СЦЕНАРИЙ интеллектуальной игры по физике для одаренных учащихся

СЦЕНАРИЙ

интеллектуальной игры по физике для одаренных учащихся школ города Ессентуки

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь — предела для знания нет.

Фирдоуси (Персидский поэт, 940-1030г.г.)

Ведущий:

Привет, наш юный друг, привет!
Входи, тебя мы очень ждали,
Мы для тебя, наш друг, собрали
Познанья негасимый свет.

Чтец 1:

На непростой вопрос найдешь ответ,
Смелей переворачивай страницу.
Поверь, нельзя не удивиться,
Когда о физике нам говорит поэт!

Чтец 2:

Считают многие, что физика суха,
В ней места нет романтике стиха,
Чужда она душе поэта.
Не откажись от доброго совета.

Чтец 3:

Развей свой суеверный страх,
Читая «Физику в стихах».
Поверь глазам своим, поверь,
Шагни в распахнутую дверь.

Ведущий:

Отбрось возникшие сомненья.
В движенье суть! Начни движенье!

Танец движения (гимнасты) .

После танца появляется ясновидящий. Делает предсказания.

Предсказатель:

А теперь расскажу я о физике —
Это очень серьёзный предмет.
Не увидишь его в телевизоре
Не поможет,  шутя амулет.
Здесь теория ждёт своих опытов,
А задач – непросветная жуть.
Говорильня идей идёт шёпотом
И отшельника ждёт тебя путь.
В голых формулах и уравнениях
Говорят тут про силу воды
И готовься к тихим мучениям
Видеть в формулах даже и сны.
Здесь обьёмы в иксы превращаются
Скорость, мощности вдруг увлекут.
Истин хочешь — их нет, все скрываются
Тут Сизифов замучает труд.
Все протоны и ядра тут бегают
От нахальных альфа частиц
Этот грохот недельку послушаешь
И чего-то  внутри застучит.
Потенцируйте, меряйте поле
Производное в нём находя,
Разгоняйте частицы в неволе
Только не растворите себя.

Ведущий:

Знаете, как говорится в народе?

«Физика — царица всех наук о природе!

Чтец 1:

Физика много разделов включает,

Каждый вопросы свои изучает.

Например, проводов всех «величество»

Изучает раздел «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО».

Чтец 2:

«МЕХАНИКА» все изучает движения,

Действия сил, точки их приложения,

Тепловых процессов динамику

Изучает «ТЕРМОДИНАМИКА».

Чтец 3:

Отражение света, его преломление,

Прямолинейное распространение,

Как изображение глаз получает —

Все это «ОПТИКА» изучает.

Чтец 4:

Что собой представляет ядро или атом

Мы из «АТОМНОЙ ФИЗИКИ» узнаем когда-то.

В каждом разделе много полезного,

Познавательного и интересного!

Дети, участники игры из разных школ.

1-й ученик. Физика – это здорово! Без неё не летали бы самолёты и космические корабли, не ходили бы теплоходы и поезда.

2-й ученик. Не будь её, мы до сих пор ходили бы пешком или ездили на лошадях!

3-й ученик. Если бы не было физики, мы не смогли бы поговорить по телефону: его бы просто не было!

4-й ученик. Без неё по вечерам в наших домах горела бы свеча или тусклая керосиновая лампа!

5-й ученик. Без физики люди никогда бы не изобрели электричество, и всех электроприборов просто бы не существовало!

6-й ученик. Вы только представьте, что у Вас дома нет телевизора, магнитофона, стиральной машины, пылесоса, холодильника, утюга – Кошмар!

7-й ученик. И без физики мы не смогли бы посмотреть кино, послушать музыку, сфотографироваться! – Ужас!

Все вместе. Физика – это здорово!

Чтец 1. Физика! Какая ёмкость слова!

Чтец 2:Физика — для нас не просто звук!

Чтец 3:Физика — опора и основа всех без исключения наук!

Ведущий: (предостережение)

Века стоит земная твердь,

На ней всего важнее разум-

Мозгов ты можешь не иметь,

А физику учить обязан.

Она Царица Всех Наук,

Но (это строго между нами)

Чтоб вам не оторвало рук-

Не троньте физику руками!

Выходят учащиеся 5-6 классов.

Ученик 1:

Что? Почему? Зачем? И где?

Живут в земле, в огне, в воде.

Вот в первый раз огонь добыт.

А почему огонь горит?

Ученик 2:

Зерно под солнцем проросло.

Зачем растению тепло?

Ученик 3:

Дым – лёгкий, а скала тверда.

Что значит «лёд», а что «вода»?

Ученик 4:

Что? Почему? Зачем? И где?

Вопросы ставим мы себе.

Чтецы вместе:

Вот почему из года в год

Наука движется вперёд.

На фоне музыки говорят за сценой.

О простом и сложном,
Об истинном и ложном
Правдивые истории,
Серьезные, шутливые.
Про опыты начальные
И про умы пытливые,
Про важные события –
Великие открытия…

КАМЕННЫЙ ВЕК… на слайде

(под музыку М.Боярского: «Мы смеёмся над каменным веком» выбегают участники сценки «Первобытные люди»)

  1. й участник.

Видите камень вон тот придорожный…

Камень как камень… обычный?

  1. й участник.

Возможно.

  1. й участник.

Как бы о нём поточнее узнать?

Надо Науку на помощь позвать.

  1. й участник.

Был этот камень в почёте и в силе.

Древние люди им сучья рубили.

  1. й участник.

Им добывали одежду и пищу.

Жилой примотан он был к топорищу.

  1. й участник.

В каменном веке, во времени давнем,

Люди огонь высекали тем камнем…

  1. й участник.

Камень в овраге лежит придорожном…

Камень простой? Или может быть сложный?

Чтец 1:

О камне ты всё ли узнал человек?

Наука поможет! Не каменный век!

Чтец 2:

Ещё в каменном веке, первобытные люди заметили, что тяжёлый камень, который невозможно поднять, можно сдвинуть с места при помощи достаточно длинной и прочной палки – рычага.

Чтец 3:

С помощью рычагов три тысячи лет назад при строительстве пирамид в Древнем Египте передвигали и поднимали на большую высоту тяжёлые каменные плиты.

ЕГИПЕТ ( III век до н.э.)

Восточный танец (из балета “Щелкунчик”, музыка П.И.Чайковского)

Разыгрывается сцена “Евклид с учениками”. За сценой.

Там, где с морем сливается Нил,
В древнем жарком краю пирамид.
Математик греческий жил – многознающий, мудрый Евклид.

Выходит Евклид, держит в руке книгу. Вокруг него ученики.

Чтец 1:

Геометрию он изучал,
Геометрии он обучал.

Чтец 2:

Написал он великий труд.
Эту книгу “Начала” зовут.

Чтец 3:

Чтобы попасть к нему в ученики
И постигнуть мудрость…
Старики, морем плыли,
Шли издалека…

Чтец 4:

А вопросы были нелегки…

Евклид:

Что есть точка? –

Вопрошал Евклид,
Взглядом обводя своих гостей.

Архелай:

Точка – это то,
В чем нет частей, –
Евклид:

Правильно ответил,
Молодец!

Улыбнулся ласково мудрец.


Евклид:

Ну, а в чем же линии секрет?
Ученик Евклида:

Есть длина,
А ширины в ней нет!
Евклид:

Снова в точку.

Я б хотел узнать,
Для чего ученым хочешь стать?
Ведь дороги к знаньям непросты!

Ученик Евклида:

Я богатым стать хочу, как ты!
Я слыхал: наука – это клад!
Я уверен: ты, Евклид, богат!

Чтец 1:

Две монеты достает мудрец.
Их берет растерянный юнец…
Евклид:

Все, ступай! –

Ученый говорит.

Евклид:

Ты теперь богаче, чем Евклид.

Чтец 2:

Теплый вечер вдруг подул сильней,
Пальмы закачал на берегу.
Евклид:

Кто поделит круг на пять частей?

Архилок поднялся.

Архилок:

Я смогу!
Чтец 3:

Осветило солнце светлый лик.
Циркуль сжав уверенно в руке,
Круг он ловко делит на песке.
Головой кивнул ему старик:
Евклид:

Хорошо!

Потом спросил Евклид:

А тебя к науке что манит? –

Юношу погладил по плечу.

Ученик Евклида:

Знаменитым стать, как ты, хочу.
Слышу всюду: “Как умен Евклид!”
Значит, славу знание сулит!

Чтец 4:

Взял Евклид заточенный тростник,
Пишет на папирусе старик:
Евклид:

Люди! Он умней, чем я, Евклид”.
– На, иди! Теперь ты знаменит!

Чтец 1:

Ну, а третий думает о чем?
Что-то чертит, чем-то увлечен.
Евклид:

Что ты чертишь?
Ученик Евклида:

Линии черчу.
Теорему доказать хочу,
Но другим путем, не как Евклид, –

Чтец 2:

Юноша упрямо говорит.
Слезы на глазах у старика:
Он нашел себе ученика.
Евклид:

Кто же ты?

И слышит он в ответ:

Ученик Евклида:

Я из Сиракуз. Я – Архимед.

Архимед, крутит рычаг и восклицает:

Архимед:

«Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!»

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ слайд.

За сценой.

Кстати, давайте заглянем сквозь тысячу лет

В тот город у моря, где жил Архимед.

Танец “Сиртаки”

Сцена “Архимед и Гиерон”

Чтец 1:

Жил в Сиракузах мудрец Архимед.
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались, конечно, корона!

Чтец 2:

Захотелось Гиерону сделать новую корону.
Золота отмерил строго, взял не мало и не много –
Сколько нужно – в самый раз.
Ювелиру дал заказ.

Во время слов идет инсценировка.

Чтец 3:

Через месяц Гиерону ювелир принес корону
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон.

Гиерон:

Чистым золотом сверкает…
Но ведь всякое бывает.
И добавить серебро
Можно к золоту хитро.
А того и хуже – медь,
Если совесть не иметь.

Чтец 4:

И царю узнать охота: честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон Гиерон.
И позвал он Архимеда…
Началась у них беседа.
Гиерон:

Вот корона, Архимед, золотая или нет?
Архимед:

Чистым золотом сверкает…
Гиерон:

Но, ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро
Можно к золоту хитро.
А того и хуже – медь,
Если совесть не иметь.
Сомневаться стал я что-то.
Честно ль сделана работа?
Можно это, ты скажи, определить?
Но корону не царапать, не пилить?

Чтец 3:

И задумался ученый:
Что известно? Вес короны.
Ну, а как найти объем?
Думал ночью, думал днем.
Как узнать состав короны?
И однажды, в ванне моясь,
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода; догадался он тогда,
Как найти объем короны,
И помчался к Гиерону
Чтец 4:

Что случилось, Архимед?
– Может быть, землетрясенье
– Или в городе пожар?
– Всполошился весь базар!
– Закрывали лавки даже.
– Шум и крики, и смятенье!
Архимед:
– Эврика! Нашел решенье!

Я придумал, Гиерон!
Эврика! Раскрыл секрет!
Гиерон:

Ты оденься, Архимед!
Вот сандалии, хитон.
А расскажешь все потом!
Архимед:

Эврика! Раскрыл секрет!

Пусть весы сюда несут и с водой большой сосуд.
На весы кладем корону и теперь такой же ровно
Ищем слиток золотой.
Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда –
В чаше поднялась вода!
Ставлю черточку по краю,
Гиерон:

А корону?
Архимед:

Вынимаю. В воду золото опустим.
Гиерон:

В воду золото? Допустим…
Архимед:

Поднялась опять вода. Метку ставлю я.
Гиерон:

Куда?
Архимед:

Ну, конечно же, по краю.
Гиерон:

Ничего не понимаю.
Лишь две черточки я вижу.
Эта – выше, эта – ниже.
– Но какой же вывод главный?
Архимед:

Равный вес. Объем – не равный!
Понимаешь, Гиерон, я сейчас открыл закон.
Тот закон совсем простой:
Тело вытеснит…

Гиерон:

Постой!
Говоришь: объем неравный?
Мастер мой мошенник явный!
За фальшивую корону он ответит по закону!

Звучит музыка, под нее текст за сценой.


Немало воды утекло с той поры,
Но помнят закон Архимеда!

ПЕРСИЯ слайд.

Звучит музыка, текст за сценой.

Крупнейший персидский математик и астроном, поэт и философ Омар Хайям родился в городе Нишашпур в Хоросане.

Омар Хайям изучал трактаты знаменитого арабского ученого Ибн-Сины, сочинения Аристотеля, Евклида, Птолемея.

Но главное наследие Омара Хайяма его знаменитые рубаи. В стихах отразились опыт долгой и многотрудной жизни, философские раздумья и сомнения.

Под музыку выходит Омар Хайям.

Омар Хайям

Хорошо, если платье твое без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо –
Жизнь дороже богатства и почестей всех.

В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей,
Веки плотно зажмурь – хоть немного подумай
О сохранности глаз, языка и ушей.

Чтец 1:

Две параллельных: рифма и число.
И, может быть, Хайяму повезло,
Что он легко владел и тем и этим,
У лодки жизни не одно весло.

Чтец 2:

Он солнечный составил календарь –
Подобного не знали люди встарь –
На семь секунд он нашего точней,
Но много ль в нем счастливых было дней?
Они у всех людей наперечет:
За летом осень жизни настает.

Омар Хайям:

Книга жизни моей перелистана. Жаль!
От весны, от веселья осталась печаль.
Юность – птица; не помню, когда прилетала
И когда унеслась легкокрылая вдаль.

Я познание сделал своим ремеслом,
Я знаком с высшей правдой и с низменным злом.
Все тугие узлы я распутал на сете
Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.

Звучит музыка. На сцену выходят все участники.

Чтец 1:

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле,-
Телевизору, голосу раций,
Вентилятору на столе.

Чтец 2:

Как придумать могли такое,
Что пластинка песню поет,
Что на кнопку нажмешь рукою –
И средь ночи день настает?

Чтец 3:

Я вверяю себя трамваю,
Я гляжу на экран кино.
Эту технику понимая,
Изумляюсь ей все равно.

Чтец 4:

Ток по проволоке струится,
Спутник ходит по небесам!..
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.

Ведущий:

Пора чудес пришла, и нам
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете…

Уильям Шекспир

Песня на мотив “Не перебивай” А.Смеховой

Никогда не говорили,
Но терпенья больше нет
Мы в XX веке жили
В XXI вышли век.

Ох, и жили б мы как люди,
Но ученым волю дай.
И тотчас законы будут,
Мы же все их изучай.
Чтоб зачет нам сдать железно,
Через скорость путь узнай.
Но это просто бесполезно,
Хоть ты целый день считай.

Как теперь найти нам время,
Чтоб сходить к своим друзьям?
Разобраться бы со всеми.
Пифагор, нас выручай.

Помоги решить задачу
Про чудесные штаны,
Что они, как всем известно,
На все стороны равны.

Мы сегодня, как железо:
Я решаю, ты решай,
С толку сбить нас бесполезно,
Не перебивай нас, не перебивай.

Ведущий 2: На сцену приглашаются команды.

13

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *