СЦЕНАРИЙ УРОКА ДЛЯ 7 КЛАССА НА ТЕМУ «Многообразие рыб, их значение и охрана»

сценарий урока для 7 класса на тему «Многообразие рыб, их значение и охрана»

Автор: Новикова Галина Кирилловна

МАОУ «СОШ №2» города Колпашево Томской области

Предмет: Биология

Класс: 7 класс

Тема:

Тип урока: Изучение нового материала (час занимательной биологии ««Рыбий» бал во дворце Нептуна»)

Учебно-методическое обеспечение:

  • Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс: учебник для ОУ /В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. – 5-е изд. стереотип. — М: Дрофа, 2008. – 302 с.: ил.

  • Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.В. Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 281 с.

Учебно-наглядный комплекс:

  • Персональный компьютер (1 шт.), операционная среда Windows XP, Microsoft Office Power Point;

  • медиапроектор, экран.

Время реализации занятия: 45 минут

Авторский медиапродукт:

  • Операционная среда Windows XP; Microsoft Office Power Point;

  • вид медиапродуктанаглядная презентация, Microsoft Office Power Point.

Целесообразность использования медиапродукта:

  • Недостаточное количество иллюстративного материала;

  • повышение интереса к предмету и эффективности усвоения учебного материала;

  • развитие умственной активности и коммуникативных компетентностей обучающихся;

  • эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся;

  • развитие их творческих способностей;

  • ребёнок  не только воспринимает информацию, но и  лучше запоминает, когда видит на экране.

Цель урока: расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся о многообразии рыб, их значении в природе и жизни человека, а также познакомить обучающихся с мерами по их охране.

Задачи урока:

а) образовательная – познакомить обучающихся с многообразием рыб, показать черты их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды; отработать основные биологические термины и понятия;

б) развивающая – продолжить формирование умений работать с различными источниками информации; развивать умения работать с учебником, обобщать и анализировать полученные знания, делать самостоятельные выводы; развивать их внимание, сообразительность.

в) воспитательная – формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, повышать мотивацию к изучению предмета.

Технологии, методы:

  1. ИКТ;

  2. Репродуктивный, частично-поисковый.

Категорийный аппарат:

  • Систематика, классификация;

  • Ихтиология;

  • Хрящевые и костные рыбы.

Подготовительная работа:

  • выбрать 10 придворных Нептуна из числа обучающихся;

  • дать им задания подготовить информацию об акулах, скатах, осетре, щуке, окуне-брызгуне, луне-рыбе, мешкоглоте, иглобрюхе, морской игле, морском коньке, летучих рыбах, гамбузии, латимерии.

Карта урока:

Комментарий хода

урока

Время

(мин)

слайда

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент

0,5

1

Дисциплина,

организованность

Постановка цели, задач

0,5

Внимание, память

Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого обучающегося

2

2-6

Внимание, организованность

Активность, любознательность

««Рыбий» бал во дворце Нептуна» (изложение учебного материала)

34

7 — 30

Внимание,

дисциплина,

мышление,

логичность

Ответственность, восприимчивость

к новому,

активное слушание, самостоятельность,

самоконтроль по усвоению учебного материала,

аргументированность,

глубина рассуждений

Рефлексия – самоанализ, закрепление

5

31-36

Внимание, дисциплина

Рефлексивность, самостоятельность, активность,

ответственность

Дифференцированное домашнее задание

3

37

Внимание

Рефлексивность,

ответственность,

любознательность,

гибкость

Содержание кадров:

слайда

Содержание

1

Титульный лист: класс, предмет, учитель

2

Добро пожаловать во дворец Нептуна!

3

Систематическое положение надкласса Рыбы

4

Классификация надкласса Рыбы

5

Классификация класса Хрящевые рыбы

6

Классификация класса Костные рыбы

7

Сюрприз 1

8

Проверь сюрприз 1!

9

Сюрприз 2

10

Отряд Акулы

11

Видеофрагмент об акулах

12

Сюрприз 3

13

Отряд Скаты

14

Отряд Химерообразные

15

Почему акул и скатов относят

к классу Хрящевых рыб?

16

Прогрессивные черты строения и поведения хрящевых рыб по сравнению с бесчерепными

17

В чём различие акул и скатов?

18, 19

Класс Костные рыбы

20

Сюрприз 4

21, 22

Отряд Сельдеобразные

23

Сюрпризы от Нептуна

24

Рыба-снайпер

25, 26

Диковинные рыбы

27

Рыба. Спасшая человечество

28

Отряд Двоякодышащие

29

Отряд Кистепёрые

30

Почему же всех этих рыб относят

к надклассу Рыбы

31, 32

«Заморочки из бочки»

33, 34

Вопрос от Русалочки

35

С каким рисунком ассоциируется твоё настроение после проведённого урока?

36

Выскажи своё мнение по данному уроку

37

Дифференцированное домашнее задание

Схема взаимосвязи кадров урока:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

17

16

15

14

13

12

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему. Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого обучающегося.

Слово берёт распорядитель бала (учитель). Слайд № 2

Сегодня мы собрались все в этом замечательном дворце Нептуна. Нептун устраивает «рыбий» бал. Здесь можно увидеть обитателей рыбьего царства – наших озёр и рек, прудов и ручейков. Вот диковинные рыбы, которые водятся в морях, реках дальних стран: в тропиках и на дальнем севере, в глубинах океанов и в реках джунглей.

Мне хочется представить королевскую свиту. Придворные дворца Нептуна расскажут много интересного об обитателях подводного царства, покажут какие черты приспособленности, они имеют к жизни в различных условиях водной среды. Будьте внимательны, гостей «рыбьего» бала ждёт много сюрпризов.

Опишите систематическое положение надкласса Рыбы. Слайд № 3

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Надкласс Рыбы

Давайте составим классификацию надкласса Рыбы. Слайды № 4, 5, 6

Надкласс рыбы

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

Отряды:

  1. Акулы

  2. Скаты

  3. Химерообразные

Класс Костные рыбы

Подкласс Двоякодышащие

Подкласс Костистые (лучепёрые)

Подкласс Костно-хрящевые

(хрящекостные)

Подкласс Кистепёрые

Отряды:

  1. Сельдеобразные

  2. Карпообразные

  3. Лососевые

  4. Угревидные

  5. Тресковые

  6. Камбалообразные

Отряд Осетровые

Нептун. «Рыбий» бал считаю открытым.

  1. «Рыбий» бал

Распорядитель бала. А вот и первый сюрприз. Перед вами фантастическая рыба. Из частей каких рыб она состоит? Слайд № 7

Проверь! Голова щуки, тело леща, спинной и анальный плавники ерша, хвост вуалехвоста, брюшные и грудные плавники рыбы-ласточки. Слайд № 8

Распорядитель бала. Из океана во дворец Нептуна пришла шифровка. Буквы в словах перепутаны. Переведите. Какое слово обозначает название одной из коварных рыб? ЛАУКА Слайд № 9

Рассказ 1-ого придворного Нептуна об акулах. Слайд № 10

Демонстрация видеофрагмента «Акулы». Слайд № 11

Распорядитель бала. Чтобы познакомиться со следующим гостем «рыбьего» бала, отгадайте ребус. СКАТ Слайд № 12

Рассказ 2-ого придворного Нептуна о скатах. Слайд № 13

Распорядитель бала знакомит обзорно с представителями отряда Химерообразных. Слайд № 14

  • Почему акул и скатов относят к классу Хрящевых рыб? Слайд № 15

  1. Целиком хрящевой скелет.

  2. Чешуя плакоидная, если она есть.

  3. Жаберных щелей 5-7 пар. Нет жаберных крышек и плавательного пузыря.

  4. Хвостовой плавник неравнолопастной.

  5. Голова с длинным рылом, рот на нижней стороне тела.

  • Отметьте прогрессивные черты строения и поведения хрящевых рыб по сравнению с бесчерепными. (Развитие головного мозга и мышц, появление позвоночника, ведут активный образ жизни) Слайд № 16

  • В чём различие акул и скатов? Слайд № 17

  • Что наложило отпечаток на их различный внешний вид?

Есть ещё класс Костные рыбы. Слайд № 18

  • Почему класс получил такое название? Укажите их отличительные признаки.

  1. Частично окостеневший или костный скелет.

  2. Жабры прикрыты жаберными крышками.

  3. Обычно имеется плавательный пузырь.

  • Какие из рыб костные или хрящевые более древние? Почему? Слайд № 19

Ещё один сюрприз. Перед вами пять рыб, а шестая спряталась. Какая же рыба спряталась? Слайд № 20

Рассказ 3-ого придворного Нептуна об осетре.

Распорядитель бала. Ой, ой! Что это такое? Что это за косяк рыб приближается к дворцу Нептуна? Слайд № 21

Рассказ 4-ого придворного Нептуна о сельди. Слайд № 22

Распорядитель бала. Нептун, кроме морских рыб, пригласил на «рыбий» бал и речных рыб. Чтобы узнать каких же рыб он пригласил, вам необходимо отгадать загадки. Слайд № 23

  1. Весь полосатый и очень колючий,

Он поджидает добычу под кручей (окунь)

  1. Скользкий, рукою меня не возьмешь

Хитрый, с колючею спинкою – (ёрш)

  1. Крупное тело бока будто сжаты

Цвет золотистый

Слегка красноватый

Если спокойно сидеть у реки

Можно увидеть – идут пузырьки (лещ)

  1. У неё во рту пила,

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котёл попала (щука)

Рассказ 5-ого придворного Нептуна о щуке.

Распорядитель бала. У ряда рыб есть приспособления, связанные с добыванием пищи и защитой от врагов. Нептун пригласил диковинных рыб на «рыбий» бал. Рассказ 6-ого придворного Нептуна об окуне-брызгуне. Слайд № 24

Рассказ 7-ого придворного Нептуна о луне-рыбе, мешкоглоте, иглобрюхе. Слайд №25

Рассказ 8-ого придворного Нептуна о морской игле, морском коньке. Слайд № 26

Рассказ 9-ого придворного Нептуна о летучих рыбах, гамбузии. Слайд № 27

  • С какой целью гамбузия была завезена в нашу страну? Что значит акклиматизация?

  • Почему акклиматизация рыбок гамбузия должна строго контролироваться?

  • За что гамбузии поставили памятник в Сочи?

Распорядитель бала. А это что ещё за рыбы? Это двоякодышащие рыбы (австралийский рогозуб, африканский и американский чешуйчатники). Слайд № 28

  • Почему они получили такое название?

Рассказ 10-ого придворного Нептуна о латимерии. Слайд № 29

  • Почему латимерию относят к переходной форме? Объясни.

Распорядитель бала. Слайд № 30

  • Почему же всех этих рыб относят к надклассу Рыбы?

  1. Водные хордовые животные.

  2. Обладают двусторонней симметрией.

  3. Пойкилотермные животные.

  4. Скелет внутренний – хрящевой, костный, костно-хрящевой. Есть челюсти.

  5. Органы передвижения — плавники.

  6. Кровеносная система замкнутая. Сердце двухкамерное, один круг кровообращения.

  7. Дышат жабрами.

  8. Органы выделения – лентовидные почки.

  9. Относительно большой головной мозг. Развиты органы чувств.

  10. Приблизительно 20 тысяч видов.

  • Форма рыб очень разнообразна. С чем это связано?

Наш бал подходит к концу. Перед тем как покинуть этот гостеприимный дворец хозяин подводного дворца Нептун и Русалочка подготовили свои вопросы.

Очень любит Нептун «заморочки из бочки». Слайд № 31

Нептун. В бочке находятся рыбы, которые фигурируют в одной из басен И.А. Крылова. Какие рыбы находятся в бочке? К каким отрядам они относятся? Как называется басня И.А. Крылова?

Проверяем! Слайд № 32 Лещ – отряд Карпообразные, стерлядь – отряд Осетровые. Басня И.А. Крылова «Демьянова уха».

А теперь вопрос от Русалочки. Слайд № 33

Сколько всякой на палубе рыбы!

Трепет камбал – глубинниц морей,

И зубаток пятнистые глыбы

В красной груде больших окуней!

Н. Рубцов

К каким отрядам относятся рыбы, упомянутые в стихотворении?

Проверяем! Слайд № 34 Камбала – отряд Камбалообразные, зубатка и окунь – отряд Окунеобразные.

  1. Рефлексия Слайды № 35, 36

  1. С каким рисунком ассоциируется твоё настроение после проведённого урока?

  1. Выскажи своё мнение по данному уроку.

  • Что узнали нового на уроке?

  • Что расскажите дома об уроке?

  • На какой вопрос хотели бы получить больше информации?

  1. Дифференцированное домашнее задание Слайд № 37

Изучите § 22, 23 и ответьте на вопросы к ним. Задайте вопросы учителю.

Творческое задание

  • На гербах каких стран изображены рыбы?

  • Изготовьте буклет «Правила любительского рыболовства».

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Биология. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. М.В. Гиляров. – 3-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 863 с.: ил.

  2. Боброва Т.А., Гуфельд И.М. Ботаника. Зоология: Учеб. пособие. /Под общ. ред. Л.А. Панфиловой. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. – 640 с.: ил.

Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии /Т.И. Жукова. – 3-е изд., дополненное. — М.: Просвещение, 1973. – 159 с.: ил.

  1. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс: учебник для ОУ /В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. – 5-е изд. стереотип. — М: Дрофа, 2008. – 302 с.:ил.

  2. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. /Б.М.Медников. М.: Просвещение, 1995. – 415 с.: ил.

  3. Они должны выжить. Амфибии, рептилии, рыбы: Альбом /Худ. В.А. Горбато, Н.Н. Кондаков. Автор текста М.В. Черкасов. – М.: Агропромиздат, 1988. – 64 с.: ил.

  4. Резанов А.Г. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс./А.Г. Резанов. – М.: «Издат-школа 2000», 1999. – 272 с.: ил.

  5. Сосновский И.П. О редких животных мира: Книга для учащихся. /Худ. В.В. Трофимов. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.: ил.

  6. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей./А. Теремов, В. Рохлов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 528 с.: ил.

  7. Удивительное в жизни животных. /Под ред. проф. А.С. Константинова и проф. Н.И. Лариной. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1967. – 395 с.

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С.Т. Измаилова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Авнта+, 1996. – 704 с.: ил.

  1. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Животные /Сост. П.Р. Ляхов; Под общ. ред. О.Г. Хинн; Худож. А.В. Кардашук, Е.В.Дедова. – М.: ТКО «АСТ», 1995. – 544 с.

  2. Видеофрагменты о рыбах —

  3. Картинки хрящевых рыб http://www.google.ru/search?q=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D1%85%D1%80%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%85+%D1%80%D1%8B%D0%B1&hl=ru&newwindow=1&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=k2nKTpjGKqnQ4QTs4sEr&ved=0CC0QsAQ&biw=1272&bih=823

  4. Картинки костных рыб — http://www.google.ru/search?q=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D1%80%D1%8B%D0%B1&hl=ru&newwindow=1&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=aGvKTvPFNM7O4QSay5TXBQ&ved=0CC0QsAQ&biw=1272&bih=823

  5. К. Дебюсси Лунный свет. Бергамасская сюита – фрагмент – http://muzico.ru/index.php?m=music&q=%D0%94%D0%B5%D0%B1%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%B8.%20%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82.%20%D0%98%D0%B7%20%C2%AB%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D1%8E%D0%B8%D1%82%D1%8B%C2%BB.&x=10&y=14

  6. Картинки моря — http://www.google.ru/search?q=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8F&hl=ru&newwindow=1&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=d2zKTuibKZD54QTmk_Ul&ved=0CC8QsAQ&biw=1272&bih=823

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *