сценарий урока для 7 класса на тему «Многообразие рыб, их значение и охрана»
Автор: Новикова Галина Кирилловна
МАОУ «СОШ №2» города Колпашево Томской области
Предмет: Биология
Класс: 7 класс
Тема:
Тип урока: Изучение нового материала (час занимательной биологии ««Рыбий» бал во дворце Нептуна»)
Учебно-методическое обеспечение:
-
Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс: учебник для ОУ /В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. – 5-е изд. стереотип. — М: Дрофа, 2008. – 302 с.: ил.
-
Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.В. Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 281 с.
Учебно-наглядный комплекс:
-
Персональный компьютер (1 шт.), операционная среда Windows XP, Microsoft Office Power Point;
-
медиапроектор, экран.
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт:
-
Операционная среда — Windows XP; Microsoft Office Power Point;
-
вид медиапродукта – наглядная презентация, Microsoft Office Power Point.
Целесообразность использования медиапродукта:
-
Недостаточное количество иллюстративного материала;
-
повышение интереса к предмету и эффективности усвоения учебного материала;
-
развитие умственной активности и коммуникативных компетентностей обучающихся;
-
эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся;
-
развитие их творческих способностей;
-
ребёнок не только воспринимает информацию, но и лучше запоминает, когда видит на экране.
Цель урока: расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся о многообразии рыб, их значении в природе и жизни человека, а также познакомить обучающихся с мерами по их охране.
Задачи урока:
а) образовательная – познакомить обучающихся с многообразием рыб, показать черты их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды; отработать основные биологические термины и понятия;
б) развивающая – продолжить формирование умений работать с различными источниками информации; развивать умения работать с учебником, обобщать и анализировать полученные знания, делать самостоятельные выводы; развивать их внимание, сообразительность.
в) воспитательная – формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, повышать мотивацию к изучению предмета.
Технологии, методы:
-
ИКТ;
-
Репродуктивный, частично-поисковый.
Категорийный аппарат:
-
Систематика, классификация;
-
Ихтиология;
-
Хрящевые и костные рыбы.
Подготовительная работа:
-
выбрать 10 придворных Нептуна из числа обучающихся;
-
дать им задания подготовить информацию об акулах, скатах, осетре, щуке, окуне-брызгуне, луне-рыбе, мешкоглоте, иглобрюхе, морской игле, морском коньке, летучих рыбах, гамбузии, латимерии.
Карта урока:
Время (мин)
|
№ слайда |
Развитие личностных качеств и психических процессов |
||
Репродуктивные формы деятельности |
Продуктивные формы деятельности |
|||
Организационный момент |
0,5 |
1 |
Дисциплина, организованность |
|
Постановка цели, задач |
0,5 |
|
Внимание, память |
|
Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого обучающегося |
2 |
2-6 |
Внимание, организованность |
Активность, любознательность |
««Рыбий» бал во дворце Нептуна» (изложение учебного материала) |
34 |
7 — 30 |
Внимание, дисциплина, мышление, логичность |
Ответственность, восприимчивость к новому, активное слушание, самостоятельность, самоконтроль по усвоению учебного материала, аргументированность, глубина рассуждений |
Рефлексия – самоанализ, закрепление |
5 |
31-36 |
Внимание, дисциплина |
Рефлексивность, самостоятельность, активность, ответственность |
Дифференцированное домашнее задание |
3 |
37 |
Внимание |
Рефлексивность, ответственность, любознательность, гибкость |
Содержание кадров:
Содержание |
|
1 |
Титульный лист: класс, предмет, учитель |
2 |
Добро пожаловать во дворец Нептуна! |
3 |
Систематическое положение надкласса Рыбы |
4 |
Классификация надкласса Рыбы |
5 |
Классификация класса Хрящевые рыбы |
6 |
Классификация класса Костные рыбы |
7 |
Сюрприз 1 |
8 |
Проверь сюрприз 1! |
9 |
Сюрприз 2 |
10 |
Отряд Акулы |
11 |
Видеофрагмент об акулах |
12 |
Сюрприз 3 |
13 |
Отряд Скаты |
14 |
Отряд Химерообразные |
15 |
Почему акул и скатов относят к классу Хрящевых рыб? |
16 |
Прогрессивные черты строения и поведения хрящевых рыб по сравнению с бесчерепными |
17 |
В чём различие акул и скатов? |
18, 19 |
Класс Костные рыбы |
20 |
Сюрприз 4 |
21, 22 |
Отряд Сельдеобразные |
23 |
Сюрпризы от Нептуна |
24 |
Рыба-снайпер |
25, 26 |
Диковинные рыбы |
27 |
Рыба. Спасшая человечество |
28 |
Отряд Двоякодышащие |
29 |
Отряд Кистепёрые |
30 |
Почему же всех этих рыб относят к надклассу Рыбы |
31, 32 |
«Заморочки из бочки» |
33, 34 |
Вопрос от Русалочки |
35 |
С каким рисунком ассоциируется твоё настроение после проведённого урока? |
36 |
Выскажи своё мнение по данному уроку |
37 |
Дифференцированное домашнее задание |
Схема взаимосвязи кадров урока:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
17
16
15
14
13
12
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Введение в тему. Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого обучающегося.
Слово берёт распорядитель бала (учитель). Слайд № 2
Сегодня мы собрались все в этом замечательном дворце Нептуна. Нептун устраивает «рыбий» бал. Здесь можно увидеть обитателей рыбьего царства – наших озёр и рек, прудов и ручейков. Вот диковинные рыбы, которые водятся в морях, реках дальних стран: в тропиках и на дальнем севере, в глубинах океанов и в реках джунглей.
Мне хочется представить королевскую свиту. Придворные дворца Нептуна расскажут много интересного об обитателях подводного царства, покажут какие черты приспособленности, они имеют к жизни в различных условиях водной среды. Будьте внимательны, гостей «рыбьего» бала ждёт много сюрпризов.
Опишите систематическое положение надкласса Рыбы. Слайд № 3
Царство Животные
Подцарство Многоклеточные
Тип Хордовые
Подтип Позвоночные
Надкласс Рыбы
Давайте составим классификацию надкласса Рыбы. Слайды № 4, 5, 6
Надкласс рыбы
Класс Хрящевые рыбы
Класс Костные рыбы
Отряды:
-
Акулы
-
Скаты
-
Химерообразные
Класс Костные рыбы
Подкласс Двоякодышащие
Подкласс Костистые (лучепёрые)
Подкласс Костно-хрящевые
(хрящекостные)
Подкласс Кистепёрые
Отряды:
-
Сельдеобразные
-
Карпообразные
-
Лососевые
-
Угревидные
-
Тресковые
-
Камбалообразные
Отряд Осетровые
Нептун. «Рыбий» бал считаю открытым.
-
«Рыбий» бал
Распорядитель бала. А вот и первый сюрприз. Перед вами фантастическая рыба. Из частей каких рыб она состоит? Слайд № 7
Проверь! Голова щуки, тело леща, спинной и анальный плавники ерша, хвост вуалехвоста, брюшные и грудные плавники рыбы-ласточки. Слайд № 8
Распорядитель бала. Из океана во дворец Нептуна пришла шифровка. Буквы в словах перепутаны. Переведите. Какое слово обозначает название одной из коварных рыб? ЛАУКА Слайд № 9
Рассказ 1-ого придворного Нептуна об акулах. Слайд № 10
Демонстрация видеофрагмента «Акулы». Слайд № 11
Распорядитель бала. Чтобы познакомиться со следующим гостем «рыбьего» бала, отгадайте ребус. СКАТ Слайд № 12
Рассказ 2-ого придворного Нептуна о скатах. Слайд № 13
Распорядитель бала знакомит обзорно с представителями отряда Химерообразных. Слайд № 14
-
Почему акул и скатов относят к классу Хрящевых рыб? Слайд № 15
-
Целиком хрящевой скелет.
-
Чешуя плакоидная, если она есть.
-
Жаберных щелей 5-7 пар. Нет жаберных крышек и плавательного пузыря.
-
Хвостовой плавник неравнолопастной.
-
Голова с длинным рылом, рот на нижней стороне тела.
-
Отметьте прогрессивные черты строения и поведения хрящевых рыб по сравнению с бесчерепными. (Развитие головного мозга и мышц, появление позвоночника, ведут активный образ жизни) Слайд № 16
-
В чём различие акул и скатов? Слайд № 17
-
Что наложило отпечаток на их различный внешний вид?
Есть ещё класс Костные рыбы. Слайд № 18
-
Почему класс получил такое название? Укажите их отличительные признаки.
-
Частично окостеневший или костный скелет.
-
Жабры прикрыты жаберными крышками.
-
Обычно имеется плавательный пузырь.
-
Какие из рыб костные или хрящевые более древние? Почему? Слайд № 19
Ещё один сюрприз. Перед вами пять рыб, а шестая спряталась. Какая же рыба спряталась? Слайд № 20
Рассказ 3-ого придворного Нептуна об осетре.
Распорядитель бала. Ой, ой! Что это такое? Что это за косяк рыб приближается к дворцу Нептуна? Слайд № 21
Рассказ 4-ого придворного Нептуна о сельди. Слайд № 22
Распорядитель бала. Нептун, кроме морских рыб, пригласил на «рыбий» бал и речных рыб. Чтобы узнать каких же рыб он пригласил, вам необходимо отгадать загадки. Слайд № 23
-
Весь полосатый и очень колючий,
Он поджидает добычу под кручей (окунь)
-
Скользкий, рукою меня не возьмешь
Хитрый, с колючею спинкою – (ёрш)
-
Крупное тело бока будто сжаты
Цвет золотистый
Слегка красноватый
Если спокойно сидеть у реки
Можно увидеть – идут пузырьки (лещ)
-
У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала (щука)
Рассказ 5-ого придворного Нептуна о щуке.
Распорядитель бала. У ряда рыб есть приспособления, связанные с добыванием пищи и защитой от врагов. Нептун пригласил диковинных рыб на «рыбий» бал. Рассказ 6-ого придворного Нептуна об окуне-брызгуне. Слайд № 24
Рассказ 7-ого придворного Нептуна о луне-рыбе, мешкоглоте, иглобрюхе. Слайд №25
Рассказ 8-ого придворного Нептуна о морской игле, морском коньке. Слайд № 26
Рассказ 9-ого придворного Нептуна о летучих рыбах, гамбузии. Слайд № 27
-
С какой целью гамбузия была завезена в нашу страну? Что значит акклиматизация?
-
Почему акклиматизация рыбок гамбузия должна строго контролироваться?
-
За что гамбузии поставили памятник в Сочи?
Распорядитель бала. А это что ещё за рыбы? Это двоякодышащие рыбы (австралийский рогозуб, африканский и американский чешуйчатники). Слайд № 28
-
Почему они получили такое название?
Рассказ 10-ого придворного Нептуна о латимерии. Слайд № 29
-
Почему латимерию относят к переходной форме? Объясни.
Распорядитель бала. Слайд № 30
-
Почему же всех этих рыб относят к надклассу Рыбы?
-
Водные хордовые животные.
-
Обладают двусторонней симметрией.
-
Пойкилотермные животные.
-
Скелет внутренний – хрящевой, костный, костно-хрящевой. Есть челюсти.
-
Органы передвижения — плавники.
-
Кровеносная система замкнутая. Сердце двухкамерное, один круг кровообращения.
-
Дышат жабрами.
-
Органы выделения – лентовидные почки.
-
Относительно большой головной мозг. Развиты органы чувств.
-
Приблизительно 20 тысяч видов.
-
Форма рыб очень разнообразна. С чем это связано?
Наш бал подходит к концу. Перед тем как покинуть этот гостеприимный дворец хозяин подводного дворца Нептун и Русалочка подготовили свои вопросы.
Очень любит Нептун «заморочки из бочки». Слайд № 31
Нептун. В бочке находятся рыбы, которые фигурируют в одной из басен И.А. Крылова. Какие рыбы находятся в бочке? К каким отрядам они относятся? Как называется басня И.А. Крылова?
Проверяем! Слайд № 32 Лещ – отряд Карпообразные, стерлядь – отряд Осетровые. Басня И.А. Крылова «Демьянова уха».
А теперь вопрос от Русалочки. Слайд № 33
Сколько всякой на палубе рыбы!
Трепет камбал – глубинниц морей,
И зубаток пятнистые глыбы
В красной груде больших окуней!
Н. Рубцов
К каким отрядам относятся рыбы, упомянутые в стихотворении?
Проверяем! Слайд № 34 Камбала – отряд Камбалообразные, зубатка и окунь – отряд Окунеобразные.
-
Рефлексия Слайды № 35, 36
-
С каким рисунком ассоциируется твоё настроение после проведённого урока?
-
Выскажи своё мнение по данному уроку.
-
Что узнали нового на уроке?
-
Что расскажите дома об уроке?
-
На какой вопрос хотели бы получить больше информации?
-
Дифференцированное домашнее задание Слайд № 37
Изучите § 22, 23 и ответьте на вопросы к ним. Задайте вопросы учителю.
Творческое задание
-
На гербах каких стран изображены рыбы?
-
Изготовьте буклет «Правила любительского рыболовства».
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
-
Биология. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. М.В. Гиляров. – 3-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 863 с.: ил.
-
Боброва Т.А., Гуфельд И.М. Ботаника. Зоология: Учеб. пособие. /Под общ. ред. Л.А. Панфиловой. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. – 640 с.: ил.
Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии /Т.И. Жукова. – 3-е изд., дополненное. — М.: Просвещение, 1973. – 159 с.: ил.
-
Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс: учебник для ОУ /В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. – 5-е изд. стереотип. — М: Дрофа, 2008. – 302 с.:ил.
-
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. /Б.М.Медников. М.: Просвещение, 1995. – 415 с.: ил.
-
Они должны выжить. Амфибии, рептилии, рыбы: Альбом /Худ. В.А. Горбато, Н.Н. Кондаков. Автор текста М.В. Черкасов. – М.: Агропромиздат, 1988. – 64 с.: ил.
-
Резанов А.Г. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс./А.Г. Резанов. – М.: «Издат-школа 2000», 1999. – 272 с.: ил.
-
Сосновский И.П. О редких животных мира: Книга для учащихся. /Худ. В.В. Трофимов. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.: ил.
-
Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей./А. Теремов, В. Рохлов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 528 с.: ил.
-
Удивительное в жизни животных. /Под ред. проф. А.С. Константинова и проф. Н.И. Лариной. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1967. – 395 с.
Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С.Т. Измаилова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Авнта+, 1996. – 704 с.: ил.
-
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Животные /Сост. П.Р. Ляхов; Под общ. ред. О.Г. Хинн; Худож. А.В. Кардашук, Е.В.Дедова. – М.: ТКО «АСТ», 1995. – 544 с.
-
К. Дебюсси Лунный свет. Бергамасская сюита – фрагмент – http://muzico.ru/index.php?m=music&q=%D0%94%D0%B5%D0%B1%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%B8.%20%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82.%20%D0%98%D0%B7%20%C2%AB%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D1%8E%D0%B8%D1%82%D1%8B%C2%BB.&x=10&y=14