Семеновские матрешки

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы.

Тема: «Семеновские матрешки»


Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры

Задачи: познакомить детей с деревянной игрушкой; вызвать положительный эмоциональный отклик на восприятие деревянной матрешки; Развивать умение украшать силуэт матрешки.


Материал: деревянные игрушки ( матрешки), иллюстрации с изображением матрешек, бумажные силуэты матрешек, гуашь, кисти, стаканчики для воды, платочки, кассета с русской народной мелодией.


Ход занятия

1ч. Рассказ воспитателя о матрешке ( начать с чтения стихотворения и показом матрешки).

У семеновских матрешек Не нарадуется взгляд,

Сарафанчики в горошек, Если выстроятся в ряд,

Разноцветные платочки, А попрячутся друг в дружку

Нарумяненные щечки. Видишь старшую подружку.


Веселушки, хохотушки, Миловидны, простодушны,

Деревянные подружки, Все улыбчивы, радушны

Любят в прятки поиграть, И загадочны немножко

И попеть, и поплясать. Наши русские матрешки.

Кто в гостях у нас бывал

И матрешек не видал,

Тот и матушку Россию

До конца не разгадал.

Перед вами матрешка - одна из самых любимых игрушек детей в нашей стране. Много лет назад придумали и сделали матрешку, выглядела она розовощекой девочкой в сарафане, переднике и платке. А внутри нее находилось еще семь фигурок. Матрешку полюбили и взрослые, и дети. Каждый радовался игрушке. Уж больно она хороша! Проста, приветлива, да еще внутри целое семейство прячется.

Сегодня много разных матрешек, их изготавливают в городе Семенове, в селе Полохов - Майдан, в Сергиевом Посаде, Твери и других городах. Сегодня матрешку знают во всем мире. Дарят ее на память о нашей стране.

Для того, чтобы матрешки получились красивыми, сначала их вытачивают на станке, затем грунтуют, расписывают, а после чего покрывают лаком. Матрешки все разные: одна - веселая, другая - задумчивая, третья - озорная. Все матрешки получаются такими, как их нарисует художник. Посмотрите, какие они красивые, нарядные, какими цветами украшены.

А сейчас возьмите платочки и мы превратимся в матрешек ( за воспитателем под русскую народную мелодию по показу «матрешки» танцуют).


2ч. Дети садятся за столы и по своему усмотрению раскрашивают бумажные силуэты матрешек. В процессе работы. Воспитатель оказывает необходимую помощь.

Закончив работу, дети выставляют матрешек и с педагогом оформляют хоровод, любуются ими.

После занятия дети играют матрёшками.

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы.

Тема: «Русские народные игры»

Цель: знакомство с русскими народными играми

Задачи: познакомить детей с русскими народными обычаями; показать особенности проведения русских народных игр ( использование считалок); развивать нравственные качества ( дружелюбие, взаимовыручку).


Материал: иллюстрации, атрибуты к подвижным играм.


Ход занятия.

- Ребята, вы любите играть в подвижные игры? Какие вам нравятся больше? (дети называют игры).

А вот в старину крестьянские ребятишки с детства начинали помогать взрослым трудиться: с трех лет они пололи грядки, кормили кур, поили гусей, с семи лет работали с отцом на пашне, возили сено, девочки присматривали за малышами. Носили еду в поле. Но делу время - потехе час. Среди трудов находилось время и для игры. Собирались мальчики и девочки вечером на деревенской улице за околицей, водили хороводы, пели песни; без устали бегали, играя в горелки, жмурки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой катались с горок, играли в снежки.

В любой русской игре обязательно есть водящий. На эту роль, как и среди вас много желающих, а выбрать нужно одного или двоих, для этого пользовались скороговорками, считалками.

Баба сеяла горох, Пчелы в поле полетели,

Уродился он не плох, Зажужжали, загудели,

Уродился он густой, Сели пчелы на цветы.

Мы помчимся, ты постой! Мы играем - водишь ты.


Как у нас на сеновале Шла коза по мостику

Две лягушки ночевали. И виляла хвостиком.

Утром встали, щей поели, Зацепила за перила,

А тебе водить велели. Прямо в речку угодила.

Кто не верит - это он,

Выходи скорее вон!

Сейчас мы с вами выберем ведущего и поиграем в игру «У медведя во бору».

Педагог играет с детьми 2-3 раза.


Добавить комментарий