Сценарий урока – игры
«Путешествие по Вселенной»
(урок обобщающего повторения по теме «Вселенная»)
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры в сочетании с другими методами делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы, повышают интерес к предмету.
Конечный успех любой игры зависит от правильной её организации и подготовки к ней.
Подготовка к игре.
Игру провести значительно сложнее, чем урок, т.к. требуется значительная предварительная работа учителя и учащихся.
Класс разбивается ( при помощи классного руководителя ) на приблизительно равные по уровню знаний команды.
Команде даётся задание:
-придумать название и эмблему команде (учитывая пройденную тему);
-подготовить «звёздочку»,состоящую из 4 лучей: один луч-вопрос, три других-варианты ответов;
-готовят домашнее задание. Необходимо написать сочинение «Воображаемое путешествие на планету…».
Оборудование урока
.
Доска красочно оформлена, на ней прикреплены: фотографии небесных тел, космических кораблей, таблицы «Земля-планета солнечной системы», «Изучение космоса».
Запись на доске с названием игры и цитата:
Как мне быть к Вселенной безразличным,
Если суть её нам всё ясней,
Если всем существованьем личным
Я в конечном счёте связан с ней…
С.Щипачёв.
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь :пески среди молчания
И звёздный свет над сумраком Земли.
И.Бунин.
На отдельном столе разложены книги по данной теме. Ребята рассаживаются за столы по командам.
Учитель:
Мы закончили тему о нашей Вселенной.
Узнали о звездах мы и о планетах,
Узнали о Солнечной нашей системе
И чем астероид различен с кометой.
И почему Млечный Путь так зовется
Будто назвать по-другому нельзя?!
Так же узнали, что желтое Солнце –
Ближайшая к нашей планете звезда.
И чем отличаются метеориты
От тёзок своих — метеоров.
Узнали: Нептун и Уран, и Юпитер –
Планеты-гиганты в небесных просторах.
Узнали Меркурий, Венеру и Марс мы,
И в заключенье хочу вам сказать,
Что нету прекрасней планеты, чем наша,
И пусть небольшая — ей имя — «Земля».
Ребята, хотите совершить путешествие по Вселенной? Тогда в путь! И первая остановка на космической станции под названием «Звездная».
Учитель :
Дома вы заготовили «звездочки», на которых есть вопрос. Команда сейчас посовещается, и выдвинет по одному члену команды со своей звездочкой.
Ребята выходят к столу. Обмениваются звездочками. Отвечают на вопрос. За каждый правильный ответ –
1 балл.
Приглашаются еще по одному члену команды.
Учитель: Вторая остановка — станция «Юных переводчиков». Знание языков очень необходимо для космонавтов, а вдруг встретятся в космическом пространстве с кем-нибудь! Приглашаю к пульту управления по одному участнику от команды.
Каждому участнику выдается карточка с названием термина. Игрок должен сказать, что значит перевод этого слова.
— атмосфера — «атмос» — пар; «сфера» — шар,
— кратер — «большая чаша»,
— астероид — » звездоподобный «,
— галактика — » млечный «,
— комета — «волосатая «.
За правильный ответ -2 балла.
Учитель:
Мы побывали, ребята, на двух станциях. Давайте отдохнем. И подведем итоги первых двух конкурсов. Но чтобы игроки наши не скучали вам — задание: побывать на станции «Мудрейших». Наконец-то вы получите коллективное задание, т.е. его выполняет вся команда, все вместе. Ваша задача разгадать кроссворд. Кто первый справится с ним — тому дополнительный балл. Но смотрите, кроссворды у всех одинаковы, поэтому решаем его шепотом. Максимальное количество баллов—7
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
мМ |
|
||
|
|
|
|
Г |
|
еЕ |
|
||||||
|
4 |
пП |
Л Л |
аА |
нН |
еЕ |
тТ |
аА |
|||||
|
|
|
|
лЛ |
|
еЕ |
|
||||||
|
1 |
|
аА |
|
оО |
|
|||||||
|
|
вВ |
|
|
кК |
|
рР |
|
|||||
|
|
|
сС |
|
|
тТ |
|
|
|||||
5 |
аА |
сС |
тТ |
еЕ |
рР |
оО |
иИ |
Л Д |
|
||||
|
|
|
|
лЛ |
|
кК |
|
|
|||||
6 |
з3 |
вВ |
еЕ |
з3 |
дД |
аА |
|
||||||
|
|
|
нН |
|
|
|
|||||||
|
|
нН |
|
|
|||||||||
кК |
оО |
мМ |
еЕ |
тТ |
аА |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
яЯ |
|
|
баллов- 7.
По вертикали:
-
Космическое пространство и все, что его заполняет: космические или небесные тела, газ, пыль.
2. Звездная система, гигантское скопление звезд.
3.Вспышка света, возникающая при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли.
По горизонтали:
-
Небесное тело, отражающее свет Солнца.
-
Космические тела, большая часть из которых движется между орбитами Марса и Юпитера.
-
Гигантский пылающий шар.
-
Небесные тела, состоящие изо льда, замерзших газов и твердых частичек. 3
7
Учитель:
Долго мы путешествовали по далеким мирам, много видели интересного, о многом узнали. И вот теперь такое задание. Объявляется конкурс художников. Конкурс художников.
К доске приглашаются по одному участнику от команды.
Задание: нарисовать:
-
Солнечную систему.
-
Нашу Галактику Млечный путь.
-
Созвездие Большой Медведицы.
-
Комету при движении ее вокруг Солнца.
-
Схему мира по Птолемею.
Баллы ставятся за правильность рисунка и за его художественное оформление.
Не более 3 баллов.
Учитель :
А чтобы не скучали остальные путешественники космического пространства, вам задание:
Географическая цепочка.
Дайте расшифровку записи: 15 000000886000 . 2 балла.
Космонавты! Летим дальше. Наш полет продолжается. И сейчас мы посетим планету…
( Домашнее задание, сочинение «Воображаемое путешествие на планету…»).
Наш полет был длительным, мы так устали, давайте отдохнем. Подведем итоги и объявим победителя.
Подведение итогов.
Узнали Меркурий, Венеру и Марс мы,
И в заключение хочу вам сказать,
Что нету прекрасней планеты, чем наша
И пусть небольшая — ей имя — «Земля».
Сценарий составлен учителем географии СОШ № 73
г. Краснодара Першиной Еленой Ивановной.