Социально-значимый проект «По дорогам сказочной страны»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №15

город-курорт Кисловодск




Социально- значимый проект

«По дорогам сказочной страны»








Подготовила:

учитель начальных классов

Михайлова Ирина Владимировна



2014г



Описание проекта



Актуальность проекта. Проблема.

Сказки с детства нам в жизни нужны.
С интересом мы сказки читаем.
Сказки чудом и знаньем полны -
Их волшебной страной называем.
И поверьте, лишь в этой стране
Мы сильнее становимся втрое,
В этой доброй, волшебной стране
Можно стать самым главным героем.



Литературное чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил.

Основная цель уроков литературного и внеклассного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем; приобщить детей к чтению, воспитать интерес к приобретению знаний из дополнительных источников; обогатить читательский опыт.

Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки - картинки, потом весёлые стихи, потешки, сказки, шутки, а затем и детские журналы. Чаще это истории, рассказы, которые мама или бабушка перед сном читают ребёнку, а порой - увлекательное путешествие в волшебный мир сказки. И всегда за этим стоит умная, добрая, светлая книга, воспоминания о которой человек пронесёт через всю жизнь: рядом с книжными картинками в его памяти постоянно будут возникать близкие сердцу картинки детства, милые образы родных людей.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению, как процессу и ведущей деятельности человека, сегодня особенно актуальна. Техника (аудио -видео - компьютерная) , дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Уже сегодня видим, что у детей низкий уровень развития речи, техники чтения, воображения, восприятия и нравственных устоев. Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В.Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми. Поддержание активного тяготения учащихся к книге, развитие интереса к ней, желания рассмотреть её, прочитать - вот важная задача которая стоит сегодня перед школой.

В качестве учебного материала для формирования первоклассников - читателей - выбрана сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник - читатель и слушатель особенный. Он более эмоционален, чем рассудителен, поэтому поэтические образы для него убедительны и реальны. Сказка - это особое средство познания жизни. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни русского народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания.

С раннего детства дети знакомятся со сказкой. Сказка учит различать добро и зло, делать выбор, принимать жизненно-важные решения. К 6-7 годам у детей уже есть свой багаж сказок, дети ориентируются в направлении сказки ( бытовые, волшебные, сказки о животных). Малыши знают, что сказки могут бать авторскими и народными. Волшебный мир сказки способствует развитию воображению и фантазии ребёнка, воспитывает милосердие и доброту, способность души к отрицанию зла.

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, учит формулировать проблему, осуществлять поиск, способствует развитию личности.

Цель проекта: приобщение детей к чтению художественной литературы, формирование интереса к сказкам и книгам, расширение читательского кругозора, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.



Задачи:

  • Формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений, вырабатывать навыки грамотного читателя через поисково-исследовательскую деятельность.

  • Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.

  • Воспитание бережного отношения к книге.

  • Воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости.

  • Воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине.

  • Развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики.

  • Развитие устной речи, навыков общения.

  • Формирование активной жизненной позиции, культуры поведения.

  • Формирование у родителей активной позиции в воспитании и образовании детей.


Целевая аудитория: учащиеся 1-х классов.


Учебный предмет: надпредметный.


Тип проекта: творческий.


Итог проектной деятельности: творческая работа, театрализация.


Сроки проведения проекта: январь-май 2013г.



Планируемые результаты реализации проекта:

Личностные УУД:

  • Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • Эмоционально "проживать " текст, выражать свои эмоции;

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • Высказывать своё отношение к героям , к их поступкам.

  • Умение инициировать учебное взаимодействие:

  • вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения.

  • Навык интервьюирования. Развитие целеустремленности, трудолюбия, взаимопомощи, толерантности. Умение уверенно держаться во время выступления.

  • Артистические умения.

  • Учебная самостоятельность

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; в том числе на самоконтроль результат;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира

Регулятивные УУД:

  • Определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя;

  • Проговаривать последовательность действий

  • Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;

  • Учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в книге;

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • Делать выводы в результате совместной работы педагога и группы учащихся;

  • Подробно или выборочно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в беседе о прочитанной сказке, выражать своё мнение;

  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • Слушать и понимать речь других;

  • Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;

  • Соблюдать правила общения

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений :

1.Воспринимать на слух художественный текст в исполнении педагога, учащихся;

2. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

3.Пересказывать текст полностью, кратко;

4. Составлять устный рассказ по иллюстрации;

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

- Можно ли путешествовать по сказкам?

-Может ли сказка повлиять на воспитанность человека?


Проблемные вопросы

- Можно ли определить сколько времени проходит в сказках?

- Зачем читать сказки?

- Как вы думаете, какой человек может придумать свой сказочный мир?

- Чему учат сказки?

- Как вы думаете, когда появились сказки и зачем их придумывали?


Учебные вопросы

- Кто из вас запомнил первую встречу с любимой сказкой?

- Расскажите, когда вы любите слушать сказки, в чьем исполнении.

- Чем похожи сказки и чем отличаются?

- Какие сказочные элементы вы знаете?

- На какие группы можно разделить героев сказок?

- Назовите положительных героев?

- Назовите отрицательных героев?

- Что такое присказка?

- Что такое зачин, концовка?


Самостоятельная деятельность учащихся: работа со словарями, с источниками литературы; чтение сказок; раскрашивание рисунков к сказкам; разучивание ролей для инсценирования, подготовка радиотеатра.

Роль учителя: создать условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся, сопровождать их в процессе проектной деятельности, обучать взаимодействию друг с другом, с учителем, с родителями.

Роль родителей: создать условия для творческой работы, проявлять заинтересованность, оказывать помощь при проведении мероприятий.


Ресурсы:
1. Информационные:

  • фото-видео материалы;

  • библиотечный фонд.
    2. Дидактическое обеспечение:

  • подбор иллюстраций по произведениям ,побор открыток, фотографий, пазл;

  • оформление книжного уголка в классе.

3.ИКТ

Формы и методы организации проекта

  • Анкетирование.

  • Решение проблемных ситуаций.

  • Педагогические наблюдения.

  • Беседы. Викторины.

  • Консультации для родителей.

  • Инсценирование сказок.

  • Выставки.

  • Совместная организованная деятельность.

  • Творческие мастерские.

  • Сюрпризные моменты.

  • Игры. Пазлы.

  • Презентации.

План реализации проекта

Этапы внедрения проекта

Виды деятельности

Содержание деятельности

педагог

дети

родители

I этап

Подготовительный

Информационный

  • Направляет участников проекта на определение результатов работы

  • Сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;

  • Изучение информации в сети - интернет

  • Разработка конспектов познавательных мероприятий

  • Подбор методов, способов и приемов исследования личностных изменений детей;

  • Информирование родителей о реализации данного проекта;

  • Подборка методической, справочной, художественной литературы;

  • Оформление информационно – читательского уголка;

  • Составление перспективного плана по данному проекту.

  • Подготовка презентаций.


  • Мониторинг воспитанности учащихся

  • Знакомство с творчеством писателей, просмотр открыток , видео материала, прослушивание аудио записей, просмотр презентаций.

  • Чтение художественной литературы

  • Обсуждение плана совместной деятельности и предстоящих задач.

  • Обсуждение целей по данной теме;

  • Активное слушание;

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий к сказкам

  • Отгадывание загадок, чтение стихотворений




  • Сообщение за круглым столом о предстоящем проекте (актуальность, тема, цель, задач проекта);

  • Информация для родителей в буклете
    «Читаем детям сказки»

  • Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»

  • Посоветовать провести увлекательные выходные, посетить выставку »Сказочный народный образ» в Краеведческом музее, театральной студии

  • Составить вместе с ребенком мини – сообщение о посещения музея, театральной студии. (Что понравилось и что запомнилось?)


II этап

Практический


Познавательный

  • Организация познавательной деятельности детей

  • Организация экскурсии в школьную и городскую библиотеку (обсуждение даты и время мероприятия)

  • Провести цикл познавательных мероприятий

  • Подготовка к открытому занятию

  • Направление и контроль за осуществлением проекта

  • Создание мини – библиотеки

  • Подготовить презентацию «Как работать с книгой»


  • Познавательная беседа «Чему учат нас сказки?»

  • Познавательные мероприятия

  • Виртуальное путешествие по сказкам

  • Знакомство с презентацией «Как работать с книгой»

  • Экскурсия в библиотеку

  • Работа в мини – библиотеки группы «Удивительный мир Сказок»

  • Знакомство с профессией библиотекарь, реставратор

  • Отгадывание загадок о сказочных героях;

  • Рассказы детей о посещении театров

  • Заучивание слов, отрывков из сказок для постановки мини-театра






Совместная деятельность дома.

Совместно с ребёнком нарисовать рисунок «Любимая сказка»

Вместе с ребенком выучить отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», «У лукоморья…» (часть)

Посетить памятник А.С. Пушкину в городском парке

Помощь в создании библиотеки в классе

Совместно с ребенком посетить театрализованное представление

Открытое мероприятие» Что за прелесть эти сказки»!

Чтение сказок детям



Творческий





  • Подготовить материал к проведению совместной творческой деятельности с детьми в классе

Организация и оформление выставки творческих работ детей





Подготовка материала инсценированию сказок



Подготовка к конкурсу «Мой любимый сказочный герой»


  • Рисование по следующим темам:

- «Нарисуй сказку»;

- Сюжетное рисование по сказкам (по желанию детей);

- «Мой любимый сказочный герой»;

- «Моя золотая рыбка» - нетрадиционное рисование;(пальчиковая терапия)

  • Изготовление героев сказок из соленого теста, раскраска героев.

  • Изготовление масок по мотивам сказок Конкурс чтецов отрывков из произведений А.С. Пушкина, К.И.Чуковского

  • Сочинение сказок, придумывание истории для постановок

  • Изготовление приглашений для родителей и детей на праздник сказок

  • Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач




Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместной с ребёнком деятельности.

Творческое задание по желанию ребенка

Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста сюжет любой сказки.

Открытый показ мини- театра силами детей

Игровой







  • Практическая помощь детям, создание условий и мотивации для осуществления проекта

  • Помощь в решении задач;

  • Помощь спланировать деятельность (с чего начать?)

  • Погружает детей в игровую (сюжетную) ситуацию


  • Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

  • Сюжетно – ролевая игра «Больница для книг»

  • Игровая ситуация «Волшебное дерево Сказок». Дети подходит к выставке в форме дуба с прикрепленными к нему бумажными листьями вопросами. Каждый выдергивает листик, а на обороте отрывки или вопросы по любимым детским сказкам







  • Игра-путешествие в «Сказочную страну»

  • Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»

  • Настольно-печатные игры «Мои любимые сказки», «Сказочные герои»; Собирание пазлов

  • Дидактические игры «Герои русских сказок», «Разложи по порядку и вспомни сказку»;

  • Театральные игры;

  • Театральные этюды;

  • Игры-драматизации





Совместная творческая работа с детьми:

Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы)

Запись радиотеатра



III этап

Завершающий

Контрольно - оценочный

  • Повторный сбор и анализ знаний учащихся.

  • Обработка полученных результатов мониторинга.

  • Изучение мнения родителей о пользе проекта.

  • Анализ инновационного проекта и его результативности

  • Создание фото-отчёта по теме реализации проекта

  • Выработка планов на будущее

  • Совместный анализ выполнения проекта

  • Повторный мониторинг .

Анкетирование родителей по проектной деятельности

Исполнительский

Выступление с проектом для педагогической и родительской общественности



  • Постановка мини-театра «По дорогам сказочной страны»»



Рефлексия

В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете,
Нам нельзя без них,

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!



Обзорная экскурсия по результатам проекта






Заключение и выводы по реализации данного проекта

Проведенный проект с января по май 2013 года позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития младших школьников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной школы. В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития детей. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении учащихся позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности– с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить сензитивный период речевого развития и творчества детей. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических средств языка; расширению словарного запаса. Создание на проекте благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития обучающихся.


Реализуя данный проект дети “добыли” своим трудом всю информацию, познали чудо самостоятельной, творческой работы, приобрели новые знания и умения. Но самое главное в проделанной работе мы считаем то, что, реализуя такие проекты деятельности, мы сближаем детей и родителей, приближаем родителей к проблемам воспитания и развития ребенка, повышаем педагогическую культуру родителей и развиваем познавательную и социально-нравственную деятельность детей.















Приложение1

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

4. Есть ли любимая сказка у Вашего ребёнка? Если есть – какая?

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам?

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

СПАСИБО!




Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.