Сценарий музыкально-познавательного праздника «Наш дом — Россия» для 3-4 классов

МОУ «Базковская средняя общеобразовательная школа»

Автор-разработчик: учитель начальных классов Таратухина Светлана Владимировна

Для учащихся 3-4 классов

2010

Слад 1

Сценарий музыкально-познавательного праздника

«Наш дом — Россия»

Автор-разработчик: учитель начальных классов МОУ «Базковская СОШ» Таратухина Светлана Владимировна

Для учащихся 3-4 классов

Слайд 2

Цель: Воспитание у детей любви к Родине, к своему краю, чувство гордости, уважение к государственной символике, школьной символике.

Слайд 3

Задачи:

  • развивать познавательный интерес к своей Родине, к своей малой родине; дать основные понятия о символах государства, о происхождении российского флага, герба, гимна, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов;

  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства;

  • формировать чувство гордости за страну и малую родину;

  • познакомить с символикой родной школы – гербом, гимном, флагом;

  • воспитывать социально и культурно адаптированного, любящего свой край гражданина и патриота;

  • раскрывать творческие способности учащихся с учетом их интеллекта и возрастных особенностей.

  • научить самостоятельно добывать информацию, работать с дополнительными источниками

Предварительная работа:

  • беседа с детьми о значении слова “Родина”, “народ”;

  • рассматривание российского флага и герба, чтение произведений об их создании;

  • рассматривание школьного флага и герба;

  • разучивание стихов, песен о родине;

  • разучивание народных игр России;

  • подбор учащимися пословиц на соответствующую тематику;

  • проведение конкурса рисунков на темы: “Мой любимый уголок природы”, “Моя малая Родина”, “Природа моего края”;

  • организация выставки “Моя Родина”;

  • организация работы с родителями по составлению родословной своей семьи.

Ход праздника

Ведущий: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, о России, о нашей малой Родине и, конечно же, о школе. А вы, ребята, как понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас? ( С этими словами учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, мой двор, мои родители, мои друзья и т.д.)

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды –

Звезды мира над Кремлем.

Слышатся космические позывные

Входит Инопланетянин

Учитель: Простите, вы к нам?

Инопланетянин: Куда я попал?

Слайд 4

Ведущий: Это планета – Земля. Россия, станица Базковская Шолоховского района Ростовской области. А попали вы в Базковскую среднюю школу, на праздник.

Инопланетянин: (удивлённо) – К вам на Землю, в Россию?

Слайд 5

Ученики: Да, мы земляне, а вы кто?

Инопланетянин: Я – инопланетянин. Вообще – то, я давно наблюдаю за вашей планетой. Много интересного о ней узнал. И мне захотелось побывать на планете Земля. Когда я подлетал к вашей планете и совершил виток вокруг Земли, то мне хорошо было видно, что происходит на вашей планете.

Ведущий: И что видно?

Инопланетянин : Видно, что Земля круглая и большая её часть покрыта морями и океанами, и только одна шестая часть её – суша. Я её даже зарисовал. (Показывает рисунок).

Слайд 6

У вашей планеты есть спутник – Луна. Это тоже планета, но очень маленькая. Она не может самостоятельно двигаться и как бы “привязана” к Земле. За 28 дней она делает оборот вокруг земли. И повёрнута к ней всегда одной стороной. Я был и на Луне. При следующей встрече я обязательно о ней расскажу вам подробней.

Ведущий: А с какой планеты ты к нам прилетел?

Слайд 7

Инопланетянин : Я с планеты – Марс! Я – марсианин! (Это яркая красивая звезда). Ребята, а что вы знаете о моей планете?

Дети: Это тоже планета солнечной системы. Она четвёртая от Солнца. Марс в полтора раза дальше от Солнца, чем Земля. Поэтому, там меньше тепла и света. Год там, в два раза длиннее, чем на Земле.

Инопланетянин: На Марсе есть атмосфера, но более разряженная, чем на Земле.

Слайд 8

На нашей планете есть спутники: Фобос и Деймос. Они очень малы.

Ведущий: Очень много интересного мы узнали. Спасибо.

Инопланетянин: А что такое – Родина?

Ведущий: А вот сейчас мы у ребят и спросим. Что такое –Родина?

Дети:

  • — Страна, в которой мы живём;

  • — Дом, где родился;

  • — Берёзка у родного порога;

  • — Место, где жили предки.

Ведущий: Всё это и есть Родина, т.е. родное место. Давай послушаем стихи русских поэтов о Родине.

Стихи читают дети.

В поле звон раздаётся лазоревый,
Льётся с птичьими трелями в лад.
Почему — то в России особенно
Колокольчики нежно звучат.

Я. Козловский

Тенькает синица

слушают ракиты

Меж лесных кудрей,

Посвист ветряной…

Тёмным елям снится

Край ты мой забытый,

Гомон косарей

Край ты мой родной!..

С. Есенин

Ведущий: Надеюсь, после того, как ребята прочитали для тебя стихи о Родине, тебе стало понятно, что такое Родина! А сейчас мы предлагаем тебе поиграть в старинную русскую игру.

Игра “Ручей”

Танец “Берёзка”

Слайд 9

Инопланетянин: А, что такое Россия?

Ведущий: Наша страна называется Россией, Российской Федерацией.

Ведущий: А чем отличается одна страна от другой?

Дети: – Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.

Ведущий: Назовите основные символы нашей страны (дети называют) (герб, флаг, гимн), опишите их.

Слайд 10

Дети: У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

Слайд 11

Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красными полосами.

Ведущий: Что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага?

Дети: Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трёх славянских народов. По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия; белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.

Ведущий: Гимн – символ нашего государства. А кто автор слов и музыки? (Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков).

Слайд 12

Ведущий: А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы наверняка можете вспомнить некоторые из них. (Дети вспоминают произведения С.В. Михалкова: “Дядя Стёпа”, “А у вас?”, “Фома”, “Мы с приятелем” и др.)

Сегодня, друзья, мы услышать должны
Главную музыку нашей страны.
Она называется коротко – “Гимн”,
Мы каждое утро встречаемся с ним!

Слайд 13

Звучит музыкальный фрагмент (1 куплет)

Государственного Гимна России (все встают)

Ведущий: Что хочется делать под эту торжественную музыку? (встать, слушать, думать о величии и славе нашей Родины)

Слово “гимн” в переводе на русский язык означает торжественную, хвалебную песнь. У каждого государства есть свой Гимн. Мелодию Гимна мы слышим по радио каждое утро в 6 часов. Звуками Гимна начинается день нашей Родины. Мелодия Гимна – величественная, торжественная. Гимн – это особый отличительный знак, символ государства, такой же, как флаг и герб. Это торжественная песня объединяет и сближает граждан всей страны.

Когда звучит гимн? (При встрече высоких гостей, на торжественных собраниях, в честь спортсменов – победителей на соревнованиях).

Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к стране.

Дети, мы заранее подготовили пословицы о Родине, народе, давайте их прочитаем.

Слайд 14

Дети: “Родина любимая – это мать родная”
“Человек без родины, что соловей без песни”
“На чужой сторона и весна не красна”
“Жить – Родине служить”

Учитель: Как люди называют свою Родину? (любимая, мать родная)

Ведущий: Да, русские ни с мечом, ни с калачом не шутили. Врагов себе не искали, друзьями дорожили. Берегли русские земли, воспевали красоту Родины в песнях, сказаниях. На праздничных гуляньях затевали игры, пляски. А теперь вспомним, как играли наши прадедушки:

Игра перетягивание каната

Ведущий: А еще есть старинная народная игра хоровод: движение людей по кругу с пением и пляской. Исполняются народные песни с движениями: “С вьюном я хожу”, “А я по лугу”.

Инопланетянин: А что такое Малая Родина?

Слайд 15

Ведущий: А наша малая родина называется станица Базковская.

Величаво и плавно у подножия меловых гор катит свои воды река Дон. Древняя казачья песенная река – немой свидетель величайших событий, ярко, неповторимо описанных нашим земляком Михаилом Александровичём Шолоховым.

На узкой пионерской полосе, в устьях речек оврагов, на низах правобережья напротив станицы Вёшенской ещё в 18 веке появилось более десятка поселений. Среди них самым первым, как указывается в журнале «Донские епархиальные ведомости» за 1894 год, был хутор Базки.

Возвышенность, где он располагался, «служила базами во время весеннего половодья старому городку Вешки», находившемуся тогда «между озером Рассоховым и Доном». А сейчас послушайте песню нашего местного автора и учителя К.И. Булгари «Над станицей Базковской»

Над станицей Базковской

Серебрится рассвет

Край родимый отцовский

В мире лучшего нет.

Родники и овраги,

Взмахи крыльев орла.

Сколько в жизни отваги

Сыновьям ты дала.

Припев:

Живи и расцветай

Пусть вечно Дон искрится,

Частица нашей Родины-

Базковская станица.

Здесь у Гришки с Аксиньей

Пробудилась любовь.

А оттого и поныне

Все волнуется кровь.

Здесь порубанный саблей

Председатель Попов

Проливал кровь по капле

За донских казаков.

Припев.

Слайд 16

А прославил наш донской край М.А. Шолохов.

Всю свою жизнь он писал о людях, которые живут на Донской земле, — о казаках. Он любил и знал их обычаи. Любил веселые рассказы и прибаутки, ценил и понимал казачьи песни. Шолохов очень любил свою малую родину! Примером этому может служить отрывок из произведения Шолохова «Тихий Дон». Послушайте, я вам его прочту.

«Милая, светлая Родина!

Вся наша безграничная

Сыновья любовь – тебе,

Все наши помыслы –

с тобой!»

Учитель: — Какими слова называет Михаил Александрович Родину? (милая, светлая).

Учитель: Как вы понимаете выражение «все наши помыслы с тобой?» (все мысли о тебе)

Учитель: А сейчас давайте вспомним пословицы о казаках. Домашним заданием вам было подготовить пословицы, которые у казаков на устах.

Слайд 17

Дети:

  • Родимой-то матушки да милее в свете нету.

  • За морем теплее, а дома светлее.

  • Нет в мире краше донской земли нашей.

Учитель: Что хотели выразить казаки своими пословицами? (казаки в своих пословицах выражали любовь к Родине)

Инопланетянин: Здорово, мне очень интересно! Ребята, а что же такое школа?

Слайд 18

Дети: Школа – это место, где ребята учатся многим полезным вещам. А помогают им учителя.

Учитель: Дети, наша школа тоже имеет свой флаг, герб, и гимн.

Слайд 19

Причем авторами школьной символики являются ученики нашей школы, а авторами гимна стали наши уважаемые учителя: слова Булгари К.И., музыка Борисенко А.И. Все вы знаете Гимн Базковской школы. Давайте его споем.

Гимн Базковской средней школы

От Букваря до Интернета,

Мы изучаем здесь предметы,

Основы будущих наук,

Тепло сердец и добрых рук!

Уроки – это наши будни,

Мы их вовеки не забудем!

Пусть это знает целый свет:

Базковской школы лучше нет!

Припев:

Базковская средняя школа,

Ты знаний чудесных полна!

Базковская средняя школа,

Счастливого детства страна!

Инопланетянин: Молодцы, ребята, мне нравится у вас.

Ведущий: Видишь, какие наши ребята умные, смекалистые и любознательные?

Инопланетянин: Как весело и дружно вы здесь живёте! Я узнал много интересных песен и игр. Я вижу, вы дружные, смелые и находчивые ребята. Вижу, что вы много знаете и умеете. Примите от меня скромный подарок (угощает детей конфетами)

Слышатся космические позывные

— Я слышу сигнал, который приказывает мне вернуться обратно на космический корабль. Я благодарю всех, кто сегодня выступал.

Прощайте, ребята, я вас приглашаю к себе в гости, до встречи на моей планете!

А мы сейчас давайте подведем итоги нашего конкурса рисунков.

Учитель: Подведем итог. О чем мы сегодня с вами говорили?

— Как называется столица нашей Родины?

— Назовите главные символы нашей страны?

— Как называется наша Малая родина?

— Кто прославил наш донской край?

Слайд 20

Надеюсь, ребята, вам понравилось наше мероприятие. Благодарю всех за активное участие.

Литература

Астапенко М. П. «История донского казачества». Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 1999.

Гнутов В. П. «Поэт в краю степей необозримых». Рассказы-эссе о пребывании А. С. Пушкина на Дону, 2-е изд. Ростов-на-Дону, «Приазовский край», 1998.

Гребенкина А.К., Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2003

Дополнительное образование и воспитание. 2006, №11

Дик Н.Ф. Веселые классные часы и родительские собрания в1-2 классах. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2006

Классному руководителю: Учеб. – метод. пособие/ Под ред. М.И. рожковой.- М., 2001

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.-М. ВАКО, 2004

Педсовет.2004, №3; 2006, №5; 2005, №1

Петров-Бирюк Д. И. «Сказание о казаках». Роман. Книга вторая. «Ледяной поход». Ростов-на-Дону. Кн. изд-во, 1989.

Ривина Е.К. Герб и флаг России.- М.: АРКТИ, 2002

Ресурсы Интернет

Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. – Издательский дом «Литература», 2006

Шолохов М.А. Жизнь. Творчество. Воспоминания, Фотографии. Документы. – М.: «Планета». 1985.

Шолохов М.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1. Тихий Дон (ч. III, гл. XIX.). – М.: «Правда». 1980.

Шолохов М.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 5. Поднятая целина (кн. I). – М.: «Правда». 1980

Этическое воспитание. 2004, 2003

Приложение

Русская народная игра «Ручеек»

Цель игры: создание климата доброжелательных отношений. Ученики встают парами друг за другом, соединив вверху руки дугой, образуя ручеек. Последняя пара проходит через ручеек, и каждый ребенок выбирает себе нового партнера.

Игра «Перетягивание каната»

Цель игры: определение более сильной команды. Участники игры по количеству игроков делятся на две команды. Определяют середину игрового поля, делят канат пополам, вешают красную ленту. Побеждает та команда, которая перетянет соперников на свое поле.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *