы

1 Богданова Г. Уроки русского языка.- М.: Просвещение, 2010

2.Пичугов Ю.С Русский язык: Практика. 9 кл. – М.:Дрофа, 2012

3.Русский язык. Поурочные планы/ Авт-сост. Т Ермоленко М.: Дрофа, 2011

4.Русский язык: Теория. 5-9 кл. / под ред. В.В. Бабайцевой – М.: Дрофа, 2012

5.http://gramma.ru/RUS/?id=12.288

6. http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_106

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *