Разработка часа общения в 7 классе «Что такое дружба?»

Разработка часа общения в 7 классе

Тема: «Что такое дружба?»

Цель: - формирование личностной и социальной значимости дружбы и товарищества как высших человеческих чувств.

Задачи: - формировать представление о ценностях (материальных и духовных), дружбе, взаимовыручке и взаимопомощи;
- развивать коммуникативные навыки общения;
- способствовать развитию навыков нравственной саморефлексии;
- содействовать развитию дружного, сплоченного коллектива.

Технологии:

- иформационно - коммуникативная технология;
- технология сотрудничества;
- технология критического мышления.

Принципы технологий:

- сотрудничество обучающихся и учителя;
- создание условий для самовыражения обучающегося;
- активная деятельность обучающихся;
- развитие мыслительных способностей.

Методы и приемы:

проблемный, словесный, наглядный, практический.

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.

Оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, толковый словарь В. Даля.


Ход мероприятия:

На столах листочки, ручка, маркеры и фломастеры для каждого ученика, для написания слов, формулировки понятия «Дружба», пазлы из цветного картона, бумага.

Обучающиеся рассаживаются по группам.

Презентация. Слайд №1 .

Учитель: Притча «Снег»

Жили-были два соседа. Пришла зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у того – аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена. На третий день снегу намело – по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа – дорожка уже ровная, прямая, просто загляденье!
Заинтересовался первый: «Послушай, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?»
Второй удивился сначала, а потом засмеялся: «Да я его никогда не убираю – это ко мне друзья ходят!»

(Друзья познаются не только в беде, но и в радости – радуйте их и себя чаще)

Учитель:

- Ребята, почему один сосед каждый день чистил дорожку, а другой нет? (ответы детей)

- Правильно, он был дружелюбный. Приходили друзья и натаптывали дорогу. Как вы думаете, какая тема нашего часа общения? О чем сегодня будем с вами говорить? (о дружбе)

- Как вы считаете, какая цель нашего мероприятия? (раскрытие понятия дружбы) Надеюсь, что вы будете очень внимательными и активными, и в конце нашего общения раскроете понятие «Дружбы». Слайд №2.

Звучит «Песня о дружбе» (исполняют Тонкая Д. и Шестакова Л.)

Учитель: - Добрый день! Сегодня здесь собрались те, для кого дружба не пустой звук, те, кто верит своим друзьям и ждет поддержки и взаимопонимания. Но к сожалению, есть среди нас и те, кто еще не нашел друга, те, кому не на кого положиться в трудную минуту. И я надеюсь, что каждый из вас сделает сегодня маленькое открытие.

- А для начала давайте встанем в круг. Посмотрим друг другу в глаза. Улыбнемся. Скажем, например: «Я желаю тебе хорошего настроения!» Ребята говорят пожелания друг другу. А теперь на счет раз, два, три произнесем дружно хором «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!».

- А это значит, мы желаем друг другу здоровья, удачи и хорошего настроения. Займите, пожалуйста, свои места.

Учитель: - Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Каждый день мы общаемся со множеством людей – это наши одноклассники, учителя, приятели и знакомые по школе, но общение и дружба – это разные вещи. Дружить умеют не все, хороших друзей – единицы, именно поэтому наш сегодняшний классный час посвящен Дружбе.

- Ребята, как вы думаете, что такое ценность? (ответы детей)

Слайд №3. Учитель: Правильно, это какая-то значимость для кого-то. Например, человек может хранить клочок бумаги (записку), дешевое колечко и очень дорожить этими вещами. А зачем ему хранить записку, вещь?

Ответы детей. Они напоминают о чем-то дорогом, о важных событиях жизни.

Учитель: А являются ли ценностями здоровье, дружба, любовь? (ответы детей)

Слайд №4. Учитель: Ценности бывают материальные (предметные) и духовные. Как вы понимаете понятие «материальная ценность»? (ответы детей)

Слайд №5. Учитель: Мы можем сделать вывод, что материальную ценность имеют продукты человеческого труда (товары и услуги), природные богатства и т.д.. - А что для вас означает «духовная ценность»? (ответы детей)

Слайд №6. Учитель: Духовные ценности – это ориентиры поведения людей в различных областях деятельности. Они бывают нравственные, познавательные, политические, религиозные, эстетические. Одни люди предпочитают материальные ценности, другие – духовные.

Учитель: А как вы думаете, дружить легко? (ответы детей)

Учитель: Для того, чтобы друзья были всегда с тобой, надо выполнять Золотое правило нравственности. Кто может его вспомнить? (ответы детей) Слайд №7: Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой.

Слайд №8. Учитель: Еще философы в глубокой древности отмечали «Если ты желаешь, чтобы тебя любили друзья, ты должен делать друзьям добро. Если ты хочешь уважения к себе со стороны какого-нибудь города, ты должен приносить пользу этому городу». (Продик, философ, 5 век до нашей эры)

Учитель: Каждый человек хочет оставить след после себя, хорошие воспоминания, но делать что-то хорошее и полезное для этого хочет не каждый. Задумайтесь! Что вы можете сделать сейчас, чтобы о вас хорошо вспоминали потом? (ответы детей) – выручить друга, а может, вовремя сдать домашнее сочинение по русскому языку, а может, научиться слушать и уважать старших, а может, вовремя убрать класс…

Учитель: Школа – это часть вашей жизни, и в этой части вы тоже можете оставить яркий след и подружиться со многими хорошими и интересными людьми.

- Когда вы с друзьями, любое дело можете сделать намного лучше и эффективнее. И сейчас каждой группе предлагаю построить башню из бумаги, без каких – либо соединительных материалов и приспособлений.

«Вавилонская башня»

(Чистые листы бумаги - 10 шт., без клея, без скрепок построить башню).

- Это задание очень сложное, трудное, но мы постараемся выполнить его.

- Команда – победитель (у кого лучше и быстрее), благодаря чему и кому вы первыми справились? (ответы детей). Сама наблюдаю во время работы. Благодарю детей за дружную работу.

Учитель: Ребята, но иногда среди школьников случаются непредвиденные ситуации, а вот и одна из них. Мне хотелось бы зачитать письмо девочки из далекого города N: «Утром мне не хочется просыпаться. Слышу звонок будильника с какой-то ненавистью, но понимаю: подниматься и идти в школу надо. Сегодня будет опять тоже самое: обсуждение модных курток, импортных пеналов, обмен дисками. В нашем классе ученики, не имеющие американских карандашей, уже не люди, как бы хорошо они не учились. В школе у меня нет друзей, и это только потому, что родители не могут мне купить ни дорогих ручек, ни каких-то фирменных вещей. Неужели так будет продолжаться и дальше?».

- Вам жаль эту девочку? (ответы детей) Что вы думаете о ее одноклассниках? (ответы) Какие ценности им близки? (ответы) Всегда ли материальные ценности главнее духовных? Как вы думаете, заменит ли очередная безделушка живое, веселое общение с другом? (ответы детей).

Учитель: Ребята, а вы сталкивались с тем, что многих друзей выбирают по одежке? (ответы детей) Я желаю вам верных, внимательных, отзывчивых, толерантных друзей.

«Дружба – это бескорыстная стойкая «приязнь» - так определяет дружбу Владимир Даль (портрет) в своем знаменитом Толковом словаре (показ словаря). И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Учитель: Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много? (размышления ребят)

Учитель: Друзей у человека много не бывает, и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их.

Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник. А как бы вы эти слова расположили по степени возрастания? Работа в группах

Учитель: Проверим себя по образцу (Слайд №9: Знакомый, приятель, товарищ, друг).

Учитель: А теперь потренируемся в умении различать, когда и какое слово нужно употребить. (Учитель читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово).

- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать …. знакомый.

- О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете …приятель.

- Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете…товарищ.

- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете …друг.

Учитель: Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Сложно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Ребята, какие вы знаете пословицы о дружбе? Родители и учителя, а какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе? (ответы)

Слайд №10: Учитель: - Обратите внимание на пословицы:

  • Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

  • Друга иметь – себя не жалеть.

  • Друг познается в беде.

  • Друга не купишь за деньги.

  • Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.



Учитель: Мы сейчас проиграем ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подскажет, как вести себя в этой ситуации и опишите свои действия.

Учитель: Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей? Как вы оцениваете поступок Наташи?

Наташа сказала: «Костя, я не выучила басню Крылова «Стрекоза и муравей». Скажи учительнице, что и ты не выучил». Костя опешил и не успел высказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и его первым вызвали к доске. Пришлось ему с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа же сказала: «Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну». (Обучающиеся разыгрывают сценку по ролям)

Учитель: Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования? Какую пословицу можно подобрать? (ответы детей).

Учитель: этот случай следует рассматривать как проявление Лжетоварищества. Прежде всего, человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования. Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи им подчинялись. Высокомерие, эгоизм мешают установлению доверительных отношений.

- Ребята, а вот ещё одна ситуация для размышления. Послушайте и скажите: как бы вы вышли из этой ситуации?

Твой друг получил приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к нему и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего, кроме зависти. Ты сам рассчитывал получить награду и не можешь пережить успех друга (ответы детей).

Вывод: Если ты настоящий друг, в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.

- Накануне нашего часа общения я предложила вам написать сочинение и заполнить анкету о дружбе. Выдержки из сочинений 7 «в» класса

Физкультминутка:

Учитель: А сейчас мы немного отдохнем. Я буду произносить фразы, и если вы относите себя к следующей категории, необходимо хлопнуть в ладоши.

  • Хлопают все присутствующие

  • Только девочки

  • Только мальчики

  • Только те, кто хорошо учится

  • Только те, кто не любит каникулы?

  • Только те, кому нравится играть в футбол

  • Только те, у кого сегодня прекрасное настроение.



Учитель: Следующая игра, в которую я предлагаю сейчас сыграть, называется «Братство кольца». На столах разложены пазлы. Каждый выбирает себе пазл, можно два. Напишите те качества, которые вы цените, без которых дружба состояться не может. Слайд №11 .

Ребята пишут на пазлах качества. Далее склеивают пазлы, зачитывают. Затем задание: окольцевать друг друга.

Учитель: А сейчас вы должны оказаться внутри кольца, т.е. окольцевать друг друга. Объединитесь!

«Братство кольца»

Учитель: Я желаю, чтобы у каждого из вас был друг с такими качествами, и чтобы вы в самих себе развивали эти положительные и такие нужные для дружбы качества характера.

Учитель: В завершении нашей встречи предлагаю игру («Мафия»):

(5 – 6 ребят, один из них ведущий, остальные по очереди говорят «Я - твой друг!») Задача ведущего: по интонации голоса, по словам угадать, кто твой друг.

Итог занятия: Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?

Ребята, вот и подошла к концу наша встреча. Мне хотелось бы закончить наше занятие «Что такое дружба?» и подвести итог. А поможет нам добрый снеговик.

- Сейчас на дворе зима. В детстве все лепили снеговика. Один никто, наверное, не лепит. Мы сегодня вместе слепим снеговика. Снеговик – символ нашей дружбы!

- На столе у вас лежат снежинки. Я попрошу вас написать на них, что такое дружба.

- А сейчас я попрошу каждого из вас зачитать и подарить эти снежинки снеговику.

Получился очаровательный снеговик, символизирующий наш класс!!! И я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им.

Стихотворение: Л. Измайлов «Что такое дружба?» (в исполнении ученицы класса)

Слайд №12 .

Песня «Совершите чудо»

Музыка: Евгения Птичкина Слова: Михаила Пляцковского

(учитель исполняет песню вместе с детьми)



7 «в» класс (17.12.2013 г.)

Предполагаемый результат:

- развивать умение аргументировать свою точку зрения;
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
- приобретать навыки работы в сотрудничестве;
- для решения проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.





Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.