Разработка урока по теме «Причины и виды безработицы»

Разработка урока по теме «Причины и виды безработицы»


Цели урока:

  1. формирование представлений о безработице и безработных, причинах, вызывающих безработицу и её видах

  2. развитие навыков логического и экономического мышления

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютерный кабинет (на компьютерах установлена программа-тестер), мультимедийный проектор

Дидактические материалы:

Презентация к уроку (приложение 1)

Тест (приложение 2)

Статистические материалы (приложение 3) с заданиями (приложение 4)

Урок по существу является трёхпредметным: экономика в сочетании с информатикой и географией.


Содержание урока:


1. Формулировка задач урока:

  • Систематизировать знания по теме «Экономическая природа рынка труда»

  • Сформировать представления о безработице, выяснить, кого можно считать безработным

  • Научиться определять уровень безработицы

  • Сформировать представления о причинах и видах безработицы


2. Проверка усвоения материала темы «Человек на рынке труда»:

Проверка осуществляется двумя способами: группа школьников проходит тестирование за компьютерами, остальные работают с учителем, выполняя различные задания.

Для компьютерного тестирования используется программа-тестер учителя МОУ Северной школы № 2 Белгородского района Белгородской области Иванкова Ю.Р., разработанная им в 2002 году. Тест содержит 8 вопросов с выбором единственного верного ответа (Приложение 2). Отметка выставляется автоматически. По окончании тестирования учащиеся присоединяются к работе класса.

Задания для фронтальной работы:

1) опрос:

  • Что называется рынком труда?

  • Кто из участников рынка труда демонстрирует спрос на услуги труда?

  • Какой товар продают на рынке труда?

  • Каковы его особенности?

  • Почему спрос на труд называют производным?

  • Как формируется заработная плата?

2) задача:

Предложение труда в некоторой области описывается уравнением Ls = 20w, а отраслевой спрос – Ld = 1200-10w, где w – дневная ставка заработной платы, а L – количество работников. Найти равновесные величины

3) вопросы к задаче:

  • Допустим, спрос на труд вырос. Как это выглядит графически? Как изменится ставка заработной платы и объём занятости?

  • Изменится ли общий доход, получаемый всеми работниками (суммарная заработная плата)?

  • Какие причины могут привести к изменению спроса на труд?

  • Предположим, увеличилось предложение труда. Как это выглядит графически? Как изменятся при этом ставка заработной платы, объём занятости и общий доход?

4) задание для размышления:

Почему в Индии каналы и плотины строят с большим использованием трудовых ресурсов, а в Голландии – с использованием машин и механизмов?


3. Новая тема.

Изучение нового материала организуется в форме диалога с учащимися.

Тезисы:

1. Возрастная структура населения страны (рассматривается в курсе географии, материал школьникам знаком; Презентация, слайд 11)

2. Трудоспособное население: все ли заняты в хозяйстве страны? (анализ схемы; Презентация, слайд 12)

3. Кого называют безработным? (разбор определения; Презентация, слайд 13)

4. Закрепление понятия «безработный» (Презентация, Слайд 14)

5. Можно ли «посчитать» безработицу? (формула определения уровня безработицы, решение простейшей задачи; Презентация, слайды 15, 16; задания для работы в Microsoft Office Excel на определение уровня безработицы и уровня занятости и построение графиков и диаграмм – Приложение 3. Задания выполняются ребятами самостоятельно, затем, благодаря тому, что в кабинете настроена локальная сеть, просматриваются и анализируются совместно)

Для наглядности можно продемонстрировать карту-анаморфозу «Уровень безработицы» (анаморфоза – особый вид графического изображения, производный от традиционных карт, на которых площадь территории страны пропорциональна величине того или иного показателя, в данном случае - уровня безработицы; такой вид изображения уже знаком ребятам по урокам географии, поэтому в комментариях на уроке нет необходимости) - Презентация, слайд 17.

При анализе результатов самостоятельной работы учащихся со статистическими данными имеет смысл использовать карту деления России на федеральные округа (Презентация, слайд 18), поскольку в курсе Географии России такой вид районирования используется редко, и не будет лишним напомнить его школьникам.

6. Какие явления в экономике приводят к появлению безработицы? (объяснение основных причин этого явления с опорой на схему; Презентация, слайд 19)

7. Закрепление знаний о видах безработицы (Презентация, слайд 20)

8. Какими могут быть последствия безработицы? (Презентация, слайд 21)

9. Домашнее задание: для лучшего осмысления темы написать эссе на одну из предлагаемых тем



Приложение 2

Рекомендуемое время тестирования – 8 минут. Знаком * отмечены правильные ответы.

1. Закон спроса на рынке труда гласит:

    • При большей ставке заработной платы больше желающих получить работу

    • Чем ниже ставка заработной платы, тем большее количество работников готовы взять на работу наниматели *

    • При меньшей ставке заработной платы на работу захотят устроиться меньшее количество работников

    • Чем выше ставка заработной платы, тем большее количество работников захотят нанять фирмы

2. Кто на рынке труда предъявляет спрос на услуги труда?

    • Работодатель *

    • Наёмный работник

3. От чего из перечисленного ниже скорее всего будет зависеть спрос на услуги специалистов по выделке мехов?

    • От количества колледжей по подготовке специалистов данного профиля

    • От количества звероферм, на которых выращивают норку

    • От величины ставки заработной платы

    • От спроса на шубы из натурального меха *

4. Закон предложения на рынке труда гласит:

    • При более низкой ставке заработной платы работодатели захотят нанять большее количество работников

    • При более низкой ставке заработной платы работодатели готовы нанять большее количество работников, чем при более высокой

    • Более низкая заработная плата привлекательнее для наёмных работников, чем для работодателей

    • Чем выше ставка заработной платы, тем большее количество наёмных работников захотят получить рабочее место *

5. Способность человека менять место жительства для получения более высокооплачиваемой работы называется:

    • Миграцией

    • Территориальной мобильностью *

    • Двигательной активностью

    • Профессиональной мобильностью

6. Способность человека переучиваться в течение жизни называется:

    • обучаемостью

    • территориальной мобильностью

    • профессиональной мобильностью *

    • саморазвитием

7. Кто на рынке труда демонстрирует предложение услуг труда?

    • Наёмный работник *

    • Работодатель

8. Какой вид факторного дохода получает человек, владеющий таким фактором дохода, как труд?

    • Рента

    • Заработная плата *

    • Процент

    • Арендный платёж

    • Прибыль

Приложение 4

Задания к таблицам статистических данных

  1. Открыть лист Федеральные округа России:

Используя данные об экономически активном населении и безработных, посчитать уровень безработицы по федеральным округам и стране в целом. Сделать выводы


  1. Открыть лист Федеральные округа России:

Используя данные об экономически активном населении и занятых, посчитать уровень занятости по федеральным округам и стране в целом. Сделать выводы


  1. Открыть лист Белгородская область:

Используя данные о численности экономически активного населения в разные годы, построить график изменения численности экономически активного населения области


  1. Открыть лист Белгородская область:

Используя данные о численности занятого населения в разные годы, построить график изменения численности занятых в области


  1. Открыть лист Белгородская область:

Используя данные о численности безработных в разные годы, построить график изменения численности безработных в области


  1. Открыть лист Белгородская область:

Используя данные о численности безработных и экономически активного населения в разные годы, определить уровень безработицы в области в разные годы. Использовать полученные результаты для создания диаграммы


  1. Открыть лист Белгородская область:

Используя данные о численности занятых и экономически активного населения в разные годы, определить уровень занятости в области в разные годы. Использовать полученные результаты для создания диаграммы


Комментарии

Ну ооочень интересно, каким образом на этот сайт попала моя разработка безо всякого упоминания авторства? Любопытно, что помимо текстового файла нет ничего - ни презентации, ни стат приложений, которые предполагаются в оригинале. Ни, тем более, той самой программы-тестера, которая используется для проверки знаний.

А ещё хочу уточнить, что это разработка урока экономики базового уровня (к учебнику Липсица)

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.