Как заинтересовать ученика с ограниченными возможностями здоровья учением?
Эти дети немного другие.
И это надо помнить.
И это надо забыть.
Помнить потому, что их обучение и воспитание имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе. Забыть – потому, что они такие же, как все. Просто дети …
Для слабовидящих детей характерно замедленное формирование различных форм деятельности. В связи с этим активная и развивающая роль ведущей деятельности растягивается во времени. Учебная деятельность слабовидящих детей имеет как черты, свойственные зрячим, так и особенности, обусловленные патологией зрения. Так же приходится говорить о том, что учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость у слабовидящих детей значительно ниже.
В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков.
Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, учителю же остается только руководить и направлять его деятельность.
Более сложными оказываются случаи, когда у ребенка ярко выражено
отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, когда он активно сопротивляется учению.
Практика показывает, что это бывает в трех случаях:
— во-первых, когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия»;
— во-вторых, у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»);
— в-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Трудности, возникающие у ребенка в школе, могут быть вызваны несформированностью внутренней позиции школьника.
У детей со сформированной позицией школьника занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются.
Бывает когда у детей (особенно в первых классах, но нередко и позднее) более сильными остаются игровые мотивы. Это проявляется, в частности, в том, что во время выполнения задании ребенок часто отвлекается, производит впечатление крайне невнимательного, в то время как в игре он может быть очень сосредоточенным.
Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа.
1) воспитания положительного отношения к учению
2) формирование учебных интересов
Таким образом, мощным инструментом выработки интереса к учебе у младших школьников является целенаправленная работа учителя по формированию внутренней мотивации ученика на базе атмосферы успеха и высокой самооценки ребенка и создание интересного для него контекста обучения.
Выделяю несколько ключей реализации данной проблемы:
«Ключ согласования» — с помощью его, организовываю процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей.
-
Материал урока должен быть интересен детям.
-
Согласование расписания с особенностями возраста.
-
Согласование темпа урока со скоростью работы всех детей (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).
-
Согласование моих усилий с усилиями родителей и всем окружением ребенка.
«Ключ разнообразия» — внесение неожиданных элементов в привычные схемы действий, заданий.
-
Варьирование несущественных и существенных признаков в заданиях, подача заданий в сказочной, игровой форме.
-
Изменение «внешней среды» класса (изменение расстановки парт для разных уроков, обновление наглядных пособий).
-
Разнообразие ритма, тона, в котором я могу вести урок.
«Ключ опережения»
-
«Перспективная подготовка» — начало попутного прохождения трудной темы.
-
Работа с 1 класса с «Толковым словарем» — каждый день они узнают значение нового слова.
-
Задания за пределами школьной программы (выпуск тематических газет, участие в конкурсах, олимпиадах).
«Ключ наглядности»
-
Достигаю наглядности учебного материала с помощью компьютера, мультимедийного проектора (в т.ч. видео и аудио-материалов).
-
«Предметная наглядность» — использую реальные вещи и предметы, иллюстрирующие учебный материал
-
Использую сюжетную наглядность (задача в контексте сюжета)
-
«Театрализованная» наглядность (использование элементов кукольного театра в обучении).
«Ключ поэтапности» — материал изучается детьми поэтапно (Технология поэтапного формирования умственных действий Гальперина)
Основные этапы обучения: ознакомление с материалом, проговаривание, внутреннее оперирование знаниями
Шаги подачи материала:
-
«закладываю ресурс» — опережающее обучение
-
«делаю эмоциональную подводку» — излагая материал в яркой, увлекательной форме
-
воспроизведение материала в работе с опорными конспектами, схемами, плакатами
-
воспроизведение детьми изученного материала без опор.
«Ключ самостоятельности»
В ходе урока передаю часть своих функций детям или сказочным героям и через них «провожу» обучение и воспитание.
-
Через «сказочных посредников» (Незнайка, инопланетяне и т.п.).
-
Через «живых посредников» (одноклассники, а в день самоуправления – ученики старших классов).
«Ключ коллективизма»
«Эффект коллективизма» — правила, принятые коллективом, облегчают организацию работы на уроке (дети, выполнившие задание, поднимают руку с поднятой вверх ручкой)
Работа в парах и командах: дети в классе разделены на 2 команды. Они работают над задачами в ходе учебной и внеучебной деятельности.
В своей работе для повышения мотивации ребёнка к учёбе учитель может использовать следующие приёмы:
Прием: «Успех»
-
Аплодисменты всего класса за успешную работу (1-2 раза за урок).
-
Найти, за что можно похвалить каждого ребенка ежедневно.
-
Показать работы лучших учеников перед классом.
-
В начале года дети пишут себе письма, в которых каждый ставит себе задачи на этот учебный год, а в мае – мы вскрываем письма и обсуждаем – что получилось, а над чем еще нужно работать.
Прием: «Личная польза»
-
Перед изучением новой темы, я рассказываю детям о возможности применения этих знаний в реальной жизни.
-
Я активно поощряю участие детей в олимпиадах и конкурсах (дипломы, грамоты, сладкие призы).
-
На уроке я использую игровую форму занятий (телепередача, путешествие, посвящаем урок знаменательному дню и т.д.).
Прием: «Помощь»
-
Помощь — важнейший мотив для воспитания человека, лучший способ переработать и запомнить изучаемый материал.
-
Помощь сказочному герою («Помоги Незнайке, …»).
-
Учитель может попросить помощь себе (совместное исследование).
-
Помощь слабым («Помоги Максиму проверить…»).
-
Организовать коллективную работу так, чтобы дети помогали членам своей команды.
Прием: «Использование возможностей технических средств обучения»
-
Показ презентаций.
-
Аудиозаписи.
Прием: «Удержание внимания детей в ходе урока»
Для этого можно использовать «пассивные фиксаторы внимания»
-
Смена ритма и форм работы.
-
Перемещение по классу помогает избежать монотонности.
-
Использование специальных команд, концентрирующих внимание («Внимание», «Давайте подумаем», «докажите»).
-
Учить слушать учителя и мнения одноклассников.
«Активные фиксаторы внимания»
-
Помогают специальные упражнения на внимание (найди лишнее, кто быстрее…)
-
Часто мы работаем «хором» (чтение выражений, повторение правил, коллективные ответы)
Прием: «Удержание внимания детей в ходе урока»
Всегда повышает внимание детей разрядка:
-
Часто для этого я использую игры с движением
-
Детям также очень нравится музыка и визуализации («Давайте представим себя в лесу…, полетим к звёздочке…»)
-
Я даю задание на время (песочные часы)
-
Я использую и задание с повышенным темпом, что увеличивает скорость выполнения задания.
Снятие психологических барьеров при ответах:
-
Я в ходе урока использую снятие мышечных зажимов с помощью аутотренинга, специальных физминуток.
-
Детям легче отвечать по шаблону, хором, по алгоритму решения задач, что снимает с них излишнее напряжение.
Создание нестандартных сюжетов задач:
-
Детям нравиться составлять фантастические задачи. Я предлагаю детям задачи из позиции человека престижной профессии («Ты космонавт, директор, банкир, нефтяной магнат, мэр города …»)
Невысокий уровень познавательной мотивации – не недостаток ученика, а его беда. Наша задача – выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путем – через развития учебной мотивации. Думаю, что при благоприятных условиях (здоровье ученика, отношение к нему учителя) результат не заставит себя ждать.
5