Разработка урока по теме «Причины и виды безработицы»

Разработка урока по теме «Причины и виды безработицы»


Цели урока:

  1. формирование представлений о безработице и безработных, причинах, вызывающих безработицу и её видах

  2. развитие навыков логического и экономического мышления

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютерный кабинет (на компьютерах установлена программа-тестер), мультимедийный проектор

Дидактические материалы:

Презентация к уроку (приложение 1)

Тест (приложение 2)

Статистические материалы (приложение 3) с заданиями (приложение 4)

Урок по существу является трёхпредметным: экономика в сочетании с информатикой и географией.


Содержание урока:


1. Формулировка задач урока:

  • Систематизировать знания по теме «Экономическая природа рынка труда»

  • Сформировать представления о безработице, выяснить, кого можно считать безработным

  • Научиться определять уровень безработицы

  • Сформировать представления о причинах и видах безработицы


2. Проверка усвоения материала темы «Человек на рынке труда»:

Проверка осуществляется двумя способами: группа школьников проходит тестирование за компьютерами, остальные работают с учителем, выполняя различные задания.

Для компьютерного тестирования используется программа-тестер учителя МОУ Северной школы № 2 Белгородского района Белгородской области Иванкова Ю.Р., разработанная им в 2002 году. Тест содержит 8 вопросов с выбором единственного верного ответа (Приложение 2). Отметка выставляется автоматически. По окончании тестирования учащиеся присоединяются к работе класса.

Задания для фронтальной работы:

1) опрос:

  • Что называется рынком труда?

  • Кто из участников рынка труда демонстрирует спрос на услуги труда?

  • Какой товар продают на рынке труда?

  • Каковы его особенности?

  • Почему спрос на труд называют производным?

  • Как формируется заработная плата?

2) задача:

Предложение труда в некоторой области описывается уравнением Ls = 20w, а отраслевой спрос – Ld = 1200-10w, где w – дневная ставка заработной платы, а L – количество работников. Найти равновесные величины

3) вопросы к задаче:

  • Допустим, спрос на труд вырос. Как это выглядит графически? Как изменится ставка заработной платы и объём занятости?

  • Изменится ли общий доход, получаемый всеми работниками (суммарная заработная плата)?

  • Какие причины могут привести к изменению спроса на труд?

  • Предположим, увеличилось предложение труда. Как это выглядит графически? Как изменятся при этом ставка заработной платы, объём занятости и общий доход?

4) задание для размышления:

Почему в Индии каналы и плотины строят с большим использованием трудовых ресурсов, а в Голландии – с использованием машин и механизмов?


3. Новая тема.

Изучение нового материала организуется в форме диалога с учащимися.

Тезисы:

1. Возрастная структура населения страны (рассматривается в курсе географии, материал школьникам знаком; Презентация, слайд 11)

2. Трудоспособное население: все ли заняты в хозяйстве страны? (анализ схемы; Презентация, слайд 12)

3. Кого называют безработным? (разбор определения; Презентация, слайд 13)

4. Закрепление понятия «безработный» (Презентация, Слайд 14)

5. Можно ли «посчитать» безработицу? (формула определения уровня безработицы, решение простейшей задачи; Презентация, слайды 15, 16; задания для работы в Microsoft Office Excel на определение уровня безработицы и уровня занятости и построение графиков и диаграмм – Приложение 3. Задания выполняются ребятами самостоятельно, затем, благодаря тому, что в кабинете настроена локальная сеть, просматриваются и анализируются совместно)

Для наглядности можно продемонстрировать карту-анаморфозу «Уровень безработицы» (анаморфоза – особый вид графического изображения, производный от традиционных карт, на которых площадь территории страны пропорциональна величине того или иного показателя, в данном случае - уровня безработицы; такой вид изображения уже знаком ребятам по урокам географии, поэтому в комментариях на уроке нет необходимости) - Презентация, слайд 17.

При анализе результатов самостоятельной работы учащихся со статистическими данными имеет смысл использовать карту деления России на федеральные округа (Презентация, слайд 18), поскольку в курсе Географии России такой вид районирования используется редко, и не будет лишним напомнить его школьникам.

6. Какие явления в экономике приводят к появлению безработицы? (объяснение основных причин этого явления с опорой на схему; Презентация, слайд 19)

7. Закрепление знаний о видах безработицы (Презентация, слайд 20)

8. Какими могут быть последствия безработицы? (Презентация, слайд 21)

9. Домашнее задание: для лучшего осмысления темы написать эссе на одну из предлагаемых тем



Приложение 2

Рекомендуемое время тестирования – 8 минут. Знаком * отмечены правильные ответы.

1. Закон спроса на рынке труда гласит:

    • При большей ставке заработной платы больше желающих получить работу

    • Чем ниже ставка заработной платы, тем большее количество работников готовы взять на работу наниматели *

    • При меньшей ставке заработной платы на работу захотят устроиться меньшее количество работников

    • Чем выше ставка заработной платы, тем большее количество работников захотят нанять фирмы

2. Кто на рынке труда предъявляет спрос на услуги труда?

    • Работодатель *

    • Наёмный работник

3. От чего из перечисленного ниже скорее всего будет зависеть спрос на услуги специалистов по выделке мехов?

    • От количества колледжей по подготовке специалистов данного профиля

    • От количества звероферм, на которых выращивают норку

    • От величины ставки заработной платы

    • От спроса на шубы из натурального меха *

4. Закон предложения на рынке труда гласит:

    • При более низкой ставке заработной платы работодатели захотят нанять большее количество работников

    • При более низкой ставке заработной платы работодатели готовы нанять большее количество работников, чем при более высокой

    • Более низкая заработная плата привлекательнее для наёмных работников, чем для работодателей

    • Чем выше ставка заработной платы, тем большее количество наёмных работников захотят получить рабочее место *

5. Способность человека менять место жительства для получения более высокооплачиваемой работы называется:

    • Миграцией

    • Территориальной мобильностью *

    • Двигательной активностью

    • Профессиональной мобильностью

6. Способность человека переучиваться в течение жизни называется:

    • обучаемостью

    • территориальной мобильностью

    • профессиональной мобильностью *

    • саморазвитием

7. Кто на рынке труда демонстрирует предложение услуг труда?

    • Наёмный работник *

    • Работодатель

8. Какой вид факторного дохода получает человек, владеющий таким фактором дохода, как труд?

    • Рента

    • Заработная плата *

    • Процент

    • Арендный платёж

    • Прибыль

Приложение 4

Задания к таблицам статистических данных

  1. Открыть лист Федеральные округа России:

Используя данные об экономически активном населении и безработных, посчитать уровень безработицы по федеральным округам и стране в целом. Сделать выводы


  1. Открыть лист Федеральные округа России:

Используя данные об экономически активном населении и занятых, посчитать уровень занятости по федеральным округам и стране в целом. Сделать выводы


  1. Открыть лист Белгородская область:

Используя данные о численности экономически активного населения в разные годы, построить график изменения численности экономически активного населения области


  1. Открыть лист Белгородская область:

Используя данные о численности занятого населения в разные годы, построить график изменения численности занятых в области


  1. Открыть лист Белгородская область:

Используя данные о численности безработных в разные годы, построить график изменения численности безработных в области


  1. Открыть лист Белгородская область:

Используя данные о численности безработных и экономически активного населения в разные годы, определить уровень безработицы в области в разные годы. Использовать полученные результаты для создания диаграммы


  1. Открыть лист Белгородская область:

Используя данные о численности занятых и экономически активного населения в разные годы, определить уровень занятости в области в разные годы. Использовать полученные результаты для создания диаграммы