Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига Раздел «В концертном зале»3 Класс

Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига

Раздел «В концертном зале»

Учитель музыки: Козелова Е. С.

Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока: тематический

Вид урока: урок – концерт.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 3 класса в предметной области «Музыка» по теме «Сюита Пер Гюнт» Э.Грига.

Учебные задачи:

  1. направленные на достижение личностных результатов:

  • формирование целостного взгляда на мир;

  • воспитание любви к музыке народов мира;

  • развитие мышления, воображения, кругозора;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

  1. направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

  • расширение представления о взаимосвязи музыки с другими видами искусства;

  • нацеливание обучающихся на то, что каждому действующему лицу соответствует определенный, ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого происходит обрисовка образа;

  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов сюиты;

  • взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

  1. направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • формирование основ музыкальной культуры;

  • воспитывание навыка эмоционального, осознанного восприятия музыки, умение анализировать её содержание;

  • обучение вокально-хоровым навыкам;

  • умение исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;

  • развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

  • Планируемый результат деятельности:

  • понимание чувств, мыслей музыкального произведения, желание размышлять о добре и зле;

  • получение представлений о любви как о высшем человеческом качестве;

  • желание поделиться своим восприятием художественного произведения с близкими;

  • понимание самого себя, своей «значимости», желание выразить состояние своей души;

  • оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов;

  • накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.

Методы:

  1. музыкальные обобщения,

  2. эмоциональная драматургия,

  3. ассоциативные связи.

Технические средства обучения:

  • музыкальный центр,

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • экран.

Элементы педагогических технологий, применяемых на уроке:

  • Технология развивающего обучения.

  • Технология педагогики сотрудничества.

  • Информационно-коммуникационная технология.

  • Технология проблемного обучения.

  • Здоровьесберегающие технологии.

  • Индивидуально-ориентированная технология.

  • Технология креативного обучения.

  • Игровые технологии.

Ход урока.

Слайд 1 .

Орг. момент. Вход в аудиторию под музыку «Шествие гномов». Дети стоят у доски. Муз. приветствие.

Учитель: Сегодня у нас не обычный урок, а урок — концерт. Мы отправимся в культпоход, в концертный зал. Билеты мы приобрели, но чтобы занять места в зале, надо отгадать загадки, которые есть у некоторых ребят на оборотной стороне билетов. (Часть детей садится, другие отгадывают.) Сидящие в зале должны помочь, ведь в культпоход отправился целый дружный класс.

Проходим в зал, садимся.

Вы отгадали все и, думаю, что вы предполагаете, что сегодня мы продолжаем слушать музыку Эдварда Грига, однако, будем выступать в роли не только слушателей, но и исполнителей этой музыки. Вы пополните свой музыкальный багаж новыми впечатлениями и знаниями.

2.Введение в тему..

Учитель: Перед концертом можно приобрести программки, в которых перечисляются по порядку номера концерта, а также часто дают информацию о композиторах, содержании произведения и исполнителях. Такие программки уже лежат у вас на партах. Иногда перед концертами классической музыки выступает лектор, своим рассказом он вводит слушателей в волшебный мир музыки. Сегодня один из вас будет в роли лектора, рассказчика.

Лектор : прежде чем начать слушать музыку я хочу вас познакомить с одним великим норвежцем — это друг Эдварда Грига – писатель — Генрик Ибсен. (Слайд 2). Посмотрим на его портрет. Он написал драму «Пер Гюнт». Пер — это имя, Гюнт — фамилия одного норвежского крестьянского паренька. Что такое драма и о чем написал в ней Ибсен прочитаем в программке.

Драма- литературное произведение для постановки на сцене.

Краткое содержание драмы «Пер Гюнт».

Герой драмы- крестьянский паренек Пер Гюнт. Однажды ,наслаждаясь красотой утра, он долго бродил в горах, пока какие- то тени не стали обступать его. Они дробились, превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его. И сам горный король сделал Перу предложение- вступить в мир троллей, заглушить в себе все человеческое и жениться на его дочери. Взамен горный король обещает Перу несметные богатства. О, нет, даже такой беспечный сумасброд, как Пер, не согласен на это, ведь у него уже есть невеста — красавица Сольвейг. Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочья. И если бы не раздавшийся звон церковного колокола, кто знает, что бы произошло!

Через некоторое время Пер Гюнт принимает решение отправиться в путешествие. Перед дорогой он хочет проститься с двумя людьми: матерью — Озе и невестой — Сольвейг. Озе чувствует, что жить ей осталось недолго. Чтоб облегчить её страдания, Пер рассказывает сказку. Озе умирает на руках у сына. Возлюбленную – Сольвейг Пер просит ждать его.

В поисках счастья и богатства главный герой отправляется в дальние страны.

Прошло сорок лет. Все эти годы Пер Гюнт побывал в разных странах. Он торговал, богател, научился хитрить и обманывать, стал дельцом и торговцем.. Однажды, встречая восход солнца в Египте, Пер Гюнт вдруг вспомнил Норвегию и решил вернуться. Его не узнали на Родине. Лишь только Сольвейг, его невеста, поняла, кто перед ней стоит. Она ждала Пера все сорок лет, и возлюбленный остался для нее прежним — смелым и добрым. Она верила ему, была счастлива своей любовью. И встретив обессиленного, умирающего Пера на пороге избушки, ослепшая Сольвейг поет ему песню. И он впервые ясно понял всю пустоту и никчемность своей долгой жизни.

3.Объяснение нов. материала.

Лектор: И вот Генрик Ибсен попросил своего друга композитора Эдварда Грига (Слайд 3) сочинить музыку к этой драме. И Григ сочинил. Людям, посещавшим театр, так понравилась эта музыка, что наиболее полюбившиеся музыкальные картины Григ объединил в сюиту. Что такое сюита, вы можете прочитать в программке.

Сюита— ряд музыкальных картин.

Учитель: Мы сегодня не успеем послушать все части сюиты, а остановимся на четырех самых известных. Их названия записаны в программе концерта, но не полностью, в типографии не хватило краски и некоторые буквы не пропечатались. Вам придется самим дописать названия произведений.

Утро.

Итак, давайте с вами обратимся к чудесной музыке Э.Грига.

Слушаем одну из музыкальных картин.

— Что вы представили, слушая эту музыку?

— Как же называется эта музыкальная картина? (Утро)

На доске записаны названия произведений. Вам нужно выбрать.

Давайте запишем в программке название первой части – Утро, а именно недостающие буквы.

— А где в тексте краткого содержания говорится об утре?

Давайте найдем это место в тексте. (Кто нашел и может прочитать?)

Я знаю, что на уроке изобразительного искусства вы рисовали Утро. Давайте посмотрим на рисунки. Все ли они подходят к нашей музыкальной картине(слайды 4- 15). (Светлые тона рисунков соответствуют светлой окраске звуков, темные краски не подходят.)

Учитель: Молодцы. Вы определили, что в этом произведении музыка светлая, рисует картину восходящего солнца, все просыпается постепенно, пробуждается суровая северная природа Норвегии. Давайте подберем слова к главной мелодии этого произведения, вам надо лишь выбрать соответствующие выражения из данного набора: (слайд 16)

Солнышко всходит. Солнце зашло.

Небо хмурится и темнеет. И небо светлеет.

Природа проснулась. Всё стихло вокруг.

Наступил вечер. И утро пришло» .

Давайте прочитаем итоговый вариант. (Слайд 17)

Солнышко всходит

И небо светлеет.

Природа проснулась

И утро пришло.

Ребята, давайте попробуем пропеть эти слова на музыку главной мелодии «Утра».

(Сначала учитель поет, играя одной рукой, потом дети, учитель показывает рукой)

Давайте теперь споем и руками изобразим как поднимается солнце. (Игра с аккомпанементом).

Шествие гномов.

Теперь переходим к следующей музыкальной картине.

слушаем музыку и представляем, что или кого композитор изобразил в ней.

Что вы представили?

(– Шаг чудовищ, композитор рисует их приближение. Они спешат на пир, а потом какой-то дикий танец.) (Слайд 18)

Как называется эта музыкальная картина? ( «В пещере горного короля»).

— Запишем в программках название второй картины, вставим недостающие буквы.

Давайте найдем в тексте краткого содержания отрывок соответствующий этой музыке. (Кто нашел и может прочитать?)

  • Вспомним, музыка меняется или нет? И что в ней меняется?(сила звука- динамика и темп). (Слайд 19, 20).

  • Сейчас мы будем музыкантами. Исполним «В пещере горного короля» по схеме.

Исполнение на детских музыкальных инструментах под аккомпанемент учителя.

Смерть Озе.

Переходим к третьей картине.

Слушаем и думаем. Можно пользоваться текстом краткого содержания.

Что вы почувствовали, когда слушали эту музыку?

(Музыка потрясает силой скорби. Ритм передаёт характер траурного шествия.)

Какое событие изображает эта музыка?

«Смерть Озе». Запишем в программках название третьей картины.

Найдем в тексте краткого содержания, где говорится о смерти Озе. (Кто нашел?)

Сейчас мы поработаем над ритмическим рисунком первого предложения этой пьесы ( слайд 21). Перед вами нотный пример ритма первого предложения. Давайте прочитаем ритм мелодии. А теперь запишем под музыку: 1) сначала в воздухе;

2) а теперь запишем на билетах, у вас там много свободного места, даже у тех, у кого были загадки.( У доски работает один из учеников.)

А теперь проверим. У кого получилось так как на доске, поднимите руки, поставьте себе 5. (Используется ритмографическое письмо).

Антракт. Физкультминутка.( слайд 22)

А сейчас объявляется антракт, т.е.- перерыв. Ведь и музыкантам и слушателям надо отдохнуть. В антрактах взрослые обычно ходят в буфет, а дети играют. Сейчас мы поиграем в гномов. Встали. Повторяем за мной движения. (Используется физкультминутка «Гномы»).

Песня Сольвейг.

Но, мы не познакомились с ещё одной музыкальной картиной. Вы, наверное уже догадались как она называется. Это тот номер, который остался у нас незадействованным.

Конечно же, это «Песня Сольвейг». ( слайд 23)

Запишем в программках название четвёртой картины.

— Кто же такая Сольвейг? (Невеста Пера)

— Когда она поёт свою песню? Найдем в тексте и прочитаем. (Кто нашел и прочитает?)

Но мы ещё не послушали это произведение. Сегодня я хочу побыть в роли оперной певицы и исполнить «Песню Сольвейг» сама.

4. Рефлексия.

Учитель: Ну вот наш урок подходит к концу. Скажите, что вам больше всего понравилось на уроке. Вы можете воспользоваться подсказкой. ( слайд 24).

5. Муз. подарок. Урок наш закончился, но концерт еще нет. Мы хотим подарить гостям песню Г. А. Струве — «Пестрый колпачок»(слайд 25).( Дети выходят к доске с инструментами, поют и аккомпанируют себе на детских музыкальных инструментах.)

6. Муз. прощание.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *