статья «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области имени Героя Советского Союза

А.Е. Черникова»

Статья

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях».

Шевцова М.И.

МОУ «Стрелецкая СОШ»

Белгородская область

Белгородская область 2015

Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях.

Шевцова М.И.

МОУ «Стрелецкая СОШ»

Белгородская область

Происходящие в наше время изменения в социально-экономической, политической сферах Российского государства не могли не сказаться на процессе воспитания молодого поколения. В нашем обществе на протяжении длительного времени прослеживаются тенденции значительного ослабления восприятия в сознании у молодёжи таких ценностей, как культурно-духовные, нравственно-гуманистические, общественно-гражданские, общечеловеческие.

Помимо экономических трудностей Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Сегодня особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу. Отказ от опоры на культуру родного народа в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, в то время как сохранение народной культуры — это основа нравственного здоровья любого общества.

Благодаря своей ёмкости культура народа, народные традиции представляют интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социальной точки зрения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет преемственность поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Без глубокого всестороннего изучения старинных промыслов и ремесел нельзя говорить о преемственности нравственных и духовных традиций народа. Это наши корни, которые питают и обогащают современную культуру.

Общеобразовательная школа, используя разнообразные формы обучения и воспитания, призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народной культуры, но и её развитию. Погружение в традиции родного края осуществляются в школе на основе изучения программ трудового обучения и дополнительного образования. В каждый раздел на уроках технологии включены сведения национального характера, учащиеся знакомятся с народными обычаями и обрядами, народными ремеслами, проводится параллель между стариной и современностью.
   Следуя народным традициям, с девочками 5-7 классов учимся «вертеть» кукол. Казалось бы, зачем сегодня делать кукол своими руками? Зайди в магазин и на полках в большом количестве разодетые в роскошные платья шикарные красавицы. Выбирай любую! Но не всем по душе эти пластмассовые игрушки. Слишком глупы и бездушны их лица. И потому некоторые девочки играют в другие куклы, а заодно возрождают давно забытое народное искусство.  Замечено, что куклы, сделанные своими руками, способны исцелять душу и тело. С рук стекает исцеляющая энергия любви и добра.  Девочки не только учатся делать кукол, но, и обряжают их в национальные костюмы. Говоря о приобщении детей к традициям народной культуры, нельзя забывать о народной вышивке, о ее связи со стародавними традициями, обычаями и обрядами народа.
  На уроках технологии решили возродить еще одну народную традицию: в виде девичьих посиделок проводим вводное занятие по вышивке. Под тихое звучание народных песен дети знакомятся с историей вышивки, с цветовой гаммой ниток у того или иного народа; с орнаментальными мотивами русской вышивки. В соответствии с тематическим планом работы 8 классе провели урок «Прелесть русского народного костюма». Целью урока было способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, расширить словарный запас учащихся.

На практических занятиях по технологии девочки изучали виды отделочных швов, применяемых для украшения мужской и женской одежды. Некоторые образцы вышивки были выполнены учащимися.

Развивая творческие способности детей, сотрудничая со взрослыми на краеведческой основе, мы возрождаем забытые приемы, в результате чего получаются красивые, эстетически оформленные, современные работы. На уроках технологии поэтапно изучается русский национальный костюм.

Все это позволяет формировать личность учащихся в духе национальных традиций и культуры, т.к. народная культура дает возможность строить образование с учетом многовекового наследия русского народа, реализовать связь времен.

Итак, важнейшим аспектом воспитательной работы учителя в современных условиях является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности. Главным результатом в воспитании будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.

Список литературы: 
1. Аникин В.П. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре.- М.,1991.

2. Блинов Г. П. Роль национальных обычаев и традиций в сознательной регуляции поведения. — М., 2009.

3. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. “Мифы древних славян. Велесова книга”. Саратов, “Надежда”, 1993.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *