Статья. Как заинтересовать ученика с ограниченными возможностями здоровья учением?

Как заинтересовать ученика с ограниченными возможностями здоровья учением?

Эти дети немного другие.

И это надо помнить.

И это надо забыть.

Помнить потому, что их обучение и воспитание имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе. Забыть – потому, что они такие же, как все. Просто дети …

Для слабовидящих детей характерно замедленное формирование различных форм деятельности. В связи с этим активная и развивающая роль ведущей деятельности растягивается во времени. Учебная деятельность слабовидящих детей имеет как черты, свойственные зрячим, так и особенности, обусловленные патологией зрения. Так же приходится говорить о том, что учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость у слабовидящих детей значительно ниже.

В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков.

Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, учителю же остается только руководить и направлять его деятельность.

Более сложными оказываются случаи, когда у ребенка ярко выражено

отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, когда он активно сопротивляется учению.

Практика показывает, что это бывает в трех случаях:

во-первых, когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия»;

во-вторых, у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»);

в-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Трудности, возникающие у ребенка в школе, могут быть вызваны несформированностью внутренней позиции школьника.

У детей со сформированной позицией школьника занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются.

Бывает когда у детей (особенно в первых классах, но нередко и позднее) более сильными остаются игровые мотивы. Это проявляется, в частности, в том, что во время выполнения задании ребенок часто отвлекается, производит впечатление крайне невнимательного, в то время как в игре он может быть очень сосредоточенным.

Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа.

1) воспитания положительного отношения к учению

2) формирование учебных интересов

Таким образом, мощным инструментом выработки интереса к учебе у младших школьников является целенаправленная работа учителя по формированию внутренней мотивации ученика на базе атмосферы успеха и высокой самооценки ребенка и создание интересного для него контекста обучения.

Выделяю несколько ключей реализации данной проблемы:

«Ключ согласования» — с помощью его, организовываю процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей.

  • Материал урока должен быть интересен детям.

  • Согласование расписания с особенностями возраста.

  • Согласование темпа урока со скоростью работы всех детей (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).

  • Согласование моих усилий с усилиями родителей и всем окружением ребенка.

«Ключ разнообразия» — внесение неожиданных элементов в привычные схемы действий, заданий.

  • Варьирование несущественных и существенных признаков в заданиях, подача заданий в сказочной, игровой форме.

  • Изменение «внешней среды» класса (изменение расстановки парт для разных уроков, обновление наглядных пособий).

  • Разнообразие ритма, тона, в котором я могу вести урок.

«Ключ опережения»

  • «Перспективная подготовка» — начало попутного прохождения трудной темы.

  • Работа с 1 класса с «Толковым словарем» — каждый день они узнают значение нового слова.

  • Задания за пределами школьной программы (выпуск тематических газет, участие в конкурсах, олимпиадах).

«Ключ наглядности»

  • Достигаю наглядности учебного материала с помощью компьютера, мультимедийного проектора (в т.ч. видео и аудио-материалов).

  • «Предметная наглядность» — использую реальные вещи и предметы, иллюстрирующие учебный материал

  • Использую сюжетную наглядность (задача в контексте сюжета)

  • «Театрализованная» наглядность (использование элементов кукольного театра в обучении).

«Ключ поэтапности» — материал изучается детьми поэтапно (Технология поэтапного формирования умственных действий Гальперина)

Основные этапы обучения: ознакомление с материалом, проговаривание, внутреннее оперирование знаниями

Шаги подачи материала:

  • «закладываю ресурс» — опережающее обучение

  • «делаю эмоциональную подводку» — излагая материал в яркой, увлекательной форме

  • воспроизведение материала в работе с опорными конспектами, схемами, плакатами

  • воспроизведение детьми изученного материала без опор.

«Ключ самостоятельности»

В ходе урока передаю часть своих функций детям или сказочным героям и через них «провожу» обучение и воспитание.

  • Через «сказочных посредников» (Незнайка, инопланетяне и т.п.).

  • Через «живых посредников» (одноклассники, а в день самоуправления – ученики старших классов).

«Ключ коллективизма»

«Эффект коллективизма» — правила, принятые коллективом, облегчают организацию работы на уроке (дети, выполнившие задание, поднимают руку с поднятой вверх ручкой)

Работа в парах и командах: дети в классе разделены на 2 команды. Они работают над задачами в ходе учебной и внеучебной деятельности.

В своей работе для повышения мотивации ребёнка к учёбе учитель может использовать следующие приёмы:

Прием: «Успех»

  • Аплодисменты всего класса за успешную работу (1-2 раза за урок).

  • Найти, за что можно похвалить каждого ребенка ежедневно.

  • Показать работы лучших учеников перед классом.

  • В начале года дети пишут себе письма, в которых каждый ставит себе задачи на этот учебный год, а в мае – мы вскрываем письма и обсуждаем – что получилось, а над чем еще нужно работать.

Прием: «Личная польза»

  • Перед изучением новой темы, я рассказываю детям о возможности применения этих знаний в реальной жизни.

  • Я активно поощряю участие детей в олимпиадах и конкурсах (дипломы, грамоты, сладкие призы).

  • На уроке я использую игровую форму занятий (телепередача, путешествие, посвящаем урок знаменательному дню и т.д.).

Прием: «Помощь»

  • Помощь — важнейший мотив для воспитания человека, лучший способ переработать и запомнить изучаемый материал.

  • Помощь сказочному герою («Помоги Незнайке, …»).

  • Учитель может попросить помощь себе (совместное исследование).

  • Помощь слабым («Помоги Максиму проверить…»).

  • Организовать коллективную работу так, чтобы дети помогали членам своей команды.

Прием: «Использование возможностей технических средств обучения»

  • Показ презентаций.

  • Аудиозаписи.

Прием: «Удержание внимания детей в ходе урока»

Для этого можно использовать «пассивные фиксаторы внимания»

  • Смена ритма и форм работы.

  • Перемещение по классу помогает избежать монотонности.

  • Использование специальных команд, концентрирующих внимание («Внимание», «Давайте подумаем», «докажите»).

  • Учить слушать учителя и мнения одноклассников.

«Активные фиксаторы внимания»

  • Помогают специальные упражнения на внимание (найди лишнее, кто быстрее…)

  • Часто мы работаем «хором» (чтение выражений, повторение правил, коллективные ответы)

Прием: «Удержание внимания детей в ходе урока»

Всегда повышает внимание детей разрядка:

  • Часто для этого я использую игры с движением

  • Детям также очень нравится музыка и визуализации («Давайте представим себя в лесу…, полетим к звёздочке…»)

  • Я даю задание на время (песочные часы)

  • Я использую и задание с повышенным темпом, что увеличивает скорость выполнения задания.

Снятие психологических барьеров при ответах:

  • Я в ходе урока использую снятие мышечных зажимов с помощью аутотренинга, специальных физминуток.

  • Детям легче отвечать по шаблону, хором, по алгоритму решения задач, что снимает с них излишнее напряжение.

Создание нестандартных сюжетов задач:

  • Детям нравиться составлять фантастические задачи. Я предлагаю детям задачи из позиции человека престижной профессии («Ты космонавт, директор, банкир, нефтяной магнат, мэр города …»)

Невысокий уровень познавательной мотивации – не недостаток ученика, а его беда. Наша задача – выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путем – через развития учебной мотивации. Думаю, что при благоприятных условиях (здоровье ученика, отношение к нему учителя) результат не заставит себя ждать.

5

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *