Рабочая программа «Экономика» 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2 г. Торжка»

Рассмотрено

на заседании кафедры

Протокол №___________

От_______________2014

Руководитель кафедры

______________________


Согласовано

На научно-методическом совете гимназии

Протокол № __________

От______________2014г

Зам. директора гимназии

______________________


Утверждаю

Директор

МБОУ «Гимназия №2»

_____________________

Приказ от__________

№ _________






Рабочая программа

По учебному предмету

«Экономика»

10 класс

Профильный уровень







Разработана учителем

Чижовой И.А.













2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Сведения о программе

Рабочая программа по экономике для 10 класса создана на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования;

  • образовательной программы по экономике среднего(полного)образования, утвержденной приказом МБОУ «Гимназия №2» 8 августа 2012 года № 101;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

  • УМК для общеобразовательных учреждений: Р.И.Хасбулатов, Т.Л.Дихтяр, И.В.Липсиц

  • школьного учебного плана.


2.Цели и задачи обучения экономике на профильном уровне.

Цели программы:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • освоение на профильном уровне знаний об экономической деятельности людей, экономике России, овладение умением подходить к событиям  общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и  предпринимательской деятельности.


Задачи программы:

  • Освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации \ фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования

  • Овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа

  • Развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;

  • Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • Формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.

3.Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно в федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение экономики в 10 классе отводится 2 часа в неделю - 68 часов в год, из них на контрольные работы отводится 3 часа, на тестирование-4часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИКА

№№

пп

Тема

Содержание

Кол-во часов

Планируемый предметный результат

Контроль уровня обучения

1

Введение. Экономика и экономическая система государства - 8 ч

Главные вопросы экономики. Факторы производства и производительность труда. Международное разделение труда. Исторические типы экономических систем. Основные формы общественного хозяйства. Методы регулирования :прямые и косвенные. Структура и строение рыночной и смешанной экономики.

8

Знать: что изучает экономическая наука, развитие экономической теории А.Смита, главные процессы экономического развития, роль МРТ. типы экономических систем, их преимущества и недостатки, методы регулирования

Уметь: вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения по вопросам экономического развития страны анализировать различные источники знаний по формированию экономических систем

Тест №1 «Виды экономических систем»

2

Рынок и Рыночный механизм.


Понятие о рынке. Спрос, виды, функции. Величина и эластичность. Кривая спроса. Предложение, Закон предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения. Цена товара, функции цен, концепция английского экономиста Д.Рикардо, ценовой механизм и стоимость товара, альтернативная и добавленная стоимость.

12

Знать: формирование спроса и предложения на рынке . что такое цена и каковы её функции, факторы, влияющие на ценообразование, виды цен на современном рынке, концепции альтернативной стоимости;

Уметь: анализировать графики «Кривая спроса и предложения», «Равновесная цена»

раскрывать содержание понятии по теме урока, приводить примеры, решать задачи;

готовить презентации по теме урока,

Контрольная работа №1 по теме «Рынок и рыночные отношения»

3

Производители и потребители в условиях рыночной экономики


Ценовая и неценовая конкуренция, историческая эволюция предпринимательства и формирование современных рыночных структур, четыре модели рынка: рынок совершенной конкуренции, чистая монополия, монополистическая конкуренция рынок олигополии. Антимонопольная политика. Структура доходов: первичные, вторичные. Закон Энгеля, классификация расходов семьи. Сбережения и их виды. Виды и формы заработной платы.

13

Знать: виды конкуренции и типы рынков, структуру доходов и расходов семей в развитых странах и в России, сущность закона Энгеля

Уметь: строить и анализировать диаграммы, таблицы, схемы анализировать антимонопольное законодательство и деятельность (ФАС)

Тестирование№2

«Производители и потребители в условиях рыночной экономики»

4

Финансовая система государства -

Формирование современной банковской системы классификация банков, кредитная деятельность, депозиты, денежная масса ,денежный рынок, инвестиционный капитал Фондовая биржа, причины её появления, задачи, характер деятельности. Фондовый рынок. Страхование, классификация страховых услуг.

17

Знать: деятельность современной банковской системы, принципы кредитования, преимущества пластиковых кредитных карт, формирование денежной массы в стране; роль биржи в экономике, инвестиционные ресурсы, деятельность брокеров и дилеров

Уметь: решать задачи по теме «Банковская деятельность»; объяснять многочисленные денежные операции объяснять деятельность рынка ценных бумаг, роль внебиржевой торговли, страховых услуг

Тест №3 «Банки и структура денежной массы»


Контрольная работа №2 по теме : «Финансовая система государства»

5

Фирма. Менеджмент. Маркетинг.

Историческая эволюция фирм, виды современных фирм, их преимущества и недостатки, формирование прибыли. Менеджмент и маркетинг, банкротство фирмы. Факторы, влияющие на формирование систем управления и изменения их типов.

18

Знать: преимущества и недостатки больших и малых фирм ,основные формы коммерческих предприятий в Российской Федерации

Уметь: решать задачи по расчетам чистой прибыли, издержек фирмы, строить графики

Тест №4 «Фирма и конкуренция»



Итоговая контрольная работа.





Требования к уровню подготовки учащихся.

Предметные знания и умения

- роль, которую играют в рыночной экономической системе ее субъекты;

- место государства в экономике, причины и пределы эффективности его участия в экономической жизни;

- механизмы рыночной экономики, ее макроэкономические индикаторы, значение сбережений и инвестиций, налоговую систему;

- причины возникновения безработицы, ее виды, связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;

- сущность и механизм функционирования денежной системы, роль Центрального банка, коммерческих банков, финансовых рынков;

- движущие силы и основные закономерности экономического роста;

- основные проблемы мировой экономики, международной торговли и системы платежей, протекционизма и либерализма, интеграции и интернационализации экономических связей;

- функции денег, 
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:

А)возросшими требованиями к застройщикам;

Б)ростом доходов населения;

В)сокращением издержек производства нового жилья;

Г)субсидированием строителей.

3. На рисунке отражена ситуация на рынке мобильных телефонов: линия спроса D переместилась в новое положение Dl (Р — цена товара, Q — величина спроса товара).

Перемещение кривой спроса D в новое положение D1 может быть вызвано прежде всего:
А) усилением конкуренции производителей;
Б) уменьшением издержек производства;
В) совершенствованием технологии производства мобильных телефонов;
Г) ростом доходов потребителей.


2. На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением свежевыловленной рыбы: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — величина предложения товара).

Это изменение может быть связано прежде всего:

А)с совершенствованием технологии разведения рыбы;

Б)с приближением сезона отпусков работников рыбных хозяйств;

В)с популяризацией в СМИ блюд из рыбы и изданием книг о здоровой пище;

Г)с повышением цен на другие продукты, содержащие белок.

3. На рисунке отражена ситуация на рынке автомобилей: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — величина спроса товара).

Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
А) ростом доходов населения;
Б) введением единого налога для производителей;
В) снижением цен за проезд в автобусах и троллейбусах;
Г) увеличением объема услуг общественного транспорта.

















Контрольная работа №2 по теме «Финансовая система государства»


A1. Центральный банк, в отличие от коммерческих банков 1) осуществляет финансовые операции 2) производит эмиссию денег 3) участвует в торгах на валютной бирже 4) работает с вкладами граждан и фирм.

A2. В банковскую систему РФ входят 1) финансы предприятий 2) местные бюджеты 3) страховые компании 4) организации социального обеспечения

A3. Норма банковских резервов устанавливается 1) Правительством РФ 2) Президентом РФ 3) Банком России 4) каждым банком самостоятельно

A4. К функциям центрального банка в отличие от коммерческих банков относится 1) проведение расчетов и платежей в хозяйстве 2) посредничество в кредите 3) аккумуляция и мобилизация денежного капитала 4) управление золотовалютными запасами страны

А5. Деньги выполняют четыре функции: средства обращения, средство производства, средства платежа, средства накопления. 1) верно 2) неверно.

А6. Товарные деньги имеют внутреннюю ценность. 1) верно 2) неверно.

А7. Когда человек ежемесячно откладывает по 1 у.е. на приобретение стиральной машины, то деньги выполняют функцию накопления. 1) верно 2) неверно.

А8. Когда вы раздумываете, сможете ли купить шубу за 1 у.е., то деньги выполняют функцию обмена. 1) верно 2) неверно.

В1.Государственные финансы – это:

а) финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями и организациями;

б) денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государственных предприятий;

в) денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием фонда денежных средств, находящегося в распоряжении государства и использованием его на различные потребности общества.

В2.В состав государственных финансов включаются:

а) государственный кредит;

б) государственные эмиссии;

в) семейный бюджет;

г) финансы предприятий и организаций.

В3.Бюджетная система – это:

а) свод бюджетов всех уровней;

б) организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры и взаимосвязи объединенных в ней бюджетов;

в) совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, основанная на экономических отношениях и правовых нормах.

В4.К функциям бюджета относится:

а) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

б) самостоятельность всех бюджетов;

в) эффективность и экономичность использования бюджетных средств;

г) сбалансированность бюджета.

В5.Расходы государственного бюджета – это:

а) экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями и организациями;

б) экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием.

С.Напишите эссе по одной из предложенных тем.

С1. Считается, что любовь к деньгам — корень всех бед. То же можно сказать и про отсутствие денег. Батлер С.

С2. Деньги портят характер. Ремарк Э. М.

С3. Деньги — нерв войны. Цицерон

С4. Деньгами надо управлять, а не служить им. Сенека





Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.

Часть А.

  1. Задачей экономики как науки является:

  1. Заключение предпринимательской сделки,

  2. Разработка способов достижения сбалансированности госбюджета,

  3. Управление качеством производимой предприятием продукции,

  4. Использование машин и оборудования.

  1. Решение главных вопросов экономики направлено на

  1. Борьбу с монополизацией экономики,

  2. Эффективное распределение и использование ресурсов,

  3. Повышение стоимости основных факторов производства,

  4. Снижение уровня конкуренции в отдельных отраслях.

  1. Экономическая жизнь общества включает

  1. Исследование последствий изменения климата,

  2. Определение полномочий местных органов самоуправления,

  3. Выбор способов снижения затрат производства,

  4. Разработку принципов формирования правового государства.

  1. Что характерно для предприятия любой формы собственности:

  1. Обладает экономической самостоятельностью,

  2. Выплачивает налоги,

  3. Имеет право выпускать ценные бумаги,

  4. Привлекать работников к управлению

  1. Условием успешности рыночного регулирования экономики является:

  1. Постоянный рост объемов производства,

  2. Многообразие форм собственности,

  3. Устранение неравенства потребителей,

  4. Стабильность цен.

  1. Одним из условий повышения производительности труда работников является:

  1. Платежеспособность населения,

  2. Цикличность производства,

  3. Разделение труда,

  4. Снижение затрат производства.



  1. Мебельная фабрика по договору передала в аренду строительному кооперативу часть свободных помещений сроком на пять лет. Пример иллюстрирует право собственника

  1. Распоряжаться,

  2. Владеть,

  3. Наследовать,

  4. Пользоваться.

  1. Работники предприятия, выполняя задания общего трудового плана, не привлекаются к участию в управлении производством и распределения дохода. Это характерно для деятельности предприятия:

  1. Государственного,

  2. Индивидуального частного,

  3. Акционерного,

  4. Кооперативного.

  1. Рыночная экономика предполагает участие потребителей в

  1. Установлении рыночной цены товаров,

  2. Распределении производственных ресурсов,

  3. Выборе методов кредитования предприятий,

  4. Определении налоговых льгот.

  1. Верны ли суждения?

А) Разделение труда способствует повышению его производительности.

Б) Росту объемов производства способствует увеличение налогов на производителя.


1) верно только А,

2) Верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения не верны



Часть В.

  1. Напишите слово, пропущенное в схеме:


Главные вопросы экономики







Что производить


……


Для кого производить


  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, кроме одного, относятся к понятию «собственность». Укажите лишнее.

Национализация, аренда, квалификация, имущество, дивиденд, ценные бумаги, владение.


  1. Найдите в приведенном списке отличительные характеристики рыночной экономики:

  1. Связано со сводным ценообразованием,

  2. Осуществляется экономическими методами,

  3. Использует механизм налоговой политики,

  4. Основано на законе,

  5. Обеспечивает подчинение экономических институтов государству.


  1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие положения носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

1. Рост цен в стране Z в зимние месяцы оказался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. 2. Инфляция составила 2,1% (3,4% за зиму предыдущего года). 3. Скорее всего, замедлению показателя способствует снижению цен на нефть на мировых торговых площадках. 4. Возможно, сыграла свою роль в статистике и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке.

  1. Установите соответствие:


Примеры


Факторы производства

А

Токарный станок,

1

Земля

Б

Каменный уголь,

2

Труд

В

Наладчик оборудования,

3

Капитал

Г

Офис фирмы,



Д

Менеджер




Часть С.

  1. Какой смысл вкладывают экономисты в понятие «специализация»? Составьте три предложения, раскрывающих суть данного понятия.

  1. В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы в стране Z? Сформулируйте три вопроса для получения дополнительной информации.

  2. Вам поручено подготовить развернутый ответ по вопросу «Фирма в экономике». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.


Добавить комментарий