Словарь юного музыканта

МОУ «ЗСОШ№6» РТ, учитель музыки Нигматзянова Э.Ф.

 

Гранд-опера, или «большая опера». Этот термин зародился, по всей вероятности где-нибудь в глухой провинции и в наши дни практически вышел из моды, хотя иногда его употребляют для обозначения тяжёловесных, занудно-глубокомысленных и претенциозных сочинений, слушать которые мы вам искренне не рекомендуем.
  Опера-сериа. Итальянское название особой разновидности «большой оперы» 18 века, которая с необыкновенной серьёзностью и невыносимой неторопливостью пережёвывает разнообразные мифологические и героические сюжеты. По сути , это были первые мыльные оперы и, в идеале, их следовало бы исполнять в промежутках между рекламными роликами. Отсюда и название — некий бесконечный итальянский сериал.
Опера-комик. Жанр, распространённый во Франции 19 века и лишённый какого бы не было комизма. Для облегчения восприятия речитатив в опера комик заменили обыкновенным диалогом, сделав тем самым первый пробный шажок к современному мюзиклу.
Опера-буффа. Франко-итальянская модификация, которая, по замыслу, должна была бы отличаться от обычной оперы комическим характером. И не её вина, что нет почти никакой разницы между ней и другими операми.
 Оперетта. Первоначально это была та же гранд-опера, но не столь продолжительная; затем она стала облегчённым вариантом оперы-буфф — со свободным использованием диалога и большим количеством приятных мелодий, рассчитанных на зрителей, чья склонность к скуке не позволяла им получать удовольствие от серьёзной оперы.
Но как не крути, а настоящую оперу надо петь; и даже в том случае, исключительная несуразность произведения требует сделать его чуточку толковее хотя бы местами, эти места следует наполовину распевать, что традиционно и делается в виде так называемого речитатива. Распознать речитатив очень легко — это тот момент, когда исполнитель вдруг перестаёт петь и начинает чрезвычайно быстро бормотать что-то невнятное.

Если более серьёзно, то:

Опера (по-итальянски — opera — сочинение) — это сложный вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с вокальной и оркестровой музыкой. В опере объединяются многообразные художественные средства: сольное и хоровое пение, различные ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (костюмы, декорации и прочее), весьма популярны балетные сцены. Опера, в которой балетные сцены занимают не менее важное место, чем вокальные, называется опера-балет, которая была распространена во Франции в XVIIXVIII веках («Галантная Индия» Рамо). Изредка этот вид встречается и в более позднее время («Млада» Римского-Корсакова).

В основу оперы положено либретто (по-итальянски — libretto — книжечка) — литературный текст, кратко пересказывающий содержание произведения и положенный в его основу. Открывается опера прелюдией (по-итальянски — praeludere — «играть вступление») — небольшим оркестровым вступлением, создающим общее настроение всей оперы. Прелюдия может называться также увертюрой, вступлением или интродукцией, что не одно и то же, хотя они и имеют много общего. Сама опера состоит, в основном, из законченных вокальных номеров — арий, ансамблей и речитативов. Если опера разделена на акты, то каждый акт, кроме первого, может иметь собственный антракт оркестровое вступление к начинающемуся акту.

Ария (по-итальянски — aria — ветер, воздух)- законченный эпизод в опере, исполняемый певцом в сопровождении оркестра. Для арии обычно характерна широкая распевность. Для полноты характеристики героя в оперу включают несколько различных по содержанию арий. Часто применяется ария da capo — форма, в которой третья часть арии является точным повторением первой. Арии может предшествовать оркестровое вступление или речитатив. После арии возможно инструментальное заключение, или постлюдия. Разновидностями арии является часто встречающаяся в комических операх небольшая по размерам ария — ариетта (по-итальянски — arietta — маленькая ария). Она отличается более песенной мелодией и простотой изложения. Кроме того, изредка используются ариозо (по-итальянски — arioso — «подобно арии») — небольшие арии свободного построения. Они имеют лирический характер и отличаются от арий меньшей драматической насыщенностью.

Речитатив — род вокальной музыки, ритмически и интонационно близкий к напевной декламации (по-итальянски — recitare — декламировать). Строение речитативной мелодии в значительной мере определяется текстом. Различают в музыке 2 вида речитатива — сухой речитатив (recitativo secco), исполняющийся в свободном ритме и поддерживающийся долгими отдельными аккордами (образцы в операх Моцарта «Свадьба Фигаро» и Россини «Севильский цирюльник»). Другой тип речитатива — аккомпанированный речитатив — более мелодичен, ритмичен и поддерживается насыщенным музыкальным сопровождением. Выдающиеся образцы такого гибког8о и выразительного речитатива созданы А.Даргомыжским (опера «Каменный гость») и М. Мусоргским (оперы «Борис Годунов», «Хованщина»).

        В историческом развитии оперное искусство претерпело немало изменений. Первые оперы были созданы в Италии на рубеже XVIXVII веков авторами Я.Пери и К.Монтеверди. Эти ранние оперы, сочинявшиеся на сюжеты античных мифов и древней истории, состояли, в основном, из сольных вокальных номеров и сопровождались небольшими музыкальными ансамблями. В конце XVII — начале XVIII века на этой основе возник жанр так называемой оперы-сериа (по-итальянски — seria — серьёзная). Эта опера создавалась на исторический или мифологический сюжет, её содержание было трагедийным. В центре стоял герой и его драматическая участь. В музыке главное место занимало виртуозное сольное пение, богато и разнообразно украшенное; хор и балет отсутствовали. Крупнейшими мастерами оперы-сериа были А. Скарлатти и Г.Гендель.

        В середине XVIII века австрийский композитор К.Глюк произвёл коренную реформу оперы — в борьбе против излишней виртуозности он достиг выразительной простоты вокальных партий, приблизив музыку к интонациям сценической речи. Наиболее известна этим его опера «Орфей».

        Параллельно с этим в разных странах развивалась комическая опера с оживлённым сценическим действием, весёлым, занимательным сюжетом и простыми и мелодичными вокальными партиями, напоминающими народные песни. Этот вид оперы получил название опера-буффа (по-итальянски — buffa — комическая). Этот жанр не содержит разговорных сцен, вместо них широко применяется речитатив. Опера-буффа была весьма популярна среди демократических слоёв населения. Виднейшие авторы опер-буффа — Д.Перголези («Служанка-госпожа»), Д.Чимароза («Тайный брак»), Д.Паизелло, Й.Гайдн, А.Гретри, П.Монсиньи, В.Моцарт. Вершиной и вместе с тем последней ступенью развития Опера-буффа является «Севильский цирюльник» Д.Россини.

        В первой половине XIX века видное место в европейском театре занял жанр так называемой «большой оперы» или гранд-опера — весьма эффектной, но часто нарушавшей требования художественной правды. Видный творец в этом жанре — Д.Мейербер и его работы «Гугеноты», «Пророк». В борьбе с недостатками гранд-оперы выдвинулось реалистическое течение, наиболее яркими представителями которого явились Д.Верди и Ж.Бизе. Отдав в молодости предпочтение гранд-опере, в зрелые годы Верди создал такие замечательные образцы реалистической оперы, как «Травиата», «Риголетто», «Отелло». Одна из вершин мирового оперного искусства и образец реалистической оперы — подлинно народная, полная волнующей жизненной правды опера «Кармен» Бизе. Другим течением, примкнувшим к идеям реализма, стал «веризм» (по-итальянски — vero — правдивый). Его представители — П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини. Их оперы в стиле веризма рисуют жизнь людей из народа и популярны благодаря мелодичной музыке, близкой к народной песенности.

        Видное место в оперном искусстве XIX века заняло творчество Р.Вагнера. Выступая против мишурного блеска «большой оперы», Вагнер создал на основе немецких народных легенд музыкальные драмы, наполненные глубоким философским содержанием («Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга»). Оперы Вагнера значительно приближены к драме за счёт того, что Вагнер отказался делить свои оперы на отдельные номера, чем добился неразрывности сценического действия. Вагнер доверил симфоническому оркестру важнейшую роль, тем самым достигнув огромной напряжённости симфонического развития. Реформа Вагнера оказала большое влияние как на развитие немецкой оперы, так и на развитие всего оперного искусства.

        В XIX веке одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская опера. Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М.Глинка операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В его творчестве определились основные черты русской оперной классики: высокая идейность, художественная правдивость, близость к народной песенности, великолепное мастерства и новаторство. Традиции Глинки нашли многостороннее развитие у его продолжателей в XX веке —  А.Даргомыжского («Русалка»), М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко»), П.Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая Дама»). В жанре реалистической оперы больших успехов достигли Д.Шостакович («Катерина Измайлова»), С.Прокофьев («Война и мир». «Семён Котко», «Дуэнья»), Т.Хренников («В бурю», «Мать»), И.Дзержинский («Тихий Дон»), Д.Кабалевский («Кола Брюньон», «Семья Тараса»).

        Опера оказала большое влияние на формирование таких теперь уже самостоятельных музыкальных произведений, как оперетта, оратория и кантата.

        Как самостоятельный жанр, оперетта — музыкально-сценическое произведение комедийного содержания с вокально-танцевальными сценами в сопровождении оркестра и с разговорными эпизодами — возникла во Франции сравнительно недавно — в середине XIX века и носила характер злободневной сатиры. В венских опереттах сильнее выражено лирическое начало, мелодика близка австрийской и венгерской музыке. В современных американских опереттах сказывается влияние джаза и негритянского фольклора. Русские оперетты отличаются развлекательностью в бытовых сценах. Мировыми звёздами оперетты являются Оффенбах, Штраус-сын, Легар, Кальман, И.Дунаевский.

        Впитав многие элементы оперы, на рубеже XVIXVII веков зародились оратория (по-итальянски — oratio — красноречие) и кантата (по-итальянски — cantare — петь) — многочастные вокально-симфонические произведения для солистов, хора и оркестра. Оратория обычно состоит из хоровых эпизодов, симфонических фрагментов и законченных вокальных номеров. От кантаты она отличается значительностью содержания, развитым сюжетом, масштабностью формы. Между тем, термины «кантата» и «оратория» применимы в одинаковой мере ко многим произведениям современной музыки. К жанру оратории близки месса, реквием и страсти. Все они поначалу создавались исключительно на религиозную тематику, хотя, в дальнейшем все эти жанры всё более отходят от религиозного ко светскому сюжету. Выдающиеся образцы произведений такого рода создали Г.Гендель, Й.Гайдн («Сотворение мира», «Времена года»), И.С.Бах, В.Моцарт, Бетховен, Берлиоз, Верди, Брамс, Онеггер, Орф, Свиридов. 

6

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *