Решение логических задач. Задачи на разминку 1 класс

Методическая разработка занятия «Решение логических задач. Задачи на разминку» по внеурочной деятельности курса «Информационные технологии» 1 класс.

Занятие 1. Знакомимся с логическими задачами. Задачи на разминку.

Оборудование. Занятие проводиться с использованием интерактивной доски, проектора, ноутбука.

Материалы и программное обеспечение: Ms Power Point, любой установленный видеопроигрыватель, программное обеспечение интерактивной доски Smart Board.

Цель занятия: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, развить смекалку, находчивость, научить решать нестандартные задачи.

Задачи занятия: умение работать в информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, развитие логического мышления.

Ход занятия.

Занятие рассчитано на учащихся 1 класса и длительностью 35 минут. Это первое занятие в серии занятий «Решение логических задач» к методическому пособию «Логические задачи», разработанное на три занятия по программе внеурочной деятельности для учащихся 1 класс «Информационные технологии». Задания поданы в игровой форме и предусматривают разные уровни сложности, что побуждает учащихся повышать уровень знаний и умений. Особенность данного курса состоит в том, что занятия проводятся во второй половине дня и переполнять занятия не стоит.

На первом занятии знакомимся с самыми простыми логическими задачами. Каждую задачу можно обыгрывать вместе с учащимися. Для занятия необходимо использовать интерактивную доску, так как для учащихся 1 класса это наиболее наглядный способ представления и решения логических задач. Все задачи подобраны с учетом возрастных умений и навыков учащихся и являются метапредметными.

В начале занятия для мотивации учащихся делаем разминку – разгадываем загадки.

Например: 1. Висит груша – нельзя скушать (лампочка). 2. Без рук, без топора, построена изба (гнездо). 3. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, шапочку нашел (гриб). 4. Зимой и летом одним цветом (ель). 5. Бык, могучий великан, в детстве был теленком, толстый увалень баран – худеньким (ягненком).

Задача 1.

Для решения данной задачи можно вызвать к доске двух учащихся, которые будут изображать двух Барашей. Обыгрываем задачу следующим образом: «Ставим учащихся напротив друг друга, как показано на доске, и просим одного смотреть влево, другого вправо. И задаем вопрос задачи: Видите ли вы друг друга? Ответ всегда положительный: Да, видим». Затем обыгрываем другую ситуацию этой же задачи, только на доске меняем Барашей местами, и так же меняем местами учеников. И опять задаем вопрос: А теперь вы видите друг друга? Учащиеся всегда дают отрицательный ответ.

Задача 2.

Данная задача направлена на повторение темы «Понятия: вверх, вниз, вправо, влево». Просим сначала поднять левую руку, затем правую руку. Решаем задачу: «Положите правую руку перед собой. Сколько пальцев на правой руке? Ответ: Пять. А теперь положите перед собой левую руку, а правую уберите. Сколько пальцев на левой руке? Ответ не всегда бывает – пять, иногда учащиеся выдают ответ и десять. Тогда задается вопрос: А разве руки у нас разные? Учащиеся 1 класса всегда начинают смеяться и отвечают что нет, руки у нас одинаковые. И ответ уже говорят правильный. Пять пальцев на правой руке и пять пальцев на левой руке.

Задача 3.

Для решения данной задачи необходимо для начала вспоминаем, как выглядит груша и как выглядит яблоко. Для этого заготовлены плакаты с рисунком дерева груши и дерева яблони.

Затем демонстрируем условие задачи с помощью презентации, в которой с помощью анимации полностью изложено условие.

При решении данной задачи у учащихся 1 класса наибольшее затруднение вызывает, то, что учащиеся не сразу понимают различие между яблоней и грушей. Учащиеся начинают считать количество яблок и только после повторного вопроса – сколько яблок (делая акцент на слове яблок) растет на грушах, учащиеся дают правильный ответ.

Задача 4.

Данная задача позволяет узнать - насколько учащиеся помнят и знают русские народные сказки. После прочтения задачи учащимся дается время чтобы вспомнить, как называется летательный аппарат Бабы – Яги. Если учащиеся не вспоминают, то можно продемонстрировать фрагмент из любой русской сказки. Я чаще всего использую фрагмент из сказки «Морозко».

Задача 5.

Это самая простая и легкая задача. Учащиеся легко дают ответ – медведь.

Физкультминутка

Упражнения для глаз:

Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.

Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх–вправо–вниз–влево и в обратную сторону: вверх–влево–вниз–вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.

Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счет 1-4 – вверх, на счет 1-6 – прямо; затем так же вниз–прямо, вправо–прямо, влево–прямо. Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо, на счет 1-6.

Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же не глядя, на кончик пальца, отдалять от носа на то же расстояние.

Общеукрепляющие упражнения: И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – поднять плечи как можно выше с напряжением; на счет 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.


Рефлексия.

Подведем итоги нашего занятия. С чем мы сегодня с вами познакомились?

Ответы учащихся. Учащиеся все стараются ответить, поднимают руки и говорят, что им понравилось. Многие учащиеся хотят загадать загадку, чтобы остальные отгадали.

- На следующем занятии мы с вами будем решать более сложные задачи, поэтому будьте готовы.


Результативность

Занятия «Решаем логические задачи» и методическое пособие «Логические задачи» использую с 2011 – 2012 учебного года. Методическое пособие представляла на районном конкурсе «ИТО – 2012» и получила высокую оценку.

Учащимся очень нравиться эта серия занятий. Каждый раз занятия проходят на высоком эмоциональном уровне, учащиеся стараются найти решения и ответить.

Занятия можно проводить как в групповой форме, так и в индивидуальной форме.

Библиографическое описание документов

  1. Логические задания для 1 класса: орешки для ума. И.В. Ефимова Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2012 г.

  2. ФГОС внеурочная деятельность в начальной школе. Сборник примерных программ. Москва, Просвещение,2009 г.

  3. Журнал «ПониМашка». Развлекательно – развивающий журнал для детей дошкольного возраста. ЗАО Издательство «Открытые системы».

  4. ФГОС: Внедрение в практику. CD – диск серии «Технология управления современной школой».

  5. Ссылка для скачивания полного материала: https://yadi.sk/d/8VDd3452XFRhr

8