Сценарий деловой игры для 4 класса "Что такое толерантность?"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Верхнемарково









Деловая игра

«Что такое толерантность?»










Подготовила

учитель начальных классов

Реуцкая Елена Борисовна








с. Верхнемарково 2010


Деловая игра

«Что такое толерантность?»



Реуцкая Елена Борисовна

учитель начальных классов

высшей категории

МОУ СОШ С. Вехнемарково

Усть – Кутского

муниципального образования

Иркутской области


Цели:

1) Познакомить с понятием «толерантность», его составными частями, происхождением термина.

2) Формировать умения действовать слаженно, сообща, прислушиваясь к мнениям одноклассников.

3) Прививать интерес к культуре разных народов через игры, загадки, пословицы.

4) Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.

5) Развивать творчески способности учащихся.

Оборудование:

- мандарины, 2 вазы;

- тест «Толерантны ли вы…?»;

- шкатулка с зеркалами;

- жетоны 2 цветов для команд.

Ход занятия.

  1. Эмоциональный настрой.

Учитель: Здравствуйте, дети, наши гости!

2. Упражнение «Дружба начинается с улыбки!»

Учитель: Встаньте в круг, возьмитесь за руки, посмотрите, друг другу в глаза, подарите свои улыбки друг другу. Поприветствуйте своими улыбками гостей. Возьмите жетон и сядьте по командам по цветовым жетонам. Спасибо.

Учитель: «Я не люблю слово толерантность, но я не знаю слова лучше этого». Махатма Ганди.

3.Упражнение «Самый главный человек ».

Учитель: Я предлагаю вам познакомиться с самым главным человеком, портрет которого находиться в «волшебном сундучке».

(Дети заглядывают в шкатулки и видят своё отражение в зеркале.)

Вывод – самый главный человек на земле это они сами.

Учитель: Кто вы такие?

Дети: Сын, дочь, брат, сестра, житель России, внук, внучка, ученик (ца)…

Учитель: Чем вы похожи друг на друга? (Ответы детей)

Прикоснитесь к чему-то синему на одежде, до тёмных волос, до туфелек, до чего-то тёплого, холодного, весёлого, доброго, похожего на тебя, не похожего на тебя.

Мы часто встречаем разных людей, кто-то из них похож на нас, кто-то отличается, кто-то кажется нам необычным даже странным. И все мы по-разному воспринимаем и относимся к тем, кто не такой, как мы.

4. Стихотворение С.Я Маршака «Всемирный хоровод» - читают дети.

Учитель: О чём это стихотворение?

Дети: Дети разных цветов кожи должны дружить друг с другом

Учитель: А почему они должны жить дружно?

Дети: Чтобы не было войны.

Учитель: Сейчас в мире неспокойно. Во многих точках планеты идёт война, гибнут люди, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома, убегать из родных мест, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие места, в надежде, что мы протянем руку помощи, поделимся всем, что сами имеем. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь.

Учитель: Подумаем, чем мы можем помочь беженцам? Почему им необходимо оказывать помощь?

Дети: Не знают русского языка, нет крова, нечего кушать, нет работы, детям негде учиться, они больны.

Учитель: Беженцы, какие они?

Дети: Такие же люди, у которых должен быть свой дом, где они живут своими семьями.

Учитель: Почему именно мы должны оказывать помощь?

Дети: Мы должны быть милосердны друг к другу. Сострадать и оказывать помощь, если человек в беде.

(На доске открываются слова «понимать», «помогать»)

Учитель: Может случиться так, что в нашей стране будет разруха, и нам некуда будет бежать. А люди из другой страны нам помогут.

Учитель: Какими качествами должен обладать человек, который стремиться оказывать помощь?

5. «Колесо волшебных слов»

Двое учащихся работают индивидуально у доски.

По 1 человеку от команды составляют слова.

1 команда – доб, сер, дие, ро, ло, та, ми. (Доброта, милосердие)

2 – команда - от, вость, зыв, ние, да, чи, состра. (Отзывчивость, сострадание)

Остальные в командах работают по карточкам.

Учитель: Выберите 5 качеств, которыми должен обладать такой человек.

1 команде – поддержка, миролюбие сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

Ответы: поддержка, миролюбие, равенство, сострадание, милосердие, доброта, великодушие, сотрудничество.

2 команда – миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Ответы: миролюбие, прощение, равенство, уважение, милосердие, диалог, сердечность, великодушие.

Проверяем работу по «колесу волшебных слов», и какие качества выбрали ребята.

Учитель: Б. Мандевиль говорил: «Тот, кто не имеет сострадания, жесток».

- Что помогло вам в команде прийти к единому мнению?

(На доске открываются слова «уметь договариваться»)

6. «Этноигры»

Учитель: Нас ждут загадки и пословицы разных народов. Попробуйте отгадать загадки и ответьте на вопрос: Как надо относиться к разным народам?

1 команда « 50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного, вспыхнет огонь». Казахская загадка. (Спички)

2 команда «Старик- мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» Татарская загадка. (Мороз)

Учитель: Для чего взрослые люди сочиняют загадки для своих детей?

Дети: Учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.

Учитель: Объясните смысл пословиц удмуртского народа:

1 команда – «Доброму человеку все хороши, плохому все плохи».

2 команда – « У кузнеца – руки золотые, у поэта – слова»

Учитель: Мудр ли удмуртский народ?

Учитель: Как же надо относиться к разным народам?

(На доске открываются слова «уважать народы»)

Учитель: Каждый народ мудр. Прочитаем пословицы других народов.

Японская. « Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено».

Итальянская: «Когда находишься в Риме, поступай как римлянин».

Английская: «В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь».

Учитель: Мандарины дождались своей очереди.

Выберите по 2 человека от команды.

Возьмите себе по мандарину, запомните хорошенько, как он выглядит.

Отвернитесь (перемешиваю мандарины.)

Учитель: Угадайте, который из них ваш. Как удалось вам отгадать?

Отвернитесь. (Один разбираю на дольки, остальные прячу.)

Учитель: Чей это мандарин? Почему так трудно определить?

Дети: Внутри все мандарины одинаковые.

Учитель: Вот так и люди. Снаружи все разные, а внутри – одинаковые - ранимые. Хотим, чтобы и к нам относились по-доброму, с уважением: не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

(На доске открываются слова « внутри одинаковые »)

7. Игра «Техасские объятия».

Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга. И по команде все делают шаг внутрь, повторить и присесть на правой ноге.

Учитель: Вам весело было играть?

Дети: Очень весело.

Учитель: Получится так весело у одного, двух человек?

Дети: Нет, у одного так не получится.

(На доске открываются слова «вместе веселее»)

8. Рефлексия.

Учитель: Выполнены все задания. Какие слова можно добавить?

Дети: ( Любовь, доброта)

Учитель: Прочитаем, из каких составных частей состоит слово толерантность.

Учитель: Понятно ли вам теперь слово толерантность?

Учитель: А толерантны ли вы?

9. Перед вами тест «Толерантны ли вы»

Ответьте на вопросы.

1) Антон плохо одет..

Это неважно.

Ты подсмеиваешься над ним.

2) Цвет кожи у Вики отличается от твоего..

Ты стремишься лучше узнать её.

Ты говоришь; «Все люди твоего цвета кожи – это нули».

3) Пожилая женщина медленно идёт..

Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать.

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

4) Ты мальчик, тебя ставят рядом с девочкой..

Ты говоришь, что все девочки – нули.

Ты разговариваешь с ней.

5) Ты девочка, тебя ставят рядом с мальчиком..

Ты говоришь, что все мальчики – нули.

Ты разговариваешь с ним.

6) Га твоих глазах на кого-то нападают..

Ты пытаешься его защитить.

Ты делаешь вид, что никого не замечаешь.

7) К тебе подходит ребёнок – инвалид..

Ты будешь с ним разговаривать.

Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

8) Артём питается не так, как ты, по причине своей религии..

Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Ты попросишь, чтобы он объяснил это.

Сосчитай кружки.

- Если у тебя одни кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить своё мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

- Если от 3 до 7 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать своё мнение, однако ты добрый и со временем у тебя получится.

- У тебя менее 3 кружков: - ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

Учитель: Кто знает, откуда взялось это слово?

Ученик: Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 и более человек, и эти люди отличаются друг от друга – цветом кожи, взглядами, вкусами, поведением. Толерантным будет тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. 16 ноября – День толерантности.

Используемая литература

1. Тодорова Л. Воспитание активной нравственной позиции // Формирование социально-активной личности в младшем школьном возрасте. М., 1998


Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.