Символическая картина мира в пьесе Мориса Метерлинка Синяя птица


Символическая картина мира в пьесе Мориса Метерлинка Синяя птица

Творческий человек может передать свое видение мира по-разному. Может — через детальное описание факта, который чем-то поразил. А может и наоборот, так как не каждый способен за частным случаем увидеть действие определенных универсальных законов бытия — с помощью символических образов рассказать о философских глубинных сущностях человеческого существования, отвлечься от будничных обстоятельств, которые навязывают собственные «правила игры», и обратиться к непосредственным обобщениям. Возьмем, например, понятие «счастье». Каждый понимает это слово по-разному: кто-то считает счастьем спокойную семейную жизнь, кто-то — творческий поиск, открытие нового, кто-то не представляет счастья без денег. Понятно, что и путь к каждому такому счастью будет разным. Но все же будет и кое-что общее — собственно поиск счастья как такового.

Именно эта проблема раскрывается в пьесе бельгийского писателя-символиста Мориса Метерлинка. Счастье в его произведении — это Синяя птица. Можно еще раз подчеркнуть, что речь идет не о каком-то четко очерченном понимании счастья определенного человека, а именно об образе счастья вообще. По этому принципу обобщения строятся и другие символические образы, объединенные в действии они превращаются в символы определенных мыслей и идей, а если взять пьесу в целом — создают символическую картину мира, который отвечает мировоззрению автора. Таинственное содержание, по мнению Метерлинка, может быть скрыто не только в словах и действиях, а даже в молчании.

Это произведение вместе с тем и очень простое для восприятия, форма сказки разрешает смотреть пьесу даже маленькому ребенку, но объединение аллигорических символов заставляют и взрослого поломать голову над вечными духовными проблемами.

Не случайным есть даже то, что главные герои пьесы — дети. Образ ребенка по обыкновению символизирует безгрешную чистую душу, таинственные сущности мира могут постигнуть лишь именно такие люди: чистые, непредубежденные, наивные, с широко раскрытыми глазами, которые тянутся к добру и способные на сочувствие.

Итак, двое детей — Тильтиль и Митиль — на Рождество встречаются с феей Берилюной и отправляются на поиски счастья — Синей птицы, которая живет во дворце Ночи, но может существовать и при солнечном свете. Как выясняется потом, сделать это невозможно, и это уже неважно: этим детям открылось столько важных вещей о мире, что они приобретают умение видеть его новыми глазами. Они путешествуют Страной Воспоминаний (без которой нет пути к счастью), Царством Будущего, им как детям лесоруба препятствуют деревья (символ ответственности Детей за поступки родителей), Тильтиль и Митиль узнают, что существуют наслаждения: от отвратительного Наслаждения есть, когда не хочется, Быть Богатым, Ничего Не Делать, к «знакомым незнакомцам» Домашних Наслаждений: Быть Здоровым, Любить Родителей, Видеть Звезды, и даже Большой Радости: Быть Справедливым, Быть Добрым,

Радость Материнской любви. А сколько людей путают наслаждение именно со счастьем?! Увидев их собственными глазами, Тильтиль и Митиль начинают понимать и эту разность. Итак, оказывается, ищут они не только счастье, а и жизненные идеалы, без которых понять счастье тоже невозможно.

Преодолевать препятствия помогает им Душа Света. Не случайно Свет — один из любимейший образов символистов. Именно Душа Света помогает детям постичь настоящие ценности жизни, хотя и не дает преждевременно раскрыть покрывало, что скрывает неведомые истины. Для настоящего понимания чего-то простые пути не пригодны. В путешествии Тильтиля и Митиль сопровождают души Хлеба, Воды, Молока, Сахара, Огня, Кошки и Собаки. Они не всегда являются помощниками: Вода и Огонь (две вечные противоположности) ведут споры, но настоящее противопоставление мы видим на примере символов Собаки (верности) и Кошки (измены).

Как уже повелось, поиски ведутся во дворце Ночи, которая совершает детям препятствия. Она символизирует мрак и незнание. Но и в нем прячутся разные вещи: от ужасов (призраков, болезней, войн) к Саду Мечты. Да и Синяя птица живет именно там. Итак, Ночь — не только зло, это быстрее невозможность человека отличить его от добра. А если вспомнить другую пьесу Метерлинка, «Слепые», образ Ночи (тьмы) делается еще содержательнее: вся современная жизнь, по мнению автора, проходит во тьме. Поэтому счастье, по убеждениям Метерлинка, — в познании сущностей этого мира.

«Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое» — высказывает он свою позицию словами Берилюни. Опасным и сложным для детей оказывается Путь к пониманию, но они в конце концов одолевают его, и Синей птицей кажется Тильтилю горлица, которую он дарит больной девочке. Уже не помочь найти — именно «возвратить Синюю птицу» просит он в конце пьесы.

Тильтиль и Митиль не нашли лично себе счастье, но, познав множество важных истин, ощутили ответственность за счастье других.

Наблюдая за их Путем, каждый зритель в театре (или читатель пьесы) может и себе попробовать ответить на один из главнейших вопросов философии — о смысле бытия человека. Пусть даже не согласившись в чем-то с автором. Главное — задуматься над этим вопросом. А будет смысл в жизни — будет и счастье…

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *