Разработка урока для 8 класса: "Дальневосточные природные комплексы. Природные уникумы"









Разработка урока для 8 класса:

Дальневосточные природные комплексы. Природные уникумы.















Учитель географии Селякова И.В.



































Цель урока: Расширение и углубление знаний учащихся о физико-географических закономерностях на примере уникальной природы Дальнего Востока; изучение особенностей природы Дальнего Востока.

Задачи:

  • Воспитательная - воспитывать чувство любви к родной природе, развивать коммуникативные навыки учащихся;

  • Обучающая - активизировать познавательную деятельность учащихся и развивать географическое мышление;

  • Развивающая - закрепить умения и навыки работы с картами различного содержания, поиска и обработки необходимой информации из различных источников.

Тип урока: комбинированный с проектной деятельностью.

Оборудование: компьютер, проектор, физическая карта России, географические атласы для 8 класса.

Приёмы и методы: коммуникация, метод обратной связи, саморефлексия деятельности учащихся.



Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята!

-Мы продолжаем изучение Дальневосточного природного района .И тема нашего урока «Дальневосточные природные комплексы. Природные уникумы».

-Перед нами стоят следующие цели:

- повторить изученный раннее материал.

-совершить путешествие по Д.В.

-познакомиться с уникальной природой ДВ.

-рассмотреть особенности этого района.

-составить рекламный туристический проект ПК Дальнего Востока.



2.Повторение. Проверка знаний учащихся .

-выбираете любой вопрос(вопросы предлагаются).Ответы учащихся.

Дополнить предложения, подобрав необходимые слова:

1.В состав Дальнего Востока входят полуострова-….

2.В состав Дальнего Востока входят острова-….

3.Дальний Восток омывают моря Тихого океана-…..

4.Расположение Дальнего Востока на контакте литосферных плит является причиной частых землетрясений, которые вызывают волны-…..

5.Горообразование на Дальнем Востоке не завершилось, об этом свидетельствуют-…..

6.Дальний Восток - единственный район России, где встречаются фонтанирующие горячие источники -…. Они находятся на востоке … .... .

7.Климат Дальнего Востока-….

8.На юге Дальнего Востока дуют ветры -… ; зимой они дуют с... на..,

а летом – с…на ….

9.Осадки здесь выпадают чаще в виде …. 

10.Самая крупная река Дальнего Востока …. . Она имеет крупные притоки…

11.Реки разливаются во время …

12.Большую часть территории Приморья занимают смешанные леса- …

Эти леса занимают одно из первых мест в России по числу растений и животных, распространенных лишь в данном районе,-… .



2.Объяснение нового материала.

- Тему нашего урока я хочу начать словами поэта Бориса Глушакова:

По склонам сопок тропы вьются круто

Там, в буйных зарослях душистых трав

Могучая, ветвистая лиана

Деревья обвивает, как удав.

Сверкают ильмы, ольхи жмутся к ивам,

И там, где кедры выстроились в ряд,

Густо - зелёный, с палевым отливом

Гирляндами, прижавшись к хвойным гривам,

Нет – нет, да глянет дикий виноград.

Воркуют горлицы, их резким криком

Безмолвная вокруг колышется тайга,

И на заре по крутобедрым пикам

мелькнут то тигр, то рысь, то кабарга…

- У природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, потому что каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира. Вот и вам предлагается сегодня приоткрыть занавес тайны и ещё раз удивиться тому единству и той гармонии, которые встречаются в жизни минералов, климата, почв, растений и животных. Изумиться тому совершенству, имя которому – Природа!

- Для этого мы с вами отправимся в самый удивительный край, загадочный, контрастный: здесь можно увидеть белых медведей и тигров, тундры и широколиственные леса с бархатным деревом и лианами, тяжелые морские льды и лазурные берега теплого моря. Нас ждет Земля, щедрая и суровая, открытая ветрам и наводнениям. Земля вечной мерзлоты и огнедышащих гор. Земля благодатная, заповедная, необычная. И эта Земля называется Дальний Восток.

- В этом крае, действительно, много такого, чего нет больше нигде в России. Природные Дальневосточные уникумы.

-А что же такое «уникум?»- в переводе с лат.- единственный в своем роде, большая редкость.

  • Где еще можно увидеть обвитую виноградом ель, голубую сороку или черную белку?

  • Где еще растут березы: белая, черная, желтая, каменная?

  • Где еще по снегу бродят тигры?

  • Где можно увидеть медведей, зимующих в дуплах деревьев?

  • Где можно любоваться таким увлекательным зрелищем, как медвежья рыбалка на Камчатке?

  • Где можно увидеть огнедышащие горы – вулканы и гейзеры – фонтанирующие источники?

  • Где, как в сказке о Коньке – горбунке, можно из горячего озера прыгнуть в холодное?

Демонстрация слайдов.

Легенда: когда Бог заселял Землю и пролетал над Дальним Востоком, у него порвался мешок с растениями и животными. И на эту далекую территорию выпали звери и семена растений, которые были предназначены как для юга, так и для севера. И потому здесь соседствуют амурский виноград с кедром, уссурийский тигр с северным оленем. Только в этих лесах обитает такое чудо-юдо, как амурский лесной кот. Даурский журавль гнездится тоже только на приамурских болотах. А утка-мандаринка - самая красивая из всего семейства утиных. Только здесь можно встретить амурского тигра, красного волка, леопарда и соболя. Это родина и особенных растений, таких как лотос, женьшень, маньчжурский абрикос, диоскорея… Есть несколько легенд о происхождении названия этого растения-лианы. Греческая легенда гласит, что так называли влюбленную девушку, гибкую, как лиана, и обладающую исцеляющей силой.

-Ребята, а откуда же такое многообразие ПК?

-Зависит ли оно от ГП? (расположен вдоль Тихого океана на 45000 км).

Захватывает несколько климатических поясов- от арктического до умеренного.

-А от геологического строения?

Дальний Восток находится в зоне взаимодействия крупных литосферных плит: Тихоокеанской и Евразийской. Тихоокеанская плита подныривает под континентальную Евроазиатскую. Осадочные породы сминаются в складки, образуя горные сооружения Дальнего Востока, которые протягиваются параллельно побережью Тихого океана).

- Определите геологический возраст территории. (Кайнозойская и мезозойская эры.)



- Мы сегодня еще раз убедились в том, как удивительна природа Дальнего Востока, как богата она ресурсами – от подземного тепла до редчайших лекарственных растений, эндемичных животных.

- Скажите, почему на Дальнем Востоке созданы заповедники?

- Антропогенное влияние на природу Дальнего Востока отразилось во всех его регионах. В связи с освоением природных ресурсов произошли значительные изменения в составе растений и животных. Поэтому многие из них стали редкими, их численность катастрофически сокращается. В частности, на примере Приморья, освоение территории и частые пожары, виной которым чаще всего является человек (брошенная сигарета, непотушенный костер и т.д.), изменили природные ландшафты. Вырубки леса затронули большую часть края и привели к сокращению ареалов многих редких растений и животных: уссурийского тигра (можно встретить только в заповедниках), красного волка, пятнистого оленя, черного аиста. Из растений пострадал тис дальневосточный (занесен в Красную книгу). Хвойные породы после пожаров восстанавливаются очень долго — 180-200 лет, ельники уже нельзя встретить во многих местах Приморья.

- А теперь, ребята, представьте, что вы работники рекламного агентства и получили заказ на рекламу Дальнего Востока. И должны составить рекламные туристические проспекты Дальнего Востока. Всё необходимое у вас имеется, приступайте!



Рефлексия. Учащимся предложены карточки, с помощью которых они демонстрируют своё мнения об уроке.

Подведение итогов. Д/з Параграф 41.

- Мы совершили путешествие по Дальнему Востоку, побывали в самых разных его уголках. Познакомились с основными особенностями природных комплексов края. Все это позволило составить образ Дальнего Востока, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.

- Хотели бы вы побывать на Дальнем Востоке?



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.