разработка урока «Праздники и календари»

Конспект урока

Основы мировых религиозных культур

Холмогорова Ирина Петровна

учитель МХК, МОУ СОШ №32

Духовно – нравственное воспитание учащихся в школе выступает в качестве средства формирования личности младшего школьника.

Через духовно – нравственное воспитание реализуются такие познавательные процессы, как мышление, восприятие, представление и ощущение. Создается общность многих психических функций. Расширяется образовательный кругозор учащегося. Формируется порядочный, честный, достойный гражданин. Духовно – нравственное воспитание – это совокупность компетенций, которые получают учащиеся в процессе изучения основ мировых религиозных культур. Духовно – нравственное воспитание дает основы межличностных отношений, позволяющих учащимся ориентироваться в полиэтнической и многоконфессиональной среде России на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Урок «Праздники и календари» является одной из составляющих процесса духовно – нравственного воспитания младших школьников.

Программа реализуется по учебнику «Основы мировых религиозных культур» по редакцией А. Л. Беглова, Е.В.Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапова. – М. Просвещение,2010

Тема: «Праздники и календари»

Место урока: 24 урок

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Выбор типа, структуры урока, его форм, методов и приемов обусловлен целью и задачами урока.

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями религиозных праздников христианства и ислама.

Цель и задачи достигались путем использования различных методов и форм организации процесса:

Задача

Реализация

  • Образовательные:

  • Способствовать восприятию информации, ее осмыслению, сохранению в памяти.

  • Дать понятия: Крещение, Рождество Христово, Пасха, Троица, Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид.

  • Показать ценность праздников в религиях России – христианстве и исламе.

При повторении темы использовались следующие методы:

  • словесный (беседа — с целью проверки пройденного материала и развития речи учащихся);

  • наглядный (использование мультимедийной схемы);

При объяснении нового материала:

  • словесный (беседа, комментированное чтение — с целью формирования фактических знаний);

  • наглядный (использование иллюстративного материала);

  • метод наблюдения (целенаправленное, непосредственное и организованное восприятие учащимися данного наглядного изображения);

  • практический (при выполнении групповой и самостоятельной работы);

  • объяснительно – иллюстративный (такой способ восприятия информации как работа с мультимедийными технологиями в программе Microsoft Office Power Point и Электронное приложение к учебному пособию Беглова А.Л., Саплиной Е.С., Токаревой Е.С., Ярлыкапова А.А.«Основы мировых религиозных культур ».ЗАО «Образование – Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение»);

  • частично – поисковый метод (выполнение групповой и самостоятельной работы, работа с текстом).

  • Развивающие:

  • Развитие логического мышления.

  • Развитие эмоциональной сферы личности.

  • Развитие речевой компетенции

  • Развитие коммуникативной компетенции

  • частично – поисковый метод (развитие аналитических способностей через анализ текста).

  • наглядный метод (осознанное восприятие иллюстративного материала, мультимедийных технологий; осознанное чтение текста – развитие мышления, внимания, памяти).

  • метод самостоятельной работы (при выполнении индивидуальной работы –карточки для слабого ученика)

  • практический метод (при выполнении индивидуальных заданий и заданий в группе)

  • наглядный метод (субъективное восприятие иллюстративного материала и текста);

  • словесный метод (одобрение, поощрение, подбадривание).

  • словесный метод — развитие навыков смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.

  • метод работы в группах — выполнение задания на карточке в группах.

  • Воспитывающие:

  • формирование саморегуляции собственного поведения в рамках норм коммуникации.

  • Воспитание толерантности и уважения к мнению одноклассника

  • вся организация урока;

  • правила работы в группе;

  • стиль ведения урока учителем, проявление уважения к каждому ученику, внимание к ответам учащихся;

  • доброжелательность;

  • словесное поощрение и подбадривание.

  • Здоровьесберегающие:

  • Профилактика общего утомления – физ.минутка.

  • Профилактика нарушений осанки.

  • Профилактика зрительного переутомления

  • через оптимальное сочетание письменной и устной работы;

  • через оптимальное количество видов учебной деятельности

  • оптимальная плотность урока – 80%;

  • средняя продолжительность учебной деятельности – не более 10 мин.;

  • наличие физ. минуток -1;

  • наличие эмоциональных разрядок;

  • чередование позы – поза чередовалась в соответствии с видом работы;

  • благоприятный психологический климат – нет напряжения, дети не боятся высказывать мнение;

  • постоянное наблюдение за посадкой детей.

Выбор методов и приемов работы обусловлен интеллектуальным уровнем класса.

Ученики данного класса имеют средний и ниже среднего уровень работоспособности, дети эмоциональны и отзывчивы, работать с ними легко, при планировании урока также учитывалось их умение работать в группах.

Занятие построено с учетом психологических, физиологических и возрастных особенностей учащихся.

Содержание урока было научным, доступным, проблемным и наглядным.

Между этапами урока была логическая связь – плавный переход от повторения к закреплению знаний, умений и навыков учащихся, от слова к действию, от знания к умению.

Развитие ключевых компетентностей:

  • коммуникативные (понимание текста, работа с информацией);

  • работа в группе (в команде) (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели);

  • умение учиться (рефлексия, самооценка, взаимооценка);

  • личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей деятельности и своих результатов на занятии);

  • учебно – познавательные (изучение нового материала);

  • речевые (беседа, высказывания, выступления, комментированное чтение).

Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществлялся через следующие практические методы:

  • самопроверка;

  • фронтальная проверка и проверка учителем;

  • словесная оценка, моральная поддержка, традиционная оценка;

  • наглядный метод (выполнение работы у доски, использование операционной системы «Windows XP» Microsoft Office Power point) .

  • в форме взаимоконтроля (учащиеся проверяют работу соседа);

Активизация познавательной деятельности достигалась благодаря смене деятельности, различным формам обучения, целенаправленностью каждого вида деятельности, индивидуальному подходу к учащемуся. Индивидуальный подход в обучении реализовывался через самостоятельную работу по карточкам, содержание которых строилось в зависимости от уровня интеллектуального развития учащихся — дифференцированный подход.

На уроке поддерживалась атмосфера доброжелательности и сотрудничества. Использованы различные виды поощрения: одобрение, похвала, за правильный ответ и активность – раздаются улыбки.

На уроке цели и задачи достигнуты полностью. Это видно по итоговой практической работе.

Анализируя итоги урока, мне бы хотелось отметить несомненные преимущества комбинированного урока:

— синтезированность знаний;

— углубленность изучения материала;

— позитивный психологический климат урока.

Использование компьютерных технологий на уроке позволило достичь основных целей комбинированного урока в наиболее полной степени за счет:

— осуществления наибольшей наглядности предоставляемого материала и оценивания работы групп и класса в целом;

— самостоятельной работы каждого учащегося в ходе урока;

— реализации различных способностей и интересов каждого участника;

Подобные уроки предоставляют возможность ученику проявить свою активность, творчество, активизируют его познавательную деятельность и повышают интерес к изучаемым предметам.

Эффективность организации учебного сотрудничества и позитивного взаимодействия выражена в оптимальном сочетании групповой и фронтальной работы, в оптимальном сочетании слухового и зрительного восприятия информации, а также вовлеченности детей во все виды деятельности.

Критерии оценивания: правильные ответы и правильное выполнение заданий. Оценка не ставиться, что предусмотрено особенностью курса «Основы мировых религиозных культур». Вместо оценки раздаются улыбки и в конце изучения курса, ученики, набравшие наибольшее количество улыбок, получают сертификаты «Лучший знаток «Основ мировых религиозных культур».

В целом урок проведен на достаточно хорошем уровне, грубых ошибок и нарушений в методике преподавания нет. Урок начат и закончен вовремя. Цели достигнуты, все поставленные задачи были реализованы в полном объеме. На уроке в течение всего времени поддерживалось внимание, дети были работоспособны. Благоприятная психологическая атмосфера позволила каждому ученику проявить себя в полной мере.

Эффективность урока составила _____%, данный вывод следует из анализа работ учащихся.

Тема: Праздники и календари

Цель: Познакомить учащихся с особенностями религиозных праздников христианства и ислама.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Способствовать восприятию информации, ее осмыслению, сохранению в памяти.

  • Дать понятия: Крещение, Рождество Христово, Пасха, Троица, Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид.

  • Показать ценность праздников в религиях России – христианстве и исламе.

2. Развивающие:

  • Развитие логического мышления.

  • Развитие эмоциональной сферы личности.

  • Развитие речевой компетенции

  • Развитие коммуникативной компетенции

3. Воспитывающие:

  • Формирование саморегуляции собственного поведения в рамках норм коммуникации.

  • Воспитание толерантности и уважения к мнению одноклассника

4. Здоровьесберегающие:

  • Профилактика общего утомления – физ.минутка.

  • Профилактика нарушений осанки.

  • Профилактика зрительного переутомления

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки для индивидуального опроса, карточки для групповой работы.

Структура урока.

Структура занятия

Цель

Содержание

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

2 минуты

Настроить детей на позитивное взаимодействие;

Нацелить на продуктивную работу.

Упражнение на внимание: «Кто меня слышит?»

  • Кто меня слышит, поднимите правую руку.

  • Кто меня слышит, поднимите левую руку.

  • Кто меня слышит, хлопните в ладоши.

Подготовка учащихся к занятию

Электронное пособие.

Урок

Интерактивные модели

«Соотнесите название религий и религиозных праздников»

Установка на соблюдение дисциплины.

Сегодня на уроке мы с вами будем изучать новую тему, читать,

отвечать на вопросы, анализировать, работать с иллюстративным материалом, для этого от вас требуется внимание, активность, умение слушать, дисциплинированность. Не забываем получать улыбки за активную работу.

Настраиваются на работу.

II. Актуализация, обобщение и систематизация знаний

3 минуты

(фронтальный и индивидуальный опрос)

Подготовить детей к восприятию темы урока через повторение ранее изученного

Давайте вспомним праздники иудаизма и буддизма.

Перед вами на экране задание «Соотнесите название религий и религиозных праздников»

Вы выполнили все верно «Молодцы!»

А теперь ответьте на вопросы:

  1. Назовите праздники иудаизма ( Песах, Шавуот, Ханука).

  2. Хлебцы, приготовленные без дрожжей, которые едят евреи во время Песаха? (маца).

  3. Как называется буддийский Новый год? ( Сагаалган).

  4. Самый важный из всех буддийских праздников? (Дончод).

Молодцы! Вы все правильно ответили.

Выполнение задания «Соотнесите название религий и религиозных праздников»

Учащиеся отвечают на вопросы и получают улыбки.

Слабые ученики работают индивидуально.

Интерактивные модели

«Соотнесите название религий и религиозных праздников»

Часть ребят работает индивидуально по карточкам, часть – фронтально.

2 минуты

(проверка

домашнего задания)

Подведение к новой теме через проверку домашнего задания.

Проверим ваше домашнее задание. Вы должны были узнать, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье.

Молодцы!

Сегодня мы подробнее познакомимся с этими праздниками.

Цель нашего урока: Познакомиться с особенностями религиозных праздников христианства и ислама.

Запишите тему урока: «Праздники и календари».

Учащиеся рассказывают о религиозных праздниках, отмечающихся в их семьях.

Учащиеся записывают тему урока: «Праздники и календари».

III.

Изучение нового материала

Комментированное чтение

4. минуты

Узнать, что предлагают авторы учебника в рассмотрении особенностей религиозных праздников христианства.

.

А теперь узнаем, что нам предлагают авторы учебника в рассмотрении особенностей религиозных праздников христианства и ислама.

Пожалуйста, откройте учебник на стр 64. Уроки 23 — 24.

Найдите главу «Праздники христианства».

По ходу чтения показ интерактивной модели «Религиозные праздники – христианство»

Учащиеся открывают учебник и читают.

Учебник с.64

Интерактивные модели

«религиозные праздники – христианство »

Физ. минутка

1 минута

Профилактика утомляемости

Тренинг для глаз

Глаза вверх. Глаза вниз. Глаза вправо. Глаза влево.

Зажмурились.

Глазами по часовой стрелке медленно.

Прикрыли глаза. Открыли.

Учащиеся выполняют тренинг для глаз.

Заполнение части таблицы.

3 минуты.

Систематизировать знания.

Теперь нарисуйте в тетради таблицу

Праздники христианства

Праздники ислама

Заполните первый столбец, впишите в него названия праздников христианства.

Молодцы! Вы все сделали верно.

Учащиеся заполняют первый столбец «Праздники христианства»

Праздники христианства

Праздники исдама

Крещение

Рождество

Пасха

Троица

На доске изображена таблица

Праздники

Христиан

ства

Праздники исдама

Комментированное чтение.

4 минуты

Узнать, что предлагают авторы учебника в рассмотрении особенностей религиозных праздников ислама.

Найдите в учебнике главу «Праздники ислама» стр. 66

По ходу чтения показ интерактивной модели «Религиозные праздники – ислам»

Учащиеся возвращаются к учебнику и читают.

Учебник стр. 66

Заполнение части таблицы

3 минуты

Систематизировать знания.

Аналогично первому столбику, заполните второй «Праздники ислама».

Учащиеся заполняют таблицу

Праздники христианства

Праздники исдама

Крещение

Рождество

Пасха

Троица

Курбан – байрам

Ураза – байрам

Мавлид

IV. Закрепление.

Работа по группам

10 минут

Закрепление изученного материала

Сейчас мы поработаем в группах. Ваша задача в течение 5 минут выполнить задание на карточке. Кто быстрее выполнит задание, получит дополнительные улыбки. За команду будут отвечать (назвать имена слабых учеников).

Работа в группах: «Заполни пропуски».

Прошу выйти учащихся и дать получившиеся ответы.

Будем уважать одноклассников и выслушаем их ответы.

Получают задание и выполняют в течение 5 минут.

Учащиеся дают ответы.

Во время выступления показывать «Заполни пропуск» из презентации. Слайды 1 – 12

V.Подведение итогов урока. Взаимоконтроль

5 минут

Проверка усвоения знаний

Проведем небольшой контроль с целью узнать, что вы запомнили. На листочках поставьте 5 цифр столбиком. Ваша задача поставить букву с правильным ответом а, б или в. Кто выполнит все задания верно, получит улыбку.

Ответили, теперь поменяйтесь с соседом листочками и проверяем.

Поднимите руку, кто ответил на 5 вопросов, верно, кто на 4 вопроса, на 3 вопроса.

Мне работать с вами было интересно, так как все вы работали дружно и активно.

Учащиеся отвечают на тестовые задания

Взаимоконтроль

Поднимают руку.

Те, кто ответил на 5 вопросов, верно, получают улыбки.

Контроль

Слайды 15 – 19

VI. Задание на дом

2 минуты

Обратить внимание на особенности кухни религиозных праздников.

Запишите задание на дом: нарисовать праздничный стол любого религиозного праздника на формате А4.

Запись домашнего задания в Дневник

VII. Итог

1 минута

Рефлексия учащихся

Что нового узнали на уроке?

Мнения учащихся об уроке

Спасибо за работу! Мне было с вами приятно общаться! До скорой встречи на наших уроках!

Задания группам

«Заполни пропуск»

1 группа.

Выберите из двух вариантов ответов правильный и заполните пропуск.

Неделя перед гл праздником христиан – Пасхой – называется _____________.

1. «Страстной седьмицей».

2. «Светлой седьмицей».

2 группа.

Выберите из двух вариантов ответов правильный и заполните пропуск.

В дни перед Пасхой христиане вспоминают о страданиях Иисуса Христа в _______________.

1. Риме.

2. Иерусалиме.

3 группа.

Выберите из двух вариантов ответов правильный и заполните пропуск.

В исламе _____________ считается одним из «столпов веры».

1. пост в месяц Рамадан.

2. праздник Курбан – Байрам.

4 группа.

Выберите из двух вариантов ответов правильный и заполните пропуск.

В течение целого месяца мусульмане ________________.

1. не едят мясо.

2. не едят ничего в дневное время суток.

5 группа.

Выберите из двух вариантов ответов правильный и заполните пропуск.

25декабря (7 января) христиане празднуют __________________.

1. Рождество Христово.

2. Крещение.

6 группа.

Выберите из двух вариантов ответов правильный и заполните пропуск.

Рождение христианской церкви – это____________.

1. Троица

2. Пасха.

ТЕСТ – ВЗАИМОКОНТРОЛЬ.

1.Главные праздники христианства

  1. Суккот и Ханука.

Б. Рождество и Пасха.

  1. Дончод и Курбан – байрам.

2. Рамадан называется

  1. Песах.

Б. Ураза – байрам.

В. Сагаалган.

3. Какие понятия связаны с праздником Пасха

  1. Великий пост и куличи.

Б. Рождественский пост.

В. Шалаши и маца.

4. Какие понятия связаны с праздником Курбан – байрам.

А. Милостыня и жертвоприношение.

Б. Окончание поста.

В. День рождения пророка Мухаммада.

5. День рождения пророка Мухаммада

А. Курбан – байрам

Б. Шавуот.

В. Мавлид.

ОТВЕТЫ

1. Б.

2. Б.

3. А.

4. А.

5. В.

Разработка открытого урока «Праздники и календари»

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *